Выступление на педагогическом совете. Декабрь 2011 год. Преемственность обучения. Качество обученности математики в средней и старшей школе.
материал по теме

Меньшикова Юлия Михайловна

Начальная школа у обучающихся формирует знания, умения, навыки, мышление, которые необходимы будут в освоении программы в средней школе. Средняя школа продолжает развивать накопленный запас знаний в начальной школе. Одна из самых сложных педагогических задач является адаптация учащихся в 5 классе. Успешная адаптация учащихся 5 классов, влияет на качество образования в последующие учебные годы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В этом 2011 – 2012 учебном году я преподаю в 5; 10 и 12 классах. 10 и 12 классы являются выпускными. И 5 класс.

Рассмотрим диагностику заболеваний в 5 классе. В этом классе несколько учащихся имеют диагноз: ретинопатия недоношенных. Врождённая отслойка сетчатки, глаукома, центральная дистрофия сетчатки, оперированная катаракта.

Но важный момент, в жизни «пятиклашек», они должны комфортно продолжать обучаться, после окончания начальной школы. Комфортное обучение зависит от преемственности  в обучении.

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» даётся следующее объяснение о преемственности в обучении. «Преемственность в обучении – установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. Значительные трудности представляет осуществление преемственности между отдельными ступенями школьного образования, особенно между начальной и средней школой».

Начальная школа у обучающихся формирует знания, умения, навыки, мышление, которые необходимы будут в освоении программы в средней школе. Средняя школа продолжает развивать накопленный запас знаний в начальной школе. Одна из самых сложных педагогических задач является адаптация учащихся в 5 классе. По статистике, в 5 классе происходит снижение успеваемости, потери интереса к учебной деятельности.

И вечный вопрос: «Что делать?» Что делать, чтобы учащиеся не теряли интереса, прилежания к учёбе? Как обеспечить успешность развития каждого ученика в дальнейшей учебной деятельности? Как в нашей школе проходит адаптация учеников 5 класса?

На протяжении всего предыдущего учебного года, учителя начальной и основной школ работали в тесном контакте друг с другом, обсуждая вопросы, например, по математике: оформления задач, примеров, на какие моменты необходимо обратить внимание. Учителя-предметники основной школы посещали уроки в 4 классе. Знакомились с обучающимися. Проходили совместные малые педагогические советы, на которых обсуждались вопросы: требования учителей начальной школы и требования учителей основной школы. Должен быть обеспечен принцип преемственности, т. е. между учителями и обучающимися, необходимо организовать такую психологическую и эмоциональную близость, чтобы создать предпосылки для самореализации учеников, в развитии интеллектуальных способностей.

Не все учащиеся 5 класса могут работать самостоятельно. Некоторые из них, в силу очень плохого зрения, выполняют письменные работы на два балла, в связи с тем, что работу прочитать невозможно: последующая строчка «нализает» на предыдущую. Но, за ту же работу получают пять баллов, делая её в устной форме. К сожалению, материал становится сложнее, всё выполнять только в словесной форме не удаётся. Особенно сложно рисовать геометрические фигуры. Те лупы, которые имеют школьники, не очень помогают. В Институте Коррекционной  педагогики разработана  для слабовидящих специальная тетрадь: не только с крупной клеткой, но с клетками определённого цвета. Но она также не даёт нужный результат. В силу своего зрения, поражение сетчатки, учащиеся, глядя на текст, на строчку, в центре могут увидеть чёрное пятно, либо в центре – искажение. Поэтому до пятна записывают ровно, а потом строчка идёт вверх или вниз. Или клетка не воспринимается, как вертикальные и горизонтальные прямые, а рассматривается, как неровная клетка. Могут цифры видеть и читать, соответственно не так, например: три, как шесть или восемь. Знак умножения воспринимается, как знак минус.

Некоторые из учащихся, пропустив первые уроки, придя в школу через несколько дней после начала занятий, боялись учителей и других одноклассников. Необходимо было осуществить психологическую поддержку. Подбадривала, применяя слова: «всё очень хорошо получается; обязательно получится; приходим в школу учиться, поэтому имеем право ошибаться; ошибаются все, основное найти свою ошибку и исправить её; очень в твоей работе понравилось…; прекрасно чертишь окружности». Употребляла и такой речевой оборот, как «лучше начать с …». Проводились доверительные беседы. Через некоторое время ребята переставали бояться, раскрепощались на уроках, тянули руки, просились выйти к доске. Была создана ситуация успеха. Каждый обучающийся удостаивался заслуженной похвалой. Педагогическая поддержка школьников направлена на развитие способностей учеников, на осуществление бережного расположения к детям.

Как и во всех классах применяется дифференцированный подход, а также индивидуальная система оценивания.

Успешная адаптация учащихся 5 классов, влияет на качество образования в последующие учебные годы. О качестве образования сейчас говорят очень много. Качество образования сводится к качеству обученности, которое проверяется постоянно в виде промежуточных, диагностических, контрольных итоговых работ, ЕГЭ.

