Конфликты в школе
консультация на тему

Корж Наталья Викторовна

Информация для детей и родителей о конфликтах в школе, путях их разрешения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

КОНФЛИКТЫ В ШКОЛЕ

КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ

Конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий и проявляющиеся в отказе ученика выполнять учебной задание или плохом его выполнении. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудности в усвоении учебного материала, а иногда и неудачное замечание учителя.

Это важно знать!

  • Конфликтный период происходит в начальной школе, когда 1-классник переживает довольно сложный и даже болезненный этап в своей жизни: происходит смена игровой деятельности на учебную.
  • Конфликтный период  - переход в 5 класс. На смену одному учителю приходят несколько учителей-предметников, появляются новые школьные предметы.
  • Конфликтный период  - в начале 9 класса, когда нужно решить, что делать после его окончания – идти в среднее учебное заведение или в 10 класс.
  • Конфликтный период – окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной и интимной жизни

Конфликты поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее. Один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Учитель корректирует поведение учеников путем оценки их поступков при недостаточной информации об их подлинных причинах.

Конфликты отношений (взаимодействия), возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей. Они приобретают личностный смысл, порождают неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

Это важно знать!

Конфликт взаимодействий: учащихся между собой, учителей и учащихся, учителей и администрации. Они происходят, в основном, из-за личностных особенностей конфликтующих:

- среди учащихся наиболее распространены конфликты лидерства: группы мальчиков и группы девочек, 3-4 подростков с целым классом и т.д.;

- конфликты «учитель- ученик» помимо мотивационных могут носить и нравственно-этический характер;

- конфликты «учитель - ученик» могут возникать по различным причинам: личного характера между учителями начальных классов и учителями-предметниками;

- конфликты «учитель-администрация» связаны с проблемами власти и подчинения, инновациями.

Причины возникновения конфликтов между педагогами и учащимися

Плохая подготовленность учеников к занятиям

Нарушение дисциплины учащимися

Несправедливое отношение учеников к педагогу

Игнорирование советов и замечаний учителя

Нежелание учиться

Слишком высокие требования учителей

Несправедливость педагога

Нежелание учителя признать свои ошибки

Наличие у педагогов любимчиков среди учащихся

Нежелание учителей понять учеников

КОНФЛИКТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ

Конфликты восприятия.В актах взаимного познания должно быть выделено действие трех важнейших механизмов межличностного восприятия: идентификация, рефлексия, стереотипизация, эмпатия.

Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта

В ситуациях взаимодействия люди строят предположения о внутреннем состоянии, намерениях, мыслях, мотивах и чувствах другого человека на основе попытки поставить себя на его место.

Рефлексия - осознание субъектом того, как он сам воспринимается партнером по общению

Рефлексия входит в состав восприятия другого человека. Понять другого означает, в частности, осознать его отношение к себе как к субъекту восприятия.

Стереотипизация - классификация форм поведения и интерпретация (иногда без каких-либо оснований) их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т, е. отвечающим социальным стереотипам

Стереотип - сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом. Стереотипизация может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта межличностного восприятия, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов и т. п., запомнившиеся высказывания знакомых.

Эмпатия способность эмоционально воспринимать другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами

Три уровня развития: первый уровень — низший, общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника; второй уровень — по ходу общения у человека возникают отдельные отрывочные представления о переживаниях другого человека; третий уровень отличает умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия с ним.

Конфликты коммуникации

Коммуникация - это знаково-речевая система на основе, которой передается информация. В общении выбирают вербальную – речевую и невербальную – знаковую коммуникацию.

Вербальная коммуникация. При общении в  разговорной речи используются реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений.

Невербальная коммуникация - эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание жестами, мимикой, позой, смехом, слезами и т.д.  Невербальная коммуникация образует знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникация - слова. Реплика, брошенная через плечо, четко показывает отношение коммуникатора к реципиенту. В некоторых видах обучения (в частности, при обучении «говорению» на иностранных языках) преподаватель предпочитает размещать учеников не «в затылок друг другу», как это принято в классе, а по кругу, лицом друг к другу, что существенно повышает коммуникабельность общающихся и интенсифицирует приобретение навыков общения на иностранном языке.

Конфликты взаимодействия

В процессе совместной деятельности в качестве причин конфликтов могут выступать два рода детерминант; предметно-деловые разногласия и расхождение личностно-прагматических интересов, в том случае, если во взаимодействии людей, осуществляющих хорошо организованную, общественно ценную совместную деятельность, преобладают предметно-деловые противоречия, возникший конфликт, как правило, не ведет к разрыву межличностных отношений и не сопровождается нагнетанием эмоциональной напряженности и враждебности.

