Как научить ребенка писать сочинение
статья на тему

Чагдурова Надежда Хандуевна

(рекомендации родителям)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как научить ребенка писать сочинение

(рекомендации родителям)

Чагдурова Н.Х.

Сочинение – творческая письменная работа ученика на заданную тему.

Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у ребенка - задача важная, но очень непростая. Задания, которые я даю детям  обеспечивают выработку ясного логического мышления, обогащают устную речь и резко повышают коммуникативные возможности, приучают находить интересное в обыденном, чувствовать родной язык, получать эстетическое наслаждение от литературы и просто от языка. Образная, яркая, логично построенная речь - основной показатель интеллектуального уровня ребенка.

Если объединить все сочинения, написанные среднестатистическим учеником за школьную жизнь, то получится довольно увесистый двухтомник.

В процессе обучения в школе учащиеся должны овладеть навыками написания сочинений нескольких видов.

По источнику материала для работы сочинения бывают на основе собственного опыта, проведённой экскурсии, прочитанной книги или впечатлений от произведения живописи.

По степени самостоятельности письменные опусы могут быть индивидуальные и групповые. Что касается последних, то эта форма чаще всего используется в младших классах, когда детям ещё сложно самостоятельно организовать свои мысли и впечатления. Постепенно ученик учится писать индивидуальные работы.

По жанру выделяются описания, повествования и рассуждения. В начальных классах используется жанр повествования с элементами описания. Связано это с тем, что в повествовании говорится о каких-то действиях, и детям довольно легко справиться с сюжетными линиями. Для описания нужны более сложные навыки, в частности, наблюдательность. Ведь от ученика требуется указать признаки того или иного явления, героя, а для этого нужна внимательность. Что касается рассуждения, то этот жанр требует логического вплетения в работу своих личных суждений, поэтому такие сочинения пишут уже в старшей школе.

По стилю творческие работы могут быть обиходно-бытовыми, обиходно-деловыми, документальными, научными и публицистическими. Стиль сочинения выбирается соответственно жанру и тематике.

В сочинении обязательно должен быть план

Многие дети с недоумением задают вопрос: а зачем нужен в сочинении план, если и так понятно, что нужно писать. Задача учителя и родителей в том, чтобы объяснить школьнику, что без плана сочинение не получится. Вернее, получится текст с хаотичным изложением мыслей. Грамотно сделанная творческая работа должна быть структурирована, чтобы читателю было легко осознавать прочитанное, с одной стороны, и тема была полностью раскрыта – с другой. Поэтому легче писать сочинение, если есть план.

Обычно он состоит из трёх частей: вступления, основной части и заключения. Во введении следует аргументировать выбор темы, во второй части – изложить суть работы, а в заключении – подвести итоги всему вышесказанному. Для каждого жанра эти пункты дополняются в соответствии с рекомендациями педагога.

Научившись работать с планом, ребёнок сможет быстро справляться с задачей написания сочинения.

Васильева Жанна

5 Б класс

Фитя

Моя любимая игрушка- это белый тигренок. Он небольшого размера, где-то пятнадцать сантиметров. Один хвостик  длиною восемь сантиметров. Его украшают черные полоски, розовый носик и глаза- бусинки. Своего тигренка я назвала Фитей.  Его подарила мне моя подруга, когда мне исполнилось пять лет. Эта игрушка всегда со мной, даже тогда, когда я езжу в путешествие во время летних каникул.

Гыргенов Костя,

5 В класс

Моя картина

В моей комнате висит большая картина. В первый раз, когда я увидел ее, мне понравилось изображение больших, красивых гор и фигура снежного барса. От нее веяло силой, смелостью и простором.

 У картины рамочка золотистого цвета. Она висит над моей кроватью.

Дорога она мне тем, что на ней все мои награды, медали, завоеванные на разных соревнованиях.

Когда я на нее смотрю, я вспоминаю все свои победы и горжусь ими. Я верю, что барс придает мне силы, и я хочу вырасти таким же бесстрашным, как он.

Кузьмина Саша,

5 В класс

Мой любимый Шарик

Когда мне исполнилось четыре года, мама мне подарила плюшевую собачку. Она очень похожа на моего Шарика.

Шарик- это мой песик, которого больше нет. Мы с ним любили  вместе играть, он понимал меня и всегда ждал. Когда я возвращалась домой, он прыгал на задних лапках, старался лизнуть меня, вилял своим хвостиком. Главное, он был белый и пушистый, как снег.

