Родительское собрание "Особенности подросткового возраста"
план-конспект занятия (7, 8, 9 класс) на тему

конспект собрания+ памятка+анкета

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_po_teme_osobennosti_podrostkovogo_voz.doc57.5 КБ
Microsoft Office document icon anketa.doc23 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент родительского собрания

"Особенности подросткового возраста"

Цыганкова И.Ю.

МОУ – Вадьковская СОШ

 

                                   Фрагмент родительского собрания

"Особенности подросткового возраста".

Цель: нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый - подросток, сплочение семьи.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста.
  2. Найти пути преодоления подросткового кризиса.
  3. Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста.

Ход родительского собрания

1.Особенности подросткового возраста

Уважаемые родители!

Американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи сказал: «Структура личности подростка. В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней - переход, все течет».  Итак, тема родительского собрания «Особенности подросткового возраста». Сегодня я бы хотела поговорить с вами  о том, что же такое подростковый возраст, какие проблемы могут возникать в этот период, и мы вместе попробуем найти выход из трудных ситуаций.

 Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в  «ершистых», неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах ее возникновения.

        К 13 годам у ребенка накапливается немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляется тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы «застревать» в положении  «обиженного»,  «непонятого», искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости от взрослых. Порой возникают агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет.

        Теснейшая эмоциональная зависимость от родителей вступает в противоречие с жаждой признания среди сверстников. Возникает желание изменить свое состояние, приняв что-либо «для быстрого улучшения настроения». Все это очень опасные предпосылки, которые нельзя оставлять без внимания.

        2. Правила поведения в конфликтной ситуации.

Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком? Выскажите свое мнение. (Ответы родителей)

Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила поведения в такой ситуации.

        1. Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос,

и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание   это стремление выйти из-под вашей опеки.

        2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

        3. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

        4. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

        5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.

        6. Будьте тверды и последовательны. Дети - тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.

{Учитель раздает родителям памятки}.

3. Анализ анкетирования «Вы и ваш ребенок»

Несколько дней назад вы получили от своих детей анкеты «Вы и ваш ребенок». Обработанные анкеты я сейчас раздам вам. В правом верхнем уголке анкеты написаны количество баллов. (Далее учитель зачитывает результат по анкетированию) – см. приложение

        100-150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники и решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка.

       50-99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться не хваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.

      0-49 очков. Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.

        Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и на работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя. Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно  «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.

4 Подведение итогов

        Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Образ ребенка строится извне, рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Каждым обращением к подростку   словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием   мы сообщаем ему не только о себе, о своем состоянии, но и всегда о нем, а часто именно о нем.

        От повторяющихся знаков приветствия, любви и принятия у подростка складывается ощущение:  «со мной все в порядке»,  «я   хороший». А от сигналов осуждения, неудовольствия, критики   ощущение:  «со мной что-то не так»,  «я плохой». Наказание, а тем более самонаказание только усугубят его ощущение неблагополучия и несчастливости. В результате подросток, в конце концов, может прийти к выводу:  «Плохой, ну и пусть! И буду плохим!». Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку, чувство самоценности. Это можно сделать, следуя таким принципам:

1. Безусловно принимать его.

2. Активно слушать его переживания и потребности.

3. Бывать (читать, заниматься) вместе.

4. Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам.

5. Помогать, когда просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами (значит доверять).

8. Конструктивно решать конфликты.

9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например:  «Мне хорошо с тобой...»,  «Мне нравится, как ты...»,  «Ты, конечно, справишься...»,  «Как хорошо, что ты у нас есть...» и другие.

10.Как можно чаще обнимать его, но не  «затискивать».

Все эти принципы можно подытожить мудрым напутствием известного американского педиатра Бенджамина Спока:  «Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».

        И в заключение нашего родительского собрания хочу сказать замечательные слова ливанского поэта, писателя и философа Калила Джибрана. Пусть эти слова будут вам напоминанием и предостережением.

Помните! Ваши дети – это не ваши дети.
Они сыновья и дочери собственной Жизни и Судьбы.
Они приходят в мир через Вас, но не для Вас.
И хотя они пока с Вами, они Вам не принадлежат.
Вы можете дать им свою любовь, но не разум.
Вы можете приютить их тела, но не души,
Потому что их души принадлежат будущему,
В которое Вы не можете заглянуть даже во сне.
Вы можете попытаться стать такими, как они,
Но не пытайтесь сделать наоборот,
Потому что жизнь не пятится назад,
А устремляется вперед.



Предварительный просмотр:

Анкета «Вы и ваш ребенок»

На вопросы этого теста нужно отвечать «да», «нет», «не знаю».

  1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.
  2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.
  3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.
  4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.
  5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.
  6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.
  7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
  8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас.
  9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.
  10. Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
  11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).
  12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.
  13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.
  14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.
  15. У вас конфликты с собственным ребенком.



Предварительный просмотр:

Памятка

для родителей

  1. Не надо обижать.
  2. Идите на компромисс.
  3. Никаких нотаций.
  4. Будьте тверды и последовательны.        
  5. Дайте свободу.
  6. Уступает тот, кто умнее.

Памятка

для родителей

  1. Не надо обижать.
  2. Идите на компромисс.
  3. Никаких нотаций.
  4. Будьте тверды и последовательны.        
  5. Дайте свободу.
  6. Уступает тот, кто умнее.

Памятка

для родителей

  1. Не надо обижать.
  2. Идите на компромисс.
  3. Никаких нотаций.
  4. Будьте тверды и последовательны.        
  5. Дайте свободу.
  6. Уступает тот, кто умнее.

Памятка

для родителей

  1. Не надо обижать.
  2. Идите на компромисс.
  3. Никаких нотаций.
  4. Будьте тверды и последовательны.        
  5. Дайте свободу.
  6. Уступает тот, кто умнее.

Памятка

для родителей

  1. Не надо обижать.
  2. Идите на компромисс.
  3. Никаких нотаций.
  4. Будьте тверды и последовательны.        
  5. Дайте свободу.
  6. Уступает тот, кто умнее.

Памятка

для родителей

  1. Не надо обижать.
  2. Идите на компромисс.
  3. Никаких нотаций.
  4. Будьте тверды и последовательны.        
  5. Дайте свободу.
  6. Уступает тот, кто умнее.

Памятка

для родителей

  1. Не надо обижать.
  2. Идите на компромисс.
  3. Никаких нотаций.
  4. Будьте тверды и последовательны.        
  5. Дайте свободу.
  6. Уступает тот, кто умнее.

Памятка

для родителей

  1. Не надо обижать.
  2. Идите на компромисс.
  3. Никаких нотаций.
  4. Будьте тверды и последовательны.        
  5. Дайте свободу.
  6. Уступает тот, кто умнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании «Подростковый возраст»

Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Сегодня мы попытаемся вместе найти ...

Родительское собрание "Подростковый возраст"

1. Что такое подростковый возраст?2. Черты характера, проявляющиеся в подростковом возрасте.3. Чувства взрослости.4. Кто такой подросток?5. Эмоциональная поддержка.6. Личность подростка и семья.7....

Родительское собрание "Подростковый возраст"

Родительское собрание на тему «Подростковый возраст, его особенности и первые проблемы»....

Родительское собрание "Подростковый возраст"

Родительское собрание прводилось для родителей 7 класса с целью обратить внимание на трудности переходного возраста....