Главные вкладки

    Анализ развития речевой деятельности учащихся при переходе с начальной ступени обучения в следующую (выступление на педагогическом совете школы по вопросу «Преемственность в преподавании русского языка на различных ступенях обучения»)
    статья по русскому языку на тему

    В соответствии с познавательными установками одной из приоритетных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними. Для достижения поставленной цели необходимо постоянно повышать уровень владения языком и речевыми умениями т.к. развитая речь характеризует интеллект и уровень культуры человека, она важнейший инструмент познания. Проблема развития речи учащихся традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого (Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, И.И. Срезневского, А.Д. Алферова, Л.И. Поливанова, В.И. Чернышева, К.Б. Бархина, М.А. Рыбниковой и др.).

     В настоящее время целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению и письму) находится в центре внимания ученых-методистов и учителей-практиков. Обучение связной речи – это методика, различные аспекты которой отражены в трудах Е. В. Архиповой, Н. А. Пленкина, Л. П. Федоренко, О.В. Сосновской, В.И. Капинос, М.Р. Львова, Е.И. Никитиной и других известных методистов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 28.docx19.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Анализ развития речевой деятельности учащихся при переходе с начальной ступени обучения в следующую (выступление на педагогическом совете школы по вопросу «Преемственность в преподавании русского языка на различных ступенях обучения»)

    В соответствии с познавательными установками одной из приоритетных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними. Для достижения поставленной цели необходимо постоянно повышать уровень владения языком и речевыми умениями т.к. развитая речь характеризует интеллект и уровень культуры человека, она важнейший инструмент познания. Проблема развития речи учащихся традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого (Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, И.И. Срезневского, А.Д. Алферова, Л.И. Поливанова, В.И. Чернышева, К.Б. Бархина, М.А. Рыбниковой и др.).

     В настоящее время целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению и письму) находится в центре внимания ученых-методистов и учителей-практиков. Обучение связной речи – это методика, различные аспекты которой отражены в трудах Е. В. Архиповой, Н. А. Пленкина, Л. П. Федоренко, О.В. Сосновской, В.И. Капинос, М.Р. Львова, Е.И. Никитиной и других известных методистов.

    Но, несмотря на имеющиеся разработки в области развития связной речи, существует тенденция к снижению речевого развития, поскольку состояние речи современных школьников не удовлетворяет пока возрастающим потребностям устного и письменного общения.

    При переходе из начальной школы в среднюю у многих учащихся возникают трудности в заданиях по развитию речи на уроках русского языка. Данные проблемы возникают из -за того, что задачи, поставленные учителем в начальной школе и связанные с речевой деятельностью учащихся, отличаются от задач в классах следующего уровня. В начальной школе процесс формирования речевой практики ученика происходит, в основном, при пересказе текстов различного характера на уроках гуманитарного цикла. Низкий уровень речевого развития объясняется и тем, что

    1) интеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объем новой информации, которая наблюдается в лексике современного русского языка (заимствования, неологизмы);

    2) трудностью восприятия материала, неадаптированного к современной жизненной ситуации и её тематической разобщенностью;

    3) интенсивным развитием аудио-видео-компьютерных технологий, способствующих получению информации без обращения к литературным (книжным) источникам;

    4) малый интерес современных школьников к русскому языку и литературе, непонимание роли получаемых знаний на данных уроках для будущей жизни.

    На второй ступени обучения в работе по развитию речи определяются следующие цели:

    1. Осмысление речевой практики, в процессе которого создаются   тексты.
    2. Ознакомление с определенными понятиями речеведческого характера и способами речевой деятельности.
    3. Развитие речевого чутья, преодоление трудностей в создании устных и письменных текстов и высказываний (определение стиля, структуры, композиции).

