Педагогическая мастерская для родителей
материал (9 класс) по теме

Созонтова Виктория Михайловна

Выявляем профессиональные склонности подростка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская

«Выявляем профессиональные склонности подростка»

(для родителей учащихся девятых классов)

Цель: определить вместе с родителями способы выявления профессиональных склонностей подростков.

Задачи:

  1. проанализировать вместе с родителями профессиональные интересы, склонности, направленность ребёнка;
  2. совместно с родителями найти способы помощи детям в профориентации.

Категория участников: педагог (возможно совместно с педагогом-психологом), родители.

Этапы

  1. Организационный. Содержание деятельности: педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы  
  2. Основной. Содержание деятельности: педагог проводит основную работу по теме в виде упражнений, игр, дискуссии.
  3. Заключительный. Содержание деятельности: подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.

Предварительная работа:

анкетирование учащихся (Приложение 1)

Материалы и оборудование:

  1. Стулья (расставленные по кругу)
  2. Доска и мел
  3. Несколько ватманов и фломастеры
  4. Памятки для родителей (Приложение 2)

Ход собрания:

  1. Вступительное слово педагога. «Уважаемые родители, мы собрались в этой педагогической мастерской для того, чтобы вместе ответить на вопрос: как выявить профессиональные склонности ребёнка и помочь ему в дальнейшем выбрать подходящую профессию?
  2. Упражнение «Приятно познакомиться»

Участники, сидя в кругу, по очереди называют свою профессию соседу слева (например, «я врач»), тот в свою очередь отвечает фразой «Приятно познакомиться» и сообщает кто он по профессии своему соседу слева и т.д.

  1. Сообщение о результатах тестирования детей. Педагог в индивидуальной форме сообщает результаты теста «Определение профессиональных склонностей».
  2. Мини-лекция «Выбор профессии» (психолого-педагогическое просвещение родителей).

Главные факторы профессионального самоопределения подростка – его интересы, склонности, способности. Отсутствие выраженных интересов и склонностей влечет за собой затягивание и откладывание профессионального самоопределения подростков. Их выбор часто оказывается случайным, не соответствующим внутренним потребностям, совершенным под влиянием внешних обстоятельств или как попытка подражания родителям, сверстникам. Это ведет к неудовлетворенности избранной профессией и в дальнейшем – к смене профессиональной деятельности.

При выборе профессии важно сочетание содержательных (интерес к профессии) и адаптивных (престижность профессии, заработная плата и т.д.) мотивов.

Часто интерес формируется под влиянием ситуации при наличии соответствующих внутренних установок личности.

Особую роль в формировании и развитии интересов играют учебная деятельность, а также занятия различными видами внешкольной и внеклассной работы. Однако, раннее выявление профессиональных интересов и склонностей не гарантирует успешности профессионального самоопределения. За содержательной стороной будущей профессии подросток часто не видит реальных условий, в которых протекает избранная им деятельность. Увлекаясь самим процессом труда, забывает, например, о том, что моряки очень подолгу не бывают дома, работа врача связана с ненормированным рабочим днем, работники из сферы обслуживания должны не только хорошо делать свое дело, но и уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми.

  1. Игра «Интересы моего ребёнка» (осознание родителями многообразия интересов своих детей).

Родители, передавая друг другу мяч, называют интересы своего ребёнка, которые возникали в разные периоды его детства. Необходимо, чтобы у каждого участника была возможность назвать несколько интересов и увлечений ребёнка (как можно больше).

Обсуждение:

- Какие эмоции у вас возникли в ходе игры?

- Можете ли вы использовать свои знания об интересах ребёнка для помощи в профессиональном самоопределении?

  1. Упражнение «Способы выявления профессиональных склонностей» (поиск решения проблемы)

Участники делятся на несколько групп (в одной группе должно быть 4 – 5 человек).

Каждой группе выдаётся по ватману, на котором участники записывают способы выявления профессиональных склонностей, используя информацию, полученную на собрании.

Затем каждая группа презентует свой список.

  1. Подведение итогов.

Родители делятся своими впечатлениями, эмоциями. Предлагается ответить на вопросы:

- Насколько полезной была полученная информация?

- Как вы будете применять эту информацию?

По окончании собрания родителям раздаются памятки (Приложение 2)

Источники:

  1. URL: http://5psy.ru/obrazovanie/professionalnie-interesi-sklonnosti-napravlennost.html

Приложение 1

Опросник «Определение профессиональных склонностей»

 (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)

Склонность - это влечение к какому-либо занятию. Для того, чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов утверждений – «а», «б» или «в» – и обведите его в бланке.

