Консультация для родителей:"Игры и упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций".
консультация на тему

В данной консультации представлены игры и упражнения, направленные на ознакомление  детей с предлогами в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_uprazhneniya_na_predlogi.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

       ПРИМЕРЫ  ИГР  И  УПРАЖНЕНИЙ,  НАПРАВЛЕННЫХ  НА  ФОРМИРОВАНИЕ  ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ  КОНСТРУКЦИЙ.

      Помимо  проведения  специальных  занятий  в  старшей  логопедической группе  по  ознакомлению  детей  с   предлогами,  работа  по  формированию  предложно-падежных  конструкций  может  проводиться  как  часть  занятия  с  использованием  специальных  игр  и  упражнений.  В  подготовительной  логопедической  группе  вся  работа  по  усвоению  детьми  предлогов  проводится  как  часть  занятия  по  обучению  грамоте,  в  рамках  которого  ребятам  предлагаются  игры  и  упражнения  с  целью  знакомства  с  новыми  предлогами  и  правильным  их  употреблением.

     Приведем  некоторые  игры  и  упражнения,  направленные  на  формирование  предложно-падежных  конструкций.

                                        Упражнения  №1.

Цели:  Учить  ребенка  правильно  употреблять  форму  творительного  падежа  существительных  в  единственном  числе  с  предлогом  С.

Содержание: Взрослый  предлагает  ребенку  посмотреть  на  картинку  и  сказать:

  • С  чем  ведро,  если  в  нем:  вода,  молоко,  бельё,  снег,  мусор,  кипяток,  бумага?
  • С  чем  кастрюля,  если  в  ней:  суп,  рассольник,  бульон,  картошка,  лапша,  каша,  вермишель,  борщ?
  • С  чем  банка,  если  в  ней:  клюква,  капуста,  повидло,  варенье,  сметана,  мука?
  • С  чем  чашка,  если  в  ней:  чай,  кефир,  молоко,  сок,  фанта,  лимонад,  кисель,  ряженка,  квас,  компот?

Ответы  ребенка:  ведро  с  кипятком,  кастрюля  с  кашей,  банка  с  мукой,  стакан  с  чаем  и  т.п.

                                       Упражнение  №2.

Цели:  Учить  ребенка  правильно  употреблять  форму  предложного  падежа  существительных  в  единственном  числе  с  предлогом  О.

Содержание:  Взрослый  предлагает  ребенку  рассмотреть  картинку  фермерского  хозяйства,  перечислить  предметы  и  животных  и  рассказать,  о  ком  и  о  чём  заботятся  люди  на  ферме.

Взрослый,  показывая  на  каждый  объект,  вначале  просят  назвать  его  (именительный  падеж  существительного),  а  затем  сказать,  о  ком  заботятся  люди  (предложный  падеж).

                                        Упражнение  №3.

Цели:  Учить  ребенка  правильно  употреблять  форму  творительного  падежа  существительных  в  единственном  числе  с предлогом  ЗА.

Содержание:  Взрослый показывает  малышу  картинку  и  рассказывает,  что  в  одном  детском  саду  есть  прекрасный  живой  уголок.  Затем  он  просит  малышей  перечислить  животных,  которые  там  живут.  Взрослый  напоминает,  что  за  всеми  животными  надо  ухаживать,  а затем  спрашивает  у  детей:

  -  За  кем  ухаживали  дети  в  живом  уголке?

Ребенок  составляет  предложение  о  каждом  животном  в  отдельности,  четко  выделяя  окончание  существительного  в  творительном  падеже,  а  также  предлог  ЗА.

                                        Упражнение  №4.

Цели:  Учить  ребенка  составлять  предложения  с  предлогом  ПОД  по  двум  опорным  картинкам.

Содержание:  Взрослый предлагает  ребенку  по  каждой  паре  картинок  составить  предложение  с  предлогом  ПОД.  Во  время  проговаривания  каждого  предложения  утрированное  произнесение  предлога  ПОД  обязательно.  Взрослый  дает  ребенку  образец.  В  подготовительной  группе  данную  игру  можно  проводить  только  на  словесном  материале  (по  двум  опорным  словам).

                                         Упражнение  №5. 