И вот плюшевая собачка, которую мне подарила мама, очень похожа на моего Шарика. И сейчас эта игрушка очень для меня дорога. Когда я ложусь спать, я обнимаю свою плюшевую собачку и знаю, что в эту ночь мне обязательно приснится мой любимый Шарик. Наверное, это грустная история, и она, навсегда останется со мной.

Орлов Данила,

5 В класс

Любимый водопад

Мой дедушка - большой мастер. Он сделал своими руками водопад. Чтобы сделать его, нужен был материал. И мой дедушка поехал на курорт Аршан, насобирал там много красивых камушек  на берегу горной реки. Они были разных размеров и цветов: серые, белые, коричневые, зеленоватые, изумрудные. Каждый камень он отточил на специальном точильном станке и придавал ему нужную форму. А затем он их покрывал лаком.

А чтобы водопадик был еще красивее, к нему приклеили несколько красивых ракушек с Черного моря. Таким образом, в моем домашнем водопаде есть душа  Байкала и Черного моря.

 Мне нравится слушать, как журчит вода, которая стекает сверху по этим камням. Это очень красиво!

Цыренова Эржена.

5 В класс

Мой бантик

У каждого человека есть любимый предмет, к которому он относится с большой любовью. У многих ребят это игрушки, домашние животные, а у меня  любимый предмет- это бантик.

Мой бантик выглядит, как конфета. Он  розового  цвета, на нем - разноцветные кружочки. В первый раз, когда я увидела его в магазине, он мне так понравился. Я попросила маму купить его, но она сказала, что купим позже.  Я очень расстроилась. Но мне хотелось иметь этот бантик. И вот свершилось чудо. Ко мне на каникулы приехала подруга Рита, с которой мне интересно дружить и общаться. И вот моя подруга привезла и подарила мне точно такой бантик. Я была очень рада. Сегодня этот  бантик так дорог мне, потому что он мне нравится и напоминает о лучшей подруге, которую я всегда жду. Вот так случается в жизни.

Рекомендации родителям

Не разрешайте ребёнку писать сразу в чистовик — так у вас не будет возможности проверить и направить мысль в нужное русло

Работа родителей с ребёнком на предмет тренировки навыка писать сочинение должна строиться на основании возраста вашего школьника. Но всё же есть и общие для любого класса советы:

обязательно донесите до сознания своего малыша то, что он должен внимательно записать не только тему сочинения, но и выслушать рекомендации учителя относительно требований к написанному (особенно это касается жанра работы, ведь очень часто ученик получает низкую оценку из-за того, что вместо повествования сделал описание или в описании перешёл на рассуждение);

ни в коем случае не поддавайтесь соблазну сделать работу вместо ребёнка (это его творчество, там не должно быть чужих мыслей, даже если это идеи мамы или папы!), проявите терпение, если малыш долго настраивается или несколько раз перефразирует;

используйте черновик (написание сочинения – творческий процесс, поэтому возможны ошибки, которые ребёнок захочет исправить в процессе письма или по окончании);

стимулируйте мыслительную активность ребёнка (если вашему ученику трудно сосредоточиться на какой-то теме, натолкните на какие-то сопутствующие детали, например, если нужно написать о том, как прошло его лето, напомните о самом сильном летнем впечатлении, например, походе в заброшенную пещеру);

избегайте плагиата (очень важно, чтобы ребёнок учился излагать свои мысли, даже если кто-то уже удачно высказался на эту тему, к тому же, списывая чужие тексты, школьник никогда не научится мыслить самостоятельно).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребёнка писать без ошибок?

Почти 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это — повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?...

План-конспект урока в 5 классе "Как научиться писать сочинение-рассуждение"

План - конспект урока в 5 классе "Как научиться писать сочинение-рассуждение"...

Как научить ребёнка писать без ошибок?

Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из детей, имеющих проблемы с грамотностью, 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже...

Ташлыков. Как научиться писать сочинение

Ташлыков С.А. Сочинение: секреты жанра: Учебное пособие. – Иркутск:Иркут. ун-т, 2001. – 103 с.Данное пособие основано на личном опыте автора, ряд лет работаю-щего в приемных комиссиях высш...

Элективный курс "Как научиться писать сочинение" (11-12 класс)

Курс «Как научиться писать сочинение» призван научить азам письменной работы, в которой учащийся в различной форме излагает свое мнение, видение....

Как научиться писать сочинения.

Статья содержит рекомендации  по написанию сочинения...