Дети цифрового века?
статья (6 класс) на тему

Аникушина  Лариса Ивановна

«Опасаюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. Тогда мир получит поколение идиотов… »

Альберт Эйнштейн

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Беседа с родителями.23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Дети  цифрового века?

«Опасаюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. Тогда мир получит поколение идиотов… »

Альберт Эйнштейн

«Какова цель и задачи перестройки, осуществляемой в нашем образовании и науке? Потребность времени? Нет, дело более серьёзное. Поскольку перестройка происходит во всех сферах — экономической, политической, социальной, научной… то сильным мира сего необходима перестройка и всей системы ценностей. И потому сфера образования превращается в ключевую, ибо от того, как будут воспитаны наши дети, зависит будущее России. Как говорится, «если хочешь победить врага — воспитай его детей». Подрывая образование, враг подрывает наш научный потенциал и мировосприятие, свойственное русской цивилизации.
Сознание наших детей не слегка перестраивается — идут глубинные процессы с использованием биологических, информационных. Если раньше технологии меняли условия труда и условия нашей жизни к лучшему, то нынешние направлены на изменение самого человека. Поэтому старое миропонимание человека, уходящее корнями в гуманизм христианской этики, становится хозяевам мира ненужным и даже вредным, ибо человек духовный, интеллектуально развитый и нравственный не может быть объектом применения новых технологий. Запад выделил громадные деньги, чтобы заменить наши учебники по истории, наплодив их великое множество и расставив несколько иные акценты при оценке исторических событий. Затем были сокращены уроки русского языка, изменён список литературных произведений, обязательных для изучения. Наконец, было разрушено единое образовательное пространство, многие предметы были упразднены или стали факультативными. А вот советское образование давало каждому весь образовательный минимум. И уже после этого каждый мог уже получать необходимые профессиональные знания в техникумах, институтах, университетах. То есть наше образование было элитным для всех!
Ныне вместо такого элитарного образования внесены обязательные федеральные образовательные стандарты, вместо знаний утверждено понятие компетенция, которое можно наполнять чем угодно. Появились платные образовательные услуги. А раз это услуги, то их можно передавать в частные руки. Так началась приватизация образования. Благодаря этому в средней школе уже ликвидирован необходимый образовательный минимум. Теперь процесс пошёл уже и в высшее образовательное пространство. Элитарное образование стало доступным только для избранных. (1)


Зачем и кем это было сделано?

Дело в том, что в Штатах, которые являются центром всех преобразований, университеты большей частью занимаются разработкой технологий, которые им заказывают частные корпорации. На базе таких университетов всегда и развивалась фундаментальная наука США, в отличие от нашей науки, которая развивалась в системе Академии наук. Наши вузы были образовательными и готовили высококлассных специалистов, умеющих самостоятельно мыслить, решать сложнейшие задачи. Но Америке нужны управляемые работники узкого профиля. Какая связь между США и нашими вузами? Все, кто встраивается в мировой общеобразовательный стандарт, работает на интересы США. Нашу высшую школу стали перестраивать в соответствии с этими нормами, когда 19 сентября 2003 года Россия присоединилась к Болонскому процессу в Берлине во время саммита европейских министров образования. Цель Болонской системы — создание общеевропейского образовательного пространства с переходом на западные стандарты обучения. Но ведь понятно, что никакой национальный суверенитет немыслим без сохранения духовного суверенитета, который, в свою очередь, невозможен без суверенной системы образования. В России образование всегда рассматривалось как усвоение системы знаний плюс духовно-нравственное воспитание и национальная идеология. Ныне образовательные стандарты, а также программы и методы обучения задаются извне.
Раньше государство заказывало специалистов, но сейчас государственный сектор экономики почти исчез, заказчиком стал крупный бизнес, и он диктует, какие специалисты ему нужны. А нужна ему не личность, а человек-функция, обладающий теми компетенциями, которые полезны в условиях рынка. (2)

Цифровое слабоумие — это не шутка, а диагноз. Термин «digital dementia» пришел из Южной Кореи, раньше всех ставшей на путь оцифровывания страны. Массовое помешательство на смартфонах и прочих цифровых гаджетах — неизбежное следствие технологической революции, охватившей все страны. Смартфоны стремительно покоряют мир, точнее сказать, практически его завоевали.(3)

 По прогнозам журнала «The Wall Street Journal», в 2017 году обладателями смартфонов станут уже 84,8% населения Южной Кореи (80% — Германии, Японии, США, 69% — России). Вместе со смартфонами и прочими гаджетами вирус цифрового слабоумия проникает во все страны и все слои общества. Он не знает географических и социальных границ. Вот сейчас, прямо в эту минуту готовы ли вы взять и выкинуть на помойку все свои гаджеты и девайсы, уйти из цифрового мира, хлопнув дверью, и зажить, что называется, «оффлайн»? Даже если таковые и найдутся, то их будет немного, да и большая часть в итоге не сможет до конца отказаться от жизни в Сети.

