Родительское собрание в 7 классе "Особенности подросткового возраста"
методическая разработка (7 класс) по теме

Федотова Маргарита Владимировна

Цель: нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый – подросток, сплочение семьи. Задачи: • Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста; • Найти пути преодоления подросткового кризиса; • Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста. Цитаты для обсуждения: 1. Воспитание – это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни. Дж. Дьюи 2. Структура личности подростка…. В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней – переход, все течет. Л.С.Выгодский 3. Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. А.Макаренко 4. Школа – это мастерская человечности. Я.А.Каменский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 7-м классе по теме: "Особенности подросткового возраста"

Цель: нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый – подросток, сплочение семьи.

Задачи:

  • Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;
  • Найти пути преодоления подросткового кризиса;
  • Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста.

Цитаты для обсуждения:

  1. Воспитание – это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни. Дж. Дьюи
  2. Структура личности подростка…. В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней – переход, все течет. Л.С.Выгодский
  3. Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. А.Макаренко
  4. Школа – это мастерская человечности. Я.А.Каменский

Материал: результаты диагностики, герб семьи.

Ход (по плану)

  1. Анализ учебных достижений учащихся класса.
  2. Знакомство родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе
  3. Психолого-педагогическое просвещение: “Взять сторону подростка”.

Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах ее возникновения.

К 13 годам у ребенка накапливается немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляется тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы “застревать” в положении “обиженного”, “непонятого”, искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости от взрослых. Порой возникают агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет.

Теснейшая эмоциональная зависимость от родителей вступает в противоречие с жаждой признания среди сверстников, что тоже становится причиной невротических реакций. Возникает желание изменить свое состояние, приняв “что-либо” для быстрого улучшения настроения. Все это очень опасные предпосылки, которые нельзя оставлять без внимания.

Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком? Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила поведения в ранней ситуации.

1. Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание — это стремление выйти из-под вашей опеки.

2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

3. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

4. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.

6. Будьте тверды и последовательны. Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.

Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и на работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя. Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно “воспитывают”, критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.

Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Образ ребенка строится извне, рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Каждым обращением к подростку — словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием — мы сообщаем ему не только о себе, о своем состоянии, но и всегда о нем, а часто именно о нем.

От повторяющихся знаков приветствия, любви и принятия у подростка складывается ощущение: “со мной все в порядке”, “я — хороший”. А от сигналов осуждения, неудовольствия, критики — ощущение: “со мной что-то не так”, “я плохой”. Наказание, а тем более самонаказание только усугубят его ощущение неблагополучия и несчастливости. В результате подросток, в конце концов, может прийти к выводу: “Плохой, ну и пусть! И буду плохим!” Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку, чувство самоценности. Это можно сделать, следуя таким принципам:

1. Безусловно принимать его.

2. Активно слушать его переживания и потребности.

3. Бывать (читать, заниматься) вместе.

4. Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам.

5. Помогать, когда просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами (значит доверять).

8. Конструктивно решать конфликты.

9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: “Мне хорошо с тобой...”, “Мне нравится, как ты...”, “Ты, конечно, справишься...”, “Как хорошо, что ты у нас есть...” и другие.

10.Как можно чаще обнимать его, но не “затискивать”.

И в заключение напомню мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока: “Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете”.

Обсуждение организационных вопросов.

Памятка для родителей.

Правила поведения для родителей:

  1. Дайте свободу.
  2. Никаких нотаций.
  3. Идите на компромисс.
  4. Уступает тот, кто умнее.
  5. Не надо обижать.
  6. Будьте тверды и последовательны.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

1. Если ребенок сообщил Вам о своих неприятностях, не стоит хвататься за сердце, кричать, плакать и обвинять его. Иначе в следующий раз Ваш ребенок как следует подумает, прежде чем сказать правду. Ведь ему не нужны лишние проблемы, и он не хочет стать причиной Ваших страданий

2.  Принимайте ребенка таким, какой он есть, ведь он нуждается не в критике, а прежде всего - в понимании и сочувствии.

3. Выслушивайте ребенка. Если человек умеет слушать, то видно, что ему интересно, он старается понять, что ему говорят, он старается узнать о чувствах, о взглядах своего ребенка, не вступая с ним в спор.

 4. Умейте поставить себя на место своего ребенка. Подростку часто кажется, что с теми проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался, поэтому относитесь к его проблемам серьезно.

5. Рассказывайте своему ребенку о себе. Детям часто трудно представить, что Вы тоже были молодыми. Не бойтесь говорить ребенку о своей молодости, о тех ошибках, которые сами совершали. При этом помните:

• такой разговор - не повод для поучительных историй («когда я был в твоем возрасте...», «если бы мы жили так, как вы сейчас...» и т.д.);

• не делайте из рассказа выводов-наставлений; («учись...», «пока мы живы - добивайся успехов» и т.д.);

• рассказ должен быть «к месту», дабы не зависнуть в пространстве, не найдя понимания.

Старайтесь обнаружить истинную проблему своего ребенка и, не разрушая его собственного решения, попытайтесь помочь преодолеть трудную ситуацию самостоятельно.

7.  Не предъявляйте ребенку завышенных требований. Идеальных детей не бывает. Иначе он будет рассказывать только то, что хотят услышать родители.

8. Старайтесь не унывать, сталкиваясь с проблемой. Глядя на то, как Вы решаете свои проблемы.  Ваш ребенок  будет учиться не паниковать  в трудной ситуации.

9.    Развивайте здоровое чувство юмора в себе и в своем ребенке. Часто именно юмор спасает нас от стресса.

10.  Учитесь радоваться своим и чужим победам и учите этому своего ребенка.

11. Старайтесь говорить правду своим детям. Если ребенок часто уличает Вас во лжи, с какой стати он сам станет говорить Вам правду?

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психовозрастные особенности учащихся

Слайд 2

Основные причины нарушения в поведении детей 1 причина – борьба за внимание. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия. 2 причина – борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь своё мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный. 3 причина – желание мщения. Ребёнок может мстить: - за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами; - унижение друг друга членами семьи; - разводы и появление в доме нового члена семьи; - несправедливость и невыполнение обещания; - чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу, когда дети уходят на «второй 4 причина – неверие в собственный успех, обусловленное учебными проблемами, «натянутые» взаимоотношения в классе с одноклассниками и с учителем, с низкой или заниженной самооценкой.

Слайд 3

Подростковый возраст – 13 -16 лет . Признаки: неосознанная сексуальная энергия (мальчики – всё разрушают, девочки – созидают себя); презрительное отношение к «детским забавам» (ко всему прошлому); окончательное падение авторитета взрослых; при интеллектуальной сохранности образуется мотивационная пустота («Ничего не надо!»). Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Эмоциональное состояние: чувство ненужности, покинутости; низкая самооценка (идеи суицида, истерики); социальные фобии. Физиологическое состояние: слабость, утомляемость; болезненность, проблемы с давлением; лень, плаксивость, нервозность. Основная потребность – ПОНИМАНИЕ: формирование «МЫ-концепции»; формирование референтных групп («свои» - «чужие»). «Не лезьте мне в душу!»

Слайд 4

Некоторые родители заранее приходят в ужас от переходного возраста своих детей. Они напряженно ждут неприятностей и потрясений, которые, по их мнению, неизбежно сопровождают подростковый период и последующие годы. Родители опасаются, что ребенок вырастет, и они потеряют его. Исчезнет былое взаимопонимание, послушание и детская прелесть. Нередко родители переносят собственный страх и неуверенность на подрастающего ребенка.

Слайд 5

учёба; выбор друзей; поведение (самостоятельность); непонимание; интересы (увлечения); уважение к родителям (авторитет); вредные привычки. перегрузка (много обязанностей).

