Развитие артикуляционной моторики - основа формирования правильного звукопроизношения у детей
методическая разработка на тему

Халапова Анна Константиновна

Выпускная работа в рамках курсов повышения квалификации на базе МГПУ. Содержит отражение основной работы логопеда по формированию правильного произношения у детей и способы активного привлечения родителей к образовательному процессу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_artikulyatsionnoy_motoriki.docx514.01 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение

 высшего  профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Факультет повышения квалификации

и переподготовки кадров

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

Тема: Развитие артикуляционной моторики

- основа формирования правильного произношения

у детей

                                                                          Выполнила: Халапова А.К.

 

МОСКВА 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы развития артикуляционной моторики

                у детей дошкольного возраста  ………………………………….....7          

  1. Состояние проблемы развития речевой моторики

у детей дошкольного возраста в теории и практике

педагогики……………………………………………………………7

1.2 Особенности развития артикуляционной моторики у детей…….10

          1.3 Артикуляционная гимнастика как основное средство    

                педагогического воздействия в процессе развития

                артикуляционной моторики у детей……………………………….12

Глава II. Логопедическая  работа по развитию артикуляционной

               моторики у детей 6 – 7 лет с ФНР и ФФНР

               средствами артикуляционной  гимнастики………………………..15

          2.1 Изучение состояния артикуляционной моторики у детей 6-7 лет

                (констатирующий этап работы)………………………....................15

          2.2 Реализация комплекса методов педагогического

                воздействия для развития речевой моторики у детей

                6-7 лет с ФНР и ФФНР

               (формирующий этап работы)………………………….....................17

          2.3 Оценка логопедической работы

               (контрольный этап работы)……………………………....................22

Список литературы…………………………………………………………...24

Приложение

Введение

По мнению многих исследователей детской речи, своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. «Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясна речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах». (Буденая Т.В.) В связи с выше сказанным,  начинать  заботиться о правильности речи ребенка исследователи детской речи предлагают как можно раньше.

Как показывает анализ литературы по проблеме исследования и опыт работы в дошкольном учреждение, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет. Данные современной статистики свидетельствуют – 80% детей из общей массы рождаются функционально незрелыми.  Анализ амбулаторных карт детей, зачисленных в детский сад, показывает - основная масса малышей имеет 2 и 3 группы здоровья.  Процент детей с первой группой здоровья – то есть  без каких-либо функциональных отклонений, с хорошим физическим развитием, редко болеющих, -  не превышает 25%. Процент детей второй группы – то есть детей, имеющих некоторые функциональные нарушения, которые находятся на грани здоровья и болезни, еще не перешедшей в хронический процесс колеблется от 30 до 35%. Детей с третьей группой, страдающих различными хроническими заболеваниями (тонзилиты, ларингиты, отиты, аденоиды различной степени выраженности) тоже порядка 35%. То есть, здоровые дети составляют  25% от общей массы, а  70% - это дети соматически ослабленные, с наличием хронических заболеваний. [33]

Речь, являясь наиболее высокоорганизованной из всех психических функций, так или иначе испытывает на себе влияние функциональной незрелость мозга и соматической ослабленности детского организма. В результате, на практике мы имеем большой процент детей со снижением качества речевой деятельности. Эти дети, при сохранном интеллекте, нормальном физиологическом слухе и зрении, имеют сниженный фонематический слух, дефекты звукопроизношения, испытывают незначительные избирательные трудности в развитии грамматического строя речи. В русле психолого-педагогической классификации речевых нарушений (Р.Е.Левиной) – это дети с логопедическим заключением фонетико-фонематическое недоразвитие речи или фонетическое недоразвитие речи. В русле клинико – педагогической классификации речевых нарушений – это дети с дислалией и дизартрией легкой степени выраженности.

Для развития звуковой стороны речи огромное значение имеет развитие подвижности мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижение соотнесено с соответствующими слуховыми ощущениями. Физиологи И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.А.Бернштейн придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Основным средством для развития речевой моторики является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это система упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Воспитание «чистой» речи у детей – это серьезная задача, стоящая перед родителями, воспитателями и логопедами. (Буденая Т.В.)

На основании анализа психолого-педагогической литературы и опыта работы в системе дошкольного образования была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречиями между потребностью общества в воспитании «чистой» речи у детей с одной стороны и ростом количества детей, испытывающих трудности во внешнем оформлении речевого высказывании с другой стороны.

