Адаптация учащихся к процессу обучения в средней школе.
статья (5 класс) на тему

Степанова Ирина Викторовна

Статья посвящена процессу адаптации учащихся к процессу обучения в средней школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация учащихся к процессу обучения в средней школе.

Социальная адаптация рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных  социально- психологических механизмов социализации личности, который включает в себя и принятие индивидом социальной роли. Социальная  адаптация включает :

  • Адекватное восприятие окружающей  действительности и самого себя.
  • Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.
  • Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.
  • Способность к самообслуживанию и самоорганизации.
  • Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. У учащихся и первых, и пятых, и десятых классов меняется их социальное окружение (новый состав класса или учителей) и система деятельности (содержание новой ступени образования). Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребенок же переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу. Соматически ослабленные дети ( а их количество увеличивается) являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации. Таким образом, осложняется сам процесс учения, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего ученика.

Не менее важным становится процесс адаптации учащихся и для учителей, которые, мало зная своих учеников, могут ошибиться в оценке их возможностей, успешной индивидуализации и дифференциации обучения. Поэтому учителям необходимо вовремя корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных учеников.

Независимо от того, в каких условиях начинается учебный год, процесс адаптации у учащихся происходит всегда. Вопрос только в том, сколько времени он займет у ребенка и учителя и каковы будут психологические и педагогические последствия такой адаптации. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.

Переход из начальной школы в среднюю связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостю вступать в контакты со старшеклассниками.

Этапы организации адаптационного периода.

У каждого учителя свой стиль общения с учащимися. Одни преподаватели склонны к сдержанности, другие- к несдержанности, даже к какой- то экспансивности при оценке и характеристике учеников. Результаты психологических исследований показали, что в школьных коллективах, где нет единства в подходе преподавателей к ученикам, затруднен процесс формирования  представлений учащихся о себе.

Педагог, пришедший из старшей школы в среднюю, часто механически переносит стиль взаимоотношений, сложившийся со старшеклассниками, на учащихся 5 класса. Например, предъявление высоких требований относительно учебной деятельности, новых форм без этапа предватительного научения или объяснения причин.

Для того чтобы адаптационный период протекал у учащихся эффективно, можно предусмотреть следующие этапы его организации:

  1. Разработка педагогами и психологом школы программы адаптации учащихся.
  2. Принятие каждым классным руководителем идеи адаптационного периода и осознание его смысла, необходимости подготовки.
  3. Составление классным руководителем программы адаптационного периода с учетом возможностей учителей и детей на основе базовой программы.
  4. Создание директором школы, его заместителями организационных условий, обеспечивающих адаптационный период для детей (приказ по школе, изменение расписания, предоставление кабинетов для работы и.т.п.)
  5. Привлечение других специалистов (учителей физкультуры, музыки, руководителей театральных кружков и.т.п.) для помощи ученикам в их адаптации к средней школе.

Мероприятия по обеспечению адаптации ребенка.

Успешность адаптации школьника к обучению в 5 классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе необходимо:

  • Учитывать психологические особенности 10-11-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс;
  • Анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.

Перед началом учебного года классным руководителем совместно с психологом разрабатывается программа адаптационного периода для детей, которая затем реализуется в работе с ними в течение первой недели обучения в школе.

Программа адаптационного периода для учащихся 5 классов.

  1. Первый этап адаптационного периода пятиклассников посвящен знакомству учеников друг с другом. Ребята делятся тем, чем им нравится заниматься, как они чувствуют себя в школе и пр. На этом этапе ребята ищут нечто общее между собой и уникальное, непохожее, своеобразное- в каждом.
  2. Очень важно с первых минут в классе создать доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого. Так, для младшего подросткового возраста характерны потребности в самореализации и самоутверждении, то ряд заданий целесообразно предложить в форме драматизации и творческой дискуссии- поиска.
  3. Во втором этапе адаптационного периода ребятам надо предоставить возможность взаимодействовать в больших и малых группах сменного состава и вырабатывать собственные правила, облегчающие действие сообща. Так, удалось разработать дифференцированные правила для различных видов взаимодействия – интеллектуального, творческого, трудового и др. Среди общих правил появились , например, такие: «Надо работать сообща, выслушивая друг друга и сверяя версии», «Быть благодарным».

Учитывая, что процесс адаптации детей к среднему звену школы длится – почти 2 месяца, психологическую оценку его эффективности следует начинать не ранее начала ноября.

Психолог может ограничиваться в своем исследовании методами экспресс- диагностики ( их сегодня принято называть скрининговыми методами), ориентируемые на групповое предъявление. Если  соответствие интеллектуального развития детей психолого- педагогическим требованиям в  средней школе было определено еще в 4 классе, достаточно обратиться к изучению мотивационной сферы , преобладающего эмоционального состояния, особенностей отношений ребенка к миру и самому себе.

        Помимо названных мероприятий классному руководителю необходимо организовать следующие мероприятия  по обеспечению нетравматического перехода учеников 4 класса в 5-й:

  • Проведение родительских собраний в 5 классах по вопросам адаптации в среднем звене.
  • Наблюдение за учащимися 5 классов во время и вне учебных занятий.
  • Выделение «группы риска» среди учащихся 5 классов, составление программы реабилитации по каждому учащемуся в отдельности.

В рамках воспитательной работы нужно предусмотреть создание разновозрастных общественных организаций, введение в школьную жизнь традиций, формирующих у учащихся ощущение единого коллектива и т. п.

При организации воспитательной работы использовать возможности  включения пятиклассников в подготовку и организацию  совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований.

Использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе, давать поручения , в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.

Сценарий организационного родительского собрания (5 класс).

Цель

Знакомство с родителями учащихся класса и знакомство родителей друг с другом, определение перспектив развития детского коллектива.

Задачи

  1. Изучить приоритетные интересы родителей.
  2. Познакомить родителей с основными направлениями деятельности классного руководителя в классе.
  3. Провести выборы родительского комитета.

Предварительная подготовка.

  1. Изучение классным руководителем личных дел учащихся , результатов их учебной деятельности в 4 классе.
  2. Изучение характеристики класса за предыдущий год.
  3. Беседа с учителем начальных классов и завучем по воспитательной работе.
  4. Изготовление приглашений на первое собрание. Приглашение  отправить по почте или разнести с помощью учащихся. Текст приглашения может быть таким:
  5.  «Уважаемые родители! Ваш сын (или дочка) стал учеником 5 класса. Как сложатся его отношения с ребятами класса, какие трудности могут встретиться на его пути, как сделать так, чтобы трудностей было поменьше - на эти вопросы и многие другие поможет ответить наша с вами первая встреча. Наше организационное собрание состоится … Я надеюсь, что красивой традицией нашего класса станет присутствие на родительских собраниях и папы, и мамы (по возможности). С надеждой на встречу. Ваш классный руководитель …»
  6. К родительскому собранию  подготовить высказывания, которые будут прикреплены на классной доске.                                                                        Воспитание- это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни.    Я.А.Коменский.                                                                                                                   Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше, чем с большим, тем хуже.    Дж. Дьюи.                                                                                                              Любите детство, поощряйте его игры и забавы.    Л.Н.Толстой.                              Школа – это мастерская человечности.   Ж.Ж.Руссо.
  7. Классный руководитель может приготовить в подарок  родителям маленькие блокнотики, в которых на  первой странице написать номер телефона школы, фамилии и имена педагогов, работающих в классе, свой номер телефона.
  8. На доске написать основные направления плана воспитательной работы, нравственные законы общения классного руководителя с учащимися, количественный состав родительского комитета и направления его деятельности.
  9. К первому родительскому собранию  подготовить следующий опросник:                                                                                                                                                                                 
  • Фамилия, имя и отчество родителей.
  • Год рождения, образование.
  • Домашний адрес и телефон.
  • Профессии родителей.
  • Сколько детей растет в семье, каким по возрасту в семье является пятиклассник - старше или младше?
  • Полная или неполная семья.
  • Особенности развития ребенка (часто болеет, страдает хроническими заболеваниями, состоит на учете у врачей).

                                   Ход собрания

Родители входят в класс, рассаживаются и до начала собрания дают ответы на вопросы (опросника).

I. Вступительное слово классного руководителя

Классный руководитель рассказывает о себе, о своей педагогической деятельности и о своей работе в качестве классного руководителя.

II.Самопредставление родителей учащихся.

В ходе самопредставления родители  рассказывают о себе, своей семье и о своих ожиданиях, которые у них связаны с этим классом.

III.Вручение родителям блокнотов- сувениров.

 В этих блокнотах родители могут делать записи, связанные с воспитание своего ребенка; вопросы, которые хотелось бы задать педагогам.

IV. Знакомство с планом воспитательной работы, знакомство с традициями школы.

  • Рассказ об учителях и требованиях, которые они предъявляют к учебной деятельности учащихся.
  • Знакомство с дневником (какую информацию может дать дневник пятиклассника, на какие графы в нем необходимо обращать внимание).

V.Заполнение листа участия семьи в жизни класса.

Такой лист лежит перед каждой семьей.

Проблемы воспитания, которые нас волнуют

Мы могли бы организовать в классе

Могу войти в состав родительского комитета и помочь

Классный час

Кружок

Секцию

Студию

Заполнение данного листа позволит увидеть , какие проблемы воспитания волнуют родителей, их отношение к участию в жизни класса.

VI. Экскурсия по школе.

VII. Выборы родительского комитета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Адаптация учащихся 5 классов к условиям обучения в средней школе

Презентация для проведения первого родительского собрания в 5 классе знакомит с условиями, влияющими на обучение пятиклассников, с возможными трудностями и дает методические советы родителям пятикласс...

Адаптация пятиклассников к процессу обучения в основной школе

Социальная адаптация рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в ...

Рекомендации родителям по адаптации младших школьников к обучению в средней школе

Рекомендации родителям по адаптации младших школьников к обучению в средней школе...

Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».

Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе...

Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе.

Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов - неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни. Причины дезадаптации - смена учебных предметов, их новое - содержательное на...

Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».

В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам п...

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе"

В материале представлены основные особенности обучения пятиклассников: проблемы и пути их решения для родителей...