Между тем, ученые бьют тревогу. По их мнению, мы стоим на пороге эры «цифрового слабоумия». Интересно, что первые жертвы этой болезни уже обнаружены в Южной Корее. Здесь увеличивается количество молодых людей, буквально зависящих от своих гаджетов, без которых они чувствуют себя беспомощно. Молодые люди не в состоянии оторваться от компьютера или смартфона. Они сутки напролет проводят в Сети ради одной единственной цели – развлечение. Если призадуматься, то наступление глобального «цифрового слабоумия» кажется не столь уж далеким, но так ли страшен зверь, как его малюют.

Весь мир в одной «флешке»

Давайте представим, что в пространственно-временном континууме произошел некий сбой, и вы оказались в прошлом.  По счастливой случайности у вас в кармане оказалась «флешка», где хранятся все знания человечества за последние тысячелетия.

Знание - сила, и целый мир оказался у ваших ног в ожидании чуда. Но что вы можете предложить человеку прошлого? Вся информация хранится на «флешке», и получить ее невозможно, а вы сами просто ничего не знаете и не помните. Как построить паровую машину? Как добыть электричество? Без устройства, которое могло бы прочитать информацию с «флешки», вы бессильны.

Эпоха развлечения

Современный человек привык получать информацию из интернета. И это не так уж и плохо, учитывая, что современное телевидение имеет лишь несколько действительно полезных каналов. В Сети сосредоточено наибольшее количество полезной информации, практически все человеческое знание. Но вместо этого добрая половина интернет-пользователей предпочитает смотреть на смешных котиков, записи с видеорегистраторов, подписываться на различные «паблики». Все это лишь для того, чтобы развлечь себя.

Развлечение. Именно для этого мы и используем все наши планшеты, смартфоны и ноутбуки, чьи вычислительные способности используются, чтобы «запускать птичек по свиньям».

Конец живому общению

Жизнь в Сети заменило человечеству реальное, живое общение. Помните, как в детстве мы кричали под окнами: «Серега, выходи!» или смотрели в окно, ожидая, когда же Серега появится? Вместе с Серегой мы играли, познавая окружающий мир, делали свои пусть несущественные, но все же открытия.

С появлением мобильных телефонов жизнь начала круто меняться. Сейчас проще позвонить человеку, чем идти к нему в соседний подъезд и стучаться в дверь, чтобы увидеть его вживую.  Проще выйти в Сеть и посмотреть, где Серега «зачекинился», появился ли он в «ВК» или «Одноклассниках». Вместо того, чтобы самостоятельно постигать мир и делать свои несущественные открытия, Сереги, Вованы и Лехи предпочитают устраивать баталии на поле виртуальных сражений, покрывая всех и вся трехэтажным бранным словцом.

«Цифровое слабоумие» уже наступило (3)

Вместо того, чтобы самому написать реферат, современному студенту проще скачать его из интернета. Быстро и без усилий. Пиши он реферат самостоятельно, ему пришлось бы перечитать кучу литературы, сделать какие-то собственные выводы. В этом случае полученные знания остались бы при нем и, возможно, были полезны  в будущем. Но в конечном итоге из вузов и проф. училищ выпускаются люди, которые понятия не имеют, что им делать: врачи, строители, химики.

Так какую же роль играют гаджеты в деградации человеческого разума? Мозг человека, как хороший меч, требует постоянной заточки. Здесь точильным бруском являются знания, которые мы получаем в книгах или в интернете. Но современный человек больше тяготеет к развлечению и использует гаджеты именно для этого. Вот и получается, что все наши смартфоны, ноутбуки и планшеты являются посредниками между нашим разумом и тем бесполезным мусором, что мы называем информацией.

Что будет, если человечество вдруг лишится всех своих гаджетов, лишиться доступа к информации в Сети? Если раньше, каких-то лет 15 назад, этот вопрос казался смешным, то сейчас он вызывает некоторый ступор. Если кто-то знает на него ответ, то пишите в комментариях. Лично я на него ответить не могу. «Цифровое слабоумие» на деле – это не перспектива будущего, это проблема настоящего.

Люди стали ближе друг к другу

Безусловно, всепоголовное погружение в «онлайн» несет и определенную пользу. Например, люди могут без труда общаться друг с другом, находясь при этом на расстоянии тысячи километров. Гаджеты и здесь являются неким посредником. Но с другой стороны, эти же два человека могли бы встретиться вживую, совершив путешествие по миру, испытав приключения и получив знания, получив полезную информацию. 

Петербургские социологи пришли к шокирующим выводам, выясняя, какие факторы в семье и в окружении ребенка больше всего влияют на его успеваемость. 

Эксперты международных сравнительных исследований PISA (Programme for International Student Assessment) и TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) утверждают, что «Дети из семей с более высоким семейным культурным капиталом демонстрируют более высокие образовательные результаты». 

Однако группа социологов под руководством Ольги Сачавы, кандидата филологических наук, магистранта программы «Управление образованием» Высшей школы экономики (Санкт-Петербург), первыми же результатами опровергла мнение о зависимости успеваемости ребенка как от уровня культуры, так и от доходов семьи. 

Оказывается, ни уровень культуры, ни бытовой комфорт, ни количество книг на полках, ни наличие денег на услуги репетиторов, ни даже пьянство одного из родителей не влияют напрямую на успеваемость ребенка. 

Гораздо большее влияние на успехи в школе имеют ... общение с бабушками и дедушками, ценности семьи, семейные праздники, личная удовлетворенность и профессиональная самореализация родителей. 

Исследователи были потрясены тем, что важными оказались факторы, на которые прежде никто не обращал внимания. Оказывается, 50% отличников и хорошистов живут в одной квартире с бабушками и дедушками. Причем неважно, где при этом дети готовят уроки - на кухонном столе или на письменном. Социологи увидели стойкую закономерность: чем выше доход семьи и чем ниже культура семейных праздников, тем ниже оценки ребенка. И наоборот: чем выше культура семейных праздников по отношению к доходам семьи (средним или даже низким) тем выше успеваемость школьника! 

Услуги репетиторов, курсов, суммы вложенных в них денег не приносят результатов в виде хороших оценок, если при этом отсутствует полноценное общение родителей и ребенка в семье. 

Интересный факт, что 56 % родителей отличников и хорошистов работают, по их словам, для самореализации, причем получая удовлетворение от своей профессиональной деятельности. Что касается троечников, то их родители, по их собственным словам, в 80% работают "ради денег". 

. И еще одна удивительная закономерность: чем более довольны жизнью родители, причем независимо от материального уровня, тем успешнее в учебе их дети. 

"На школьные успехи ребенка на всех ступенях обучения напрямую влияют ценности его семьи, – считает Ольга Сачава. – Чем важнее для взрослых отношения внутри их семьи, чем большую ценность представляет для родителей школьника семейная жизнь (в том числе отношения со старшими родственниками), чем больше внимания родители уделяют построению внутрисемейных связей, тем выше школьные оценки их ребенка. Грамотно выстроенные внутрисемейные связи свидетельствуют о психологической компетентности родителей. Поэтому их можно назвать ключевым фактором, определяющим успеваемость ребенка». 

Социологи увидели стойкую закономерность: чем выше доход семьи и чем ниже культура семейных праздников, тем ниже оценки ребенка. И наоборот: чем выше культура семейных праздников по отношению к доходам семьи (средним или даже низким) тем выше успеваемость школьника! 

Услуги репетиторов, курсов, суммы вложенных в них денег не приносят результатов в виде хороших оценок, если при этом отсутствует полноценное общение родителей и ребенка в семье. 

Интересный факт, что 56 % родителей отличников и хорошистов работают, по их словам, для самореализации, причем получая удовлетворение от своей профессиональной деятельности. Что касается троечников, то их родители, по их собственным словам, в 80% работают "ради денег". 

 И еще одна удивительная закономерность: чем более довольны жизнью родители, причем независимо от материального уровня, тем успешнее в учебе их дети. 

Так что общайтесь с родственниками, организуйте дома праздники, любите свою работу, с радостью принимайте свою жизнь, такой как она есть, и ваши дети будут хорошо учиться!

 Информационные источники:

1

http://новости-россии.ru-an.info/новости/паразиты-уничтожают-наше-образование-и-лишают-нас-будущего 

2

http://www.odigitria.by/2015/04/15/znaniya-i-kompetencii-olga-chetverikova 

http://pandoraopen.ru/2016-04-14/olga-chetverikova-lyudi-bolshe-ne-budut-obrazovannymi 

3

https://www.sethealth.ru/2016/10/05/спасите-своих-детей-от-цифрового-слаб/ 

http://liberatum.ru/news/24612 

4

 http://www.kp.ru/daily/26592/3608885/

http://i-facts.ru/vyisokie-tehnologii-put-k-degradatsii 

 http://www.psychologies.ru