Актуальность проблемы исследования подтверждается и тем фактом, что сформированность фонетических навыков и умений является необходимым условием для овладения грамотой в начальной школе.

Все выше сказанное послужило основанием для выбора темы исследования «Развитие артикуляционной моторики у детей с ФНР и ФФНР в условиях логопедического пункта ДОУ»

Цель исследования состоит в определении влияния комплекса артикуляционной гимнастики, направленного на развитие артикуляционной моторики у детей с ФНР и ФФНР в условиях логопедического пункта ДОУ.

Объектом исследования является процесс развития артикуляционной моторики у детей с ФНР и ФФНР.

Предмет исследования – артикуляционная гимнастика как средство развития артикуляционной моторики.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс постановки  звуков  речи напрямую зависит от качества работы по развитию артикуляционной моторики у детей, и можно значительно сократить количество детей с недостатками звукопроизношения, если:

  • поэтапно, систематически реализовывать комплекс артикуляционной гимнастики;

  • осуществлять работу по развитию артикуляционной моторики в подгруппах (4 ребенка ), обеспечивая больший охват детей, возможность многократного повторения материала, освобождая время для автоматизации вызванных звуков в речи;

  • сформировать убежденность всех субъектов образовательно-воспитательного процесса в необходимости использовать комплекс артикуляционной гимнастики по развитию речевой  моторики.

В соответствии с целью и гипотезой в работе поставлены следующие  задачи:

  1. Изучить состояние проблемы  развития  сложнокоординированных артикуляционных движений в теории и практике педагогики.

  2. Конкретизировать базовые понятия исследования: «речевая моторика», «артикуляционная гимнастика», «артикуляция».

  3. Создать, обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса артикуляционной гимнастики по развитию речевой моторики у детей дошкольного возраста.

  4. Определить взаимодействие в работе всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (логопед – ребенок – родитель )


Глава I. Теоретические основы развития речевой моторики у детей  

               шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики

1.1 Состояние проблемы развития речевой моторики у детей шестого года жизни в теории и практике педагогики

Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы.

Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями.

Н.А. Бернштейн разработал теорию организации движений и отнес речь к высшему уровню организации движений. Н.А. Бернштейном определены этапы выполнения произвольного движения, которые необходимо учитывать при коррекционной работе с различными формами речевой патологии, характеризующейся нарушением произвольных моторных актов. На начальном этапе осуществляется восприятие и оценка ситуации самим индивидом, включенным в данную ситуацию. На втором этапе намечается двигательная задача и образ того, что должно быть. Двигательная задача постепенно усложняется. По ходу выполнения движения ЦНС осуществляет коррекцию с тем, чтобы поставленная двигательная задача и модель (эталон) будущего движения совпали. На третьем этапе происходит программирование решения определившейся задачи, т.е. индивид сам намечает цель и содержание и адекватные средства, с помощью которых он может решить двигательную задачу. На четвертом этапе осуществляется фактическое выполнение движений: человек преодолевает все избыточные степени движения, превращает его управляемую систему и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид овладел координацией движений. Нарушение одного из компонентов координации (точность, соразмерность, плавность) ведет к нарушению движения в периферическом отделе речевого аппарата [2. с.434].

Ребенок усваивает речь в определенной последовательности по мере созревания нервно-мышечного аппарата. Он рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции, но проходит достаточно длительный период, прежде чем он сможет освоить фонетику родного языка.

Для развития звуковой стороны речи имеет огромное значение развитие подвижных мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба.

Артикуляция [лат. articulare членораздельно разговаривать] – деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов [23, с.388].

Артикуляционный комплекс – совокупность речедвижений, необходимых для данного звука или данной сложной единицы выражения [23. с.387].

Проблемой развития артикуляционной моторики с целью развития речи, профилактики нарушений звукопроизношения занимались: Т.В.Буденная, М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Т.А. Ткаченко, Е.Ф. Рау, О.В. Правдина, Р.Е. Левина, Г.А. Каше и другие.

Артикуляционный отдел состоит из языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, увулы, зубов, альвеол и твердого неба. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части.

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.

Когда мягкое небо опущено, то вдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки. Если мягкое небо поднять, то оно прижимается к задней стенке глотки и образует качественный небноглоточный затвор, то есть закрывает проход в нос; тогда вдыхаемая струя воздуха идет только через рот, и образует ротовые звуки.