Причиной возникновения конфликтов являются также непреодоленные смысловые барьеры в общении, препятствующие налаживанию взаимодействия общающихся. Смысловой барьер в общении — это несовпадение смыслов происходящих событий для участников взаимодействия и в частности смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия.

Пример. Смысловые барьеры возникает вследствие того, что ребенок, понимая правильность требований взрослых, не принимает этих требований, потому что они чужды его опыту, взглядам и отношениям. Зачастую смысловой барьер появляется вследствие неверной тактики воспитательных воздействий по отношению к ребенку.

Преодоление смысловых барьеров оказывается возможным, если педагог:

  • знает и принимает во внимание психологию учащегося,
  • учитывает его интересы и убеждения,возрастные особенности, прошлый опыт,
  • считается с его перспективами и трудностями.

Главная задача - научить детей пользоваться языком взрослых и научить взрослых понимать язык детей.

Пример. Одно и то же слово, действие, обстоятельство может иметь различный смысл для разных людей. Замечание учителя школьнику: «Опять ты подрался с Петровым на перемене» имеет одно и то же значение для обоих. На уровне значений никаких затруднений во взаимопонимании общающихся нет: и тот, и другой понимают, о чем идет речь. Но личностный смысл их может быть разным. Для учителя драка в школе - нарушение дисциплины. Для ученика, быть может, это еще одна попытка пресечь издевательства Петрова над ним как более слабым.

Самые распространенные конфликты

  • Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Отказ может быть высказан словесно или действиями. Связано это, видимо, с желанием отстаивать свое мнение — пусть иногда нелепым способом.
  • Конфликт единства. Подросток поступает так, как принято в среде одноклассников. Сам бы он так себя не вел, если бы не боязнь выглядеть «слабаком», «маменькиным сынком», «тряпкой».
  • Конфликт лидерства. Подросток видит учителя как конкурента в классе. Он старается не потерять авторитет.
  • Конфликт нелюбви. Происходит тогда, когда к учителю относятся без уважения. Знают, что его можно вывести из себя. Специально устраивают такие ситуации, чтобы учитель потерял терпение.

Особенности конфликтов «учитель – ученик»

  • ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций;
  • участники конфликтов имеют разный социальный статус («учитель- ученик»), чем и определяется их поведение в конфликте;
  • разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
  • различное понимание событий и их причин;
  • присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл;
  • профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;
  • всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики.

Причины конфликтов между родителями и детьми

Приказы, команды

  • «Сейчас же перестань!».
  • «Быстро убери всё!».
  • «Замолчи, чтобы больше я этого не слышал!».

   В этих категоричных фразах ребёнок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. В ответ дети обычно сопротивляются, «бурчат», обижаются, упрямятся.

Предупреждения, предостережения, угрозы

  • «Смотри, как бы не стало хуже».
  • «Ещё раз это повторится, и я возьмусь за ремень».
  • «Не придёшь вовремя, пеняй на себя».

Угрозы бессмысленны, если у ребёнка неприятное переживание. Они лишь загоняют его в ещё больший тупик.

При частом повторении угроз, предупреждений,  дети к ним привыкают и перестают на них реагировать.

Мораль, нравоучения, проповеди

  • «Ты обязан вести себя как подобает».
  • «Ты должен уважать взрослых», и т. д.

    Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Ничего не меняется от того, что они слышат это в «сто первый раз». Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего всё вместе взятое. Дело в том, что моральные устои и нравственное поведение воспитываются в детях не столько словами, сколько атмосферой в доме, через подражание поведению взрослых, прежде всего родителей.

Советы, готовые решения

  • «А ты возьми и скажи…».
  • «Я бы на твоём месте…».
  • «По-моему, тебе нужно пойти и извиниться» и т. д.

   Каждый раз, советуя что-либо ребёнку, мы как бы сообщаем ему, что он ещё мал и неопытен, а мы умнее его и наперёд всё знаем. Иногда такая позиция родителей раздражает детей и не оставляет желания рассказать больше о своей проблеме.

Критика, выговоры, обвинения

  • «На что это похоже!».
  • «Опять всё сделала не так!».
  • «Всё из-за тебя!» и т.д.

        Никакой воспитательной роли такие фразы сыграть не могут. Они вызывают у детей либо активную защиту: ответное нападение, отрицание, озлобление; либо уныние, подавленность. Разочарование в себе и в своих отношениях с родителями. У ребёнка формируется низкая самооценка: он начинает думать, что он и в самом деле плохой, безнадёжный, неудачник. А низкая самооценка порождает новые проблемы.

Обзывание, высмеивание

  • «Не будь лапшой».
  • «Какой же ты лентяй».
  • «Ну, просто дубина!» и т. д.

   Всё это – лучший способ оттолкнуть ребёнка и «помочь» ему разувериться в себе.

