Игра как средство формирования предложно-падежных конструкций в речевой практике детей
консультация по теме

Охотникова Вита Вячеславовна

Информационный листок для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_predl-pad_konstr.docx15.01 КБ
Файл konsultatsiya_predl-pad_konstr.docx15.01 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство формирования

предложно-падежных конструкций в речевой практике детей

Речь – бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. У большинства детей с нарушениями речи отмечаются нарушения в формировании предложно-падежных конструкций. Наиболее эффективным способом для развития грамматического строя речи является игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Предлоги помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь ребёнку важно понять, что предлог -  хотя и маленькое, но очень важное слово, и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания.

Цель данных игр является формирование предложно-падежные конструкции в речевой практике.

Мы хотим добиться того, чтобы ребёнок слышал в речи окружающих предлоги, правильно понимал их значение, пользовался ими в собственной речи, составлял распространенные предложения с использованием предлогов.

Игра «Скажи наоборот».

Взрослый называет предложение и предлагает ребёнку сказать наоборот.

«Мальчик положил самолет в ящик» - «Мальчик вынул самолет из ящика».

Аналогично: «Девочка налила воду в графин». «Мама положила яблоки на стол». «Машина подъехала к дому».«Дедушка подошел к забору» и т.д.

Игра «Веселое путешествие».

Взрослым произносится предложение без предлога, ребёнку предлагается вставить «маленькое слово» - предлог и повторить всё предложение.

Например:

Мама садится … машину. Коля летит … самолете. Саша любит ездить … велосипеде. Автобус едет … дороге.

Игра «Исправь ошибки».

Взрослый: один рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Вот как прочитал: «Дед в печи, дрова на печи». Правильно? Как надо сказать?

Аналогично:

На столе сапожки, под столом лепешки. Овечка в речке, караси у печки. Под столом портрет, над столом табурет.

Игра «Угощение для животных».

Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в предложном падеже. Например: Медведь мечтает (о рыбе). Кошка мечтает (о молоке). Собака мечтает (о косточке).

Игра «Кто с кем? Кто с чем?»

Ребёнку необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в творительном падеже. Мальчик идет (с папой). Девочка бежит (с шарами). Дети играют (с собакой). Кот играет (с клубком). Зеркало висит (над картиной). Бабочка порхает (над цветком).

Игра «Сказка» Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в дательном падеже.

Например: Пятачок пришел в гости к … Старик пришел к … Принц торопится к …

Игра «Поезд».

 На столе лежит макет поезда.

Взрослый: Пассажиры везут разные вещи в поезде. В первом вагоне – вещи, про которые можно составить предложение с предлогом «в»; во втором вагоне – с предлогом «на»; в третьем вагоне - с предлогом «под».

Взрослый показывает картинку, ребёнок составляет предложение и помещает в один из вагонов.

Например: «Мяч лежит под стулом». (в 3 вагон)

«Цветы стоят в вазе». (в 1 вагон).

«Девочка сидит на стуле». (во 2 вагон)

Аналогично эту игру можно провести с тремя коробками или просто разложить картинки в три стопки.

Удачи!



Предварительный просмотр:

Игра как средство формирования

предложно-падежных конструкций в речевой практике детей

Речь – бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. У большинства детей с нарушениями речи отмечаются нарушения в формировании предложно-падежных конструкций. Наиболее эффективным способом для развития грамматического строя речи является игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Предлоги помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь ребёнку важно понять, что предлог -  хотя и маленькое, но очень важное слово, и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания.

Цель данных игр является формирование предложно-падежные конструкции в речевой практике.

Мы хотим добиться того, чтобы ребёнок слышал в речи окружающих предлоги, правильно понимал их значение, пользовался ими в собственной речи, составлял распространенные предложения с использованием предлогов.

Игра «Скажи наоборот».

Взрослый называет предложение и предлагает ребёнку сказать наоборот.

«Мальчик положил самолет в ящик» - «Мальчик вынул самолет из ящика».

Аналогично: «Девочка налила воду в графин». «Мама положила яблоки на стол». «Машина подъехала к дому».«Дедушка подошел к забору» и т.д.

Игра «Веселое путешествие».

Взрослым произносится предложение без предлога, ребёнку предлагается вставить «маленькое слово» - предлог и повторить всё предложение.

Например:

Мама садится … машину. Коля летит … самолете. Саша любит ездить … велосипеде. Автобус едет … дороге.

Игра «Исправь ошибки».

Взрослый: один рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Вот как прочитал: «Дед в печи, дрова на печи». Правильно? Как надо сказать?

Аналогично:

На столе сапожки, под столом лепешки. Овечка в речке, караси у печки. Под столом портрет, над столом табурет.

Игра «Угощение для животных».

Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в предложном падеже. Например: Медведь мечтает (о рыбе). Кошка мечтает (о молоке). Собака мечтает (о косточке).

Игра «Кто с кем? Кто с чем?»

Ребёнку необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в творительном падеже. Мальчик идет (с папой). Девочка бежит (с шарами). Дети играют (с собакой). Кот играет (с клубком). Зеркало висит (над картиной). Бабочка порхает (над цветком).

Игра «Сказка» Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в дательном падеже.

Например: Пятачок пришел в гости к … Старик пришел к … Принц торопится к …

Игра «Поезд».

 На столе лежит макет поезда.

Взрослый: Пассажиры везут разные вещи в поезде. В первом вагоне – вещи, про которые можно составить предложение с предлогом «в»; во втором вагоне – с предлогом «на»; в третьем вагоне - с предлогом «под».

Взрослый показывает картинку, ребёнок составляет предложение и помещает в один из вагонов.

Например: «Мяч лежит под стулом». (в 3 вагон)

«Цветы стоят в вазе». (в 1 вагон).

«Девочка сидит на стуле». (во 2 вагон)

Аналогично эту игру можно провести с тремя коробками или просто разложить картинки в три стопки.

Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра на фортепиано как средство развития речевых способностей детей.

Влияние музыки на детей .Содержание первого урока.Анализ музыкальный пьесы....

«Подвижные игры как средство физического воспитания при обучении лыжной подготовке детей младшего школьного возраста»

 На современном этапе, в связи с внедрением в общеобразовательной школе новых стандартов образования (ФГОС), наиболее важным компонентом всей системы реконструкции физического воспитания в школе долже...

Игра как средство социализации и коррекции интеллектуальных нарушений у детей

В статье рассмотрены ресурсы использования игровой деятельности в коррекции интеллектуального и социального развития детей олигофренов, возможное место игры в режиме дня воспитанников коррекционной...

Доклад «Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у умственно отсталых детей»

Сегодня нарушения в поведении детей с умственной отсталостью приобретают все большую социальную значимость. Отклонения от общепринятых социальных и морально-нравственных форм поведения таких детей ста...

Выступление на Педагогическом совете ДОУ "Блиц-игра для актуализации навыков педагогов по вопросам речевого развития детей «Ситуации для воспитательного диалога"

Игра проводилась онлайн на платформе ZOOM. Педагогам были предложены несколько ситуаций, из которых необходимо было организовать диалог с детьми в форме развивающего диалога....

«Русские народные игры как средство профилактики поведенческих расстройств у умственно отсталых детей»

Скажи и я забуду, покажи и я запомню,                  дай действовать Скажи и я забуду,покажи и я запомню,           ...

«Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

       Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь р...