Развитие артикуляционной моторики у дошкольников – это сложный педагогический процесс, так как он осуществляется за счет специальных многократно повторяемых упражнений. Для точного восприятия, понимания и усвоение каждого упражнения необходима достаточность, сформированность зрительного и слухового восприятия, внимание, память, способность концентрации воли, усидчивость, хорошо развитая работоспособность.

Таким образом, развитие речевой моторики – это процесс, направленный на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

  1.  Особенности развития артикуляционной моторики

у детей дошкольного возраста.

Развитие артикуляционного аппарата начинается с самого рождения, но находится на рефлекторном уровне. У ребенка возникает рефлекторный крик, звуки и за счет этого круговая мышца рта напрягается и растягивается, мягкое небо поднимается и опускается. При появлении гуления и смеха становятся активными задняя и средняя части спинки языка. Таким образом, к первому году жизни у ребенка появляются смычки органов артикуляции.

К полутора годам появляется возможность чередовать позиции (смычка – щель).  Ребенок способен произносить губно-губные звуки, язычно-задненебные и язычно-зубные. К концу второго года жизни артикуляционный аппарат ребенка готов к простым движениям.

После трех лет ребенок может поднимать кончик языка вверх и напрягать спинку языка, это позволяет появляться свистящим и шипящим.

К 4 -4.5 годам в речи ребенка появляется сонорный вибрант – звук «р». Это звук позднего онтогенеза, для него необходимо чёткое выделение кончика языка, его способность становиться тонким. К пяти годам появляется возможность вибрации кончика языка.

Таким образом, артикуляционная база в онтогенезе постепенно формируется к пяти годам.

В школьном возрасте недостатки речи часто мешают успешному обучению. Дети 6-летнего возраста, а тем более 7-летнего, поступающие в школу, обычно правильно произносят все звуки. Однако у некоторых детей этого возраста, а подчас даже более старших, произношение оказывается еще несформированным, и тогда родители должны на это обратить специальное внимание, не дожидаясь естественного преодоления речевого недостатка самим ребенком. Правильное и четкое произношение слов ребенком нужно для того, чтобы его речь была понятной для окружающих людей. Вместе с тем неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других. У соматически ослабленных детей наблюдаются трудности переключения с одной артикуляции на другую, снижение и ухудшение качества артикуляционного движения, снижение времени фиксации артикуляционной формы, снижение качества выполненных движений.

Наиболее ярко моторная недостаточность органов артикуляции и моторики рук проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движения.

Любое нарушение речи, в той или иной степени, может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Задача педагогов заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть нарушение. И чем раньше будет выявлен дефект, тем эффективнее и успешнее будет работа по его преодолению.


1.3  Артикуляционная гимнастика как основное средство

педагогического воздействия в процессе развития

                артикуляционной моторики у детей

Основным средством развития речевой моторики является артикуляционная гимнастика.

В логопедической практике существуют различные подходы к классификации артикуляционной гимнастики. Первый подход классифицирует артикуляционную гимнастику по активности ребенка при ее выполнении:

а) Пассивная артикуляционная гимнастика.

Данный вид гимнастики предполагает, что активизирует артикуляционные подвижные органы артикуляции не сам ребенок, а педагог. Пассивная гимнастика применяется при детском церебральном параличе, дизартрии, моторной алалии, моторной афазии, т.к. при данных нарушения артикуляционные мышцы имеют ограниченные возможности для произвольных движений. Цель данной гимнастики – стимулирование кинестетических ощущений от движений активных органов артикуляции.

б) Пассивно-активная артикуляционная гимнастика осуществляется на безусловно-рефлекторной основе. Активные движения подвижных органов артикуляции вызываются пищевым раздражителем.

в) Активная артикуляционная гимнастика

Цель гимнастики – это выработка полноценных, точных, плавных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения и сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Упражнения выполняются самим ребенком по образцу.

Второй подход классифицирует артикуляционную гимнастику по направленности на различные группы мышц: упражнения для мышц плечевого пояса; упражнения для мышц шеи; гимнастика жевательно-артикуляционных мышц; упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти; гимнастика мышц зева и глотки; упражнения для активизации мышц мягкого неба; упражнения для языка; гимнастика для губ и щек.

Третий подход классифицирует артикуляционную гимнастику по направленности на формирование артикуляционных укладов различных фонетических групп звуков: базовые упражнения, упражнения для вызывания свистящих звуков; упражнения для вызывания шипящих звуков; упражнения для сонорных звуков «л» и «ль»; для сонорных звуков «р» и «рь».

Татьяна  Васильевна Буденная предлагает соблюдать следующие методические рекомендации к проведению артикуляционной гинастики. Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные движения упражнения органов. По мере их усвоения ребенком переходят к выработке более дифференцированных движений в этой же области. Торможение неправильных движений достигается использованием зрительного контроля, а также введением в работу ритма: отдельные движения ограничиваются определенной длительностью и прерываются паузами такой же длительности согласно отбиваемому рукой такту.  [4]

Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для воспитуемого звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения.  [4]

При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику нужно более эмоционально, в игровой форме.  [4]

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем доводить количество повторений до 15-20, а при условии коротких перерывов - и более. [4]

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы - ярко окрашены. [4]

Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. [4]

Работа организуется следующим образом.

1. Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Педагог показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, а педагог проверяет правильность выполнения.

4. Упражнение выполняют все дети одновременно.

Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнить упражнения. В зависимости от вида нарушения, от задач и целей занятий, педагог выбирает упражнения, необходимые для работы. [4]


Глава II. Практическая работа по развитию речевой моторики у детей

   с ФНР и ФФНР средствами артикуляционной гимнастики

2.1 Изучение состояния речевой моторики у детей

подготовительной к школе группы

 (констатирующий этап работы)

Опытно-экспериментальная работа проходила в четыре этапа:

На первом этапе (сентябрь 2008 - май 2009 года) было определено состояние проблемы в теории и практике педагогики, разработаны и изучены диагностические методики для определения уровня сформированности речевой моторики у детей дошкольного возраста.

На втором этапе (1 сентября 2009 - 15 сентября  2009 года)  выявлен уровень сформированности речевой моторики у детей седьмого года жизни.

На третьем этапе (16 сентября 2009 года - май 2010 года ) проводилась поэтапная, систематическая логопедическая работа по развитию артикуляционной моторики детей с учетом методических рекомендаций. В этот период также прошел семинар-практикум для родителей. Цель семинара – обучить родителей основным приемам проведения артикуляционной гимнастики с детьми в домашних условиях. Следует заметить, что параллельно с работой по развитию артикуляционной моторики велась работа по развитию фонематического слуха на занятиях по звукопроизношению, как одно из направлений работы на логопункте.

На четвертом этапе (конец мая 2010 года) проведена оценка звукопроизносительной стороны речи детей подготовительной к школе группы.

Работа проводилась на базе логопедического пункта ЦРР ДОУ №272 г.Москвы. Занятия проводились с детьми подготовительных групп детского сада. Было обследовано две подготовительные группы. Общая численность детей в них составила 48 человек.

Результаты обследования речи детей на диагностическом

этапе работы (сентябрь 2013)

                                                  Диаграмма 1

Диагностика детей подготовительных групп детей на сентябрь 2009 года показала:  43%  составляют дети с речевой нормой, 8% - это дети с общим недоразвитием речи (IV уровень речевого развития), 23% - дети с фонетическим недоразвитием речи, 26% составили дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В логопедический пункт были зачислены дети с ФНР и ФФНР, что составило 25 человек.

В ходе обследования были выявлены следующие артикуляторные трудности детей:

- слабость кинестетических ощущений (трудности определения положения языка и губ при произнесении предложенных логопедом звуков);

- ослабленный кинетический контроль (трудности принятия и удержания артикуляционной позы, заданной логопедом);

- трудности переключения с одной артикуляционной позиции на другую (медленный темп выполнения упражнений-«поис» позы, неточность артикуляционных движений);

- были выявлены дети с гипертонусом мышц языка, дети с  гипотонусом и дети с дистонией мышц языка.

                           

2.2 Реализация комплекса методов педагогического воздействия для развития речевой моторики у старших дошкольников

(формирующий этап работы)

Формирующий эксперимент проходил с 16 сентября 2009 по апрель 2010 года.  

С целью достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе были задействованы все участники педагогического процесса: дети, воспитатели, родители, логопед.

Анализ экрана звукопроизношения детей позволил объединить детей в подгруппы по постановке звуков. Образовалось 2 подгруппы на постановку свистящих, 3 подгруппы на постановку шипящих и 4 подгруппы на постановку сонорных звуков. То есть занятия проводились в подгруппе.

