Роль семьи в воспитании ребенка-инвалида
статья на тему

Коробова Ольга Михайловна

Несомненна роль семьи в воспитании и развитии ребенка. Отмечено, что наибольших успехов добиваются дети, родители которых не только овладели педагогическими приемами и тактиками, но и сумели понять и принять особенности своего ребенка. Одна из самых уязвимых в данном аспекте категория семей – семьи, воспитывающие детей-инвалидов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_semi_v_vospitanii_rebenka-invalida.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в воспитании ребенка-инвалида

Несомненна роль семьи в воспитании и развитии ребенка. Отмечено, что наибольших успехов добиваются дети, родители которых не только овладели педагогическими приемами и тактиками, но и сумели понять и принять особенности своего ребенка. Одна из самых уязвимых в данном аспекте категория семей – семьи, воспитывающие детей-инвалидов.

Согласно современным исследованиям (В.В. Ткачева, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова) качественные изменения, имеющие место в семьях, воспитывающих детей-инвалидов,  проявляются на психологическом, социальном и соматическом уровнях. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех» является причиной сильного стресса, испытываемого, в первую очередь матерью. Стресс, имеющий пролонгированный характер, оказывает сильнейшее деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада (стиля внутрисемейных взаимоотношений, системы отношений членов семьи с окружающим социумом, особенности миропонимания и ценностных ориентаций каждого из родителей ребенка). Нередко семья не справляется с эмоциональной нагрузкой, последствия бывают самые разнообразные - нарушения супружеских, детско-родительских отношений, часто семейная система, не выдержав напряжения, распадается. В семьях с детьми-инвалидами огромный процент разводов, неполных семей, в которых вся нагрузка, как социальная, так и эмоциональная ложится на мать, которая не в состоянии в полной мере способствовать социализации ребенка. В этом случае происходит еще большее увеличение тревоги, семья становится уязвимой и мало функциональной.

Все это обуславливает острую необходимость оказания помощи родителям в процессе социализации детей-инвалидов. В этой ситуации важно оказать помощь через создание доброжелательной среды, вовлечение родителей и детей-инвалидов в коллективные формы взаимодействия: совместные творческие мероприятия, обмен опытом, специально организованные развлекательные и спортивные мероприятия, мастер-классы и др. Такая  работа  организована в Центре социального обслуживания населения «На Калинке» для семей, находящихся на оздоровлении и реабилитации.

Анализ ситуации показал, что такая форма взаимодействия привлекательна

для родителей:

  • свободное участие в мероприятиях;
  • разнообразие мероприятий;
  • развитие организаторских и коммуникативных способностей;
  • получение новой информации;
  • развитие детей (коммуникативные навыки, творческие способности, мелкая моторика и т.д.);
  • созданные условия (возможность посещения досуговых и культурных мероприятий, участия в экскурсиях, поездках).

для учреждения:

  • привлечение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в учреждение;
  • привлечение внимания социальных партнеров и общественности к деятельности центра.

Направление досуговой работы с родителями и детьми-инвалидами.

Формами досуговой работы являются различные социокультурные мероприятия, которые позволяют детям-инвалидам адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь.

Все социокультурные мероприятия   можно условно разделить  на две группы. В первую группу входят мероприятия по организации досуга:

- экскурсии, поездки, прогулки  связанные с  общением с природой, знакомством с городом Сургутом, его достопримечательностями.  Для ребенка с нарушениями в развитии возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства,  получения экологических знаний, оздоровления. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса). Освоение природных ландшафтов эффективно развивает у детей восприятие пространства и учит без боязни перемещаться и ориентироваться во внешней среде. Общение с природой предоставляет множество положительных эмоций родителям и детям, дает возможность им общаться, налаживать эмоциональное взаимопонимание, формирует общность чувств, настроений, мыслей, взглядов,  воспитывает эстетические чувства, любовь к родному краю;

- игра-спектакль, театрализованная игра помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Участие детей-инвалидов в  игровой деятельности формирует  правильную модель поведения в современном мире, повышает общую культуру ребенка, приобщает к духовным   ценностям, знакомит с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.  Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, развивая эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события;

- праздник – это художественное действие, шоу, в котором каждый ребенок должен участвовать активно (самостоятельно или с помощью взрослого). Праздник  дает возможность объединить детей и взрослых  в большой коллектив, организует их, сплачивает (заряжаясь общим действием и эмоциями, ребенок начинает действовать так же, как его соседи, окружающие люди). В процессе планирования праздника важны разумный подход и учет  особенностей детей. Недопустима перегрузка праздника спецэффектами, костюмами, яркими атрибутами – все это будет отвлекать  детей от самого праздника. Музыка, песни, 2-3 небольшие совместные игры – все это может быть реализовано в рамках небольшого однопланового сюжета.  Все элементы объединены общим ритмом; виды деятельности сменяют друг друга. Главное требование – чтобы уровень сложности не был чрезмерно высоким. В конце праздника очень важен сюрпризный момент – подарок, небольшой сувенир.

Ко второй группе  можно отнести мероприятия, стимулирующие раскрытие творческого потенциала семей:  участие в городских, районных, региональных и федеральных конкурсах детских и семейных работ. Такие мероприятия повышают интерес и творческую активность детей и их родителей, помогают увидеть необычное в  обычном, продемонстрировать свои таланты, способности. При этом важным является создание ситуации успеха, стимулирование, поощрение за творческий опыт, чтобы  дети и их родители хотели и стремились быть инициативными, активными и творческими. Основной формой работы является арттерапия - любая творческая деятельность (рисование, фантазирование, конструирование), и, прежде всего, собственное творчество, как бы ни было оно примитивно и упрощено. Каждый ребенок и родитель может участвовать в арттерапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.

Эти мероприятия способствуют расширению творческого потенциала ребенка-инвалида и его родителей и направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, расширение круга общения.

Таким образом, на сегодняшний день в учреждении «На Калинке» созданы особые условия, способствующие решению проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов. В качестве основных задач и перспектив досуговой работы планируется закрепление позитивных форм семейного общения и взаимодействия с ребенком и окружающими, создание условий для раскрытия их личностного, творческого и социального потенциала, организацию неформального взаимодействия между родителями для преодоления их изолированности и получения нового опыта общения. От того, насколько родители ощущают себя ответственными за путь своего ребёнка, насколько понимают его настоящие проблемы, зависит как возможность положительной динамики в состоянии ребенка, так и просто более полная и счастливая жизнь его семьи.

                                        Социальный педагог ОППП: О.М. Коробова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в воспитании

« Плохо человеку, когда он один, горе одному, один не воин».Видимо, подавляющее большинство людей согласятся с В.В.Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества люди не в партию вс...

Эссе «Роль педагога в жизни ребенка – инвалида».

Зачетная работа на курсах повышения кваификации при ХК ИРО....

Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка

Традиционно главным институтом воспитания является семья.Семья- колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни....

Герасимчик Л.В. Роль семьи в воспитании глухого ребёнка ещё важнее, чем в воспитании нормально развивающегося.

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } «Чтобы правильно подойти к воспитанию и обучению, родителям необходимо понять принципы вос...

Роль семьи в социализации ребенка -инвалида

Семья, ближайшее окружение ребенка-  инвалида -главное звено в системе его воспитания, социализации,удовлетворение его потребностей,убучения, профориентации....

Презентация "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".

Презентация на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка" предназначена для доведения информации до родителей на классном родительском собрани...

Групповое консультирование родителей на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".

В групповой консультативной беседе с родителями рассматриваются положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка. Рассматриваются аспекты воспитания детей, типы с...