доклад на тему "Семья и СМИ: проблемы воспитания и медиаобразования""
статья на тему

Хуриева Нелли Суреновна

Доклад на тему:" Эстетическое воспитание школьников. Семья м СМИ: проблемы воспитания и медиаобразования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_i_smi.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Доклад на тему:

Эстетическое воспитание школьников.

Семья и СМИ: основные проблемы воспитания и медиаобразования»

                                     Учитель:     ХУРИЕВА Н.С.

                                   2017г.

       Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие — организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляется с помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами искусства, и на его основе осуществляется художественное воспитание, образование и развитие учащихся. Система художественно-эстетического воспитания школьников реализуется, прежде всего, в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом на уроках и во внеучебное время.

Эстетическое просвещение учащихся предусматривает следующие формы: беседы, лекции, факультативные занятия, встречи за круглым столом, вечера поэзии, клубы друзей искусства, праздники и вечера искусств, презентации, конкурсы проектных работ, посещение музеев, галерей, выставок, театров и др. Таким образом может быть организовано изучение как общих основ теории искусства, так и отдельных направлений и жанров, включая те, которые особенно интересуют учащихся.


   
Основная работа по формированию эстетических представлений, понятий и вкусов осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства и более развитым чувством переживания прекрасного. Главное в подростковом возрасте — это потребность в самоутверждении и самовыражении. Подросток уже приобрел некоторый эмоционально-эстетический опыт, знания, способность к обобщению явлений окружающего мира. У подростка обнаруживается тенденция оценивать явления жизни и произведения искусства самостоятельно, а значит, — избирательно. Подростковый возраст — начало самовоспитания. Юный человек становится способным ставить перед собой цель самостоятельно овладеть тем или иным видом искусства.


     
Старший школьный возраст характеризуется относительно завершенной системой мировоззренческих взглядов и убеждений, служащей основой объективных эстетических оценок. В связи с этим восприятие эстетических сторон жизни у старшеклассника еще более избирательно, чем у младшего подростка. Другой особенностью учащихся старшего возраста является обостренная потребность в самовыражении и жизненном самоопределении.
Центральное место в эмоционально-чувственной сфере старшеклассника занимает эстетика человека и его поведения. Очень важно обогатить учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека в изобразительном искусстве. Для этого большое значение имеет осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора, сравнение, колорит. 
  Особенно большую роль в формировании культуры эстетических чувств в настоящее время играют кино- и телефильмы. Воздействие этого вида искусства начинается с самого раннего детства и не прекращается всю жизнь.

   

         Образовательные задачи немыслимы без информационного поля. Именно источники информации знакомят и приобщают человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращают молодого человека в культурного члена общества. Однако сейчас на детей обрушивается поток негативной информации.     

          Сегодня для большей части старшеклассников наиболее значимыми источниками знаний о мире стали средства массовой информации и коммуникации . Появились новые технические средства передачи информации, благодаря которым практически любая информация стала доступна каждому человеку. Это не смогло не наложить отпечаток на формирование поведения школьников. Так, информация, создаваемая специально для взрослых, стала доступна школьникам, у которых еще или полностью не сформированы, или сформированы в недостаточной степени представления о нравственности и морали. Остро встала проблема бесконтрольного пользования медиаресурсами вашими детьми. Над решением, которой занимаются государство, учителя, психологи и врачи

      Вопрос о социализации и воспитании всегда стоял и будет стоять перед современной школой. Информация как источник получения знаний и передачи опыта поколений всегда имела приоритетное значение в процессе формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Само понятие «развитие» предполагает дополнение и сохранение прошлого, а не простое его воспроизведение. На этом основывается развитие не только отдельной личности, но и культуры народа в целом. Культивируя общечеловеческие ценности, современная школа призвана решать задачи нравственные, научные, художественные, правовые, религиозные. 

    Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

    В древности личность мальчиков и девочек развивалась под воздействием устного народного творчества, передачи практического опыта, применения на себе мужского или женского типа поведения. Отцы часто брали с собой детей на работу при дворовых постройках, пастбищах. Матери учили работать по дому. Ежеминутные родительские поступки, беседы, любовь и внимание формировали у детей потребность в собственных действиях, преодолении трудностей. У подростков происходило запечатление взрослой жизни, способности к труду и учебной деятельности. Воспитывая человека в обществе и для общества, родители на интуитивном уровне, на традициях и культуре, переданной им предками, уделяли внимание принципу целостности, направляя ребенка на путь Добра, Истины, Красоты, держа в гармонии его душу и тело.
   Сейчас родители не в состоянии уделять ежеминутное внимание своим чадам. На данном этапе развития общества нет прямой передачи опыта от отца — сыну, от матери — дочери. Дефицит времени в семьях становится хронической болезнью, в которой дети находятся в самом плачевном состоянии. Функция передачи подрастающему поколению большей части человеческого наследия культуры и науки отдана учебно-воспитательным учреждениям. Родительское же внимание и любовь заменяется другими ценностями. В современном мире, с его огромными информационными возможностями открываются знания, которые ранее были недоступными. Дети получают практические навыки, которые не могут применять по назначению. Поэтому в последнее время школа столкнулась с проблемой негативного влияния информационной среды на развитие личности ребенка.

