Главные вкладки

    " Отец-кормилец или воспитатель?"
    методическая разработка (5 класс) на тему

    Приходько Светлана Анатольевна

    Данная беседа проводится для родителей. Цель : показать место отца в семье, влияние его на воспитание детей, отношения отца и детей в жизненных ситуациях. Довести до каждого отца его значимость в рождении и  воспитании детей, разобрать памятку для отцов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskiy_lektoriy.odt13.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Отец- кормилец или воспитатель?

    « Без хороших отцов нет хорошо воспитанных мужчин, несмотря на все школы, институты и пансионы».

    Н.Карамзин

       

    Народная мудрость гласит: «Если в доме нет отца, значит, в нем нет одной стены». Каждому ребенку отец нужен так же, как и мать. Практика показала, что отстраненное отношение папы к воспитанию собственного ребенка чревато негативными последствиями.

    1. Сыновья лишаются шанса быть мужественными. В глазах ребенка на маме держится весь мир: она решает все основные проблемы, связанные с жизнью семьи.
    2. В сознании ребенка не закладывается мысль: мужчина-тот, кто должен оберегать женщину.
    3. Ребенок лишен возможности видеть, как общаются взрослые мужчина и женщина (его родители), как умеют понять друг друга с полуслова (а это закладывает образ будущей семьи ребенка).
    4. Очень трудно привлечь сына к домашним делам- перед глазами пример мужчины в «белых перчатках».
    5. Сама мама -издерганная, уставшая-далеко не всегда становится тем источником тепла и душевного комфорта, каким должна бы быть для детей и мужа. В стрессовой ситуации ее обычная реакция- апатия и слезы.

    В настоящее время роль отца в социализации ребенка стала находить все большее признание в мире. Это связано с тем, что перестало существовать жесткое разделение труда между мужчинами и женщинами. Отцы стали принимать все большее участие в воспитании детей со времен второй мировой войны. Английские ученые в семидесятых годах по результатам опроса матерей заключили, что больше 75% отцов детей от 1 года до 4 лет принимали активное участие в воспитании детей, включая купание, пеленание. В 1981 году другие ученые ,основываясь на серии исследований, также выявили тенденцию ко все более возрастающей роли отцов в воспитании детей. Однако, несмотря на свои возможности, большинство мужчин не берут на себя основную ответственность в уходе за ребенком. Так, любопытные ответы были получены на вопрос: «Если бы вы ввели декретные отпуска для отцов, ухаживающих за детьми, в каких случаях отцы согласились бы воспользоваться ими вместо матери?-21% опрошенных мужчин ответили : «Я бы остался, если бы у жены была зарплата выше моей», 33%- « Я с удовольствием остался бы, но боюсь, что окружающие будут смеяться надо мной». И наконец, была группа мужчин-22% , которые, не располагая свободным временем и зная, что мать лучше сможет ухаживать за ребенком, все-таки предпочли бы больше времени проводить рядом. Интересно, что мера участия отцов возрастает вместе с социальным статусом человека, отражая равенство и взаимосвязь ролей отцов и матерей на более высоком социальном уровне.

    Был проведен своеобразный эксперимент. Его целью было выяснить , как развиваются дети, если основным воспитателем в раннем возрасте является отец. Участники этого эксперимента- супружеские пары- поменялись «ролями»: мамы через несколько месяцев после родов вышли на работу, а папы взяли отпуск по уходу за грудными детьми. Дети находились под тщательным наблюдением врачей. Под папиной опекой они развивались прекрасно, даже с опережением- оказывается, папы меньше времени, чем мамы, уделяли кипячению бутылок и выглаживанию пеленок и больше- игре, возне с малышами, в которой проявили незаурядную выдумку и творческие способности. Когда же дети достигли переломного подросткового возраста, выяснилось, что он проходил у них менее болезненно , а конфликты с родителями не достигали такого накала, как в обычных семьях.

    Выделяют два отцовских типа в зависимости от того, какая психологическая потребность в мужчине сильнее- опекать(заботиться) или учить. Мужчин, жаждущих опекать, отцовство со всей силой захватывает только в первые годы жизни ребенка, когда он слаб, беспомощен и беззащитен, а его плач вызывает порыв прийти на помощь. У других мужчин ведущая потребность — учить, передавать  свои знания и умения, т. е. Сделать ребенка в прямом смысле слова своим наследником. Они становятся хорошими отцами тогда, когда малыш подрастает.

    Есть и другая классификация отцов.

    Большой друг. Вернувшись с работы, этот папа тут же начинает бесконечную вереницу игр: сначала он вместе с ребенком собирает и разбирает конструктор, потом играет в прятки и салки. Но обычно на этом «большой друг» останавливается, уверенный в том, что он сделал все, что нужно. А визиты к педиатру, посещение школы, помощь в приготовлении уроков...Все эти маленькие, с его точки зрения, хлопоты он оставляет маме. «Большой друг»- это прекрасно, но если учесть, что в жизни ребенка будет много друзей, то кто же будет его папой?

    Предводитель семейства. Наиболее традиционный тип отца. Все домашние хлопоты ему неинтересны. Это мужчина, который чувствует себя в своей тарелке лишь тогда, когда занимается мужским делом. Он уверен, что его присутствие дает ребенку чувство безопасности. Кроме того, он учит его всем необходимым навыкам.

    Исключительный папа. Это отец, который иногда лучше мамы разбирается в ее традиционных обязанностях! Единственное, чем рискуют папы-наседки, - это увлечься и стать еще одной мамой, т. е. Конкурентом, а не дополнением. А если папа занимает мамино место, то кто же будет на папином?

    Вечно юный супруг. Он обожает ребенка и всегда готов помочь супруге... Но он не может отказаться от своего мотоцикла, друзей, любимых занятий. Кроме того, он не в силах отделаться от впечатлений, что мама слишком много занимается с ребенком. Зачем возиться 2 часа с уроками или так расстраиваться из-за его отметок?

    Итак, существуют самые разные типы отцовского отношения к ребенку. Но несмотря на эти различия, многие исследователи выделяют общее значение отца в развитии ребенка. Так, по результатам одного исследования, дети, чьи отцы активно участвовали в их воспитании, показали более высокие оценки по тестам психомоторного и умственного развития. А вот еще одно исследование. Сравнивая детей, выросших с отцами и без них, ученые обнаружили, что даже некомпетентный, часто невнимательный родитель на самом деле очень важен. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие папы  отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей, особенно мальчиков. Им труднее удается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведет к агрессивности и жестокости. Современная наука и практика убедительно свидетельствует в пользу раннего участия мужчин в деле воспитания. Во многих зарубежных странах папы присутствуют при родах жены. По данным психологов , такие мужчины впоследствии оказываются более нежными и понимающими мужьями и отцами, их связь с ребенком теснее, а воспитательная эффективность выше, чем у других. Примечательно, что в семьях, где родители «рожали вдвоем», гораздо чаще обходятся без физических наказаний.

    Во всем мире уже давно создаются детские дома «семейного типа», где два воспитателя: мужчина и женщина. В таких группах удается творить почти чудеса- преодолевать задержки умственного , физического и психологического развития . Таким образом, роль отца в воспитании ребенка очень велика. Прекрасно, если отец уделяет достаточно много внимания своему ребенку. Но даже если отец ограничивается только добыванием средств для существования семьи, и тогда отец чрезвычайно нужен своему ребенку.

    К одному из учителей обратился отец с жалобами на 13- летнего сына: плохо себя ведет, не слушается, грубит, нет контакта с ним. Выяснилось, что в воспитании сына папа не участвовал. « У меня ответственная работа, я редко бываю дома, мне с ним некогда было в «бирюльки» играть. Вот придет время, потребуется мужское влияние- тогда и займусь». Папа не заметил, что срок уже давно подошел , и когда отец решил осуществить свое «мужское влияние», он обнаружил сопротивление со стороны сына. Своим поведением ребенок как бы говорил: «По какому праву ты вмешиваешься в мою жизнь? Я тебя не знаю». И тогда отец грустно замечает : «Женское воспитание».

    К сожалению, некоторые ученики видят в своих отцах только источник материальных благ, и если отец не может их обеспечить, значит, он вообще не заслуживает уважения и внимания. Гордость за своих родителей- это моральный фундамент для развития личности ребенка. Стыд за них- это тяжесть на сердце, это неуверенность в себе, это агрессия к другим. К сожалению, многие дети испытывают стыд за своих отцов.

    Что делает мужчину хорошим отцом? Нужны ли тут какие-то особые навыки? Конечно, нет! Пытаясь преодолеть уклонение отцов от участия в воспитании детьми, мужчин побуждают стать матерями. Конечно, систематическое выполнение материнских обязанностей не сделает его более совершенным отцом. У него своя, специфическая роль. И состоит она в том, чтобы быть мужчиной, мужем, родителем мужского пола, а это значит, что он несет ответственность за формирование у сыновей понятия о том, как относиться к жизни по-мужски, то есть думать, чувствовать и поступать так, как это делает он сам. Первое и самое главное качество хорошего отца заключается в том, чтобы являть собой прекрасный образец мужчины. Вообще, подобное качество он приобретает, как правило, задолго до того, как стать отцом, и это единственная гарантия, что время, которое мужчина уделяет своим детям, действительно необходимо им.

    Именно в общении с отцом мальчик учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера, причем сделать ему это нетрудно- достаточно лишь подражать взрослому. А не будь мужчины в семье, мальчику многого недоставало бы, потому что матери может подражать только дочь. Тем не менее и девочка, когда в ней начинает пробуждаться женственность, способна многому научиться у отца. У нее складывается точное представление о том, что собой представляет мужчина в домашней жизни, и она узнает, как мужчины относятся к женщинам, являясь невольным свидетелем повседневных взаимоотношений мамы и папы. Она понимает природу мужчины, наблюдая множество тонких нюансов в поведении родителей. Они имеют огромное значение для будущей жизни. Вот почему хороший отец должен быть прежде всего образцом настоящего мужчины и уже потом- идеального мужа.

    Памятка для отцов

    Уважаемые папы, помните!

    • Дети хотят быть хорошими, но не любят, когда их прямолинейно воспитывают, их раздражают слова. Воспитывайте делом и личным примером.
    • Если отец всегда недоволен, нетерпелив и раздражителен по отношению к сыну, мальчик будет испытывать неуверенность и неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков.
    • И мальчики, и девочки нуждаются в родительской ласке и телесном контакте с ними. Отец может похлопать сына по плечу, побороться, обнять и приласкать дочь. Дети, которые регулярно видели проявление любви и привязанности от родителей, обладают более развитым чувством внутренней безопасности.
    • Хвалите ребенка за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренними в своем признании и щедры в похвалах.