Слайд 6

добрые и строгие (в каких-то ситуациях); заботливые; помогающие; сами не имеющие вредных привычек; хозяйственные (уют в доме). хорошая учёба; без вредных привычек; понимающие; уважающие; помогающие; увлекающиеся чем-либо (спорт и т.п.); имеющие общие темы для общения с родителями

Слайд 7

Для ребёнка же важен л юбой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам, шутливо потолкаться и т. п. Очень важны разговоры О ЧУВСТВАХ – для понимания причин поступков. Не забывайте ласково прикасаться к своим детям и спрашивать о самочувствии!

Слайд 8

Если, требуя приличного поведения, родители в основном опираются на приказы , ребенок может быть послушным. Но он склонен повиноваться только потому, что мама и папа требуют этого, а вовсе не потому, что так вести себя лучше ; это поведение не становится для него ценностью и нормой. Обращайтесь к ребёнку с ПРОСЬБАМИ! Это важно! Если вместо ПРИКАЗОВ будут чаще звучать ПРОСЬБЫ , ребенок будет расти в полной уверенности, что родители на его стороне, что они его союзники, что они хотят помочь ему сформировать характер и выработать свою линию поведения.

Слайд 9

Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее! Если им ничего не дается, им нечего возвращать. Безусловная любовь отражается безусловно, а обусловленная любовь и возвращается в зависимости от тех или иных условий. Хотите, чтобы вас любили ПРОСТО ТАК, ни за ЧТО-ТО? Тогда ПРОСТО любите своего ребёнка, а не за хорошую учёбу и приличное поведение. Любите его за то, что он ВАШ!

Слайд 10

«Свод законов» успешного преодоления трудностей. 1 закон – Нужно учить ребёнка соблюдать определённые правила поведения терпеливо и постепенно. 2 закон – Запреты и требования должны быть гибкими, и их не должно быть много. 3 закон – Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка. 4 закон – Запреты и требования, предъявляемые родителями , должны быть едиными. 5 закон – Запреты и требования должны быть разъяснены ребёнку. 6 закон – Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.

Слайд 11

Техника установления контакта с ребенком – активное слушание . 4 правила активного слушания: 1. разговаривать лицом друг к другу. 2. дать ребенку обратную связь: Задать уточняющие вопросы (ты решил …?) Назвать чувства ребенка (…и ты обиделся..) 3. Держать паузу! (молчать после каждой реплики). 4. Полезно повторить ребенку то, что Вы услышали от него. Обозначить его чувства. 3 выгоды активного слушания. Ослабнет отрицательное переживание ребенка. Ребенок начнет рассказывать о себе все больше. Он сам продвигается в решении своей проблемы.

Слайд 12

Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть Если ребёнок живёт во вражде, то он учится быть агрессивным Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других Если ребёнка часто хвалят, то учится быть благодарным Если ребёнок растёт в безопасности, то он учится верить в людей Если ребёнка поддерживают, то он учится… ценить себя Если ребёнка высмеивают, то он будет замыкаться в себе … находить любовь в этом мире и любить окружающих Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, то он учится


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме "Особенности подросткового возраста" для 7 класса

Разработка собрания по теме "Особенности подросткового возраста"  для 7 класса...

Родительское собрание по теме: "Особенности подросткового возраста"

Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее вс...

Родительское собрание на тему: "Особенности подросткового возраста"

На родительском собрании рассматриваются особенности подросткового возраста, методы взаимодействия родителей и детей, способы устранения и предупреждения конфликтов....

Родительское собрание на тему " Особенности подросткового возраста"

Данная разработка может быть использована классными руководителями 7-8 классов....

Родительское собрание на тему : "Особенности подросткового возраста"

В статье рассказывается о тех изменениях, которые происходят с подростками на этапе взросления. И как тяжело в этот период родителю понять своего ребенка и узнать истиную причину его поведения. ...

Родительское собрание 6 класса. Особенности подросткового возраста.

Цели:·         познакомить родителей с возрастными личностными особенностями шестиклассника и причинами подростковой агрессии;·...