Агрессия (от латинского aggredi — нападать) — индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей. Агрессивная информационная среда имеет практически то же значение. Нарушая психическое равновесие подрастающего поколения, информация, несущая зло, порой направлена даже на физическое уничтожение ребенка. Источники данной информации вполне безобидны: телевидение, интернет, периодические издания и даже книги! Опасение вызывает открытый доступ к агрессивному содержанию этой информации, призывающей не созидать, а уничтожать и подавлять. Получив «легкие» знания, дети сразу готовы действовать, не понимая и не зная последствий своих поступков.

      А подростки — самый уязвимый возраст для негативных проявлений среды. 
Подростковый возраст часто называют периодом диспропорций в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим возможностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются, а успокоение подростки ищут обычно в компании или у авторитетных для них людей, или в социальных сетях. 

     Уже с младшего дошкольного и школьного возраста ребенок находится в огромном специальном пространстве, где на его сознание давит хаотичный  поток информации, идущей из телевизора, Интернета, перекрывая знания, полученные от родителей, воспитателей и учителей. При этом информация, не имеющая структурно- содержательной логической связи, дается не системно и ложно, а также не осознанно вписывается разрушающим образом в жизнь растущего человека.

   Крайне отрицательным является стирание границ реальной действительности и виртуальной реальности в сочетании с проблемой личностной идентификации (желание вообразить себя кем-то). Так мир был потрясен событиями в Норвегии, когда Андерс Беринг Брейвик превратил свою маленькую и тихую родину в мишень для одной из самых жутких террористических атак в истории планеты. Брейвик, по-сути, смоделировал компьютерную игру и сделал ее реальностью, при этом его действия сопровождались музыкальным сопровождением (наушники), соответствующей экипировкой и спецэффектами. Известно, что Брейвик опубликовал в социальной сети трактат-манифест, состоящий из полутора тысяч страниц, что можно рассматривать как потенциально опасное влияние и воздействие на пользователей всемирной паутины. Рассматривая вопросы молодежной культуры, можно констатировать тот факт, что культура находится под влиянием средств массовой информации и Интернет-ресурсов. Модным является обязательное участие в виртуальной социальной группе, подача сообщений, касающихся самопрезентации с освещением интимных никому-ненужных подробностей личной жизни

 

   Наиболее важным моментом психофизиологического развития подростка является половое созревание и половая принадлежность, которые играют роль в становлении личности. На психофизиологическом уровне подростки могут испытывать глубочайшие переживания от различных причин:

  • неустойчивость эмоциональной сферы;
  • особенностей высшей нервной деятельности;
  • высокого уровня ситуативной тревожности.

Педагогам трудно удержать в стабильном состоянии подростка, который в силу возрастных особенностей может меняться ежедневно. Тинейджер колеблется в своих увлечениях и жизненных позициях как «тростинка на ветру» от открытого негативизма до милосердного созидания. Негативная информационная среда навязывает подросткам разные «личины», порой совершенно неприемлемые обществу, а подросток, как податливый пластилин, готов примерить на себя любую из них без исключения. Школа и семья в этом случае получает трудных, асоциальных подростков, конфликты в школе и дома, уход из семьи и даже суицид.

Мир меняется. Дети действительно удивляют нас своими необыкновенными способностями. Многие психологи фиксируют необъективность тестовых результатов у исследуемых детей. С одной стороны — низкий уровень интеллекта, с другой — неплохие результаты выполнения олимпиадных заданий по отдельным предметам. Это, вероятно, одно из положительных влияний информационной среды. Умственные, психические и физические способности наших детей приобретают и зловещие окраски, когда под влиянием информации насилия и жестокости 
с особой изощренностью травят своих одноклассников, избивают беззащитных людей, потворствуют преступлениям, а иногда совершают массовый суицид. Устрашающая ситуация в наше время происходит с участившимися случаями школьных неврозов и различных форм психопатии. Порой состояние подростков, попадающих в психоневрологические клиники невозможно диагностировать. А некоторые случаи вынуждают врачей тесно сотрудничать с представителями церкви.

Влияние агрессивной информационной среды на развитие личности и здоровье ребенка очевидно. Школа не может на данный момент противостоять этому потоку негатива, обрастающему специальной технологией влияния на людей. Вернуться вспять, исключить доступ к источникам информации тоже невозможно. И все же необходимо жестко контролировать содержание информации в СМИ, дозировать поток учебного и тем более внеучебного материала соответственно возрастным нормам, воспитывать на примерах героизма, подвижничества, милосердия. 

 

Давайте постараемся дать нашим детям чуть больше заботы и любви, причем не виртуальной, а вполне реальной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проблемы воспитания патриотизма и гражданственности в поликультурном обществе".

Данный доклад был представлен на межрегиональной-практической конференции....

Доклад «Проблемы воспитания в школе-интернате IV вида: между школой и семьей»

В данном материале представлены тезисы доклада о проблемах воспитательной работы в ГКОУ СКОШИ № 2...

Проблемы воспитания - от недостатка воспитания

О проблемах воспитания детей в современной семье написано много литературных и научных трудов, статей, материалов. Жизнь становится все более динамичной, общество – агрессивней, все меняется, и ...

доклад на тему "Семья и СМИ: проблемы воспитания школьников"

Доклад на тему:" Эстетическое воспитание школьников. Семья м СМИ: проблемы воспитания"...

Методический доклад «Проблемы воспитания пианистов-профессионалов в детской школе искусств»

Методический доклад «Проблемы воспитания пианистов-профессионалов в детской школе искусств»...