Советы психолога

  • Если ребёнок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
  • Когда вы говорите о своих чувствах ребёнку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своём переживании, а не о нём, не о его поведении.
  • Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка.

Конфликты между учениками

  • борьба за авторитет;
  • соперничество;
  • обман, сплетни;
  • оскорбления;
  • обиды;
  • враждебность к любимым ученикам учителя;
  • личная неприязнь к человеку;
  • симпатия без взаимности;
  • борьба за девочку (мальчика).

Основные причины ненависти к сверстникам:

  • подлость и предательство;
  • подхалимство, существование «липовых» отличников и любимчиков учителей;
  • личная обида;
  • ложь и высокомерие;
  • соперничество между одноклассниками.

Что делать, чтобы конфликтов между детьми стало меньше?

Можно значительно уменьшить количество конфликтов в школе, если заниматься формированием межличностных отношений в коллективе, организацией общения. Для этого необходимо:

  • изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявить лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную;
  • определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто «другие» дети, попытаться изменить их статус посредством создания для них «ситуаций успеха»;
  • организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия;
  • формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых – забота, внимание друг к другу;
  • организация игрового тренинга общения, способствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекции взаимоотношений между детьми.

Способы профилактики педагогических конфликтов

Профилактика конфликта - такой вид управленческой деятельности, который заключается в заблаговременном распознавании, устранении или ослаблении предпосылок конфликта.

Способ профилактики конфликтов в педагогическом коллективе - создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.

  1. Стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношения со сверстниками.

Основными рекомендациями учителям по управлению конфликтами могут быть следующие:

- контролировать свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»;

- не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на «я» - высказывания (не «ты меня обманываешь», а я «я чувствую себя обманутым»)»

- не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят ущерб отношениям, что все последующее «компенсирующее» действия не могут их исправить);

- по возможности, обращаться к администрации;

- не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать его личности, особенностей его семьи, давать оценку только его конкретным действиям;

- дать себе и ребенку "право на ошибку", не забывая, что «не ошибается только тот, кто ничего не делает»;

- независимо от разрешения результатов противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);

- не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения;

- ценя в детях способность понимать вас, во всем соглашаться с вами, понимать слова, высказанные Стендалем: «Опереться можно только на то, что сопротивляется».

Способы разрешения конфликта

Способы разрешения конфликта или стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента во время решения конфликта.

Выделяют пять основных стратегий (К.Томас): соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление.

Соперничество (конкуренция).  Стиль соперничества: если человек идет своим путем в разрешении конфликта, способен на волевые решения и не склонен к сотрудничеству, удовлетворяет свои интересы в ущерб интересам других, вынуждает других принимать свое решение проблемы, то он выбирает этот стиль. Этот стиль эффективен, если лицо обладает определенной властью, уверен в правильности решения проблемы. Он настаивает на своем пути открытой борьбы за свои интересы, применения принуждения и других средств давления на оппонентов.

Слабые стороны применения стиля: вызывает отчуждение других, не годится в подчиненном положении.

Типичные ситуации применения:

- исход важен для человека,

- у него есть авторитет и уверенность, что его решение наилучшее,

- решение нужно принять быстро и у него есть власть для этого,

- у него нет другого выбора и ему нечего терять,

- он не может дать понять группе людей, что они находятся в тупике и кто-то должен вести их за собой,

- он должен принять непопулярное решение и ему необходимо действовать немедленно.

«Чтобы я победил,  ты должен проиграть».

Компромисс. Стиль компромисса: взаимные уступки двух сторон, торг и выработка компромиссного решения. Компромисс- это соглашение на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством. Компромисс основывается на незначительных взаимных уступках. При выработке решений никто особенно не теряет, но и не выигрывает.

Типичные ситуации применения:

- обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы,

- противник хочет получить решение быстро, потому что у него нет времени,

- противник может устроить временное решение,

- оппонент может пользоваться кратковременной выгодой,

- другие подходы к решению проблемы не эффективны,

- удовлетворение желания противника имеет для него не слишком большое значение, и он может изменить поставленную в начале цель,

- компромисс позволит сторонам сохранить взаимоотношения.

«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

Сотрудничество. Стиль сотрудничества: сторона разрешает конфликт и отстаивает свои интересы, но старается сотрудничать с другим человеком. Сначала определяются нужды и интересы другой стороны, а потом обсуждаются. Стиль эффективен, если стороны имеют различные скрытые нужды. Определение источника неудовлетворенности в этом случае затруднено, существует различие между внешними декларациями и подспудными интересами и нуждами. Необходимо время на поиск скрытых интересов и нужд.

