Выступление на Педагогическом совете ДОУ "Блиц-игра для актуализации навыков педагогов по вопросам речевого развития детей «Ситуации для воспитательного диалога"
материал

Игра проводилась онлайн на платформе ZOOM. Педагогам были предложены несколько ситуаций, из которых необходимо было организовать диалог с детьми в форме развивающего диалога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon protokol.doc63 КБ
Файл igry_-_privetstviya.odt31.34 КБ
Файл stiuatsii_dlya_vospitatelnogo_dialoga.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ

заседания Педагогического совета

МБДОУ «ДС «Лада»

от 16.04.2020                                                                                        № 6

ТЕМА: Свободная речевая активность детей раннего и дошкольного возраста в процессе занятий всеми видами детской деятельности как фактор формирования коммуникативной компетентности

Председатель – Филимонова Е.А.

Секретарь – Гайдай Н.В.

Присутствовали – 25 человек

Отсутствовали – Джанболатова З.А. – больничный, Курчина И.В. – очередной отпуск          

Приглашенные – члены родительского комитета:         Мурзаева З.С., гр. № 2

                                                                           Яковлева Е.Н., гр. № 12

                                                                        

Повестка дня:

  1. О выполнении решения Педагогического совета от 27.02.2020г. № 4.

Филимонова Е.А. – заместитель заведующего по ВМР

  1. О принятии доклада объективного самообследования качества обеспечиваемого образования МБДОУ «ДС «Лада» за 2019 год.

Пирожкова Т.А. – заведующий

  1. Блиц-игра для оптимизации процесса речевого развития детей «Ситуации для воспитательного диалога».

Чен И.А. – учитель-логопед

  1. Об итогах тематического контроля «Условия для стимулирования свободной речевой активности детей в процессе дистанционного взаимодействия воспитателя с ребенком».

Филимонова Е.А. – заместитель заведующего по ВМР

По первому вопросу:

СЛУШАЛИ:

Филимонову Е.А., которая ознакомила педагогов с информацией о выполнении решения Педагогического совета от 27.02.2020г. № 4. Сообщила, что в группах старшего дошкольного возраста приняты в работу образовательные технологии «Групповой сбор», «Работающие стенды». В отношении технологии «Клубный час» – решение Педагогического совета выполнено частично: технология используется в недостаточном объеме. Комплекс мер для стимулирования детей к выполнению правил поведения в помещениях детского сада используется во всех группах старшего дошкольного возраста.

Елена Александровна предложила решение Педагогического совета от 27.02.2020г. № 4 считать выполненным.

ГОЛОСОВАЛИ:        за – 25

                        против – нет

                        воздержались – нет

РЕШИЛИ: считать решение Педагогического совета от 27.02.2020г. № 4 выполненным.

По второму вопросу:

СЛУШАЛИ:

Пирожкову Т.А., которая ознакомила с содержанием отчета по самообследованию качества обеспечиваемого образования МБДОУ «ДС «Лада» за 2019 год, предложила проанализировать и внести изменения или исправления в данный отчет. Предложений по изменению и исправлений не поступило.

Татьяна Анатольевна предложила принять данный отчет в целом.

ГОЛОСОВАЛИ:        за – 25

                        против – нет

                        воздержались – нет

РЕШИЛИ: принять отчет по самообследованию качества обеспечиваемого образования МБДОУ «ДС «Лада» за 2019 год.

По третьему вопросу:

СЛУШАЛИ:

Чен И.А., которая предложила блиц-игру «Ситуации для воспитательного диалога», способствующую актуализировать навыки педагогов по речевому развитию дошкольников.

Игра проводилась онлайн на платформе ZOOM. Педагогам были предложены несколько ситуаций, из которых необходимо было организовать диалог с детьми в форме развивающего диалога.

ВЫСТУПАЛИ:

Филимонова Е.А., заместитель заведующего по ВМР – предложила включить технологию воспитательного диалога в образовательную деятельность групп по речевому развитию детей.

ГОЛОСОВАЛИ:        за – 25

                        против – нет

                        воздержались – нет

РЕШИЛИ: включить технологию воспитательного диалога в образовательную деятельность по речевому развитию детей групп раннего и дошкольного возраста.

По пятому вопросу:

СЛУШАЛИ:

Филимонову Е.А., которая сообщила, что в соответствии с годовым планом в ДОУ был проведен тематический контроль по теме: «Условия для стимулирования свободной речевой активности детей в процессе дистанционного взаимодействия воспитателя с ребенком» (справка о результатах контроля). В ходе контроля было выявлено, что в контрольных группах созданы достаточные условия для организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в дистанционном режиме; используются разнообразные дистанционные технологии и разные интернет-ресурсы. Однако, речевое развитие детей в дистанционном режиме требует обогащения компетенций педагогов по вопросам обеспечения самостоятельности детей в речевой деятельности, овладения дополнительными способами стимулирования речевой активности воспитанников и применения технологий дистанционного обучения дошкольников.

Елена Александровна предложила признать итоги тематического контроля удовлетворительными.

ГОЛОСОВАЛИ:        за – 25

                        против – нет

                        воздержались – нет

РЕШИЛИ: признать итоги тематического контроля «Условия для стимулирования свободной речевой активности детей в процессе дистанционного взаимодействия воспитателя с ребенком» удовлетворительными.

РЕШЕНИЕ

Педагогического совета от 16.04.2020г.  № 6

ТЕМА: Свободная речевая активность детей раннего и дошкольного возраста в процессе занятий всеми видами детской деятельности как фактор формирования коммуникативной компетентности

  1. Считать решение Педагогического совета от 27.02.2020г. № 4 выполненным.

  1. Принять отчет по самообследованию качества обеспечиваемого образования МБДОУ «ДС «Лада» за 2019 год.

  1. Включить технологию воспитательного диалога в образовательную деятельность по речевому развитию детей групп раннего и дошкольного возраста.

  1. Признать итоги тематического контроля «Условия для стимулирования свободной речевой активности детей в процессе дистанционного взаимодействия воспитателя с ребенком» удовлетворительными.

Председатель ________________ Филимонова Е.А.

Секретарь _________________ Гайдай Н.В.



Предварительный просмотр:

Игры-приветствия

Предлагаемая картотека игр-приветствий ориентирует педагогов на использование наиболее доступных, специально отобранных средств для развития эмоциональной устойчивости дошкольников.                                                                                                           Игры-приветствия могут использоваться в часы утреннего приема, или как начальная часть структуры построения непосредственно – образовательной деятельности с детьми.                                                                                                                                      Основная их цель — формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения детей друг к другу и к педагогу, создание теплой дружеской атмосферы в группе, пробуждение чувства защищённости и уверенности ребёнка в том, что в детском саду его любят и ждут.

Приветствие «Доброе утро!»

Цель: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения, психологического барьера с помощью тактильных ощущений (прикосновений).            

 Для детей 3-4 лет.

  • Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:                                   Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев) Вы проснулись? (хлопки в ладоши)
  • Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа) Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
  • Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек) Вы проснулись? (хлопки в ладоши)
  • Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ) Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
  • Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики») Вы проснулись? (хлопки в ладоши)
  • Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику) Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
  • Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! (руки наверх, потянулись)

 «Прилетела птичка»

Цель: развивать внимание к сверстнику.                                                                                         Материал: игрушечная птичка.                                                                                                             Для детей 3-4 лет.                                                                                                                                                    Педагог показывает птичку и выполняет действия в соответствии с текстом: Прилетела птичка, Синичка-невеличка. К Лене прилетела (сажает птичку на ручку Лене и по очереди другим детям). На Лену посмотрела, дальше полетела.          

«Прячемся от дождика»

Цель: стимулировать подражание сверстникам, развивать стремление находиться вместе.                                                                                                             Материал: зонт                                                                                                                         Для детей 3-5 лет.                                                                                                                                                                                                                                                                      Педагог привлекает внимание детей, показывая закрытый зонт, и выполняет действия вместе с детьми в соответствии со словами:                                                        На прогулку вышел дождик. Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!  (движение пальчиков о ладошку)                                                                                                                                                  Не промочат дети ножки. Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!  (поднимают ножки)                   Всех их зонтик соберет (открывает зонтик и крутит его)                                                       От дождя убережёт  (все прячутся под зонт)                                                                                   Педагог комментирует: «Все-все-все сюда. И Люда, и Света, и Владик.. Все здесь… Ближе, ближе подходите, никого дождь не намочит»

 «Солнечные зайчики»

Цель: Снятие эмоционального напряжения. Создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.                         Для детей 3-5 лет.                                                                                                                Педагог зеркалом делает на стене солнечного зайчика, направляя взгляд детей на него, проговаривая слова:                                                                                            Прыгнул зайчик на окошко – яркий, шустрый, озорной.                                                                        Посидел он там немножко Заглянул ко мне в ладошку, забрался на потолок…. И запрыгал: скок да скок.                                                                                                                         Дети пытаются поймать солнечного зайчика.

 «Пускание мыльных пузырей»

Цель:  создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения.                                                                                     Ход игры: воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит: Осторожно, пузыри! Ой, какие! Посмотри! Раздуваются! Блестят! Отрываются! Летят! Вот — со сливу! Вот — с орех! Вот не лопнул дольше всех! Дети ловят мыльные пузыри.

Приветствие «Доброе утро!»

Цель: развивать у детей понимание себя и других. продолжать знакомить с понятием «настроение» и формами его проявления.

Ход приветствия:

Взявшись за руки, дети вместе произносят: «Доброе утро!» - сначала тихо, затем обычным голосом, потом громко. Повтор 2-3 раза.

Игра «Раздувайся пузырь»

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе, поднятие настроения.                                   Ход игры: воспитатель с детьми в кругу: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся! (на последних словах хлопает разведенными руками, круг «сдувается»).  

Приветствие «Передай улыбку»

Цель: способствовать объединению детей в группе, обучать элементам мимики, выразительных движений.                                                                                                          Ход приветствия: Дети сидят на стульях по кругу, по очереди соединяют свои ладошки с ладошками соседа и «передают» улыбки друг другу.

Приветствие «Я рад тебя видеть!»

Цель: учить передавать радость, используя различные эмоциональные средства.

Ход приветствия:                                                                                                                 Педагог обращается к детям: «Здравствуйте, я рада вас видеть! А вы рады видеть друг друга? Скажите об этом».                                                                                                                                     Дети по кругу приветствуют друг друга. Например: «Я рад тебя видеть, Таня!»

Приветствие «Эхо»

Цель: продолжать создавать обстановку доверия в группе, развивать групповую сплоченность. Развивать эмоциональную выразительность, внимание, быстроту реакции.

Ход приветствия: Каждый ребенок проговаривает и прохлопывает свое имя (например, Та-ня). А все остальные дети, как эхо, его повторяют.

Приветствие «Назови цветком»

Цель: развивать произвольное внимание, связную речь; способствовать преодолению барьеров в общении.

Ход приветствия: дети по очереди называют друг друга каким-нибудь цветком. Например: «Даша, ты сегодня – ромашка».

Приветствие «Путаница имен»

Цель: создать положительный эмоциональный фон. Развивать внимание, память. Формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

Ход приветствия: педагог называет фамилии и имена детей группы, намеренно иногда путая их. Если фамилия и имя названы правильно – дети хлопают в ладоши, а если нет – топают ногами.

Приветствие «Комплимент»

Цель: способствовать повышению уверенности в себе.

Ход приветствия: дети передают мяч по кругу и говорят друг другу комплименты – приятные, ласковые слова, которые хотелось бы сказать этому человеку.

Приветствие «Доброе пожелание»

Цель: развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим.

Ход приветствия: дети встают по кругу и по очереди желают друг другу что- нибудь доброе, приятное. Важно, чтобы ребенок смотрел в глаза тому, кому говорит пожелание.

Приветствие «Познакомь с соседом справа»

Цель: создать доверительную обстановку в группе; формировать положительное отношение к любому члену группы.

Ход приветствия: дети сидят по кругу. Каждый ребенок по очереди называет имя сверстника, сидящего справа, и передает ему мяч.

Приветствие «Ласковое имя»

Цель: продолжать формировать положительное отношение к себе самому и к сверстникам; способствовать снижению тревожности при общении.

Ход приветствия: дети рассаживаются, образуя круг. Педагог предлагает им назвать себя ласковым именем, передавая клубок ниток по кругу. Когда ребенок называет свое ласковое имя, остальные дети группы повторяют это имя хором.

Приветствие «Здоровайтесь друг с другом».

Цель: способствовать осознанию зависимости эмоционального состояния и качества общения с окружающими людьми.

Ход приветствия: двум детям по желанию педагог предлагает поздороваться с остальными. Они протягивают руки ладонями вверх сверстнику, здороваясь с ним и называя по имени. Тот, с кем здороваются, отвечает на приветствие, протягивая руки и прикладывая ладони к протянутым ему рукам.

Приветствие «Способы приветствий»

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

Ход приветствия:  детям необходимо поприветствовать друг друга разными способами:  поклоном (как японцы),  пожать руку (как деловые партнеры), хлопнуть обеими ладонями по ладоням товарища (как спортсмены), соприкоснуться двумя кулаками (как боксеры), прислониться щекой к щеке (как родственники).

Приветствие «Встаньте те, кто любит…»

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками; формировать взаимопонимание; развивать сотрудничество.

Ход приветствия: педагог говорит о том, что все люди очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом и просит: «Встаньте те, кто любит мороженое (плавать, ложиться спать вовремя, убирать игрушки и т. д.). Те, кто согласен с высказыванием ведущего, должны встать. Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.

«Хлопушка»

Цель: продолжать формировать положительное отношение к себе самому и к сверстникам; способствовать снижению тревожности при общении.

