Главные вкладки

    Памятка " Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте"
    материал на тему

    Информация для родителей и педагогов

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Cамостоятельность — казалось бы, такое знакомое слово, а как определить, что же это на самом деле такое? Обычно самостоятельным называют человека, который сам умеет:

    — ставить цели в различных жизненных сферах и добиваться их;

    — справляться с трудностями и принимать решения в важных ситуациях;

    — определять границы своих возможностей и просить необходимую помощь.

     Настоящий рывок самостоятельность делает в подростковом возрасте, в период кризиса, который обычно связывают с началом взросления. Это и понятно, ведь взросление опирается на растущую самостоятельность. В этой важной «точке» мощного развития самостоятельности ребенка из благополучной семьи любящих, внимательных родителей может ждать сюрприз — подросток резко меняется. Самые хорошие, правильные родители не застрахованы от того, что дети будут «выкидывать коленца» в борьбе за самостоятельность, потому что начало ее проявления обычно связано с отрицанием чего-либо. Для создания оптимальных условий мы предлагаем работу с памяткой для родителей. В ней описаны 4 этапа развития самостоятельности. В жизни эти этапы могут идти по-разному и занимать разные по длительности временные промежутки. Но существует оптимальное время для каждого периода.

    Поскольку в памятке представлено описание каждого этапа типичных поведенческих проявлений, по ним родителю можно определить, на каком этапе находится подросток и оптимальную продолжительность каждого этапа.

    В случаях, когда наблюдается сильное отставание в развитии самостоятельности, подростку потребуется помощь психолога. Если подросток находится на этапе, соответствующем его возрасту, нужно обратить внимание на то, какие воздействия со стороны родителей или учителей необходимы, а также что ему самому надо освоить, чтобы перейти на новый уровень развития самостоятельности.

    Вы можете сами оценить, на каком этапе развития самостоятельности сейчас находится ваш ребенок.

    1 этап

    «Нужна ли мне самостоятельность?»

    5 класс - становится непослушным и негативным,

    - сопротивляется проявлению заботы о нем и контроля,

    - детские желания и поступки.

    Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:

    - терпеливо проявлять внимание, участие,

    - акцентировать внимание на положительных качествах,

    - осуществлять поддержку,

    - повышать уверенность в себе,

    - обсуждать начало взросления.

    2-й этап

    «Требую самостоятельности, хотя не знаю что это такое»

    6-7 классы - борется за свою независимость,

    - закрывается в комнате,

    - настаивает на правах, игнорирует обязанности,

    - часто не следит за своей речью, может обидеть.

    Для успешного прохождения и оптимизации развития

    - обсуждать необходимость равновесия прав и обязанностей (количество прав равно количеству обязанностей),

    - сохранять спокойствие при эмоциональных вспышках подростка,

    - прощать и отделять реальные чувства от слов,

    - осуществлять поддержку.

    3-й этап

    «Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею»

    8-9 классы - есть свое мнение, не всегда верное,

    - считает именно свое мнение истинно верным,

    - не считается с мнением родителей,

    - поступает так, как хочет,

    - есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.),

    - считает, что он все может и с ним ничего не может случиться ( не заботится о безопасности).

    Для успешного прохождения и оптимизации развития - аргументировать запреты:

    - обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия ( испортишь здоровье, можешь попасть в плохую компанию, с тобой может случиться что-то плохое),

    - считаться с мнением подростка (иначе он не будет считаться с вашим),

    - не считать свою позицию на 100% правильной,

    - поддерживать его, хвалить (возможно, иногда не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе),

    - не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив),

    - в спорах пытаться договориться.

    4-й этап

    «Проявляю самостоятельность»

    9-11 классы

    - прислушиваются к мнению родителей,

    - сами просят советов,

    - понимают свои реальные возможности,

    - пытаются сами договориться,

    - воспринимают какие-то черты, качества родителей как пример для подражания,

    - действуют самостоятельно,

    - переносят самостоятельность из семьи на профессиональную деятельность (учеба, работа).

    Для успешного прохождения и оптимизации развития

    - поддержать подростка в его начинаниях, завышать оценку его успехов (для мотивирования его к действиям, к еще большим успехам),

    - предоставить ему право брать на себя ответственность за свои поступки, за свою жизнь,

    - минимизировать контроль,

    - быть внимательным к просьбам, самостоятельным решениям.

    Подготовила:

    С.Д. Мубаракова, социальный педагог

    Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

    «Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте»

                                         г. Когалым


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятка для родителей "Первые проблемы подросткового возраста"

    Советы родителям о воспитании подростков...

    Памятка для родителей "Первые проблемы подросткового возраста"

    Памятка о поведенческих изменениях, происходящих с детьми, переходящими в подрастковый период. Будет полезна для классных руководителей 5-6 классов.Оригинал создан в программе Microsoft Publisher, мог...

    Особенности развития детей старшего подросткового возраста

    Особенности развития детей старшего подросткового возраста...

    Памятка для родителей "Первые проблемы подросткового возраста"

    Памятка для родителей "Первые проблемы подросткового возраста"...