В основном, под качеством образования подразумевают качество знаний по учебным предметам, положительная сдача ЕГЭ, поступление после окончания школы в ВУЗ.

На одном из сайтов для учителей, проводилось голосование по вопросам, связанных с ЕГЭ. Один из вопросов: введение ЕГЭ за курс средней школы, на Ваш взгляд, способствует повышению качества образования? Ответы: Да – 35% , нет – 61%, не знаю – 4%, проголосовавших было 142 человека. И ещё один вопрос: достаточно для успешной сдачи ЕГЭ, на Ваш взгляд, только освоение обучающимися школьного курса средней (полной) общеобразовательной школы без дополнительной подготовки? Да – 15%, нет – 83%, не знаю – 2%, проголосовавших – 204 человека.

Некоторые ВУЗы на первом курсе изменили курс математики. Поняв, что вновь поступившие студенты не имеют нужный запас знаний, ввели в 1 семестре обучение с 7 по 9 класс алгебры и геометрии по массовой программе. А во 2 семестре – алгебры и геометрии за 10; 11 классы. Если не справляются, то отчисляют.

Какое качество образования после введения ЕГЭ? Совсем недавно, часть A была составлена таким образом, что необходимо было найти из четырёх ответов один правильный. Теперь часть A убрали. Оставили часть B, где необходимо написать ответ к решённой задаче. Как решал эту задачу, это только интересует учащегося. Часть C состоит из шести номеров, из которых часть заданий шестых задач встречалась в разные годы на математических олимпиадах. Пятая задача – задача с параметрами, которые в массовой школе не изучают. Четвёртая задача – неординарная задача по планиметрии, в основном, имеющая два случая решения.

В основном, когда учащиеся, выполняя ЕГЭ, начинают решать задачи части C, то многие уже устали, происходит рассредоточение внимания.

В 11 класс (10 класс массовой школы) нашей школы, очень часто приходят учащиеся из массовых школ. В связи с тем, что у нас в школе классные и домашние работы проверяются учителем каждый день у каждого ученика, в течение всех двенадцати лет, то вновь, поступившие из массовых школ, к такому не привыкли. В основном, они начинают вести разговоры по поводу того, что необходимо натаскивать их на ЕГЭ, а не изучать текущий материал.  Качество знаний ухудшается. На качество знаний очень сильно влияет отработка учебного материала дома, выполнения домашнего задания.

Организация учебного процесса является одним из способов повышения у учащихся качества знаний. К организации учебного процесса относится не только организация этапов урока, подбор содержания учебного материала, определённые способы подачи, использование наглядности, технических средств обучения, но также взаимодействие между учителем и учеником, реакция на поступки учащихся. В то же время учителю необходимо уделять время самоанализу урока: находить недостатки урока и корректировать свою деятельность, обращать внимание на продуктивность мотивации учения, на настроение учащихся во время урока.

На качество знаний очень влияет изучение дома рассмотренного материала на уроках. Отражается на качестве знаний коррекционная работа. Она направлена на воспитание самостоятельности, ответственности, умение преодолевать трудности. Коррекционная работа формирует желание помогать друг другу, стремление к активной деятельности, развитие инициативы. Осуществляет умение слушать, слышать и понимать других. Воспитывается внимание, сосредоточение на определённых задачах, что очень важно, для повышения качества обученности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности образования между тремя ступенями:начальной, средней и старшей школой.

Выступление на заседании методического объединения учителей английского языка Зеленоградского округа г.Москвы....

ВНЕДРЕНИЕ МАЛЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Статья "ВНЕДРЕНИЕ МАЛЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ПРОЦЕССОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ" из опыта работы...

Выступление на педагогическом совете «Хорошо организованный современный урок- основа качественного обучения и воспитания»

Изменяются приоритеты и акценты в образовании, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самосто...

Обзор и краткая характеристика цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) рекомендованных к использованию в обучении математике в средней и старшей школе.

Спектр современных ЦОР по математике достаточно широк. Все они имеют определенные возможности, собственные достоинства и недостатки. При выборе ЦОР для организации урока или внеурочной деятельности уч...

Принцип преемственности в обучении математике в средней и старшей школе.

Рассматривается применение принципа преемственности для создания единого образовательного пространства, обеспечения преемственности в алгебре, использование последовательного систематического углублен...

Презентация "Принцип преемственности в обучении математике в средней и старшей школе".

Последовательная реализация преемственности придает обучению перспективный характер, позволяет рассматривать изучаемую тему с опорой на предыдущие знания и с широкой ориентировкой на последующие темы....

применение метода исследования при обучении математике в средней и старшей школе

С самого рождения человек познает окружающий мир, пробуя все своими руками, на вкус. Только через собственные ошибки мы учимся. Современные дети не хотят пользоваться знаниями, которые мы им предостав...