Материалы к собранию «Анализ учебных возможностей ребят, причины их неуспеваемости».
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс) на тему

«Анализ учебных возможностей ребят, причины их неуспеваемости».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material_k_rodit.sobraniyam.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕРИАЛ К РОДИТЕЛЬСКИМ СОБРАНИЯМ
И КОНСУЛЬТАЦИЯМ

В о п р о с ы  д л я  б е с е д ы  с родителями при подготовке к родительскому собранию «Анализ учебных возможностей ребят, причины их неуспеваемости».

1. По каким предметам чаще всего обращается сын или дочь к вам за помощью, и можете ли вы ему помочь?

2. Каков характер затруднений, испытываемых им при выполнении домашних заданий?

– Имеет физические пробелы в знаниях по предыдущим темам.

– Не концентрирует внимание на усвоении главных идей темы и правил.

– Знает правила, но не умеет применять их при решении задач.

– Механически подгоняет решение под ответ или трафаретно применяет порядок решения предыдущих задач.

– Не обладает усидчивостью, настойчивостью при выполнении заданий, спешит обратиться за помощью.

– Слабо владеет навыками учебного труда (чтение, письмо, зарисовки, счет, работа с книгой, рациональное заучивание).

– Не знает требований к оформлению домашних заданий.

3. Сколько времени занят ваш ребенок выполнением домашнего задания?

4. Каким образом вы ему помогаете выполнять задания?

– Усиливаете требовательность к нему, проверяете качество работы.

– Ориентируете на твердое запоминание правил путем многократного их повторения.

– Заставляете повторять содержание темы, необходимой для решения задачи.

– В наиболее трудных местах подсказываете порядок решения.

– Добиваетесь того, чтобы ученик нашел ошибку в решении, или сами указываете ему на эту ошибку.

– Помогаете вникнуть в смысл задачи путем сравнений, наглядных примеров.

5. Приходится ли вам регулярно заставлять сына или дочь выполнять домашние задания, или он сам приступает к их выполнению?

6. Каким образом стимулируете успешную учебу?

7. Какую помощь со стороны учителей необходимо оказать вашему ребенку для улучшения его успеваемости?

С и т у а ц и и для совместного обсуждения и решения педагога с родителями.

• Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учебу. Купили книгу, которая нужна по программе, и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Лене родители велосипед купили!»

• Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. Однажды он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол, убегу к бабушке. С вами жить не буду».

• В семье родился маленький ребенок, старший ребенок резко изменился: стал плаксивым, все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, ребенок ответил: «Я в няньки не нанимался». Родители были возмущены поступком сына, последовало наказание за эту провинность.

• В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и на даче: делать полную уборку, поливать огород и т. д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

• В семье растет девочка. Мама с большим трудом заставляет дочку помогать ей по дому. Девочка аргументирует свое нежелание что-то делать тем, что в доме есть бабушка. Бабушка с охотой выполняет все за внучку и даже обижается, если мама дает поручение дочери, а не ей.

• Мама с восторгом рассказывает о том, что ее дочка помогает ей присматривать за малышом, может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребенка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведенный с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому».

• Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей: «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребенка, не заставлять надрываться».

• Ребенка дразнят, обзывают обидными прозвищами и во дворе, и в школе. Он отказывается идти в школу. Родители идут к детям разбираться. На некоторое время все успокаивается, а затем издевательство повторяется и становится еще более изощренным.

• Всем классом дети выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Наконец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили еду. Две девочки встали и отошли от класса, укрылись в тени деревьев и стали кушать вдвоем. На приглашение учителя принять участие в общей еде ответили отказом…

• На контрольной работе мальчик добросовестно заглядывал в тетрадь через плечо своему соседу. Учитель это видел, но не одергивал списывающего ученика. Результатом контрольной работы стала двойка. Ученик же, у которого мальчик списывал, получил пять. Ребенок, который списывал, сравнил свою работу с работой одноклассника и заявил, что ему учитель несправедливо ставит отметку.

• На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спешат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Мальчик начинает ей объяснять, родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объяснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоем ругать сына.

• Ребенок приводит в дом своих друзей, но родители бесцеремонно выставляют их за дверь. Когда ребенок начинает выяснять, почему они это сделали, родители заявляют, что в дом нужно приводить только тех детей, которых они считают ему ровней для дружбы.

• Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка. Когда удается доказать правдивость всех фактов, родители начинают обвинять школу, учителей, друзей ребенка.

• Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос для того, чтобы помочь отцу в строительстве дачи. Мама считает, что ребенок слишком мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.

• В семье растет три сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у мамы – выходной. Она может делать то, что считает полезным для себя. Мужчины разделили между собой все обязанности по дому. Старших сыновей это иногда злит.

• Настроение ребенка сменилось угрюмостью и нежеланием идти в школу. Спустя какое-то время родители узнали, что по дороге в школу взрослые мальчишки забирают у него деньги, которые родители дают на завтраки.

• Случайно родители обнаружили на теле девочки синяки. Долго родители выясняли причину их происхождения. Услышанное повергло их в шок. Подростки несколько раз загоняли ее и других девочек в подвал соседнего дома и подвергали их оральному сексу. За сопротивление били и приказывали молчать, грозя рассказать все родителям девочек.

• Мальчик спешил в школу. Школа находилась недалеко от дома, поэтому родители его не провожали. В этот раз он вышел из дома несколько позже и немного опаздывал. Рядом с ним остановилась машина и человек, сидевший за рулем, предложил подвести его до школы. Соблазн был велик, очень уж хотелось поехать на красивой машине. Поездка обернулась трагедией.

• Ребенок стал жертвой сексуального насилия. Его жизнь в собственном доме стала кошмаром. Ребята во дворе, соседи начинали многозначительно на него смотреть и шушукаться. Семья перестала жить той жизнью, которой жила до недавнего времени. Родители испытывали огромное чувство стыда за то, что произошло с их ребенком, и невольно укоряли его за это.

• «Вы Машу не спрашивайте по чтению», – хором заявили мне дети. – «Она у нас не умеет читать».

– Да, не умею, – убежденно подтвердила Маша. – Со мной и мама дома занимается и бабушка, а я все равно никак не научусь.

В чем причина Машиного «неумения» читать? Как бороться с внушаемым неумением? Какие приемы помогут ребенку поверить в себя?

• В нашей семье мы часто дарим детям книги. Обязательно подписываем их: «Сереже  в первый день ученья. Пусть путь к знаниям, овладение науками будет для тебя радостным и желанным». Такие книги-подарки передаются из поколения в поколение. Что дает такая традиция? Считаете ли вы, что детям надо обязательно дарить книги?

• На прогулке шестилетний Максим увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки, чтобы дома посмотреть в книге и узнать ее название. Понаблюдав за бабочкой, Максим обнаружил, что на крыльях у нее много черных точек. Дома мама достала книгу, и они вместе долго рассматривали изображенных в ней бабочек. Наконец нашли такую, которой заинтересовался Максим. Она называлась «многоглазка огненная». Мама спросила: «Ты понял, почему она называется огненная? Правильно, за оранжевый цвет крыльев. А почему многоглазка, как ты думаешь?» Максим высказал свое предположение: «Наверное, за черные точки, они похожи на глазки».

Как вы относитесь к такому стилю общения взрослого и ребенка? Что вы воспитываете, обращаясь вместе с ребенком к книгам за ответом на возникший вопрос?

• У Тани есть подружка Света. Свете купили красивую кофточку. Тане хочется такую же. Мама говорит о том, что можно купить что-нибудь другое. Но Таня обижается, злится на маму.

• Коля давно хотел попросить у Сережи альбом с марками, но Сережины родители запрещали что-нибудь из домашних предметов давать кому-нибудь другому. Сереже не нравится то, что родители против того, чтобы он дал альбом другу.

• Саша пригласил друзей на день рождения. Ребята вели себя плохо. Родители решили…

• Третьеклассница Надя взялась подметать дома пол. Но у нее нет сноровки: метет пол медленно, оставляет местами сор. Мать начинает нервничать, делает дочери бесконечные замечания повышенным тоном. Нервозность передается Наде. Она начинает мести еще хуже. Мать отбирает у дочери веник и заканчивает уборку, ворча: «Лучше самой сделать, чем от тебя ждать помощи».

В чем состоял педагогический просчет матери? Как вы поступаете в подобных обстоятельствах?

• Сын часто помогал маме на кухне: мыл посуду, нарезал хлеб. Однажды отец увидел, как сын моет посуду, сказал: «Что это ты занимаешься женской работой?». С тех пор сын перестал помогать маме. Как вы оцениваете действия отца? Следует ли мальчиков приобщать к женскому труду?