Мною был подобран комплекс упражнений для развития речевой моторики, который состоял из трех блоков. Ниже представлены названия блоков и упражнений:

I. Мимическая гимнастика

  • «Толстячки»
  • «Худышки»
  • «Толстячки»- «Худышки»
  • «Загоняем мяч в ворота»
  • «Перекатываем мяч»
  • «Морщим нос»
  • «Удивились»
  • «Рассердились»
  • «Удивились» - «Рассердились»

II.Дыхательная гимнастика

  • «Загнать мяч в ворота»
  • «Подуть через трубочку»
  • «Подуть через соломинку»
  • «Фокус»

III.Артикуляуионная гимнастика

БАЗОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

  • «Забор»
  • «Дудочка»
  • «Забор» - «Дудочка»
  • «Бублик»
  • «Забор» - «Бублик»
  • «Забор» - «Бублик» - «Дудочка»
  • «Окошко»
  • «Забор» - «Окошко»
  • «Забор»- «Окошко» - «Забор» - «Дудочка»
  • «Лопатка»
  • «Блинчик»
  • «Лопатка» - «Блинчик» - «Лопатка»
  • «Накажем непослушный язычок»
  • «Дразнилки»
  • «Качели вне ротовой полости»
  • «Часики»
  • «Качели в ротовой полости»

                                                              СВИСТЯЩИЕ

  • «Чистим нижние зубки»
  • «Горка»
  • «Трубочка»
  • «Горка» - «Трубочка»
  • «Горка»+подули (посередине языка, щеки не надувать)
  • «Трубочка»+подули (посередине языка, щеки не надувать)

               ШИПЯЩИЕ

  • «Чашечка»
  • «Чашечка на верхней губе»
  • «Вкусное варенье»
  • «Чашечка за верхними зубами»
  • «Саночки»
  • «Чашечка»+подули

                      [Л]

  • «Пощелкать кончиком языка» («Лошадка»)
  • «Беззвучно пощелкать языком»
  • «Индюк»
  • «Иголочка»
  • «Парус»
  • «Парус»+миша ревет [ыыыы____]

                                                                 [Р]

  • «Чистим верхние зубы»
  • «Маляр»
  • «Лошадка»
  • «Грибок»
  • «Гармошка»
  • «Автомат»
  • «Барабан» или «Дятел»
  • «Жук жужжит»
  • «Дятел»+ «Жук»+ вибрация кончика языка указательным пальцем ведущей руки.

  Подробное описание артикуляционных упражнений и картинки к ним содержатся в приложении 2.

В начале работы, уточнялись представления детей об артикуляционном аппарате. Затем, используя все метолы логопедического воздействия: показ, объяснение, демонстрация профилей звуков, опосредованных картинок, разучивались артикуляционные упражнения с детьми.

Детям предлагалось название упражнения, опосредованная картинка, для запоминания упражнения. Упражнение сопровождалось речевой инструкцией.

Работа по развитию артикуляционной моторики проходила в строгом соблюдении выше изложенных рекомендаций (параграф 1.3)

D:\ПО РАБОТЕ\Фото\Занятия\Новые\IMG_5452.JPG

Основная форма проведения занятий по артикуляционной гимнастике,  

постановке звуков и развитию фонематического слуха – подгрупповая.

D:\ПО РАБОТЕ\Фото\Занятия\Новые\IMG_5426.JPGD:\ПО РАБОТЕ\Фото\Занятия\Артик.гимнастика\ГОУ 272\занятие по зв.пр\IMG_4656.JPG

Для  воспитателей и родителей в октябре 2009 года был проведен семинар-практикум по артикуляционной гимнастике с показом открытого занятия. В ходе семинара родители имели возможность увидеть организацию работы с детьми по проведению гимнастики, а также сами принимали активное участие в процессе выполнения упражнений. Результатом проведенного семинара явилась вовлеченность  родителей  в  процесс логопедической работы, повышенное внимание к рекомендациям логопеда, выполнение домашнего задания. (Приложение 1)

D:\ПО РАБОТЕ\Фото\Занятия\Артик.гимнастика\ГОУ 272\Открытое занятие по арт.гим\IMG_5046.jpgD:\ПО РАБОТЕ\Фото\Занятия\Семинар-практику\Артик.гимнастика\IMG_5054.jpg