    При этом у учащихся возникают следующие трудности в заданиях по развитию связанной речи потому, что не уделялось достаточное внимание подобным заданиям, либо они отсутствовали в практике обучения:

    1. В заданиях аналитического характера по готовому тексту (определить основную мысль, озаглавить отрывок, проследить зависимость употребления языковых средств от поставленной задачи, найти лишнее и т.д.)
    2. В аналитико-речевых заданиях которые требуют абстрагирования, анализа, обобщения, в результате которого создается фрагмент текста, но не весь текст (озаглавить текст, сформулировать тему и т.д).
    3.  В заданиях, требующих переработки готового текста (исключить лишнее, устранить непоследовательность, внести необходимую правку (отредактировать)
    4. В заданиях, требующих создание нового текста на основе данного (изложить подробно или сжато, подготовить сообщения на основе текста на определенную тему, перестроить текст)
    5. В создании нового текста.

    Проанализировав речевую деятельность учащихся, выявляются следующие ошибки, возникающие в процессе обучения:

    1. Недочеты с точки зрения раскрытия темы.
    2. Незнание стилей речи.
    3. Затруднение в определении типов речи, затруднение в разграничении понятий «стиль» и «тип».

    Учащиеся владеют в основном повествованием, во многих работах наблюдается нарушение логической последовательности.

    1. Слабо выражена культура устного ответа. В основе устных высказываний на лингвистические темы лежит усвоенная научная информация. Когда ученикам предлагается выступить с самостоятельными сообщениями или ответить на вопросы, сформулированные дискуссионно, например: «Правильно ли выделен корень слова?», учащиеся затрудняются, т.к. они не умеют использовать точные лингвистические понятия, и у них слабо выражено словесное творческое начало. Задача учителя научить связно излагать усвоенные лингвистические знания.

    Можно говорить о том, что подобные ошибки и недочеты встречаются у учащихся на всех ступенях обучения, но учить избегать их должны, начиная с начальной школы.

    Учащиеся испытывают затруднение в ответах, основанных на самостоятельном анализе языковых фактов. Например: «Чем отличается суффикс от приставки?» или «Что общего между изменением имени прилагательного и изменении имени существительного?»

    Меньшее затруднение у учащихся вызывают ответы репродуктивного характера (воспроизведение отдельных правил, определений).  Большие затруднения учащиеся испытывают в ответах продуктивного характера (самостоятельные сообщения на лингвистические темы, сочинения на лингвистическую тему, обобщение изученного, группирование материала, сравнение, синтезирование материала).

    Таким образом, у выпускников начальной школы при переходе на 2 ступень обучения слабо сформированы навыки анализа, переработки, обобщения, создания нового текста. Учителям начальной школы необходимо обратить внимание на формирование речевой компетенции учащихся. Разработана система заданий, позволяющих предупреждать речевые ошибки учащихся. (Приложение1.) 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совете школы по теме "Развитие интеллектуальной одаренности учащихся средствами урочной и внеурочной деятельности".

    В докладе раскрывается определение одаренности. Способность к творчеству-это талант, который дается от рождения единицам.  НО... целенаправленно развивать творческие способности можно у каждого ч...

    Доклад для выступления на педагогическом совете «Осуществление компетентно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов»

    В концепции модернизации российского образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации  говорится: Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универса...

    Выступление на педагогическом совете. Декабрь 2011 год. Преемственность обучения. Качество обученности математики в средней и старшей школе.

    Начальная школа у обучающихся формирует знания, умения, навыки, мышление, которые необходимы будут в освоении программы в средней школе. Средняя школа продолжает развивать накопленный запас знаний в н...

    Выступление на педагогическом совете "Формирование регулятивных учебных действий на уроках русского языка".

    Формирование регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы ( из опыта работы)....

    Выступление на педагогическом совете школы «Формирование личности и социокультурной компетенции обучаемого средствами иностранного языка.Внутренний анализ эффективности деятельности кафедр".

    Выступление на педагогическом совете школы «Формирование личности и социокультурной компетенции обучаемого средствами иностранного языка»...