«Формирование правильного звукопроизношения у детей через нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики»
методическая разработка

Дементьева Татьяна Николаевна

Мастер-класс предназначен для восптиателей комбинированных групп, а так же для родителей, имеющих детей с нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей комбинированных групп ДОУ

«Формирование правильного звукопроизношения

у детей через нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики»

Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики;

Задачи:

-обучение управлению органами артикуляции;

-развитие координации и движений артикуляционного аппарата и движений рук;

-воспитание правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи.

Оборудование: ноутбук, экран, презентация по теме в электронном виде, зеркала, бумажные салфетки, перчатки, соломка, ростовая игрушка.

Ход мастер-класса:

1. Орг. момент. Знакомство педагогов с темой, целью, задачами мастер-класса.

2. Основная часть.

Методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Добиться чёткого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано. И одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с педагогами и  родителями.

Артикуляционная гимнастика – основа формирования речевой звуков (фонем) и коррекции нарушения звукопроизношения. Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного  аппврата, обработки всевозможных положений губ, языка, мягкого неба, так необходимый для правильного произнесения той или иной фонемы.

Цель артикуляционной гимнастики  заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью  артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений.

При проведении артикуляционной гимнастики необходимо придерживаться гигиеническим требованиям и методическим рекомендациям

  • Упражнения проводятся в хорошо проветриваемом помещении
  • Пассивная гимнастика проводится предварительно вымытыми чистыми руками
  • Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.
  • Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом. После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка.с помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определят, что делает его язык, губы, где он находится, какой он широкий, узкий и т.д. Это вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.
  • Педагог должен следить за качеством выполняемых движений ребенком, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Если ребенок выполняет упражнение неправильно нельзя говорить ребенку, что он делает это неверно – это может привести к отказу выполнения упражнения.
  • Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  • Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
  • Длительность проведения артикуляционных упражнений, и их дозировка подбирается учителем логопедом, подбор упражнений зависит от компенсаторных возможностей самого ребенка, характера и тяжести речевого нарушения.

Всю артикуляционную гимнастику можно разделить на два вида упражнений:

- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд

Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно по 8 — 10 раз.

- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.

Когда дети хорошо освоят общепринятые артикуляционные упражнения, можно в дополнение вводить нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. 

И с некоторыми нетрадиционными формами я хочу вас сегодня познакомить.

Биоэнергопластика.

«Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует ее развитию» (В.М. Бехтерева)

Термин «биопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.

Биоэнергия – эта та энергия которая находится внутри человека.

 Пластика- плавные раскрепощенные, движения тела, рук которые являются основой биоэнергопластики.

Соединении биоэнергопластики (движения кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата, позволяет синхронизировать работу полушарий головного мозга, дает возможность задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в работе, что способствует улучшению внимания, памяти, мышления ребенка, а, следовательно, компенсаторных возможностей мозга.

Цель биопластики:

 Развитие и совершенствование артикуляционной, ручной и пальчиковой моторики.

Активизация интеллектуальной деятельности ребенка.

Развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи.

На первом этапе педагог включает в выполнение упражнения свою ведущую руку.

На следующем этапе включается ведущая рука ребенка.

На третьем этапе включается вторая рука ребенка.

 Последний этап включаются обе руки ребенка.

Для повышения мотивации к выполнению упражнений можно использовать перчатки которые будут служить мордочкой воображаемого персонажа.

А сейчас я предлагаю вам взять стоящие перед вами зеркала для совмесного выполнения упражнений по биоэнергопластики

Название упражнения

Движения органов артикуляционного аппарата

Движения рук

Стихотворное сопровождение

“Птенчики”

Рот открывается и закрывается

четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх

Скачет, скачет 

Воробьишко. Он совсем ещё глупышка.
Скачет ,скачет по дорожке. Не попал бы в лапы кошке.

“Часики”

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе

сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов?

“Качели”

улыбнись, открой рот, на счёт «раз» опусти кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» — подними язычок за верхние зубы.

движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх-вниз.

Сели дети на качели И взлетели выше ели, Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись.

“Улыбка”

Губы растянуть в улыбке.

пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., ладонь сворачивается в кулак.

Подражаем мы лягушкам: тянем губы прямо к ушкам.

Мы потянем -перестанем

И нисколько не устанем.

«Лошадка»

Улыбнись, широко открой рот, упрись кончиком языка за верхними зубами

Соединяя поочередно с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинчик

Я -Веселая лошадка, темная, как шоколадка.

Языком пощелкай громко, звук копыт услышишь звонкий.

“Иголочка”,

Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении

пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

Язык в иголку превращаю напрягаю

и сужаю. Острый кончик потяну

До пяти считать начну

Раз, два, три, четыре, пять...

Иголку я могу держать.

“Лопаточка”

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.

большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

Дую, дую на «лопатку», чтоб была широкой, гладкой.

«Чашечка»

Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении

пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.

Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем.

«Парус»

Улыбнись, широко открой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении

сомкнутая ладонь поднята вверх.

Плот под парусом по реке плывёт,

На прогулку лодочка малышей везёт.

«Горка»

Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении

согнутая ладонь опущена.

Вот так горка,

Что за чудо!

Выгнулся язык упруго,

Кончик в зубы упирается,

Бока к верху поднимаются.

«Маляр»

Улыбнись, открой рот, язык подними вверх и кончиком языка проводи по нёбу от верхних зубов к горлышку и обратно.

пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”и водим пальцами

Я сегодня утром встал И посёлок не узнал: Каждый столб и каждый дом Был покрашен маляром. Если хочешь жить, как в сказке, Позови на помощь краски!