Цели:  Учить  ребенка  выделять  из  текста  предлог  НА.

Содержание:  Взрослый  четко  и  внятно  читает  стихи, уже  не  акцентируя  голосом  предлог  НА.  Задача  ребенка  -  выделить  в  каждом  коротком  стихотворении  предлог  НА,  то  есть  произнести  его  утрированно.

         На  поляне  возле  речки  загорали  огуречки.

         Пели  песенку,  что  скоро  загорят,  как  помидоры.

         Воробей  сидел  на  ветке  у окна,

         Ну  а  я  -  на  табуретке  у  окна.

         Посидели,  посмотрели,  покачались,  полетели:

         Воробей на  крышу  с ветки,

         А  я  на  пол  с  табуретки.

         Белые  снежинки  на  веточках  висели,

         Белые  снежинки  от  ветра  полетели:

         На  машины,  на  дорожку,  на  смешную  нашу  кошку,

        На  высокие  дома…

        Значит  к  нам   пришла  зима.

                                    Упражнение  №6.

Цели:  Уточнить  для  ребенка  пространственное  расположение  предметов,  выраженное  предлогом  НА;  учить  выделять  предлог  НА  в  предложении;  развивать  внимание  и  речевую  память.

Содержание:  Взрослый  предлагает  ребенку  поиграть:  выставляет  перед  ним  5-6  предметов,  затем  внятно,  четко,  выделяя  голосом  предлог  НА,  произносит  примерно  такие  инструкции:

   -  Положи  тетрадку  на  стол,  а  листок  бумаги  на  диван.

   -  Поставь  кубик  на  стул,  а  пирамидку  на  стол.

Если  ребенок  легко  выполняет  2-ступенчатые  инструкции,  можно  усложнить  задание,  сделав  инструкцию  3-ступенчатой.

Когда  задания  с  предлогом  НА  ребенок  выполняет  без  ошибок,  можно объяснить  правило:  «Маленькое  слово  НА  появляется  тогда,  когда  предмет  находится  наверху».

После  объяснения  этого  правила  взрослый  и  за  ним  ребенок  проговаривает  предложения  с  предлогом  НА,  выделяя  его  голосом  (наглядным  материалом  служат  предметы,  расставленные  малышом  во  время  игры).

Когда  при  составлении  предложений  ребенок  каждый  раз  выделяет  голосом  предлог  НА  и  не  ошибается,  взрослый  спрашивает:  «Какое  маленькое  слово  помогло  нам  выполнить  задание?»  И  если  ребенок  ответить  правильно,  то  цель  упражнения  достигнута.

                                      Упражнение  №7.

Цели:  Продолжать  учить  ребенка  составлять  предложения  с  предлогом  В,  уточнить  и  активизировать  его  словарь  по  темам:  «Животные»,  «Птицы»,  «Насекомые».

Содержание:  Взрослый  предлагает  ребенку  посмотреть на  картинку  и  назвать,  кто  где  живет,  выделяя  каждый  раз  в  предложении  предлог  В.  Например:  «Пчела  живет  в  улье»,  «Коза  живет  в  сарае»,  «Белка  живет  в  дупле»  и  т.д.

                                     Упражнение  №8.

Цели:  Продолжать  учить  ребенка  составлять  предложения  с  предлогом  В,  уточнить  и  активизировать  его  словарь  по  теме  «Посуда».

Содержание:  Взрослый  просит  ребенка  вспомнить  названия  предметов  посуды  и  сказать  полным  предложением:

  -  В  какую  посуду  кладут  хлеб?  горчицу?  перец?  салат?  конфеты?  соль?  молоко?  селедку?  масло?  варенье?  и  т.п.

Если  ребенок  затрудняется   перечислить  предметы  посуды,  следует  показать  их  малышу,  назвать  несколько  раз,  а  при  необходимости  еще  и  спросить:

   -  Что  кладут  в  салатницу,  перечницу,  сухарницу,  селедочницу,  масленку  и  т.п.?

  -  Что  наливают  в  супницу,  кофейник,  соусник,  молочник  и  т.п.?

После  уточнения  названий  предметов  посуды,  при  дальнейшем  выполнении  упражнения,  акцент  делается  на  предлог  В.

