Работа с семьями, дети которых находятся в трудной жизненной ситуации
проект на тему

Менлязова Анастасия Александровна

проект работы с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnaya_zhiznennaya_situatsiya_proekt.docx58.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА- ДЕТСКИЙ САД  № 5

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ  РАЙОН

«Работа с семьями, дети которых находятся в трудной жизненной ситуации»

Составил:

Социальный педагог

Менлязова А.А.

«Работа с семьями, дети которых находятся в трудной жизненной ситуации»

Во все времена существовали семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.

Существуют различные ситуации, объективно нарушающие жизнедеятельность людей  по причинам

  • инвалидности,
  • неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью,
  • безработицы,
  • сиротства,
  • одиночества,
  • безнадзорности,
  • малообеспеченности,
  • конфликтов и жестокого обращения в семье,
  • отсутствия определенного места жительства и т.д.,

Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратная по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.

Различают 3 стадии трудной жизненной ситуации
(семейного неблагополучия)

РАННЯЯ — не зафиксировано нарушение прав ребенка.

СВОЕВРЕМЕННАЯ — зафиксировано нарушение прав
ребенка, не повлекшее за собой угрозу жизни или здоровью.

ПОЗДНЯЯ — зафиксировано нарушение прав ребенка,
повлекшее за собой
 угрозу жизни или здоровью.

Методы работы с семьей на I этапе:                                                              патронажное посещение семей с  целью обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетних детей;

  • знакомство с семьями;
  • метод совместного планирования;
  • работы с семьей;
  • экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • консультации  специалистов;
  • сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов.

1

На втором этапе работы, также как и на предыдущем этапе, проводятся индивидуальные и семейные консультации, осуществляется патронаж семей. Выясняются трудности, возникшие при реализации раннее поставленных целей, пути их устранения, возможно коррекция самой цели. Основной идеей этого этапа видится развитие у родителей уверенности (подведение к мысли, что можно быть разным, не бояться делать ошибок и простить себя за ранее сделанные), умений достижения цели, постановка ближайших целей, прописывание шагов их достижения, добавление ресурсов к достижению целей, работа с тем, что мешает достичь цели, поиск дополнительных ресурсов, согласно тех ролей, которые играет человек.

Методы работы с семьей на II этапе:

  • патронажные посещения;
  • консультации специалистов;

  • сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов;
  • подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины;
  • вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства.

Третий этап в работе с семьей направлен на принятие окружающего мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, перспектива развития семьи (материальная, духовная, участники решают сами с чего начать), повышение ее социального статуса по месту жительства.

Методы работы с семьей на III этапе:

  • патронатные посещения;
  • экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • консультации специалистов;
  • сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов-координаторов;
  • подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины;
  • вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства.

 Описание методов работы с семьей:

Знакомство с семьей происходит несколькими способами. Собирается весь анамнез семьи из всех источников, а очное - при встрече, важно понять, как свою проблему видит семья. В дальнейшем работа строится на образах и представлениях семьи. Зачастую не всегда этот образ может совпадать с реальностью. Для начала вместе с семьей формулируется проблема так, чтобы она была решаемой, выясняется та социальная ситуация, где эта проблема необходима. Каких изменений хочет достичь семья, верит ли семья в выход из ситуации или нет, в помощь, кого обвиняет в сложившейся ситуации. В ходе встречи происходит подведение к мысли, что ответственность за решение проблемы лежит на всей семье. Только в случае принятия такого вывода можно говорить о том, что станет

свидетельством решения проблемы для семьи и переходить к составлению плана или договора о выходе из сложившейся ситуации.

2

Патронатные посещения. Особенность метода - максимальная приближенность к месту жительства, анализ ситуации на месте; отслеживание сроков выполнения мероприятий по выводу семьи из кризиса; контроль изменений, происходящих в семье.

Экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации  подразумевает комплексную диагностику, направленную на исследование межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» с учетом таких особенностей семейного воспитания как отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности. Диагностика проводится на первом и третьем этапе. В первом случае для определения целей и задач в работе по детско-родительским отношениям, и на последнем этапе она несет функцию контроля за изменением состояния детско-родительских отношений.

Метод совместного планирования работы с семьей - это системный метод социально-психологической работы с семьей, который опирается на использование ресурсов и потребностей семьи. Особенность этого метода в минимализации вмешательства специалистов в принятии решений, относящихся к выходу семьи из кризисной ситуации или разрешения проблемы. Семья сама формулирует цели работы, определяет сроки. При этом обхватываются все сферы жизни семьи. Специалисты действуют как организаторы и проводники - подключают к работе с семьей другие субъекты, поддерживают связь с сотрудниками организаций, участвующих в реабилитации семьи. Важно при этом, чтобы семья сама принимала участие в определении целей и ожидаемых результатов, планировании достижения их. На первых этапах ставятся цели, обеспечивающие физиологические потребности, безопасность (сделать ремонт, постирать одежду, засадить огород и

 т.д.). На последующих этапах – цели связаны с самоактуализацией семьи (уважение со стороны односельчан, нормальное функционирование детей в социуме). Составляется письменный «договор» с семьей, в котором специалисты идут от потребностей семьи и подводят ее к принятию ответственности на себя за конечный результат при его подписании. Также договор позволяет отследить пошаговую работу специалистов учреждений системы профилактики и промежуточные результаты этого взаимодействия. Такой качественно новый подход в работе с семьей меняет отношение специалистов к работе и семьи к своим проблемам. Исходя из внутренних потребностей и ресурсов семьи, она сама начинает работать на свою реабилитацию и улучшение качества жизни.

Способы отслеживания результата:

  • Анкетирование членов семьи;
  • Опрос соседей, специалистов школы, администрации;
  • Анализ документации (школьный журнал, характеристика и т.д..);
  • Диагностика детско - родительских отношений;
  • Беседы.

Более подробно хотелось бы остановиться на жестоком обращении с детьми в семьях.

Ведь если Семье (ребенку) не оказать своевременную комплексную
социальную помощь, то нерешенные проблемы могут привести к
нарушению прав ребенка.  

Жестокое  обращение  с  детьми,  пренебрежение  их интересами, не  только  наносит  непоправимый  вред здоровью,  но  и  влечет  за  собой  тяжелые социальные  последствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы образовательного учреждения с детьми,находящимися в трудной жизненной ситуации.

Материал в помощь зам.дир. по ВР, кл.руководителям, соц.педагогу....

Работа в ОУ с семьёй, находящейся в трудной жизненной ситуации

Презентация к семинару для Заместителей директоров школ по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении. Семинар проведён 20 ноября 2012 года с целью изменения системы работы с данной ...

Работа в ОУ с семьёй, находящейся в трудной жизненной ситуации

Методические раздаточные материалы разработаны для специалистов, работающих в системе профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В пособии есть статьи нормативно правовых докумен...

Взаимодействие школы со службами по социализации детей с ограниченными возможностями проживающих в семьях, которые находятся в трудной жизненной ситуации

Данная статья отражает работу школы, с различными организациями города, способствующую успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, которые проживают в семьях находящихся в труд...

Система работы социального педагога с семьей и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых...

Примерная про-грамма работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, по-павшими в трудные жизненные ситуации

В связи с ухудшающейся общей социально-экономической ситуацией в стране, вызванной целым комплексом исторических, культурных, политических и экономических причин на данном этапе развития общества возр...

«Средства социально-педагогической поддержки детей и подростков в трудной жизненной ситуации»

Социально-педагогическая поддержка детей и подростков представляет особый вид социально-педагогической деятельности, которая направлена на выявление, определение и разрешение проблем ребенка с целью о...