Ход приветствия: педагог и дети  встают в круг, руки вытягивают вперед. Педагог открывает ладонь, дети кладут на его ладошку свои ладошки одна на другую (получается «горка» из ладошек).                                                                               Педагог: «Раз, два, три» (на эти слова  поднимаются  руки и тянутся вверх – причем тянемся очень высоко как только можем достать, не разъединяя рук) . «Хлоп!» На слово «хлоп» наша общая хлопушка хлопает к всеобщей радости – руки быстро разводятся в стороны «фонтаном».

Приветствие «Утренняя речевка»

Ход приветствия: стоя в кругу, протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплыми солнечными лучиками.

«Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!»

«Утреннее приветствие»

Ход приветствия: дети встают в круг и поднимают руки вверх (пальцы соединены вместе)    Воспитатель: - С добрым утром, солнце!

Мы тебе рады. Мы проснулись, за руки взялись! (Дети опускают руки)

Воспитатель (поочередно глядя на каждого ребенка):

- И Маша здесь…И Оля здесь…

Дети вслед повторяют:- И Маша здесь….И Оля здесь…

Воспитатель:- Все здесь!

Дети встают на носочки, не разъединяя рук, поднимают их вверх и хором говорят: - Все здесь!

Затем, медленно опуская руки, садятся на корточки.

«Приветствие»

Ход приветствия: ведущий бросает мяч одному из детей, а все остальные ласково называют его по имени.

«Комплименты»

Ход приветствия: дети стоят в кругу, берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…». Сверстник кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!»

«Нежное прикосновение»

Ход приветствия: дети сидят в кругу. Педагог: «А теперь закройте глаза, я прикоснусь рукой к какой либо части тела кого-то из вас: к ладони, лицу, голове, плечу, спине. Кто почувствует прикосновение, должен открыть глаза и передать его соседу и так по цепочке, пока не дойдет до первого.

«Сижу, сижу на камушке»

Ход приветствия: дети встают в хоровод, один ребенок садится в центре круга на стульчик. Он говорит: «Сижу, сижу на камушке, сижу на горючем, а кто меня любит, кто меня любит да приголубит?»                                                                          После этих слов любой желающий может подойти к нему, погладить, обнять, сказать ласковые слова.

Разминка «Ласковое приветствие»

Ход приветствия: ведущий предлагает, передавая "волшебную палочку" по кругу лаского здороваться со своим соседом. При этом необходимо смотреть друг другу в глаза. Например, "Здравствуй Лешенька" или "Доброе утро дорогой".

Игра «Ласка»

Ход приветствия: дети делятся на пары: один котенок, другой его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок мурлыкает от удовольствия, ласкается, трется головой о руки хозяина, выражает свою любовь.

Игра «Справа, справа от меня есть одно местечко»

Ход приветствия: дети встают в круг, возле одного ребенка справа остается свободное место. Этот ребенок говорит: «Справа, справа от меня есть одно местечко, я хочу, чтоб…. встал и со мною постоял (называется чье-то имя). Названный ребенок занимает свободное место справа от позвавшего. Теперь следующий игрок, рядом с которым освободилось место, зовет к себе кого-то.

Игра «Мостик дружбы»

Ход игры: дети делятся на пары, встают друг к другу лицом, кладут руки друг другу на плечи. Каждая пара по очереди говорит что-то приятное, доброе друг другу: «Мне очень приятно держать с тобой этот мостик дружбы, ты хороший…. у тебя красивые глаза…у тебя красивые волосы….у тебя красивый голос... »

Игра «Если бы я был волшебником»

Ход игры: игра проводится в кругу, каждый ребенок выступает в роли волшебника и говорит, что он сделает для всех.

Игра «Конкурс хвастунов»

Ход конкурса: дети в кругу. Педагог: «Чем мы будем хвастаться? Соседом слева. Посмотрите внимательно на него. Подумайте, какой он (она, что умеет делать, что у него хорошо получается. Например: Лена -— очень умная, красивая, быстро бегает, весело смеется или Коля— смелый, добрый, умеет застегивать пуговицы, есть кашу, играть, лепить, рисовать». Дети выполняют по очереди. После окончания упражнения обсуждается, кому что понравилось больше: рассказывать о товарище или слушать, как о нем рассказывают.

Игра «Интервью»

Ход игры: ведущий задает каждому ребенку вопросы о том, какой у тебя любимый цвет, животное, цветок, игрушка, блюдо, чем ты любишь заниматься, что умеешь…. Остальные ребята слушают своих товарищей. А потом ведущий просит напомнить: кто из ребят, например, любит собак, кто кошек, кому нравится рисовать, а кому строить и т. д.

Игра «Мой хороший»

Ход игры: Педагог: «Ребята! К нам в гости пришел медвежонок – Вини-Пух. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прийти к нам снова?» Ответы детей. Педагог бережно передает кому-либо из них игрушку. Ребенок, получив ее, должен прижать к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать медвежонка другому ребенку.

Упражнение «Нос к носу»

Ход упражнения: дети двигаются по комнате в разных направлениях. По команде педагога, например, "Ладошка к ладошке"они становятся парами и касаются друг друга названными частями тела. Команды могут быть разными: "Нос к носу", "Ухо к уху", "Коленка к коленке" и т. д.

Приветствие «Лирическое»

Ход приветствия: звучит лирическая музыка. Педагог: «Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.  Подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы.                         Что мы пожелаем сегодня…( называет имена детей, вспоминает их вчерашние заслуги). А что вы хотите пожелать мне? (Дети отвечают). Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу».

Приветствие «Наши руки»

Ход приветствия: звучит музыка. Педагог: «Дети, посмотрите на свои руки!                      У мальчиков они большие, сильные. У девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол. За что ты,…(обращается к конкретному ребенку) любишь свои руки? (Ребенок отвечает)                                                  А ты,… ( обращается к другому ребенку ), любишь свои руки? Ребенок отвечает. Что за чудо-чудеса; Раз рука и два рука!                                                                               Вот ладошка правая, Вот ладошка левая!                                                                                                       И скажу вам не тая- Руки всем нужны,друзья                                                                                           Сильные руки не бросятся в драку, Добрые руки погладят собаку,                                                          Умные руки умеют лечить, Чуткие руки умеют дружить.                                          Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

Приветствие «Колокольчик»

Ход приветствия: Педагог: «Доброе утро! Давайте поздороваемся друг с другом. Для этого я возьму колокольчик, подойду к кому-то из вас и позвоню около ушка, пропою имя и приветствие. Миша, доброе утро! Теперь Миша берет колокольчик и идет к тому, с кем он будет здороваться… и т.д. Молодцы!

Приветствие «Мячик»

Ход приветствия: Педагог: «Здравствуйте, рада вас видеть. Давайте поздороваемся. А поможет нам мячик. Я передаю его тому, с кем встречусь глазами. Я встретилась глазами с Соней, кивнула головой в знак приветствия, и мячик катится по полу от меня к ней. Теперь Соня встретится с кем – нибудь взглядом… (все дети по очереди встречаются взглядами). Замечательно!»

Приветствие «От сердца к сердцу»

Ход приветствия: Педагог: «Дети, давайте встанем в круг, который называется «От сердца к сердцу». Как вы думаете, почему люди любят собираться в круг? (Ответы детей)  Как много интересных ответов! А еще нам нравится круг потому, что в нем нет уголков. Круг сближает всех людей, у кого добрые, открытые сердца. «Сердце я свое открою, Счастьем поделюсь с тобою.

Все хорошие слова Говорю я для тебя!» -Давайте повторим вместе! (Дети повторяют вслед за педагогом). - Вы чувствуете, как нам хорошо вместе? А почему, ребята? Потому что сегодня замечательный день, у нас хорошее настроение, мы общаемся друг с другом, открываем свои сердца.

Приветствие «От сердца к сердцу»

Ход приветствия: Педагог: «Ребята, возьмемся все за руки. Это наш круг радости. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. Порадуйтесь друг другу, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями! К тебе я обращаюсь, друг! Вставай скорее с нами в круг. Почувствуй радость и тепло, И как с друзьями хорошо! - А теперь повторяйте за мной: Пусть наша добрая улыбка ( руки прикасаются к уголкам губ) Согреет всех своим теплом, ( руки прикладываются к сердцу ) Напомнит нам, как важно в жизни ( руки вперед, пальцы, как солнечные лучи) Делиться счастьем и добром! (руки в стороны) -Правда, это радостно – почувствовать тепло рук друзей?»

Приветствие «От сердца к сердцу»

Ход приветствия: Педагог: «Дети, я приглашаю вас в круг радости. Давайте поприветствуем друг друга! Повторяйте за мной: Здравствуй, Мир! (дети поднимают руки вверх ) Здравствуй, Свет! (руки- в стороны ) Здравствуй, добрый Человек! (протягивают руки вперед)             Да, ребята, человек при встрече с другими людьми говорит замечательное слово- «Здравствуйте!». Так он желает здоровья и мира своим родным, знакомым и незнакомым людям, матушке-природе».

Приветствие «Круг радости»

Ход приветствия: Педагог: «Здравствуйте, дети! Сегодня мы поговорим об именах. У вех у вас красивые имена. Давайте послушаем, как они звучат. Предлагаю вам встать в круг радости, громко и радостно называя свое имя. Вы готовы? Встань скорее, Раз, два, три! Свое имя назови! (дети называют свои имена и становятся в круг). У нас сегодня действительно радостный круг из ваших имен. Мне очень приятно повторить их. (педагог повторяет имена всех детей). Теперь возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и с любовью скажем: «Как прекрасно жить на свете, потому что Человек – это взрослые и дети, Это солнца яркий свет!» - Помашем ладошками солнцу! Каждый человек радуется солнышку! Оно и светит, и греет, и помогает нам расти».

Приветствие «Мальчики и девочки»

Ход приветствия: Педагог: «Дети, я очень рада видеть вас, мальчиков и девочек! Приглашаю в наш круг! Давайте встанем так: мальчик- девочка- мальчик – девочка и поприветствуем друг друга такими словами: Нежные, добрые девочки, (педагог идет по внешнему кругу, Сильные, смелые мальчики обращаясь то к девочке, то к мальчику ) Встанем в круг, за руки  возьмемся и радостно друг другу улыбнемся!» (соединяет их руки, дети заглядывают в глаза друг другу и улыбаются.

Приветствие «Объятие дружбы»

Ход приветствия: Педагог: «Ребята! Мне очень приятно встречать вас, моих друзей. Каждый из вас – хороший, добрый человек. Давайте поприветствуем друг друга: Мы с вами снова вместе! Я рада, рады вы! Приветствуем друг друга Объятьем дружбы мы! И обнимемся все вместе! Воспитатель предлагает детям обняться всем одновременно в кругу.

Приветствие «Детский сад, как дом родной»

Ход приветствия: Педагог: «Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть! Детский сад, как дом родной, Весь наполнен детворой, Все хотят - и ты, и я – Жить в нем как одна семья. - Давайте возьмемся за руки, почувствуем тепло друг друга и порадуемся друг другу, как в настоящей семье, в которой живут родные и близкие люди».

Приветствие «Объятие дружбы»

Ход приветствия: Педагог: «Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно! Как прекрасен этот мир! Птицы и растения, животные, горы и реки – все радует нас. Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга такими словами: «Спасибо скажем мы не раз Всему живому вокруг нас: Как хорошо на свете жить, Как хорошо уметь дружить!»- Молодцы!

Приветствие «Венок дружбы»

Ход приветствия: Дети стоят в кругу. Педагог: «Давайте сегодня поприветствуем друг друга по – особому. Сплетем «венок дружбы». Дети кладут друг другу руки на плечи. Скажите друзьям слева и справа от вас : «Здравствуйте, Лена! Здравствуй, Денис!».

Приветствие «С добрым утром»

Ход приветствия: Дети стоят в кругу. Педагог: «Сегодня мы будем приветствовать друг друга вот так:                                                                                                     Утром, свежим и румяным                                                                             (поднимают обе руки вверх и разводят их в стороны)                                                                                                                                     Птицы весело поют                                                                                                                                        ( машут руками, как крыльями)                                                                                  Люди просыпаются. ( протирают глаза)                                                                                       Птицам улыбаются. (улыбаются)                                                                                                                           С добрым утром, с добрым утром! (руки вверх и в стороны)                                                                Деревце росу стряхнуло (подпрыгивают).                                                                                И в окошко заглянуло                                                                                                                 (смотрят из-под ладошки, поворачиваясь в обе стороны)                                          Будто просит дать ответ: - Ты проснулся или нет?                                     (пожимают плечами)                                                                                                                      С добрым утром, с добрым утром!                                                                       (руки вверх и в стороны).

Приветствие «Маленькие Богородчане»

Ход приветствия: Дети стоят в кругу. Педагог: «Здравствуйте, маленькие богородчане! Вы знаете, почему я так к вам обращаюсь? Потому что всех, кто живет в городе Богородск, называют одним словом — богородчане. Возьмемся за руки и громко, с гордостью скажем: «Мы – богородчане!».

Приветствие «Передай добро»

Ход приветствия: Дети стоят в кругу. Педагог: «Ребята, посмотрите в окно. Сейчас утро. Как вы считаете, какое это утро? (ответы детей)                                  Доброе утро, как добрая птица, в окно к нам стучится! Приготовьте гнездышки – ладошки! Берем доброе утро осторожно, и как птичку пересаживаем из гнездышка в гнездышко, чтобы оно погрелось в руках у каждого. Пересаживаем – передаем по кругу и тихонько приговариваем «Доброе утро!» Вот и последнее гнездышко - мое, я выпускаю Доброе утро в воздух. Пусть летает вокруг нас! Все вместе: Доброе утро!».

Приветствие «Прогулка в лес»

Ход приветствия: Дети стоят в кругу. Выполняют движения в соответствии с текстом.

Есть в лесу три полочки                                                                                                 Ели – елки – елочки.                                                                                                 Лежат на елях небеса,                                                                                                 На елках – птичьи голоса,                                                                                             Внизу на елочках – роса.                                                                                         («Ели» — стоя на носках, руки вверх.                                                                                         «Елки» — руки в стороны, ступни прижаты к полу                                                             «Елочки» — присесть, руки вперед.)                                                                            Заблудились мы в лесу (грустно)                                                                         Закричали все: «Ау!» (громко)                                                                               Ой! (весело)                                                                                                             Нашли тропинку возвращаемся домой.

 Игра «Выполни задание»

Ход игры: дети сидят на ковре. Педагог: «Представьте, что вы в сказочном лесу. Оглядитесь вокруг. Поют птицы, летают бабочки, растут красивые цветы. Ярко светит солнце. Вы ощущаете мягкую зеленую сочную траву под ногами. Вдыхаете свежий воздух, аромат природы, вслушиваетесь в звуки. Вам хорошо и комфортно. Давайте сыграем в игру. Садитесь все на стульчики, как только вы услышите команду и найдете это у себя, то должны будете выполнить задание. Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.                                                                                                                               Пусть похлопают в ладоши все, у кого карие глаза.                                                Пусть коснутся кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.

Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других.             Пусть улыбнуться все, кто умеет помогать детям и взрослым.                             Пусть хлопнут в ладоши те, кто не обзывает других.

Игра « Эстафета дружбы».

Ход игры: взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет».

Игра « Сигнал».

Ход игры: дети стоят (сидят) по кругу, держась за руки. Педагог передает «сигнал» легким нажатием руки рядом стоящего ребенка справа. Ребенок, получивший «сигнал» (левой рукой), должен передать его рядом стоящему - правой рукой. И т.д. по кругу, пока «сигнал» не дойдет до ведущего, который в этот момент может издать радостный возглас. Тоже повторяется в другую сторону. Когда дети усвоят эту игру можно усложнить: - передавать «сигнал» детям, у которых закрыты глаза; -передавать «сигнал», состоящий из нескольких нажимов руки (от 2 до 5 в зависимости от возраста детей).

Игра «Мы тоже»

Педагог: «Я делюсь с вами своим хорошим настроением!                                               Дети: «Мы тоже!»                                                                                                              Педагог: «Я дарю вам улыбку»                                                                              Дети: «Мы тоже»                                                                                                  Педагог: «Я радуюсь»                                                                                              Дети: «Мы тоже!»                                                                                                         Педагог: «Я прыгаю от счастья!»                                                                        Дети: «Мы тоже!»                                                                                             Педагог: «Я вас люблю!»                                                                                         Дети: «Мы тоже!»                                                                                         Педагог:«Я вас обнимаю!»                                                                                      Дети: «Мы тоже»                                                                                                        Все обнимаются в едином кругу.

 



Предварительный просмотр:

Блиц – игра «Ситуация для воспитательного диалога»

                                                          Учитель – логопед МБДОУ «ДС «Лада»: Чен И.А.

Уважаемые коллеги! Предлагаю варианты ситуаций сотрудничества, которые можно использовать на занятиях или в свободное время с детьми.

Ситуация «Строим дом» (Т. И. Бабаева).

Цели: выявить осознание детьми причин, нарушающих взаимопонимание в совместной деятельности; сформировать представления о правилах и способах поведения, устраняющих конфликты в общей деятельности.

Содержание ситуации. Ребенку поочередно предлагаются 2 серии картинок (по 3 картинки) с изображениями детей, строящих дом.Первая серия демонстрирует дружное строительство дома: дети договариваются (1-я картинка, строят дружно вместе (2-я картинка, с удовольствием смотрят на результат — красивый высокий дом (3-я картинка). Вторая серия картинок раскрывает аналогичное начало, затем — ситуацию ссоры во время строительства, на последней картинке демонстрируется неутешительный результат, вместо готового дома — разбросанные детали, разочарованные дети.

Вопросы для обсуждения

- Что делают дети на этих картинках?

- Как они строят дом? (Дружно или ссорятся, внимательны ли друг к другу, помогают или нет.)

- Как ты об этом догадался?

- Каким детям хорошо вместе, а каким плохо?

- Как ты думаешь, что эти дети говорят друг другу/ во время работы?

- Почему этим детям не удалось построить красивый дом? А эти дети построили?

- Какие правила дружных ребят забыли эти дети?

Ситуация «Настоящая помощь» (Т. И. Бабаева).

Цели: выявить понимание детьми состояние сверстника, оказавшегося в затруднительном положении, и путей справедливого выхода из трудной ситуации.

Содержание ситуации. Рима, Ксюша и Лена расписывали красками тарелочки для выставки. Рима сразу красиво расписала свою тарелку, а у Ксюши никак не получалось. Когда Лена это увидела,она громко засмеялась и сказала: «Ну как всегда, у тебя ничего не получается!» А когда Рима увидела, что у Ксюши ничего не получается, она поступила по-другому, не так, как Лена. Как ты думаешь, что она сделала?

Условная ситуация «Мы вместе».

Цели: выявить понимание детьми эмоционального состояния сверстников, не участвующих в общей деятельности, и нахождение правильного решения.

Содержание ситуации. На прогулке дети вместе строили крепость из песка. А два новеньких мальчика, Дима и Коля, стояли и наблюдали за ними. Дети заметили, что мальчики грустно стоят в стороне, и они решили.

Вопросы для обсуждения

- Как ты думаешь, что дети решили?

- Почему ты так думаешь?

- Как бы ты поступил в такой ситуации?

Условная ситуация «Обида» (L И. Бабаева,

Цели: выявить представления дошкольников о проявлении эмоциональной отзывчивости в общении и понимание состояния сверстника.

Содержание ситуации. Марина упала, ушибла ногу, рас- плакалась.Но тут к ней подбежали Катя и Оля со словами: «Что ты тут сидишь одна? Пойдем скорее с нами играть в мяч».Марина вытерла слезы и ответила: «Я сейчас не могу, у меня нога болит».

Тогда девочки рассердились на Марину и сказали: «Вот ты какая, мы тебя приглашаем, а ты не хочешь. Мы больше не будем с тобой дружить и играть вместе! Мы на тебя обиделись». И ушли.

Вопросы для обсуждения

- Правильно ли поступили Оля и Катя? Почему?

- Поняли ли девочки состояние Марины?

- Как надо было поступить Оле и Кате?

- Как ты думаешь, кто по-настоящему обижен - Катя и Оля или Марина?

- Можно ли Олю и Катю назвать настоящими подругами Марины?

Ситуация «Объясни правильно» (Т. И. Бабаева).

Цель: выявить особенности осознания детьми необходимости проявления внимания к проблемам сверстника и подробного объяснения для установления взаимопонимания в общении.

Содержание ситуации. Сережа хотел научиться делать лодочку из бумаги. Он попросил Мишу объяснить и показать, как надо ее делать.Миша сказал: «Очень просто. Возьми бумагу, согни ее пополам, потом еще раз, отогнешь уголки, вот и все!» Сережа стал делать - ничего не получилось.

Вопросы для обсуждения

- Как ты думаешь, почему у Сережи не получилась лодочка?

- Понятно ли объяснил ему Миша?

- А как бы ты объяснил, чтобы стало понятно? (Не только рассказать, но и показать, как надо, пояснить и помочь сделать.)

Ситуация «Порадуй друга» (Т. И. Бабаева).

Цель: выявить умение детей проявить внимание к сверстнику в условиях свободного выбора линии поведения.

Содержание ситуации. Дети красками рисуют на тему «Моя любимая сказка».Воспитатель создает атмосферу общей заинтересованности: украсить группу новыми рисунками, чтобы все видели, какие яркие и красивые рисунки умеют делать наши дети.

После того как дети закончили рисование и любуются рисунками, воспитатель вспоминает, что Оля давно не приходит в детский сад, болеет. Подчеркивает, как одиноко заболевшей девочке без друзей, как она мечтает вернуться скорее в свою группу.

Затем воспитатель предлагает желающим детям послать свой рисунок Оле. Кто хочет порадовать Олю, отдает рисунок воспитателю, и он вкладывает его в большой конверт. Дети, которые предпочитают, чтобы их рисунки висели в группе, складывают их на отдельном столе.

Поведение в данной ситуации показывает воспитателю, насколько отзывчивы дети по отношению к сверстникам, и дает повод для разговора с детьми о внимании и помощи друг другу.

Ситуация «Поможем малышам» (Т. И. Бабаева).

Цели: выявить отзывчивость и умение детейобъединяться со сверстниками для выполнения социально значимой задачи: проявить заботу о младших детях в детском саду.

Содержание ситуации. Перед дневным сном в группу приходит воспитатель младших дошкольников. Она обращается к старшим дошкольникам и воспитателю с просьбой помочь подготовить материал к занятию малышей по математике. Для этого нужно из бумаги вырезать по готовому контуру кружки и квадратики и разложить их по цвету и форме в конверты.Выдвигается мотивировка: «Вы самые старшие в детском саду и, конечно, сможете помочь малышам. Каждый вырежет фигуры, нарисованные на двух листах бумаги, разложит в конверты. У малышей будет много квадратов и кружков для занятия, они с удовольствием будут заниматься. Все мы будем вам очень благодарны».

Воспитатель. Дети, согласны ли вы помочь малышам? Кто хочет помочь, поднимите руку! (Обычно желание высказывают все дети.) Но, к сожалению, сейчас у нас нет времени, нас ждет дневной сон. Давайте после сна займемся этой важной работой. Не забудете?

Дети. Нет!

Воспитатель младшей группы благодарит ребят и оставляет бумагу и конверты на столе.

После сна фиксируется следующее.

- Какие дети по своей инициативе, самостоятельно, без дополнительного напоминания воспитателя вспомнили о поручении, начали и завершили работу в полном объеме? (Выраженное стремление к участию в социально значимом деле.)

- Кто начал работу после того, как увидел, что часть детей уже приступила к выполнению поручения? Работа завершена в полном объеме. (Формирующееся стремление к участию вместе со всеми в социально значимом деле.)

- Кто из детей начал работу и завершил только после напоминания воспитателя? (Недостаточно выраженное желание участвовать вместе со всеми в общем в социально значимом деле.)

- Кто формально включился в работу после неоднократных напоминаний воспитателя и не закончил ее? (Невыраженное стремление к участию в общем социально значимом деле.)

Практическая ситуация «Обложка для книги» (Т. И. Бабаева).

Цель: выявить особенности взаимоотношений старших дошкольников в совместной деятельности.

Содержание ситуации. В свободное время воспитатель предлагает детям оформить вдвоем с другом обложку для книги о животных. Каждый ребенок выбирает себе партнера. Для осуществления замысла детям предлагаются листы бумаги, краски, силуэты разных животных, кисти, клей, ножницы. Задача детей: согласовать замысел, продумать общий вид оформления обложки, выполнить задуманное, использовать для этого рисование, аппликацию (в зависимости от общего решения).

В ходе наблюдения за взаимоотношениями детей в этой ситуации отмечается следующее.

- Могут ли дети определить общую цель деятельности и договориться о том, что будет изображено на обложке?

- Возникает ли предварительное планирование, осуществляется оно по ходу выполнения совместной деятельности или вообще отсутствует?

- Какие взаимоотношения преобладают в совместной деятельности (доброжелательные, равнодушные, агрессивные?

- Внимательны ли дети друг к другу, видят ли затруднения, стараются ли помочь?

- Как дети разрешают споры и находят выход из конфликтных ситуаций?

- Добиваются ли дети совместно поставленной цели?

- Какое эмоциональное состояние испытывают дети после совместной деятельности?

Ситуация «Праздничная открытка» (Л. С. Римашевская).

Содержание ситуации раскрывает представления детей о процессе парного сотрудничества на примере выполнения задания по аппликации.

Воспитатель. Представь себе, что на занятии я предложила вам сесть парами и вместе оформить аппликацию праздничной открытки.

Вопросы для обсуждения

- С кем бы ты стал выполнять задание? Почему?

- Расскажи, как вы будете работать? Кто что будет делать?

- А можно ли было по-другому, иначе организовать эту работу? Расскажи, как?

Ситуация «Листопад» (Л. С. Римашевская).

Содержание ситуации позволит выявить представления детей о правилах и способах сотрудничества в подгруппе (4 - 6 детей).

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку с изображением группы детей, вместе убирающих осеннюю листву в парке.

Вопросы для обсуждения

- Чем заняты дети? Что делает каждый из них?

- Смогут ли они хорошо выполнить начатое дело? Почему ты так думаешь?

- Как ты думаешь, что дети говорят друг другу во время работы?

- Если бы воспитатель поручил тебе уборку листьев, кого из детей ты пригласил бы себе на помощь?

- Расскажи, как бы вы организовали работу: с чего начали, что сделали потом?

Ситуация «Строим мост» (Л. С. Римашевская).

Содержание ситуации позволяет сделать акцент на уточнении умений детей вести деловой диалог в процессе взаимодействия.

Воспитатель индивидуально каждому ребенку для прослушивания предлагает следующую ситуацию.

На занятии воспитатель разделила детей на пары и дала задание построить широкий мост на две полосы, чтобы можно было проводить машинки каждому в свой гараж.

Маша сразу предложила Пете:

— Давай вместе строить мост, чтобы наши машины свободно по нему проезжали.