Нетрадиционная артикуляционная гимнастика с соломкой

"Не урони соломинку"

1. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы между которыми вставляется соломинка. Удерживать вставленную соломинку в таком положении 10-15 с

2. «Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний край языка на верхнюю губу между язычком и губой положить соломинку. Удерживать соломинку в таком положении 10-15 с

3. «Удержи соломинку». Широко открыть рот. Кончиком зыка за верхними зубами удерживаем вставленную соломинку. Удерживать соломинку в таком положении 10-15 с

Следующая нетрадиционная форма выполнения артикуляционной гимнастики с использованием артикуляционной игрушки в моем случае это ростовая игрушка «Квакушка-Говорушка» которая вам расскажет сказку о «Лягушке – Квакушке» и ее веселом язычке.

 «Сказка о лягушке-квакушке и ее веселом язычке»

Жила-была на лесной опушке лягушка-квакушка, она была очень забавной, веселой, потому что любила распевать песенку.

 Вот сидит однажды лягушка-квакушка и видит бабочек. Спрашивает она их.

- Ква-ква-ква, бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете?

-  Как же мы полетим, лягушка-квакушка, если налетели тучи темные и намочили дождиком наши крылышки?

- Да, вот если бы ветерок вам помог, только в такую погоду он не дует.

- Что же делать, кто нам поможет?

 - Не переживайте, бабочки, ребята вам помогут. Они подуют на вас, ваши крылышки и обсохнут.

- Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом. Подойдите и встаньте поближе.

Упражнение на дыхание «Подуем на бабочек»

Вдох-выдох (дети дуют на бабочек, затем садятся).

-  Вот и обсохли крылышки у бабочек. Как они красиво летают!

- Спасибо вам, ребята! И тебе, лягушка-квакушка, спасибо за помощь.

-  Ква-ква, пожалуйста.

Упражнение «Улыбка»

- Покажите, как улыбнулась лягушка бабочкам? (Счет от 1 до 10.)

Повернулась лягушка-квакушка, посмотрела на ребят и тоже улыбнулась. Улыбнитесь ей.

- Сидит лягушка-квакушка на лесной опушке и видит, расцвел красивый цветок, полюбовалась она его красотой: «Ква-ква, какой красивый!» И тоже ему улыбнулась. Улыбнитесь цветочку. (Счет от 1 до 10.)

- Развеселилась лягушка-квакушка и вот запрыгал у нее язычок, вверх-вниз. Покачаемся и мы.

Упражнение «Качели»

Устал язычок.

Упражнение «Лопатка»

Язык лопаткой положи,

И немного подержи

Язык нужно расслаблять

Раз, два, три, четыре, пять.

Хотела лягушка-квакушка что-то сказать, да только язычок перестал ее слушаться, нужно его наказать.

Упражнение «Накажем непослушный язычок»

Дети произносят: пя-пя-пя (5 раз).

- Захотелось лягушке-квакушке попить чая, а чашечки-то нет, сделаем чашечку.

Упражнение «Чашечка»

Попила лягушка-квакушка чай из чашечки, глаза от удовольствия закрыла. И вы глаза закройте. Сидит так лягушка-квакушка, тишину лесную слушает, вдруг слышит лошадка копытами цокает. Понравился лягушке-квакушке этот звук и давай она цокать язычком, как лошадка.

Упражнение «Лошадка»

Дети цокают (от 1 до 10 раз).

-  Посмотрела лягушка-квакушка по сторонам и вдруг видит: грибок растет, улыбнулась она тогда и сделала язычком грибок.

Упражнение «Грибок»

Обрадовалась лягушка-квакушка, что грибок в лесу нашла, захотелось ей песенку под гармошку спеть, да только гармошки у нее нет.

Квакушка. Поиграйте, ребята, на гармошке, а я вам песни спою.

Упражнение «Гармошка»

Улыбнитесь, сделайте грибок, губы в улыбке. (Включает песенку лягушки, дети играют на «гармошке».)

Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Понравилась вам сказка? Тогда в следующий раз лягушка-квакушка придет и расскажет новую сказку.

Упражнения для языка с водой "Не расплескай воду"


1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.

2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.
3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз. 

Существует еще множество нетрадиционных форм артикуляционной гимнастики

• Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики

• «Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);

• Встречи с героями «Весёлых полянок» ;

• Использование дидактической куклы Кваки;

• Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»;

• Адаптированные сказки с движениями;

• Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов;

• Выполнение артикуляционных упражнений с  применением  «волшебных  палочек — помогалочек»;и др

Которые преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

3. Заключительная часть. Самоанализ деятельности учителя-логопеда; обмен мнениями присутствующих.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы оптимизации процесса формирования правильного звукопроизношения у детей-логопатов

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют стойкий характер. Иногда проходит довольной большой период времени, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной ар...

«Формирование правильного звукопроизношения у детей»

Формирование правильного произношения у детей это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспри...

«Использование нетрадиционных и инновационных технологий при формировании правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».

Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей - это продолжительный и очень трудоёмкий процесс, основным этапом которого является артикуляционная гимнастика.      Ребён...

Развитие артикуляционной моторики - основа формирования правильного звукопроизношения у детей

Выпускная работа в рамках курсов повышения квалификации на базе МГПУ. Содержит отражение основной работы логопеда по формированию правильного произношения у детей и способы активного привлечения родит...

Презентация по вопросам рзвития артикуляционной моторики - основы формирования правильного звукопроизношения у детей

Статистика, результаты мониторинга речи детей, содержание логопедической работы логопеда ДОУ по формированию звукопроизношения....

Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики

Нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики...