Причины школьной неуспеваемости. Полезные рекомендации по улучшению школьных знаний.
методическая разработка по психологии на тему

Мыкало Наталья Михайловна

Неуспевающие ученики - это одна из сложнейших проблем обучения и воспитания. Рассмотрены шесть основных групп причин, из-за которых ученик просто не может справиться с трудностями в школе. И даны рекомендации по их устранению.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Причины школьной неуспеваемости. Полезные рекомендации по улучшению школьных знаний.

Закончилась первая четверть, подведены итоги, но не все дети с радостью продемонстрировали родителям свой дневник...

Неуспевающие ученики - это одна из сложнейших проблем обучения и воспитания.

Очень часто одной из главных причин является плохое здоровье учеников или низкий уровень развития познавательных способностей (мышления, внимания, памяти), отсутствие положительной мотивации учения и слабо развитая волевая сфера, так как именно воля и усидчивость играют важную роль в учебной деятельности.

Рассмотрим шесть основных групп причин, из-за которых ученик просто не может справиться с трудностями в школе. И подумаем, как их можно устранить.

1. Сделал все правильно - опять «двойка»

 Многие школьники, да и взрослые тоже, просто не умеют читать. Это не просто технический навык, позволяющий превратить напечатанные на бумаге знаки и символы в текст. За каждым словом должен возникать образ. И главный результат чтения книги или условий задачи по математике - не устное воспроизведение письменной речи, а возникновение в голове цепочки образов. Именно с этим у многих возникают проблемы. Ребенок при этом может вполне грамотно писать, до определенного момента вполне успешно учиться по всем предметам, но однажды задания становятся чуть сложнее и для их успешного выполнения "поверхностного чтения" уже оказывается недостаточно. Из-за этого школьник просто не понимает, что от него требуется. И, как следствие, не может дать правильный ответ.

Очень часто на вопрос "Любишь ли ты читать книги?" ребенок с такой проблемой отвечает, что ему "скучно". А скучно ему именно из-за того, что буквы механически складываются в слова, не формируя образов и упуская сюжеты. Такие дети часто могут очень подробно пересказать содержание мультфильма или передачи, но не могут ответить на вопрос о причинах поведения героя, если только они не были разжеваны авторами.

Что делать? Учить читать по-настоящему. Это можно делать в любом возрасте. Психолог Александр Лобок советует такую технику. Надо взять подходящую ребенку по возраст книжку. Для малышей - сказки, для подростков - хоть учебник по физике. И читать им ее вслух, обрывая предложения на середине. А дальше дети должны сами домыслить возможную фразу. Причем угадывать каноническое продолжение совершенно не обязательно, хотя правильный ответ, конечно, в конце концов надо сообщить. Важнее другое - поиграть со словом, на котором оборвалось повествование. Понять, что оно может значить, какие смыслы несет. В результате у ребенка сформируется навык полноценного восприятия слова, и проблема постепенно будет решена.
  Еще следует выяснить, усвоил ли ребенок требования учителя к решению и оформлению задания.

   
2. «Никак не получается»

  Столкнувшись с трудной задачей, ребенок сразу "пасует", даже не пробует с ней справиться. Любая ситуация, в которой не гарантирован успех, начинает пугать ребенка.  Очень часто с этим сталкиваются отличники, которые поначалу благодаря собственной сообразительности или хорошему общему развитию со всем справлялись играючи, а потом сложность заданий повысилась, и разделываться с ними так же легко уже не удается.

Что делать? Самое главное - поддержать веру ребенка в собственные способности и в спокойной обстановке просто разобрать еще раз (возможно, и не один) то, что вызвало сложности. Скорее всего, ребенок просто упустил какой-то важный нюанс. Но самое главное - по-настоящему поверить в своего ребенка. Любую неискренность он тут же заметит - это особенность детского восприятия. А для школьника вера в него родителей - необходимая составляющая успеха.

3. Ничего не понимаю

Еще одна типичная проблема: в целом успевающий ребенок не может разобраться с какой-то темой или испытывает трудности с одним предметом. Почему так происходит? Обучение в школе - череда взятий вершин, преодолений сложностей. Некоторые из них удается взять с первого раза. Другие - только с третьего или с пятого. У каждого человека своя скорость обучения, свои особенности восприятия новой информации. Далеко не всегда быстрая обучаемость - показатель большого ума. Альберт Эйнштейн, Андрей Сахаров - оба великих физика не успевали постигать школьный курс в одном темпе со своими одноклассниками. Задача родителей помочь качественно усвоить весь материал. Можно объяснить тему самостоятельно или  найти репетитора.