D:\ПО РАБОТЕ\Фото\Занятия\Семинар-практику\Артик.гимнастика\IMG_5064.jpgD:\ПО РАБОТЕ\Фото\Занятия\Семинар-практику\Артик.гимнастика\IMG_5060.jpgD:\ПО РАБОТЕ\Фото\Занятия\Семинар-практику\Артик.гимнастика\IMG_5065.jpg

На каждого ребенка была заведена папка для домашних заданий, которая  содержит комплекс артикуляционных упражнений, интересное рифмованное речевое сопровождение артикуляционных упражнений и иллюстративный материал. Как показала практика, данное пособие успешно использовалось  родителями в домашней работе с детьми. (Приложение 2)D:\ПО РАБОТЕ\Фото\Занятия\Семинар-практику\Артик.гимнастика\IMG_5066.jpg

Огромная роль в нашем исследовании была отведена взаимодействию всех субъектов коррекционно-образовательного процесса:

Воспитатели стали внимательнее относиться к речи детей, принимать активное участие в автоматизации поставленных звуков, привлекать внимание детей к правильному произношению вызванных звуков, способствую формированию самоконтроля детей.

Использование разнообразных специально подобранных методов логопедического воздействия повысило интерес детей к работе по развитию артикуляционной моторики, сделало данную деятельность более увлекательной, яркой. Это в свою очередь повысило уровень развития артикуляционной моторики у дошкольников, о чем свидетельствуют результаты контрольного эксперимента, приведенные в параграфе 2.3.

2.3 Анализ результатов практической работы

(контрольный этап работы)

Контрольный эксперимент проходил в мае 2013 года. Результаты обследования представлены ниже:

            До коррекции                                                 После коррекции

            Диаграмма 1                                                   Диаграмма 2

Как показывает диаграмма детей с нормой речи увеличилось с 43% до 79%, значительно увеличилось количество детей с исправленным звукопроизношением за год логопедической работы.

Наблюдения за артикуляционной моторикой детей в ходе практической  работы показали, что у детей значительно возросла подвижность, выносливость, точность движений активных мышц артикуляции. Кроме того, предъявляемый комплекс упражнений вызвал интерес детей к данной работе и сделал многочисленные повторения не однообразными и скучными, а увлекательными и разнообразными. Результатом кропотливой  работы по развитию артикуляционной моторики стала успешная постановка и хорошая автоматизация звуков в речи.

Таким образом, в ходе исследования подтвердилась гипотеза о том, что процесс постановки  звуков  речи напрямую зависит от качества работы по развитию артикуляционной моторики у детей, и можно значительно сократить количество детей с недостатками звукопроизношения, если:

  • поэтапно, систематически реализовывать комплекс артикуляционной гимнастики;

  • осуществлять работу по развитию артикуляционной моторики в подгруппах (4 ребенка ), обеспечивая больший охват детей, возможность многократного повторения материала, освобождая время для полной автоматизации вызванных звуков в речи;

  • сформировать убежденность всех субъектов образовательно-воспитательного процесса в необходимости использовать комплекс артикуляционной гимнастики по развитию речевой  моторики.

         

Список литературы

  1. Алифанова, Е.А. Логопедические рифмовки и миниатюры [Текст]: пособие для логопедов и воспитателей логогрупп /Е.А. Елифанова, Н.Е. Егорова. - М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1999. – 80 с.
  2. Беккер, К.П. Логопедия [Текст]: учебник для студентов высших проф. /К.П. Беккер, М.А. Совак. – М.: Медицина, 1981. - 288 с.
  3. Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми [Текст]: логопедическое пособие /А.И. Богомолова - СПб.: ТОО «Издательство «Библиополис», 1994. - 208 с.
  4. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика [Текст]: методическое пособие /Т.В. Буденная - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – 64 с.
  5. Воспитание у детей правильного произношения [Текст]: под ред. Н.Ф. Фомичевой. - Практикум по логопедии. - М.: Просвещение, 1989. – 123 с.
  6. Гаркуша, Е.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи [Текст]: Е.Ф. Гаркуша.– М.: ВЛАДОС, 1992. – 84 с.
  7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: методическое пособие / В.П. Балобанова [и др.]. – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 79 с.
  8. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]: Л.Н. Ефименкова - М.: ВЛАДОС, 1985. – 64 с.
  9. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников [Текст]: Под ред. Р.Е. Левиной. М., Просвещение, 1971. – 67 с.
  10. Логопедия [Текст]: учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.С.Волкова [и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 384 с.
  11. Лопухина, И.С. Логопедия, упражнения для развития речи [Текст]: Пособие для логопедов и родителей /И.С. Лопухина - СПб.: Дельта, 1997. – 336 с.
  12. Матусевич, М.И. Современный русский язык. Фонетика [Текст]: М.И. Марусевич – М.: «Просвещение», 1976. – 78 с.
  13. Нейман, Л.В. Анатомия. Физиология и патология органов слуха и речи [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
  14. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением речи [Текст] /Под ред. С.А. Миронова. – М.: Просвещение, 1987. – 108 с.
  15. Основы логопедии с практикуом по звукопроизношению [Текст]: /Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 213 с.
  16. Основы теории и практики логопедии [Текст] /Под. Ред. Р.Е. Левиной. - М., Просвещение, 1967. – 143с.
  17. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст] /М.А. Поваляева – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.
  18. Практикум по дошкольной логопедии [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 03.07.00 «Педагогика и психология (дошк)» /Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Просвещение, 1988. -222 с.
  19. Понятийно - терминологический словарь логопеда [Текст]/ Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 46 с.
  20. Ребенок учится говорить [Текст]/Под ред. М.М. Кольцовой. М.: Россия, 1979. – 63с.
  21. Речь и речевое общение детей [Текст]: книга для воспитателей детского сада /Под ред. А.Г. Арушановой. - М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 1999. - 272с.
  22. Речь: истоки и принципы развития [Текст] /Под ред. Т.Н. Ушаковой - М.: ВЛАДОС, 2004. — 275 с.
  23. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи [Текст]: логопедическое пособие/ В.И. Рождественская - М.: Просвещение, 1967. – 75 с.
  24. Селиверстова, В.И. Игры в логопедической работе с детьми [Текст]: книга для логопеда. / В.И.Селиверстова. - М.: Просвещение, 1987. – 54 с.
  25. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми [Текст] /В.И. Селиверстов – М.: ВЛАДОС, 1994. – 344 с.
  26. Синицына, И.Ю. Буду чисто говорить [Текст]: логопедическое пособие в стихах /И.Ю. Синицына - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 56 с.
  27. Ткаченко, Т.А. Дневник воспитателя логопедической группы [Текст]: Т.А. Ткаченко - М.: ГНОМ, 2004. — 56 с.
  28. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит [Текст] /Т.А. Ткаченко – СПб.: Детство пресс, 1997. – 73 с.
  29. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом [Текст] /Г.А. Тумакова – М.: ВЛАДОС, 2001. – 56 с.
  30. Уроки логопедии [Текст] /Под ред. З.А. Репиной - Екатеринбург: ЛИТУР, 2004. – 69 с.
  31. Филичева Т.Б. Основы логопедии [Текст]: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов по спец. № 03.07.00 «Педагогика и психология (дошк)» / Т.Б.Филичева [и др.] – М.: Просвещение 1989. – 223 с.
  32. Филичева Т.Б., Формирование звукопроизношения у дошкольников [Текст] /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: ВЛАДОС, 1993. – 86 с.

Приложение 1

Конспект семинара-практикума для родителей с показом

открытого занятия по артикуляционной гимнастике

Приложение 2

Комплекс артикуляционной гимнастики

(описание+картинки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы оптимизации процесса формирования правильного звукопроизношения у детей-логопатов

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют стойкий характер. Иногда проходит довольной большой период времени, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной ар...

«Формирование правильного звукопроизношения у детей»

Формирование правильного произношения у детей это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспри...

«Использование нетрадиционных и инновационных технологий при формировании правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».

Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей - это продолжительный и очень трудоёмкий процесс, основным этапом которого является артикуляционная гимнастика.      Ребён...

Презентация по вопросам рзвития артикуляционной моторики - основы формирования правильного звукопроизношения у детей

Статистика, результаты мониторинга речи детей, содержание логопедической работы логопеда ДОУ по формированию звукопроизношения....

«Формирование правильного звукопроизношения у детей через нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики»

Мастер-класс предназначен для восптиателей комбинированных групп, а так же для родителей, имеющих детей с нарушениями речи....

"Развитие артикуляционной моторики как средство коррекции звукопроизношения"

quot;Развитие артикуляционной моторики как средство коррекции звукопроизношения"...