— Нет! Я сам знаю, как нужно делать, — отказался Петя и начал строить мост один.

Когда мост был готов, Маша и Петя начали проводить машинки каждый в свой гараж. Вскоре встретились на мосту, но он оказался узким, только одна машинка могла проехать по нему.

— А ну-ка дай я проеду, — потребовал Петя.

— Нет, пропусти меня, — попросила Маша.

— Еще чего! Это ты уходи с моего моста! — разозлился Петя, схватил Машину машинку и сбросил с моста.

— Я не буду с тобой играть, — обиделась Маша.

Так и не получилось у ребят ничего, одни слезы и обиды. После изложения ситуациизадайте

ребенку следующие вопросы:

- Как ты думаешь, почему у Маши и Пети ничего не получилось?

- Посоветуй ребятам, что надо было сделать, чтобы избежать ссоры?

- Как бы ты поступил, если бы тебе и твоему другу дали задание построить мост, чтобы по его полосам свободно двигались ваши машины?

- Как можно объяснить другу свой замысел? Что нужно для этого сказать?

- Если он не понял тебя, что нужно сделать?

- Что нужно делать, если вы не согласны друг с другом, если у тебя или у твоего друга другое мнение?

- Как найти согласие между собой и не поссориться?

Игровая ситуация «Пришельцы из космоса»

Одна группа детей изображает землян, другая — пришельцев. «Земляне» видят космический корабль, который приближается к земле, идет на снижение (смотрят на небо, изображают удивление, радостное ожидание). Корабль приземляется. Выходят «пришельцы». Они делают приветственные жесты. «Земляне» также отвечают им дружескими жестами. Происходит обмен рукопожатиями, улыбками. «Земляне» вручают букеты цветов. «Пришельцы» дарят подарки. «Земляне» приглашают «пришельцев» в свой дом,показывают им окружающие предметы и жестами объясняют их назначение: стол, стул, кровать, посуда, мыло, полотенце, хлеб, вода, расческа, фонарик, книги, мобильный телефон и др. «Пришельцы» удивляются, жестами просят уточнить или объяснить еще раз, одобряют, выражают восторг и др.

В заключение все вместе играют в игру «Делай, как я» (показывают разные движения и вместе повторяют, играют с мячами и др.).

Игровая ситуация «Интонационные этюды»

Детям предлагается произнести фразу («Наступил вечер», «Давай поиграем») или строку из стихотворения («Котик усатый по садику бродит, а козлик рогатый за котиком ходит»)с разными интонациями: грустно, весело, сердито, испуганно, обиженно, удивленно.

Умение выразительно передавать в мимике, движениях и речи чувства и эмоциональные состояния формируется у детей в театрализованных этюдах и импровизациях, в танцевальной, художественно-театральной и изобразительной деятельности, в проблемных ситуациях.

Игровая ситуация «Вести»

Дети получают «письма» — конверты с картинками внутри. Задача каждого ребенка — показать другим детям в мимике и движениях,какую весть он получил: хорошую, плохую, веселую, грустную, страшную, удивительную и др. Дети отгадывают, и затем ребенок показывает свою картинку.

При использовании игр и упражнений необходимо побуждать детей не только распознавать эмоции, но и развивать умение правильно выражать эмоциональные состояния и реагировать на чувства других людей. Следует помнить, что обучение детей различению эмоциональных состояний важно не само по себе, а прежде всего для развития эмоциональной отзывчивости, умения понимать других людей, устанавливать положительные взаимоотношения с окружающими.

Игровая ситуация «Мой друг»

Дети по очереди описывают своего друга: особенности внешности (цвет волос и глаз, рост, характерные детали одежды, увлечения и достижения, любимые совместные дела («Мы любим вместе строить, придумывать истории, играть в шашки»).

Игровая ситуация «Внимание, розыск»

Содержание ситуации. Диктор по радио объявляет, что на вокзале потерялась девочка (мальчик, и описывает, не называя имени,ее внешность: «У девочки голубые глаза, светлые волосы, заплетенные в две косички, красные бантики, ее подругу зовут Нина», «У мальчика темные кудрявые волосы, карие глаза, веселая улыбка, он любит играть с конструктором «Лего»». Остальные дети должны догадаться, о ком идет речь, и назвать имя ребенка.

Игровая ситуация «Добрый взгляд»

Цель: уметь увидеть и рассказать о положительных качествах и поступках сверстников.

Содержание ситуации. Дети садятся по кругу. Воспитатель объявляет, что у него есть волшебные очки, в которых можно разглядеть все хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель, надев волшебные очки, подходит к кому-нибудь из детей, перечисляет его положительные черты («хорошо рисует, бегает, умеет дружить»). Затем предлагает каждому ребенку примерить очки, посмотреть на других добрыми глазами и постараться увидеть как можно больше хорошего в сверстнике. Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. Если кто-то затрудняется, воспитатель помогает ему наводящими вопросами.

Игровая ситуация «Цепочка ласковых имен»

Цель: развивать доброжелательные отношения детей друг к другу.

Содержание ситуации. Воспитатель приглашает детей в «Добрую страну улыбок», вручает им волшебную палочку феи Улыбок. Сидя в кругу, дети по очереди (по цепочке) передают друг другу волшебную палочку, улыбаются и называют ласково имя соседа («Это тебе, Олечка», «Это тебе, Сашенька»). В заключение появляется кукла фея Улыбок. Она приветствует детей и приглашает их послушать песенку из мультфильма «Крошка Енот» («От улыбки станет всем светлей — и слону, и даже маленькой улитке.»).

Игровая ситуация «Комплименты»

Цель: развивать умение входить в контакт, понимать и обращать внимание на положительные качества и достоинства сверстников.Содержание ситуации. Дети садятся в круг, берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ему надо сказать несколько добрых слов, за что-то похвалить («У тебя сегодня красивое платье», «С тобой так хорошо играть», «У тебя доброе сердце» и др.). Принимающий комплимент кивает головой,отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» — и дарит комплимент своему соседу. Игра проводится по кругу. Воспитатель участвует в игре на равных правах с детьми.

Игровая ситуация «Алло, мы ищем таланты!»

Цель: помочь детям увидеть достоинства сверстников.

Содержание ситуации

Часть 1. «Диктор» объявляет о том, что на телевидении проходит конкурс «Алло, мы ищем таланты!» Он просит присылать заявки на участие в конкурсе детей, которые умеют хорошо петь, читать стихи, танцевать, рисовать, придумывать интересные истории и др. Условие — заявку делает не сам желающий участвовать, а его друзья. В группу приезжает «корреспондент» с микрофоном и записывает детские заявки. Дети выступают перед микрофоном, рассказывают о достижениях своих сверстников. «Корреспондент» задает наводящие вопросы, эмоционально реагирует на высказывания детей (удивляется, восхищается, радуется).

Часть 2 (проводится на следующий день). Непосредственно конкурс талантов. Выбирается жюри. Дети выступают. «Жюри» выставляет оценки за выступления. Зрители участвуют в обсуждении. Конкурс организуется так, что каждый участникполучает ту или иную награду: медаль победителя, поощрительный приз, знаки «Любимец публики», «Лучший актер» и др. Важно, чтобы вся ситуация конкурса вызыва-ла общий интерес и доброжелательное отношение детей друг к другу.

Игровая ситуация «Добрые пожелания»

Цели: помочь детям освоить формы выражения доброжелательного отношения к сверстникам. Развивать добрые чувства и культуру общения

Содержание ситуации

Часть 1. Инсценировка с игрушками (куклы-перчатки).

Буратино. Я собираюсь в гости к Лунтику. Приготовил подарок (jпоказывает коробку). Но как же мне быть? Я совсем не знаю, что мне сказать ему. Помню,мне говорили: когда вручаешь подарок, надо сказать пожелание, но я совсем забыл!Скажу так: «Я пришел, вот бери подарок!»Или лучше скажу: «На мой подарок! Радуйся!» Кажется, у меня хорошо получилось?

Воспитатель. Как вы, дети, считаете? Будет ли Лунтик доволен таким поздравлением?

Дети включаются в обсуждение. Воспитатель помогает в поиске разных вариантов поздравления с помощью вопросов от имени персонажа.

Часть 2. Поиск вариантов добрых пожеланий своему другу в день рождения.

Воспитатель (выставляет на стол ларец). Волшебный ларец научит нас добрым словам и пожеланиям. (Заглядывает внутрь.) Здесь их много-много. Каждый из вас получит доброе пожелание.

Дети достают из ларца картинки с изображениями пожеланий счастья, радости, здоровья, много хороших друзей, прочесть много интересных книг, отправиться в путешествие в далекие страны, тебе много игрушек, тебе веселых дней, стать самым умным, стать отличником в школе, лучше всех научиться рисовать, стать космонавтом и др. Все картинки дети размещают на доске и повторяют пожелания. Воспитатель обращает внимание детей на то, как много разных добрых слов и пожеланий можно сказать друг другу.

Часть 3. Игра «Я тебе желаю.» Дети садятся кругу. Поочередно друг другу высказывают пожелания. Ребенок с улыбкой выслушивает пожелание, благодарит и обращается с добрыми пожеланиями к следующему ребенку.В игру можно ввести правило: не повторять пожелание, полученное от соседа, а придумать новое.

В заключение воспитатель говорит: «Как много интересных пожеланий мы сказали друг другу! Всегда надо желать нашим близким — друзьям, родителям, бабушкам и дедушкам — самого хорошего, самого доброго, и говорить такие слова мы, конечно, будем с улыбкой и радостью».

Игровая ситуация «Выбросим грубые слова»

Содержание ситуации

Воспитатель. Проходя около детской площадки, я услышала,как грубо разговаривают дети между собой: «Ты противный! А ты жадина-говядина! А ты толсту-ха! А ты мышка-худышка!» Такие некрасивые, грубые слова, как маленькие острые стрелы, летали от одного ребенка к другому. И от этого сами дети стали изменяться, их лица становились злыми, некрасивыми. Дети стали похожи на маленьких злобных гоблинов. Даже цветы на клумбе опустили головки, а кошка, которая спала на солнышке, фыркнула, изогнула спинку, распушила хвост и убежала. Если эти дети так навсегда останутся с такими неприятными, злыми лицами и грубыми голосами, кто же захочет с ними дружить? Как вы думаете?

Воспитатель обводит детей внимательным, заинтересованным взглядом, побуждая их высказаться. По мере высказываний воспитатель переводит разговор на события в группе.

Воспитатель. А всегда ли мы говорим приветливо, спокойно? Бывает ли, что мы обижаем друг друга словами и поступками? Случалось ли вам слышать злые слова, прозвища или дразнилки от других детей? Что вы чувствовали тогда? Кто вспомнит?

Высказываются некоторые дети.

Воспитатель. Я вас понимаю. Очень неприятно, когда грубо говорят, придумывают всякие прозвища, обижают слабых. И хотя мы не повторяли сейчас сказанные грубые слова, в тот момент они нас больно ранили, мы запомнили обиду.И вот что я решила: давайте больше никогда не будем говорить друг другу грубых слов! Давайте сегодня мы их выбросим навсегда! Вот тут у меня картинки, на них черным цветом нарисованы злые человечки. Это наши грубые слова и поступки. Каждый сомнет их и бросит в мусорную корзину.Мы скажем: «Уходите от нас, грубые и злые слова. Вы нам не нужны!»

Дети выполняют все перечисленные воспитателем действия, и няня выносит корзину с «мусором» из группы.

Условная игровая ситуация «Краски»

Цель: выявить представления старших дошкольников о сущности проявления дружеских взаимоотношений между детьми.

Содержание ситуации. Нина, Лена, Света и Ксюша всем говорили, что они настоящие друзья. Однажды Ирина Петровна предложила им нарисовать рисунки осени. Девочки сели за один стол. Воспитательница дала им бумагу, кисточки, поставила баночки с красной, желтой, зеленой и синей красками. Когда воспитательница отошла,Нина схватила баночку с красной краской и сказала: «Это будет моя краска!» «А вот эта — моя!» — сказала Оля и придвинула к себе зеленую краску. Тогда Ксюша и Света взяли себе синюю и желтую краски. Девочки стали рисовать.

Когда Ирина Петровна просмотрела их рисунки,она очень удивилась: у Нины весь рисунок был нарисован только красной краской, у Ксюши — зеленой, у Светы — жел-той, а у Лены — синей.Покачала головой Ирина Петровна и сказала: «Я думала, что вы настоящие друзья, а теперь вижу, что вам еще надо учиться дружить».

Вопросы для обсуждения

- Почему так сказала воспитательница, после того как увидела рисунки девочек?

- Как поступают настоящие друзья?

Постановка проблемных вопросов типа «Как бы ты поступил?» показывает, что старшим дошкольникам нетрудно войти в воображаемую ситуацию и спланировать свою деятельность в соответствии с нормами и правилами взаимоотношений, усвоенными в процессе общения со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: «Профессиональная компетентность преподавателей и мастеров производственного обучения, развитие творческого потенциала».

В данном выступлении показанна профессиональная компетентность мастера производственного обучения и приведён личный опыт работы со студентами....

Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"

Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"Презентация, доклад...

Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"

В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Анализ развития речевой деятельности учащихся при переходе с начальной ступени обучения в следующую (выступление на педагогическом совете школы по вопросу «Преемственность в преподавании русского языка на различных ступенях обучения»)

В соответствии с познавательными установками одной из приоритетных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними. Для д...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Формирования коммуникативных навыков обучающихся с умеренной умственной отсталостью».

Выступление на педагогическом совете по теме: «Формирования коммуникативных  навыков обучающихся с  умеренной умственной отсталостью»....