• Мать рассказывает, что укладывая десятилетнюю девочку спать, всегда читает ей несколько страничек из книжки. Так заведено. И девочка целый день ждет этой минуты. Согласны ли вы с тем, что такой большой девочке надо читать вслух? Чем руководствуется мама, читая выросшему ребенку вслух? Что дает такое совместное чтиво детей и родителей?

• В доме собрались ребята, друзья вашего ребенка. Как можно организовать их, чем занять?

• Вам необходима помощь ребенка, а он занят каким-то интересным для него делом. Как поступить?

• Ваш ребенок сообщает вам, что за его неуспеваемость по некоторым предметам вас вызывают в школу. Что вы скажете вашему ребенку?

• Ваш ребенок по вечерам играет в карты, стал курить. Об этом вы узнаете от соседей. Ваши действия?

• У ребенка появились карманные деньги, которые вы ему не давали. От учителя вы узнаете, что ваш ребенок отнимает деньги у маленьких. Считаете ли вы это поводом для беспокойства?

• Прогулка по лесу дарит возможность увидеть множество полевых цветов, порою очень редких. Вам повстречались синеглазые колокольчики. Их так много, что луг будто тихонечко звенит от их покачивающихся головок. Рука ребенка тянется сорвать цветок, другой. Каким будет ваше слово?

• Мальчик поздно возвращается домой, родители, заждавшись, налетают на него с упреками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям. Позже раздается телефонный звонок, и родители узнают, что их ребенок задержался по очень уважительной причине. Реальная ситуация? В чем сложность данной ситуации?

• Девочка обращается к матери с вопросами, которые ее интересуют. Мать, хотя и не отказывается отвечать на них, но постоянно поглядывает в интересную книжку, которую читала до ее прихода. Не вникая в проблемы дочери, считая их надуманными, мама отправляет девочку играть с младшей сестрой, хотя у девочки проблемы со сверстниками.

• Девочки идут из школы и обсуждают, что будут делать дома. Одна из них говорит: «Мама только что приехала, сейчас сообщу ей новости за три дня, пока она отсутствовала». Но как только девочка входит домой, мама быстро спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на усталость.

• Мама говорит: «Моя дочка ходит в музыкальную школу, хорошо учится. Дома я ее избавляю от всех хлопот, а тут ей, видите ли, надо сходить к подруге, объяснить задание! Ваше мнение?

• Моя дочка хорошо учится, почти отличница. А в домашней жизни ничего не умеет и не любит делать. Как заинтересовать ее домашними делами? Ваше мнение?

• Дочь пришла из школы и обращается к маме: «Мама, я хочу рассказать что-то важное …». Мама: «Отстань от меня. Мне не до тебя, очень болит голова». Как бы вы ответили и что бы сделали на месте мамы?

• Дочь просит купить дорогое платье. А у вас нет денег. Что вы скажете дочери?

• Дочка должна после ужина помыть посуду, но вместо этого смотрит телевизор. Что вы скажете ей?

• Вы просите дочку сходить в магазин за покупками. Она отказывается, так как в это время слушает музыку. Как поступить?

• Дочь хочет на день рождения пригласить подружек, а в ваших планах – рабочая поездка на дачу. Что делать?

• Во время перемены у ребенка пропали наручные часы, которые он оставил в классе на парте. Ребенок пожаловался учительнице. Та сразу же попросила всех «поискать». Часы нашлись на удивление быстро – в парте у одного мальчика. Он, перепуганный, твердит, что часов не брал. Дети и учительница верят в это с трудом. После уроков в школу пришла мама мальчика, которой сын все рассказал, уверяя, что он не виноват. Женщина и сама не верит, что сын – воришка, это на него абсолютно не похоже. Может, часы ему подбросил настоящий вор? Как быть?

• За одной партой сидят мальчик – «крутой рокер» и девочка – фанатка попсы. Увидев портрет Бритни Спирс на тетради соседки, рокер выхватывает тетрадку и швыряет на пол со словами: «Спирс – г…». «От г…. слышу», – огрызнулась девочка, поднимая тетрадь с пола. Вмешаться ли?

