Главные вкладки

    "Причины школьной неуспеваемости".
    статья по теме

    Успеваемость учащихся официально определяется как степень усвоения знаний, овладения умениями и навыками, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon prichiny_shkolnoy_neuspevaemosti.doc38 КБ

    Предварительный просмотр:

    "Причины школьной неуспеваемости"

    Успеваемость учащихся официально определяется как степень усвоения знаний, овладения умениями и навыками, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности. Для установления успеваемости имеется определенная нормативная шкала. Тогда неуспеваемость есть такая степень усвоения знаний, умений и навыков, которая ниже некоторой нормы.

    Неуспеваемость подразделяют на текущую, четвертную и годовую, которая влечет за собой второгодничество. Неуспеваемость еще подразделяется на предметную (по одному предмету) и общую (по многим предметам).

    Отставание ученика в усвоении данного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

    1. Низкий уровень умственного развития. Причины: 

    1. Педагогическая запущенность.
    2. Частые заболевания.
    3. Пропуски занятий.
    4. Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

    Проявляется: 

    1. Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.
    2. Учитывать все признаки предмета или явления.
    3. Видеть общее и. д.

    2. Несформированность учебных навыков. Ребенок не умеет учиться: 

    1. работать с текстом;
    2. выделять главное, существенное;
    3. не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

    3. Дефицит внимания с гиперактивностью. Характеризуется: 

    1. отвлекаемостью;
    2. подвижностью;
    3. неусидчивостью и т. д.

    4. Отсутствие познавательного интереса. Обусловлено:

    1. с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;
    2. ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.

    5. Несформированность произвольной сферы.

    Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

    6. Конфликтные отношения 

    1. со сверстниками;
    2. учителями;
    3. отказ от усилий в учебной деятельности.

    7. Низкий познавательный интерес. Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.) Нуждается:

    1. в поддержке
    2. показа того, что он состоятелен в других видах деятельности

    Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.

    8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления

    Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

    9. Низкая работоспособность 

    1. В утомляемости
    2. Истощаемости
    3. Медленном темпе работы

    Из этого краткого обзора можно сделать следующие выводы: 

    1. Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
    2. Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
    3. Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

    Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику:

    - Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.

    - Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

    Как повысить работоспособность: 

    1. Разнообразить виды деятельности.
    2. Проветривать кабинет.
    3. Проводить физминутки.
    4. Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

    Виды работ со слабоуспевающими учениками 

    1. Карточки для индивидуальной работы.
    2. Задания с выбором ответа.
    3. Деформированные задания.
    4. “Разрезные” теоремы.
    5. Перфокарты.
    6. Карточки - тренажеры.
    7. Творческие задания.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Причины школьной неуспеваемости

              Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема учеников. Неуспевающие в учебе дети, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит ...

    Причины школьной неуспеваемости и как повысить мотивацию учебной деятельности на уроках физики.

    Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема учеников. Неуспевающие в учебе дети, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит наклонившись за партой, надеясь, что его н...

    статья "Причины школьной неуспеваемости"

    школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому либо предмету ( или по ...

    статья "Причины школьной неуспеваемости"

    школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому либо предмету ( или по ...

    статья "Причины школьной неуспеваемости"

    школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому либо предмету ( или по ...

    статья "Причины школьной неуспеваемости"

    школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому либо предмету ( или по ...

    Причины школьной неуспеваемости. Полезные рекомендации по улучшению школьных знаний.

    Неуспевающие ученики - это одна из сложнейших проблем обучения и воспитания. Рассмотрены шесть основных групп причин, из-за которых ученик просто не может справиться с трудностями в школе. И даны...