Информационные технологии как средство повышения качества индивидуального обучения на дому учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
статья по теме

Ромашова Мария Геннадиевна

Применение информационно-коммуникативных технологий при индивидуальном обучении на дому детей-инвалидов  также значительно повышает качество образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_romashovoy_m.g.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Информационные технологии как средство повышения качества индивидуального обучения на дому учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Ромашова Мария Геннадиевна – учитель индивидуального обучения на дому, ГК ОУ  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной  школы №15 VIII вида

 г.Славянска-на-Кубани Краснодарского края.

Современное представление о качественном образовании включает в качестве необходимого элемента свободное владение информационными технологиями, в связи с этим компьютер воспринимается как один из инструментов реализации учебно-воспитательного процесса. [ 3 ]. Применение информационно-коммуникативных технологий при индивидуальном обучении на дому детей-инвалидов  также значительно повышает качество образования. Спецификой  обучения детей на дому является сокращение учебных часов, отводимых на изучение основных предметов (чтение, письмо, математика).  Например, количество часов в неделю  для преподавания математики и письма  в 4 классе специальной коррекционной школы  вида уменьшено на  3  часа . Уроки математики и письма проводятся 3 или 2 раза  в неделю. В связи с этим резко уменьшается количество уроков на закрепление и повторение учебного материала. Поэтому у обучающихся на дому многие умения и навыки не сформированы на достаточном уровне.

Для восполнения недостатка учебного времени при формировании учебных умений и навыков у таких учеников целесообразно использовать компьютерные тренажеры. На уроках математики  в начальных классах нами успешно используются тренажеры «Таблицы умножения и деления», «Таблица сложения в пределах 20». На уроках письма используются тренажеры «Склонения существительных», «Словарные слова».

Все тренажеры, как правило, представлены в виде красочно оформленных простых игр, в которые с удовольствием играют дети. Если ученик не владеет компьютером, то обучить его пользоваться такими играми несложно. Практика показывает, что умственно отсталые дети довольно быстро осваивают простые алгоритмы пользования компьютерными тренажерами. Удобнее всего тренажеры,  составленные в программах Power Point, Microsoft Excel. Достаточно два-три раза  показать технологию их использования. Потом эти средства  используются учеником в свободное от уроков время под контролем родителей или самостоятельно. Это помогает родителям увидеть уровень усвоенных знаний и умений их ребенка, восполнить пробелы в его умениях и навыках.

Применение таких тренажеров должно носить систематический характер и контролироваться учителем. Лучше всего использовать тренажеры разных уровней сложности, чтобы ученик, переходя на новый уровень, видел свои достижения.  Примером такого тренажера является интерактивный тренажёр по математике  «Учим таблицу умножения вместе с олимпийцами», разработанный  учителем общеобразовательного   учреждения г. Сочи Петренко Еленой   Валерьевной [ 4 ].

Кроме того, при индивидуальном обучении ученика на дому большой недостаток учитель испытывает в материально-технических средствах обучения. Например, на уроки природоведения педагог не всегда имеет возможность принести оборудование для опытов, глобус и др. Этот недостаток удобно  восполнять с помощью видеофильмов и  презентаций. При изучении темы «Солнце-источник тепла и  света на Земле. Планеты  солнечной системы» желательно использовать   видеофильм, который наглядно покажет ученику модель Солнца и Солнечной системы.

                  Компьютер можно использовать на всех этапах обучения на дому:  приобретение новых знаний, закрепление и контроль  знаний, формирование  умений и навыков. 

Применение компьютерных технологий позволяет добиться качественно более высокого уровня предлагаемого учебного материала за счет применения мультимедийной наглядности, значительно расширить возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения, познакомить учащегося с широкой и более полной информацией по тому или иному вопросу и дать возможность самостоятельно выбрать степень глубины этого знакомства.
                  Для применения информационно-коммуникативных технологий  в индивидуальном обучении ученика на дому, конечно, необходимо специально оборудованное место, где  располагался бы компьютерный стол, компьютер, колонки и другая техника. Часто в семьях детей-инвалидов такого оборудования нет. Тогда удобно использовать небольшие ноутбуки или  планшеты, которые учитель приносит с собой на урок и имеет возможность оставить их в семье на один день. По нашим наблюдениям, родители  довольно быстро убеждаются в необходимости приобретения компьютерной техники и даже подключают Интернет. Это расширяет возможности применения ИКТ учителем в обучении и воспитании на дому.  Преподаватель вместе с учащимся может на уроке осуществлять поиск необходимой информации, что способствует расширению кругозора обучаемого, формированию умения находить информацию, повышает мотивацию к изучению учебных предметов, к познавательной деятельности.

Несмотря на огромную пользу применения информационно-коммуникативных технологий обучения на дому, таится опасность чрезмерного увлечения учеником компьютерными играми, Интернетом. Именно  поэтому  с первых дней использования технических средств на уроках  необходимо обучать ребенка правилам безопасного пользования компьютером, применять специальные минутки отдыха, разминки, строго дозировать время работы за монитором  в  соответствии с требованиями современного санитарного законодательства.

 Согласно новым нормам  СанПиНов для школьников [ 2] продолжительность занятий за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами  не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.

Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные главным образом на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся начальных классов допускается проведение компьютер-ных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут [ 1 ].  
                  Помещение, где эксплуатируются компьютер, должно иметь искусственное и естественное освещение. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.  Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональном  компьютере рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз[ 1 ]. По нашим наблюдениям, нецелесообразно выделять место для компьютера в детской комнате, где родителям  труднее будет осуществлять контроль пребывания ребенка у монитора.

На наш взгляд, применение информационных технологий на уроках индивидуального обучения на дому не только позволяет сформировать необходимые умения и навыки, но и способствует развитию личностных качеств обучаемых, повышает интерес к предметам,  что  несомненно  ведет к повышению качества образования.

Литература:

1. Рекомендации  по использованию компьютеров в начальной школе http://rudocs.exdat.com/docs/index-349734.html

2. Новые нормы  СанПиНов для школьников http://semeynoepravo.com/medicina/sanpin-dlya-shkoly.html

        3. Информационные технологии на уроках как средство повышения качества образования в начальной школе

http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00216963_0.html

      4.  Тренажер опубликован на сайте  Viki.rdf.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Информационные технологии- эффективное средство повышения качества преподавания педагогики"

Доклад представлен для участия в конкурсе "Методическая находка", который проходил в МГОУ....

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ

Информационные технологии обучения, как и все прочие, разрабатываются на основе теории и целеполагания. Функционирование педагогической системы, согласно этим технологиям, связано с адаптацией к лично...

Дифференцированный подход в обучении учащихся на уроках «Технологии» как средство повышения качества технологического образования.

Известно, что все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и потребностям. В условиях классно-урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не давая достаточ...

Дифференцированный подход в обучении учащихся на уроках «Технологии» как средство повышения качества технологического образования»

Известно, что все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и потребностям. В условиях классно-урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не давая до...

Статья "Информационная компетентность современного учителя технологии как средство повышения качества знаний школьников"

В статье описано, как  ИКТ технологии являются эффективным средством индивидуализации обучения, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся, повышению мотивации и познаватель...

Информационные технологии как средство повышения качества образования в современной школе.

Данныя статья о важности компьютерных технологий в современной школе....