Главные вкладки

    ПАМЯТКА «Предпосылки развития наркозависимости у подростков»
    консультация (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

    Информация для родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pamyatka_pav.docx26.66 КБ

    Предварительный просмотр:

              Одна из ярких особенностей подросткового возраста – личностная нестабильность. Она проявляется прежде всего в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», то есть эмоциональной лабильности, связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме.

    Но личностная нестабильность – это больше, чем колебания эмоционального фона. Для подростка характерна нравственная неустойчивость, противоричивость. Ориентация на оправдание ожиданий, одобрение или на авторитет и определяет неустойчивость поведения подростков, их зависимость от внешних влияний. Иногда под влиянием приятеля или группы («за компанию») дети совершают поступки, на которые самостоятельно не решились бы и о которых позже могут пожалеть.

    С противоречивостью подростков, их склонностью впадать в крайности, с часто встречающейся у них неустойчивостью поведения, его зависимостью от внешних влияний связано появление именно в этот возрастной период серьезных социальных проблем, таких как ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, делинквентное поведение, суициды. К ним приводят обычно особые обстоятельства: изолированность, отсутствие понимания в семье и школе, встреча с асоциальной группой или сверстником, имеющим соответствующий жизненный опыт.

    Установлено, что чем раньше произошло приобщение к ПАВ, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее

    течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний), и тем меньше эффективность коррекционно-реабилитационных программ.

    Традиционно принято выделять так называемые «группы риска», то есть тех подростков, которые в силу разных обстоятельств могут стать наркоманами. Одним из важных факторов, определяющих попадание подростка в «группу риска», считается наличие наркоманов среди ближайшего окружения (родственники, друзья, одноклассники).

    В подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение в значительной степени определяется характерными для этого периода жизни реакциями: эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби), имитации и формирующимся сексуальным влечением.

    Именно эти реакции могут оказаться факторами, как способствующими злоупотреблению ПАВ, так и препятствующими аддиктивному поведению.

    Реакция эмансипации проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, руководства, покровительства со стороны родных, воспитателей, преподавателей, вообще всех старших по возрасту от установленных порядков, законов и правил. Все, что уважается и ценится взрослыми, подростками отвергается. Реакция эмансипации может быть направлена как на конкретных взрослых (родители, учителя), так и на все взрослое поколение в целом.

    Реакция увлечения (хобби), в отличии от реакции эмансипации, как правило, препятствует аддиктивному поведению. Более того, появление стойких интересов и увлечений способствует резкому сокращению приема спиртных напитков в старшем подростковом и юношеском возрасте. Особенно противодействующим фактором являются интеллектуально-эстетические хобби (увлечение литературой, философией), направленность на достижение высоких спортивных результатов. Однако эти увлечения могут подтолкнуть подростка к употреблению допингов в виде стимуляторов, чтобы добиться максимальных результатов.

    Многое зависит от круга общения подростков, особенно когда поглощается информация малозначимая и не требующая никакой интеллектуальной переработки. Отсюда следует тяготение к асоциальным компаниям, где часто потребляют алкоголь, наркотические и токсические вещества.

    Реакция имитации, то есть стремление подростка копировать поведение, манеру общаться и одеваться. В качестве объекта имитации могут выступать любые известные личности либо лидеры своей подростковой среды, пользующиеся авторитетом и уважением. Реакция имитации может как способствовать, так и препятствовать нарушению поведения. Если объекты имитации ведут образ жизни, связанный с употреблением алкоголя и наркотиков, то подросток будет следовать их примеру. Наоборот, если «кумир» ратует за здоровый образ жизни, интересные увлечения, занятия спортом, то его поведение будет играть роль достаточно мощного антинаркотического фактора.

    Ц.П. Короленко, врач-нарколог, выделяет наиболее характерные черты личности подростков, которые могут способствовать развитию аддиктивного поведения.

    Сниженная переносимость трудностей. Обуславливается наличием гедонистической установки (стремлением к немедленному получению удовольствия, удовлетворению своих желаний).

    Скрытый комплекс неполноценности находит свое отражение в частых сменах настроения, избегании ситуаций, в которых их способности могут быть объективно проверены.

    Стереотипность, повторяемость поведения.

    Тревожность у аддиктов тесно связана с комплексом неполноценности, зависимости. Особенность состоит в том, что в кризисных ситуациях тревожность может отступать на второй план, в то время как в обычной жизни она может возникнуть без видимых причин или при событиях, не являющихся действительным поводом для переживаний.
    Следует отметить, что в разные периоды подросткового возраста происходит изменение отношения к наркотикам:

    10-12 лет. Интересует все, что связано с наркотиками – их действие, способ употребления. О последствии употребления если и слышали, то всерьез не воспринимают. Сами наркотики не потребляют (возможна токсикомания).

    12-14 лет. Основной интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков – марихуана за наркотик (не признается). О наркотиках знают много (от знакомых), но сведения недостоверны. Опасность употребления наркотиков сильно недооценивается. Говорят о проблеме между собой.

    14-16 лет. По отношению к наркотикам формируются 3 группы:

    1. Употребляющие и сочувствующие – интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении без наличия зависимости. Употребление наркотиков считается признаком независимости.

    2. Радикальные противники – «сам никогда не буду и не дам погибнуть другу». Многие из членов этой группы считают потребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.

    3. Не определившие своего отношения к наркотикам. Значительная их часть может начать употребление ПАВ под влиянием друзей.

    16-18 лет. Группы сохраняются, но число неопределившихся  значительно уменьшается.

    Подготовила:

    Мубаракова С.Д.,

    социальный педагог

    Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

    ПАМЯТКА

    «Предпосылки

    развития     наркозависимости

    у подростков»

    (для родителей)

    https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSHx66Gpl0re-7NJyucI9GF6br0xYZ7mLuNodRhFWjcK1Cty0H5ug


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система занятий по развитию внимания младших подростков на уроках физической культуры

    Уже несколько лет, с целью развития произвольного внимания школьников, в вариативную часть урока физической культуры я включаю обучение настольному теннису. Эта игра  дос...

    Статья "Развитие креативности у подростков с девиантным поведением"

    Можно с уверенностью утверждать, что многие дети с девиантным поведением – творческие люди. Их отклоняющееся поведение будет справедливо считать активным творческим поиском, имеющим, однако, часто сам...

    РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

    Значимость социального интеллекта для социализации ребёнка....

    Доклад на тему: "Актуальные вопросы здорового образа жизни и профилактики наркозависимости у подростков"

    Доклад на тему:  "Актуальные вопросы здорового образа жизни и профилактики наркозависимости у подростков"...

    Памятка родителям "Меры профилактики наркозависимости у подростков"

    В данной памятке говорится о первых признаках употребления ПАВ, о типичных признаках зависимости от наркотиков. Размещены телефоны доверия и места, куда могут обратиться родители за помощью....

    РАЗВИТИЕ АВТОДОРОЖНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ

    В статье автор рассматривает проблемы воспитания культуры дорожного движения и профилактики дорожно-транспортного травматизма как составляющей социализации подрастающего поколения, анализирует опыт ра...

    Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями (для специалистов, работающих с детьми и подростками с ограниченными возможностями)

    Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями предназначены для педагогов и руководителей учреждений соци...