После ответа на все утверждения, подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
а) общаться с самыми разными людьми;
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.
в) заниматься расчетами; вести документацию.

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает
а) возможность следить за ходом мыслей автора;
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.

3. Меня больше обрадует Нобелевская премия
а) за общественную деятельность;
б) в области наук;
в) в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать
а) главным механиком;
б) начальником экспедиции;
в) главным бухгалтером.

5. Будущее людей определяют
а) взаимопонимание между людьми;
б) научные открытия;
в) развитие производства.

6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь
а) созданием дружного, сплоченного коллектива;
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.

7. На технической выставке меня больше привлечет
а) внутреннее устройство экспонатов;
б) их практическое применение;
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).

8. В людях я ценю, прежде всего
а) дружелюбие и отзывчивость;
б) смелость и выносливость;
в) обязательность и аккуратность.

9. В свободное время мне хотелось бы
а) ставить различные опыты, эксперименты;
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.

10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует
а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
в) деловое общение.

11. Мне интереснее беседовать о
а) человеческих взаимоотношениях;
б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал
а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.

13. В школе следует обратить особое внимание на
а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.

14. Я с большим удовольствием смотрю
а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.

15. Мне хотелось бы работать
а) с детьми или сверстниками;
б) с машинами, механизмами;
в) с объектами природы.

16. Школа в первую очередь должна
а) учить общению с другими людьми;
б) давать знания;
в) обучать навыкам работы.

17. Главное в жизни
а) иметь возможность заниматься творчеством;
б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.

18. Государство должно в первую очередь заботиться о
а) защите интересов и прав граждан;
б) достижениях в области науки и техники;
в) материальном благополучии граждан.

19. Мне больше всего нравятся уроки
а) труда;
б) физкультуры;
в) математики.

20. Мне интереснее было бы
а) заниматься сбытом товаров;
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.

21. Я предпочитаю читать статьи о
а) выдающихся ученых и их открытиях;
б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.

22. Свободное время я люблю
а) читать, думать, рассуждать;
б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о
а) научном открытии;
б) художественной выставке;
в) экономической ситуации.

24. Я предпочту работать
а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.

Обработка результатов.

Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.
7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.
4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.
0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?

1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.

2 - склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.

3 - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.

4 - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

5 - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.

6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Бланк ответов «Профессиональные склонности»

Класс : _________________   Фамилия Имя : __________________________________

 

I

II

III

IV

V

VI

1

а

 

 

б

 

в

2

 

а

 

б

в

 

3

а

б

 

в

 

 

4

 

 

а

 

б

в

5

а

б

в

 

 

 

6

а

б

 

 

 

в

7

 

а

б

в

 

 

8

а

 

 

 

б

в

9

 

а

 

б

в

 

10

 

 

 

а

б

в

11

а

б

в

 

 

 

12

 

 

а

б

в

 

13

а

 

 

 

б

в

14

 

а

 

б

в

 

15

а

 

б

 

в

 

16

а

 

б

 

 

в

17

 

 

 

а

б

в

18

а

б

в

 

 

 

19

 

 

а

 

б

в

20

а

 

б

 

 

в

21

 

а

б

в

 

 

22

 

а

б

в

 

 

23

 

а

 

б

 

в

24

а

 

 

 

б

в

Сумма баллов

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Памятка родителей по выбору ребёнком будущей профессии

Уважаемые папы и мамы!

1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.

2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.

3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.

8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.

9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.

10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская (технология французской мастерской) " А нынче поглядим в окно..." ( Мотив окна в творчестве А.С.Пушкина)

Данная мастерская построена по технологии французской мастерской. материал занятия получил высокую оценку  издателства "Первое сентября", стал победителем конкурса "Литмотив"...

Использование методики педагогических мастерских на уроках биологии в 7 классе. Мастерская "Царевна-путешественница".

Разработки моделей образовательного процесса на основе учебно-исследовательской  деятельности. Методические разработки на основе новых педагогических технологий. Использование методики педаг...

Статья Педагогическая мастерская «Художественное творчество» ТЕХНОЛОГИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для детей от 6 до 8 лет

Статья знакомит педагогов с французской обучающей технологией творческая мастерская и рассказывает об опыте педагога в применении этой технологии. Разбор ведется по занятию "Рисование пушистых кошек"....

Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")

На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Педагогическая мастерская для родителей «Поощрение и наказание детей в семье».

Педагогическая мастерская для родителей «Поощрение и наказание детей в семье». Цель: формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и нака...

«Софизмы в математике» Педагогическая мастерская Сапрыкина М.Ю. ГОУ № 177 Педагогическая мастерская как разновидность проблемного метода обучения

Мастерская – данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобре...