Памятка " Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте"
материал на тему

Информация для родителей и педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Cамостоятельность — казалось бы, такое знакомое слово, а как определить, что же это на самом деле такое? Обычно самостоятельным называют человека, который сам умеет:

— ставить цели в различных жизненных сферах и добиваться их;

— справляться с трудностями и принимать решения в важных ситуациях;

— определять границы своих возможностей и просить необходимую помощь.

 Настоящий рывок самостоятельность делает в подростковом возрасте, в период кризиса, который обычно связывают с началом взросления. Это и понятно, ведь взросление опирается на растущую самостоятельность. В этой важной «точке» мощного развития самостоятельности ребенка из благополучной семьи любящих, внимательных родителей может ждать сюрприз — подросток резко меняется. Самые хорошие, правильные родители не застрахованы от того, что дети будут «выкидывать коленца» в борьбе за самостоятельность, потому что начало ее проявления обычно связано с отрицанием чего-либо. Для создания оптимальных условий мы предлагаем работу с памяткой для родителей. В ней описаны 4 этапа развития самостоятельности. В жизни эти этапы могут идти по-разному и занимать разные по длительности временные промежутки. Но существует оптимальное время для каждого периода.

Поскольку в памятке представлено описание каждого этапа типичных поведенческих проявлений, по ним родителю можно определить, на каком этапе находится подросток и оптимальную продолжительность каждого этапа.

В случаях, когда наблюдается сильное отставание в развитии самостоятельности, подростку потребуется помощь психолога. Если подросток находится на этапе, соответствующем его возрасту, нужно обратить внимание на то, какие воздействия со стороны родителей или учителей необходимы, а также что ему самому надо освоить, чтобы перейти на новый уровень развития самостоятельности.

Вы можете сами оценить, на каком этапе развития самостоятельности сейчас находится ваш ребенок.

1 этап

«Нужна ли мне самостоятельность?»

5 класс - становится непослушным и негативным,

- сопротивляется проявлению заботы о нем и контроля,

- детские желания и поступки.

Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:

- терпеливо проявлять внимание, участие,

- акцентировать внимание на положительных качествах,

- осуществлять поддержку,

- повышать уверенность в себе,

- обсуждать начало взросления.

2-й этап

«Требую самостоятельности, хотя не знаю что это такое»

6-7 классы - борется за свою независимость,

- закрывается в комнате,

- настаивает на правах, игнорирует обязанности,

- часто не следит за своей речью, может обидеть.

Для успешного прохождения и оптимизации развития

- обсуждать необходимость равновесия прав и обязанностей (количество прав равно количеству обязанностей),

- сохранять спокойствие при эмоциональных вспышках подростка,

- прощать и отделять реальные чувства от слов,

- осуществлять поддержку.

3-й этап

«Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею»

8-9 классы - есть свое мнение, не всегда верное,

- считает именно свое мнение истинно верным,

- не считается с мнением родителей,

- поступает так, как хочет,

- есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.),

- считает, что он все может и с ним ничего не может случиться ( не заботится о безопасности).

Для успешного прохождения и оптимизации развития - аргументировать запреты:

- обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия ( испортишь здоровье, можешь попасть в плохую компанию, с тобой может случиться что-то плохое),

- считаться с мнением подростка (иначе он не будет считаться с вашим),

- не считать свою позицию на 100% правильной,

- поддерживать его, хвалить (возможно, иногда не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе),

- не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив),

- в спорах пытаться договориться.

4-й этап

«Проявляю самостоятельность»

9-11 классы

- прислушиваются к мнению родителей,

- сами просят советов,

- понимают свои реальные возможности,

- пытаются сами договориться,

- воспринимают какие-то черты, качества родителей как пример для подражания,

- действуют самостоятельно,

- переносят самостоятельность из семьи на профессиональную деятельность (учеба, работа).

Для успешного прохождения и оптимизации развития

- поддержать подростка в его начинаниях, завышать оценку его успехов (для мотивирования его к действиям, к еще большим успехам),

- предоставить ему право брать на себя ответственность за свои поступки, за свою жизнь,

- минимизировать контроль,

- быть внимательным к просьбам, самостоятельным решениям.

Подготовила:

С.Д. Мубаракова, социальный педагог

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

«Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте»

                                     г. Когалым


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Первые проблемы подросткового возраста"

Советы родителям о воспитании подростков...

Памятка для родителей "Первые проблемы подросткового возраста"

Памятка о поведенческих изменениях, происходящих с детьми, переходящими в подрастковый период. Будет полезна для классных руководителей 5-6 классов.Оригинал создан в программе Microsoft Publisher, мог...

Особенности развития детей старшего подросткового возраста

Особенности развития детей старшего подросткового возраста...

Памятка для родителей "Первые проблемы подросткового возраста"

Памятка для родителей "Первые проблемы подросткового возраста"...

Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте

Информация адресована родителям, законным представителям, а также педагогам, работающим с детьми подросткового возраста...