• После уроков в классе остались только дежурные. Заглянув в класс, учительница видит, что уборкой и не пахнет, а дежурные сидят на подоконнике у открытого окна и ловят скомканную бумажку на ниточке, которую кто-то спускает им с верхнего этажа. Выясняется, что это – освоение нового средства связи перед надвигавшейся в параллельных классах контрольной. Что делать?

• Шестой класс оставлен после уроков для уборки школы. Проверяя работу, учитель видит на каждом этаже одно и то же: один-два человека подметают, а остальные ничего не делают. Выяснилось, что ребята не прочь поработать, но нет веников, тряпок, ведер – нет почти ничего. Какая же тут работа? Что делать?

• На уроке труда девочка ничего не хочет делать: ни готовить, ни шить. Учительница внушает ей, что все это пригодится ей в будущем. Девочка твердо отвечает: «Я выйду замуж по расчету и только за богатого. Ничего такого мне делать не придется». Что ответить?

• В классе завелся «воришка». «Вычислив» его, учительница вызывает ребенка на разговор с глазу на глаз. Сознавшийся мальчик согласен вернуть украденное, но умоляет учительницу: «Только не говорите маме!» Как быть?

• На уроке ребенок выводит учительницу из себя. Она забирает его дневник, кладет в стол и говорит, что вернет его только после уроков – на дополнительном занятии. Улучив момент, мальчик тайком забирает свой дневник из учительского стола, а затем, придя на дополнительное занятие, как ни в чем ни бывало напоминает учительнице о дневнике. Она лезет в стол – он пуст. Некоторые из ребят смеются – и учительница сразу понимает, в чем дело. Как поступить?

• Лешина мама научилась читать по физиономии сына почти безошибочно: опущенные ресницы и скорбное выражение лица обозначали нелады с оценками. Отведенные в сторону глаза и поджатые губы – дисциплинарные неприятности. Ну, а зареванное лицо и взгляд в упор свидетельствовали о происшествии принципиального характера. И на этот раз выражения сыновнего лица не оставляли у мамы никаких сомнений.

– Что опять?

– Фасоль, – сказал Леша.

– Какая фасоль?

– Нам по ботанике задали замочить и прорастить фасоль. Уже давно. Все забыли. А вчера велели принести ее в школу. За ночь ни у кого ничего не выросло. Только Маринка принесла целую кучу с огромными ростками. Даже с листочками. Мы у нее все расхватали, я тоже. Одну ей оставили, а потом и эту кто-то взял. Елена Ивановна стала смотреть – и всем поставила «пятерки». А у Маринки лежит в банке одна засохшая фасолина. Елена Ивановна и говорит: «Все почему-то вовремя сделали задание, а только ты вчера вспомнила», – и поставила ей пару.

– Почему же Марина ничего не сказала учительнице?

– Выйдет, что весь класс врет, а одна она говорит правду? Она заплакала, а я встал и сказал, что это несправедливо. Потому что все фасолинки прорастила Марина, а вовсе не мы. Тогда Елена Ивановна сказала, что разберется в этой истории.

– Что дальше?

– Дальше на перемене Вовка и Сашка сказали, что я предатель. Мы стали драться. А дежурная учительница записала нам в дневник.

– Наказание мое! – схватилась за голову мама. – То одно, то другое! Больше всех тебе надо? Опять мне в школу идти?

– Еще не вызвали, – без особой уверенности успокоил ее Леша.

– Вызовут! Не сомневайся! – взорвалась мама. – У всех дети как дети, а у меня какой-то особенный! Промолчать не мог? А как поступили бы вы?

• «Таня, мой руки и за стол». Таня говорит: «Угу», – и продолжает рассматривать картинки в книге.

– Я кому говорю! – повышает голос бабушка, заранее раздражаясь, потому что это вечная история: никогда Таню сразу не дозовешься.

– Ну, сейчас, сейчас… – бормочет девочка, спеша досмотреть заморские пейзажи.

– Я говорю, за стол! Слышишь?

– В самом деле, что за безобразие! Почему тебя надо ждать? – вступает мать.

– Никогда по-хорошему не послушается, никогда, – продолжает твердить бабушка.

– Иду же, чего пристали! – Таня тоже срывается на раздраженный тон, и тотчас же вмешивается папа: «Ты как с матерью разговариваешь? Ты у меня смотри! Совсем от рук отбилась! Бесстыдница!»

Можно ли сказать, что в этой семье существует единство требований?