                                    Упражнение  №9.

Цели:  Учить  ребенка  выделять  в  предложении  предлоги  В,  НА,  ПОД.

Содержание:  Взрослый  объясняет  ребенку,  что  сейчас  будет  говорить  предложения  с  «маленькими  словами  В,  НА,  ПОД».  Затем  просит  малыша  посмотреть  на  схемы  предлогов  и  вспомнить,  какое  «маленькое  слово»  обозначается  каждой  схемой.

      После  уточнения  пространственных  отношений,  выраженных  каждым  предлогом,  взрослый  просит  ребенка  смотреть  на  схемы,  внимательно  слушать  предложения  и  искать  в  них  «маленькие слова».

      Пассажиры  сели  в  автобус.  Аист  поселился  на  крыше  дома.  На  сосне  много  шишек.  Под  ёлкой  жил  ежик.  Пете  в  глаз  попала  соринка.  На  поляне  росла  земляника.  Садовник  оставил  тяпку  под  кустом  сирени.  Малыши  играли  в  песочнице.  Щенок  залез под  диван.  В  парке  много  аттракционов.

     Когда  все  предлоги  будут  правильно  названы,  взрослый  может  предложить  малышу  повторить  те  предложения,  которые  он  запомнил.

                                        Упражнение  №10.

Цели:  Учить  ребенка  определять  пропущенные  предлоги  В,  НА,  ПОД,  в  предложении.

Содержание:  Взрослый  показывает  малышу  схемы  предлогов,  просит  внимательно  слушать  предложения  и  догадаться,  какое  из  трех  «маленьких  слов»  пропустил  Незнайка:  В,  НА  или  ПОД.

       Дети  отправились  …  лес.  Соседи  торопятся  …  театр.  Лена  любит  детский  сад  («провокационное» задание).  Катя  спешит  …  школу.  …   столе  стоит  сервиз.  …  ветках  набухли  почки.  Петух  уселся  …  забор.  Коровы  пасутся  …  лугу.  Земляника  выросла  …  березой.  Марина  идет  …  зонтом.

                                          Упражнение  №11.

Цели:  Уточнить  пространственные  отношения,  выраженные  предлогом  К,  продолжать  учить  ребенка  распространению  предложения  определениями.

Содержание:  Взрослый  предлагает  малышу  внимательно  посмотреть  на  бабочку  и  подумать,  к  чему  или  к  кому  она  может  подлететь  (деревья,  цветы,  другие  растения,  обстановка  в доме  и  пр.).  Если  составление  предложений  с  данным  предлогом  вызывает  затруднения,  взрослый  адресует  малыша  к  схеме  и  объясняет  правило:  «  Маленькое  слово  К  появляется,  когда  кто-то  или  что-то  приближается  к  предмету».  Ребенок  составляет  полные  предложения,  акцентирует  голосом  изучаемый  предлог  и  вводит  слова-признаки:  «Бабочка  подлетела  к  большому  красивому  цветку.  Бабочка  подлетела  к  новой  хрустальной люстре  и  т.д.».

                                            Упражнение  №12.

Цели:  Учить  ребенка  составлять  предложения  с  глаголами-антонимами,  заменяя  в  заданном  предложении  предлог  К  на  предлог  ОТ.

Содержание:  Взрослый  предлагает  ребенку  внимательно  послушать  предложение  и  заменить  действие  на  противоположное,  причем  предупреждает,  что  предлог  К  нужно  заменить  на  предлог  ОТ.  При  трудностях  построения  предложения  взрослый  уточняет  пространственные  отношения,  выраженные  предлогом  ОТ:  «Маленькое  слово  ОТ  появляется,  когда  кто-то  или  что-то  удаляется  от  предмета».  Затем  взрослый  читает  предложения:

     Белобокая  сорока  подлетела  к  елке.  Ядовитая  змея  подползла  к  камню.  Скорый  поезд  подъехал  к  платформе.  Междугородний  автобус  подъехал  в  остановке.  Лягушка  подпрыгнула  к  мухомору.  Катя  пододвинула  стул к  магнитофону.  Виктор  пододвинул миску  к  собаке.  Мяч  подкатился  к  воротам.  Корабль  подплыл  к  пристани.  Ученик подошел  к  учителю.