  Недостаточное развитие познавательных процессов тоже может затруднять обучение. В таком случае можно подобрать подходящие упражнения для развития мышления, внимания и памяти.

  Еще одной проблемой может быть проблема во взаимоотношениях с учителем, не понимание требований учителя.

Что делать: лучше лично поговорить с этим педагогом и выслушать его мнение, познакомиться с его видением проблемы.

 
4. «Не хочу учиться»

С одной стороны, состояние вполне понятное: кто сам, по доброй воле, захочет вставать рано утром, тащиться с ранцем в школу, сидеть там на уроках, получать "двойки" и замечания от учителей, а потом еще и мучиться до глубокой ночи с "домашкой"? И, главное, никакой радости, сплошная обязаловка.
Что делать? Давайте разберемся. Детство - время подвигов. Подвиг познания - один из них. Каждый день ступать на новую территорию, решать новые проблемы и задачи - это все должно приносить радость.

Но происходит так только при одном очень важном условии - если рядом есть взрослые, которые эти подвиги видят и понимают. Если мама и папа считают, что "пятерка" - единственная нормальная оценка" и воспринимают каждые "пять баллов" как нечто само собой разумеющееся, а за все другие отметки ругают, то у школьника просто не будет сил для новых подвигов. Ведь чтобы совершить каждый из них, нужны серьезные усилия. И вот тогда любое желание учиться отпадает. Поэтому хвалите своих детей за все успехи. Поймите, что каждый день ребенка в школе - опыт первопроходца. И любое преодоление трудностей - уже большое достижение ученика. Нужно учить ребенка преодолевать трудности!

  Кроме того, нужно объяснять ребенку важность получаемых знаний. Рассказывать о том, где в жизни нам понадобится умение считать, писать, знание географии или биологии. Какие есть профессии и как выбрать себе работу по душе. А еще, обязательно рассказывать о своем школьном опыте, о трудностях и о том, как вы их преодолевали.

  Когда ребенок говорит, что не хочет учиться, нужно выяснить, а нет ли конфликта в школе с одноклассниками или учителем.

5. «Зачем учиться, если есть компьютер, который все умеет»

Это еще один способ ухода от учебных трудностей. С компьютером все легко - нажал на кнопку и получил искомое. Думать не надо, напрягаться - тоже. Техника, кажется, сама все знает. И для родителей, а особенно - для учителей, компьютер превращается в конкурента. Человек зачастую проигрывает машине, и тогда ребенок уходит от всех жизненных проблем в виртуальную реальность.

Что делать? Самое неудачное решение - это запретить гаджеты. Надо сделать так, чтобы реальная жизнь, и в том числе учеба, ребенку была интересней и приносила больше удовольствия, чем сидение за компьютером. При всех своих достоинствах новые технологии не в силах заменить радости живого человеческого общения, дать любви и заботы. И на этом могут и должны сыграть родители. А вот учителю придется каждый день доказывать, что он интереснее интернета. Такая уж у него работа.

При этом исключать компьютеры из обихода совершенно необязательно и даже вредно. Во-первых, как показывают многие исследования, даже игры, на них тратится разумное время, приносят пользу и помогают развитию. Во-вторых, гаджет - это всего лишь инструмент. И его можно использовать как инструмент познания. С помощью компьютера можно найти полезную, познавательную информацию, подготовить сообщение на урок, проверить домашнее задание, изучить информацию о правилах приема в учебное заведение или список востребованных в городе профессий.

6. «Вообще ничего не хочу»

Такое случается с детьми очень активных родителей.  Зачем самому чего-то хотеть и делать?

Часто бывает, что родители переносят собственные ожидания и незавершенные стремления на детей по принципу "Я не смог стать счастливым, а тебя заставлю!". Разумеется, этот путь никогда не приводит к успеху.

Что делать? Родителям надо принять, что их сын или дочка - самостоятельная личность со своими склонностями, интересами, устремлениями и желаниями. Ребенок имеет полное право быть собой и жить своей жизнью.  

 Кроме того, нужно развивать познавательную активность ребенка. Поощрять его инициативу, развивать терпение и настойчивость.

Рекомендации родителям

Если хотите, чтобы в дневнике школьника были только хорошие оценки, запомните три слагаемых успеха: труд ребенка, ваше время и терпение.

Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка, награждать обидными эпитетами. Это не принесет никакой пользы, а его самооценку понизит еще больше.

Нужно: психологически поддерживать ребенка, показывать, что вы верите в его силы. Чаще говорите фразы «не волнуйся, ты сможешь», «все можно и нужно исправить».

Помогайте ребенку справляться только с очень сложными заданиями, а остальное он должен привыкать делать сам.

Вот некоторые конкретные рекомендации психологов:

1. Поддерживайте ребенка.

2. Следите за режимом дня. Уроки надо выполнять в одно и то же время. Оптимальным и наиболее продуктивным считается время с 16 до 18 часов. Организация выполнения домашних заданий очень важна: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. Помните, что по нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 2 -  3 классов могут проводить до 1,5 часов, 4 классов — до 2 часов, 5-6-х классов должны работать до 2,5 ч, 7-8-х классов - до 3 ч, 8-9-х классов - до 4 ч. Нельзя забывать про прогулки на свежем воздухе и полноценный сон.

Старайтесь придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе.

3. Предоставляйте возможность выбора там, где это возможно.

4. Организуйте досуг по интересам. Кружки, секции, совместный с взрослыми труд. Играйте в настольные игры, развивающие память, внимание, мышление, воображение, речь.

5. Трудности решайте сразу. Трудности адаптации, взаимоотношений с учителем или одноклассниками, логопедические проблемы требуют к себе внимания.

6. Обсуждайте книги, фильмы. У вас есть возможность приобщить ребенка к мировой и отечественной классике, изучить интересы подростка и

7.Учите пользоваться словарями, книгами.

8. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, даже с его братьями или сестрами. Но можно подчеркнуть индивидуальность каждого или найти то, что их объединяет друг с другом.

9.Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную деятельность детей.  Семейный праздник, совместное проведение каникул или выходных, подготовка к экзамену или вечерняя прогулка.

10. Любите независимо от успеваемости.

Будьте последовательны в воспитании.

Успехов в учебе!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причины школьной неуспеваемости. Полезные рекомендации родителям. Мыкало Н.М., педагог – психолог МБОУ МО г.Нягань СОШ № 14

Слайд 2

Причины неуспеваемости Сделал все правильно - опять «двойка»: не возникает образ прочитанного не усвоил требования учителя

Слайд 3

2. «Никак не получается»: - неуверенность в своих силах - не умеет учиться

Слайд 4

3. «Ничего не понимаю»: - недостаточная скорость обучения низкий уровень развития мышления, памяти, внимания проблемы во взаимоотношениях с учителем

Слайд 5

4. «Не хочу учиться»: - недостаток учебной мотивации - недостаточная поддержка в семье - конфликты с одноклассниками или учителем

Слайд 6

5. «Зачем учиться, если есть компьютер, который всё умеет»: - боязнь трудностей

Слайд 7

6. «Вообще ничего не хочу»: недостаток развития воли - низкая познавательная активность

Слайд 8

Слагаемые успеха - ТРУД РЕБЁНКА - ВАШЕ ВРЕМЯ - ТЕРПЕНИЕ

Слайд 9

Рекомендации родителям 1. Поддерживайте ребенка 2. Следите за режимом дня 3. Предоставляйте возможность выбора 4. Организуйте досуг по интересам 5. Трудности решайте сразу

Слайд 10

Рекомендации родителям 6. Обсуждайте книги, фильмы 7.Учите пользоваться словарями, книгами. 8. Не сравнивайте ребенка с другими 9.Создавайте традиции и ритуалы семьи 10. Любите независимо от успеваемости

Слайд 11

Успехов в учебе !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Причины школьной неуспеваемости".

Успеваемость учащихся официально определяется как степень усвоения знаний, овладения умениями и навыками, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочнос...

Причины школьной неуспеваемости

          Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема учеников. Неуспевающие в учебе дети, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит ...

Причины школьной неуспеваемости и как повысить мотивацию учебной деятельности на уроках физики.

Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема учеников. Неуспевающие в учебе дети, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит наклонившись за партой, надеясь, что его н...

статья "Причины школьной неуспеваемости"

школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому либо предмету ( или по ...

статья "Причины школьной неуспеваемости"

школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому либо предмету ( или по ...

статья "Причины школьной неуспеваемости"

школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому либо предмету ( или по ...

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования. Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их устранения

Доклад на тему: "Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования.  Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их ус...