Памятка " Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте"
материал на тему
Информация для родителей и педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Cамостоятельность — казалось бы, такое знакомое слово, а как определить, что же это на самом деле такое? Обычно самостоятельным называют человека, который сам умеет:
— ставить цели в различных жизненных сферах и добиваться их;
— справляться с трудностями и принимать решения в важных ситуациях;
— определять границы своих возможностей и просить необходимую помощь.
Настоящий рывок самостоятельность делает в подростковом возрасте, в период кризиса, который обычно связывают с началом взросления. Это и понятно, ведь взросление опирается на растущую самостоятельность. В этой важной «точке» мощного развития самостоятельности ребенка из благополучной семьи любящих, внимательных родителей может ждать сюрприз — подросток резко меняется. Самые хорошие, правильные родители не застрахованы от того, что дети будут «выкидывать коленца» в борьбе за самостоятельность, потому что начало ее проявления обычно связано с отрицанием чего-либо. Для создания оптимальных условий мы предлагаем работу с памяткой для родителей. В ней описаны 4 этапа развития самостоятельности. В жизни эти этапы могут идти по-разному и занимать разные по длительности временные промежутки. Но существует оптимальное время для каждого периода.
Поскольку в памятке представлено описание каждого этапа типичных поведенческих проявлений, по ним родителю можно определить, на каком этапе находится подросток и оптимальную продолжительность каждого этапа.
В случаях, когда наблюдается сильное отставание в развитии самостоятельности, подростку потребуется помощь психолога. Если подросток находится на этапе, соответствующем его возрасту, нужно обратить внимание на то, какие воздействия со стороны родителей или учителей необходимы, а также что ему самому надо освоить, чтобы перейти на новый уровень развития самостоятельности.
Вы можете сами оценить, на каком этапе развития самостоятельности сейчас находится ваш ребенок.
1 этап
«Нужна ли мне самостоятельность?»
5 класс - становится непослушным и негативным,
- сопротивляется проявлению заботы о нем и контроля,
- детские желания и поступки.
Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:
- терпеливо проявлять внимание, участие,
- акцентировать внимание на положительных качествах,
- осуществлять поддержку,
- повышать уверенность в себе,
- обсуждать начало взросления.
2-й этап
«Требую самостоятельности, хотя не знаю что это такое»
6-7 классы - борется за свою независимость,
- закрывается в комнате,
- настаивает на правах, игнорирует обязанности,
- часто не следит за своей речью, может обидеть.
Для успешного прохождения и оптимизации развития
- обсуждать необходимость равновесия прав и обязанностей (количество прав равно количеству обязанностей),
- сохранять спокойствие при эмоциональных вспышках подростка,
- прощать и отделять реальные чувства от слов,
- осуществлять поддержку.
3-й этап
«Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею»
8-9 классы - есть свое мнение, не всегда верное,
- считает именно свое мнение истинно верным,
- не считается с мнением родителей,
- поступает так, как хочет,
- есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.),
- считает, что он все может и с ним ничего не может случиться ( не заботится о безопасности).
Для успешного прохождения и оптимизации развития - аргументировать запреты:
- обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия ( испортишь здоровье, можешь попасть в плохую компанию, с тобой может случиться что-то плохое),
- считаться с мнением подростка (иначе он не будет считаться с вашим),
- не считать свою позицию на 100% правильной,
- поддерживать его, хвалить (возможно, иногда не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе),
- не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив),
- в спорах пытаться договориться.
4-й этап
«Проявляю самостоятельность»
9-11 классы
- прислушиваются к мнению родителей,
- сами просят советов,
- понимают свои реальные возможности,
- пытаются сами договориться,
- воспринимают какие-то черты, качества родителей как пример для подражания,
- действуют самостоятельно,
- переносят самостоятельность из семьи на профессиональную деятельность (учеба, работа).
Для успешного прохождения и оптимизации развития
- поддержать подростка в его начинаниях, завышать оценку его успехов (для мотивирования его к действиям, к еще большим успехам),
- предоставить ему право брать на себя ответственность за свои поступки, за свою жизнь,
- минимизировать контроль,
- быть внимательным к просьбам, самостоятельным решениям.
Подготовила:
С.Д. Мубаракова, социальный педагог
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма
«Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте»
г. Когалым
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности развития памяти в подростковом возрасте"
Курсовая работа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/25/picture-540574-1485373828.jpg)
Памятка для родителей "Первые проблемы подросткового возраста"
Советы родителям о воспитании подростков...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/31/picture-335522-1472660380.jpg)
Памятка для родителей "Первые проблемы подросткового возраста"
Памятка о поведенческих изменениях, происходящих с детьми, переходящими в подрастковый период. Будет полезна для классных руководителей 5-6 классов.Оригинал создан в программе Microsoft Publisher, мог...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/15/picture-790989-1463340620.jpg)
Особенности развития детей старшего подросткового возраста
Особенности развития детей старшего подросткового возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/24/picture-982322-1551016184.jpg)
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПЕРВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА».
Рекомендации родителям детей подростков....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/05/picture-1170637-1570292050.jpg)
Памятка для родителей "Первые проблемы подросткового возраста"
Памятка для родителей "Первые проблемы подросткового возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/02/picture-1335961-1622636472.jpg)
Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте
Информация адресована родителям, законным представителям, а также педагогам, работающим с детьми подросткового возраста...