Упражнение  считается  выполненным,  когда  ребенок  точно  образует  глаголы-антонимы  и  называет  предлоги  в  обоих  предложениях  без  ошибок.

                                          Упражнение  №13.

Цели:  Учить  ребенка  составлять  предложения  из  данных  в  начальной  форме  слов  с  предлогами  ЗА,  ИЗ-ЗА.

Содержание:  Взрослый  предлагает  ребенку  составить  предложения  из  данных  слов  с  предлогами  ЗА,  ИЗ-ЗА,  выделить  данные  предлоги  голосом,  подобрать  к  ним  схемы.

     Зайка,  куст,  залезть,  за  -  …

     Зайка,  куст,  вылезать,  из-за  -  …

     Зоя,  сосна,  за,  стоять  -  …

    Зоя,  сосна,  выходить,  из-за  -  …

    Стол,  дети,  сидеть,  за  -  …

    Дети,  стол,  из-за,  вставать  -  …

   Незабудки,  за,  Лиза,  дом,  посадить  -  …

   Зайка,  лист,  капуста,  за,  сидеть  -  …

   Зайка,  выглядывать,  лист,  капуста,  из-за  -  …

                                      Упражнение  №14.

Цели:  Закреплять  умение  ребенка  употреблять  форму  предложного  падежа  существительных  в  единственном  числе  с  предлогом  НА  и  форму  родительного  падежа  существительных  в  единственном  числе  с  предлогом  С  (СО).

Содержание:  Взрослый  предлагает  ребенку  договаривать  предложения  по  предметным  картинкам  с  использованием  предлогов  НА,  С  (СО).  При  этом обращается  внимание  на  выделение  данных  предлогов  голосом,  на  подбор  схем  этих  «маленьких  слов». 

    Кот  Васька  спит  (на  окне).  -  Кот  Васька  слез  (с  окна).

    Наташа  сидит  (на  диване).  -  Наташа  встает  (с  дивана).

   Дети  катаются  (на  коне).  -  Дети  слезли  (с  коня).

   Ботинки  надевают  (на  ноги).  -  Ботинки  снимают  (с  ног).

   Антон  кладет  линейку  (на  книгу).  -  Антон  берет  линейку  (с  книги).

                                        Упражнение  №15.

Цели:  Учить  ребенка  добавлять  в  предложения  пропущенные  предлоги  ПОД,  ИЗ-ПОД.

Содержание:  Взрослый  предлагает  ребенку  внимательно  послушать  предложения,  которые  написал  Незнайка,  и  если  надо,  добавить  пропущенные  предлоги  ПОД,  ИЗ-ПОД,  выделить  их  голосом  и  подобрать  к  ним  схемы.        

       Зоя  поставила  банку  …  скамейку.  Зоя  вынимает  банку  …   скамейки.  Собака  спит  …  диваном.  Собака  вылезает  …  дивана.  Собака  выглянула  …  дивана.  Водитель  залез  …  автобус.  Водитель  вылез  …  автобуса.  Билет  упал …   скамейку. Зина  поднимает  билет  …   скамейки.  Панама  упала  …  скамейку.  Нина  поднимает  панаму  …  скамейки.    

            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Задания, игры и упражнения, направленные на формирование универсальных учебных действий»

Мастер-класс  «Задания, игры и упражнения, направленные на формирование  универсальных учебных действий»....

Формирование предложно - падежных конструкций у учащихся начальных классов.

Формирование предложно - падежных конструкций у        учащихся начальных классов.       Формирование грамматического строя речи занима...

«Игры и упражнения направленные на формирование фонематического слуха»

Ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове, так как необходимое условие обучения чтению — это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. представлять себе, к...

«Игры и упражнения направленные на формирование фонематического слуха»

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь....

Консультация для родителей: "Игры, задания, упражнения на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста".

В консультации для родителей предложены игры, задания, упражнения на развитие разных видов внимания, которые можно предложить ребенку в домашних условиях....

Консультация для родителей " Игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей".

Способность воспринимать пространство, пространственные представления не даны ребенку изначально, они являются результатом сложного и длительного процесса онтогенетического развития, в свою очередь, о...