Типичные ситуации применения:

- решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет устраняться от нее,

- у лица тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной,

- у лица есть время поработать с другой стороной,

- оппонент и другой человек осведомлены о проблеме и желания обеих сторон известны,

- лицо и его оппонент хочет поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над их решением,

- обе стороны способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга,

- обе стороны,вовлеченные в конфликт, обладают равной властью или хотят игнорировать разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

- обе стороны должны выделить время на решение проблемы, объяснить свои желания.

Он предполагает использование метода: «Принципиальных переговоров». Он сводится к следующему:

• необходимо отделение людей от проблемы:

- разделите оппонента и проблему;

- поставьте себя на место другой стороны;

- не идите на поводу своих эмоций и опасений;

- показывайте готовность разобраться с проблемой;

- будьте твердым по отношению к проблеме, но мягким к людям;

важно внимание интересам, а не позициям:

- ищите общие интересы;

спрашивайте «почему?» и «почему нет?»;

- фиксируйте общие интересы;

- объясняйте жизненность и важность ваших интересов;

- признавайте жизненность и важность интересов оппонента.

• предлагайте взаимовыгодные варианты:

- не ищите единственный ответ на проблему;

- не оценивайте найденные варианты ответов;

- расширяйте круг вариантов решения проблемы;

- ищите взаимную выгоду;

- выясняйте, что предпочитает другая сторона.

«Чтобы выиграл  я, ты должен тоже выиграть».

Уход (избегание). Стиль уклонения: лицо не отстаивает свои права, уклоняется от разрешения конфликта. Это бывает тогда, когда затрагиваемая проблема не столь важна для него, он не хочет тратить силы на ее решение или находится в безнадежном положении. Он чувствует свою неправоту или правоту другого человека, или другой человек обладает большой властью. В этом случае можно попытаться изменить тему разговора, выйти из помещения, уйти от проблемы, игнорируя ее.

Стиль эффективен, если лицо вынуждено общаться со сложным человеком, если нет оснований продолжать с ним контакты, если нет большой необходимости принимать решение, если сотрудник хочет уйти от ответственности, если у него нет необходимой информации для решения проблемы.

Типичные ситуации применения:

- напряженность слишком велика и нужно освободить накал, - исход очень важен для стороны,

- решение проблемы может привести к неприятностям,

- сторона не может решить конфликт в свою пользу,

- сторона хочет выиграть время для получения дополнительной информации,

- ситуация слишком важна для него,

- у него слишком мало власти для решения проблемы желательным для него способом,

- немедленное решение проблемы опасно и открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию.

«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него»

Приспособление. Стиль приспособления: лицо действует совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать свои интересы. Исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существенен для соперника. Сторона не может одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью. Он жертвует своими интересами в пользу другого человека, уступая ему и жалея его. Если сотрудник чувствует, что уступает в чем-то важном для него и чувствует в связи с этим неудовлетворенность, то стиль приспособления неприемлем. Если другой не хочет ничем поступиться или не оценит сделанного соперником - стиль тоже неприемлем.

Стиль эффективен, если уступая, сотрудник может смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию. Он не уклоняется от решения проблемы, участвует в ситуации, соглашается сделать то, чего хочет другой.

Типичные ситуации применения:

- сторону не особенно волнует случившееся,

- сторона хочет сохранить мир и добрые отношения с другими, - лицу важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы,

- итог важнее для другого, чем для противника,

- правда не на стороне противника,

- у противника мало власти и шансов победить.

 «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

 Какая из стратегий поведения самая правильная? Ответ: все. Все стратегии поведения хороши, но каждая для своей ситуации. Люди, к сожалению, склонны пользоваться одной стратегией во всех случаях жизни. Это неправильно. В таком случае сотрудник, предпочитающий всему на свете противоборство, бросается в бой там, где это вовсе не требуется, и получается «буря в стакане воды». Тот же, кто все время уступает, может жестоко поплатиться за такую позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примирительная комиссия (профилактика конфликтов в школе)

Большое количество конфликтов в школе, особенно у пятиклассников  в адаптационный период, подвинуло искать эффективные  способы решения этой проблемы. Как одна из форм работы в этом направле...

Конфликты в школе

С точки зрения психологии, конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей....

Доклад на педсовете: "Многовариантность конфликтов в школе и их решения"

Вступление. О школе, являющейся местом пересечения трех групп людей, а именно учителей, учеников и их родителей, содержащей повышенный риск конфликтности. О весьма многогранном причинно-следственном х...

Педсовет "Конфликт в школе"

Педсовет "Конфликт в школе" - материал для педагогического совета (в виде презентации)....

Конфликт в школе

Конфликты бывают разными........

Конфликты в школе, диагностика выявления конфликтного поведения. Медиация, как альтернативный способ выхода из конфликта.

Выступление на  практико-ориентированном  семинаре  для  педагогических работников  в рамках  МПО....

Семинар на тему: Конфликты, типы конфликтов в школе

в рамках треннингов для учителей школы...