• Родители оставили сыну деньги и дали поручение купить хлеб, молоко и другие продукты. Сын коллекционировал марки и на все деньги, оставленные на продукты, купил марки. На упреки родителей он отвечал, что марки, которых у него еще нет, ему попались в киоске, когда он шел за продуктами. Редкие, необычайно красивые марки, о которых оно давно мечтал. Родители строго наказали его. Правы ли они?

• Андрей пришел из школы радостный и возбужденный. Мама была дома и готовила обед. «Мама, мне предложили принять участие в школьной олимпиаде по математике», – восторженно сообщил мальчик. Мама разговор не поддержала, она послала сына мыть руки. За едой Андрей несколько раз пытался продолжить разговор, но реакция была одна: «Ешь и не отвлекайся, видишь, я занята». «Ничего больше не расскажу тебе», – сказал Андрей и ушел из кухни.

Почему обиделся Андрей? Не узнали ли вы себя из этого рассказа?

• Как сейчас помню, я разбил папину пепельницу, испугался, но мама меня успокоила. Она заявила, что мы не скажем папе, кто разбил… И купила новую. Потом я пошел учиться. Мама часто приходила в школу и все мои отметки знала. А когда я получал «двойки», она говорила: «Не будем огорчать папу, приложим все силы и исправим». Я исправлял, а папа ничего не знал и думал, что я учусь без «двоек».

Какие мотивы могли лежать в основе действий матери? Каковы последствия такой системы воспитания?

• Семья собралась за праздничным столом. Бокалы наполняются красиво пенящимся напитком, кто-то произносит тост, все поднимаются, чтобы соприкоснуться бокалами, и … В этот момент голос ребенка: «Мама, я тоже хочу попробовать». Мама считает: «Пусть лучше попробует дома под моим контролем, чем где-то на улице». Что ответить такому родителю?

• С первых дней его жизни бабушка пестовала внука. Когда мальчику пошел пятый год, сын купил квартиру и переехал жить туда с ребенком и женой, оставив мать в прежней квартире. И совершенно неожиданно для свекрови невестка запретила ей навещать внука. Знакомым хладнокровно объяснила: «А зачем она мне нужна? Давно надоела. Мальчик ходит теперь в детский сад, сама сейчас работаю. Если в театр или в гости вечерком, так соседка присмотрит. У нас соседи неплохие. Зачем тут старухе толочься? Только мешается». Через полгода мальчик, увидев бабушку на улице, кинулся к ней сломя голову. Повис на шее: «Баба моя!» Но, оглянувшись на приближающуюся мать, поскорее опустил руки, сделал равнодушное лицо, проявив незаурядную в таком возрасте способность к лицемерию.

Подумайте, какой должна быть материнская любовь. Чем обернется для матери запрет, данный бабушке в общении с внуком?

• Два взрослых сына, у которых у каждого есть своя семья, произвели сложный обмен большой квартиры. Одна из невесток осталась недовольна полученной площадью, посчитала виновной свекровь, якобы оказавшую предпочтение семье другого сына. В отместку она запретила свекрови видеться с внуками. Внуки, мальчик и девочка, уже школьники, стали бегать к любимой бабушке тайком от матери.

В чем вред такой позиции родителей? Какой пример они дают детям?

• В выходной день вся семья собралась за обеденным столом. Ребенок тянется за хлебом и опрокидывает на скатерть стакан с соком. Что вы скажете ребенку?

• Вы входите в комнату ребенка и видите, что уроки не сделаны, на столе беспорядок, вещи разбросаны. Ваша реакция?

• Вы обнаружили в кармане вашего ребенка сигареты. Ваша реакция?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Причины школьной неуспеваемости".

Успеваемость учащихся официально определяется как степень усвоения знаний, овладения умениями и навыками, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочнос...

Причины школьной неуспеваемости

          Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема учеников. Неуспевающие в учебе дети, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит ...

Причины школьной неуспеваемости и как повысить мотивацию учебной деятельности на уроках физики.

Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема учеников. Неуспевающие в учебе дети, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит наклонившись за партой, надеясь, что его н...

статья "Причины школьной неуспеваемости"

школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому либо предмету ( или по ...

статья "Причины школьной неуспеваемости"

школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому либо предмету ( или по ...

статья "Причины школьной неуспеваемости"

школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому либо предмету ( или по ...

статья "Причины школьной неуспеваемости"

школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому либо предмету ( или по ...