Философия отношений коррекционного педагога и родителей детей с ОВЗ
статья на тему

Князева Ольга Викторовна

Краткое описание возможной философии отношений коррекционного педагога и родителей детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filosofiya_roditeluchitel.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Часто говорят, что человек приходит в этот мир один и уходит из него тоже один. Могу согласиться с этим утверждением только отчасти. Человек появляется на свет не один, первое испытание жизни (роды) он проходит вместе с мамой. И в дальнейшем старт ребенку (а это половина успеха) помогает сделать семья. (Не согласны, кажется, что это вы помогли ребенку подняться на новую ступень? Тогда скажите, кто привел ребенка к вам?).

Когда в жизни ребенка появляются «новые» взрослые – педагоги, актуальным становится вопрос о перераспределении ролей. Смещение ориентиров в любую из сторон приводит к неприятным последствиям. Если родители продолжают считать себя единственным источником развития ребенка (ведь так было много прошлых лет), то непонятна ваша роль, как педагога. Мне кажется единственный выход – это доказать свою квалификацию и заинтересованность в развитии ребенка (и это не должны быть просто слова). Обратная ситуация, когда родитель перекладывает на вас развитие ребенка полностью, тоже ошибочна. На начальных этапах она кажется удобной, но позже понимаешь, что ты носишь воду в решете (возможно, но ооооочень неудобно). Навыки не поддерживают дома и работа идет значительно медленнее, часто подкрепляется то, с чем ты борешься. Постепенно в их глазах теряется ценность того, что ты делаешь, а достижения ребенка кажутся мелкими и незаметными. Единственный выход – построение команды. Талант выигрывает игры, а командная работа – чемпионаты. Майкл Джордан.

Роль родителей.

1. Родитель и доврачебная и врачебная помощь. Поддержание соматического здоровья и как часть этого процесса нормального гигиенического состояния ребенка – первостепенная задача родителей.

2. Родитель и целепостановка. Именно родитель является человеком, который окончательно утверждает все программы   работы с ребенком.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

3. Родитель и обучение. Родитель по возможности выполняет задания, которые педагоги задают на дом. А если такой возможности сегодня нет, например, много домашних дел или слишком хорошая погода, почестному предупреждают об этом педагога.

Адаптивные навыки, навыки коммуникации и другие поддержание которых возможно в естественных условиях должны с большей вероятностью поддерживаться семьей (ситуации бывают разные, но родители должны стараться).

Если после объяснения педагога и прочтения протокола остались вопросы по проведению обобщающих процедур, родитель может попросить посмотреть процедуру отработки данного навыка на территории образовательной организации или попросить видеозапись.

4. Родители и работа с нежелательным поведением.  Родители поддерживают программу коррекции нежелательного поведения дома, если программа сложна в исполнении, то могут попросить более простую домашнюю программу типа PBS. Если сложно даже это, уточнить какие пункты программы должны выполняться в 100% случаев.

5. Родитель, как источник информации. Родители должны держать педагога в курсе: изменений в соматическом здоровье ребенка, изменений в лекарственной терапии, характеристик НП в домашних условиях, крупных изменениях в семье. Тут действуют 2 правила: «лучше больше, чем меньше» и «лучше поздно, чем никогда».

Роль педагога.  

 

1.  Самая приятная роль — педагога- это роль педагога (прямая работа с ребенком).

Стоит смириться с тем, что огромное количество времени и сил ты будешь тратить на другие роли.                                                                                              

  2. Педагог для родителей.   У тебя всегда должно находится время на консультации для родителей. Мы помним из школьной физики, что полезная работа не равна затраченной работе, но стараемся привести все в соответствие и сделать затраченные родителями усилия максимально полезными для ребенка.

3. Педагог, как защитник интересов ребенка. Несмотря на то, что родитель утверждает цели и программы ребенка, здравый смысл еще никто не отменял. Мы должны максимально понятно и убедительно объяснить почему с   семилеткой в памперсе есть над чем работать помимо академических навыков к школе.  

4. Педагог, как активное социальное поощрение для родителей. Всегда отмечаем усилия родителей, закон пропорциональности частот и подкреплений еще никто не отменял. В условиях постоянного дефицита времени и кадров мотивированные родители – отличные помощники (а генерализация у них получается вообще шикарно).

5. Педагог, как источник информации о ребенке. Мы активно проводим с ребенком времени не меньше, а иногда и больше, чем родители.  Так случается, что мы знаем о ребенке то, что не знают родители. Делимся этой информацией, рассказываем о каждом успехе ребенка, о его сложностях, смешные случаи из жизни.

6. Педагог, как психолог для родителей.  Это не значит, что они должны свалить на вас все свои проблемы, но иногда поддержать, а иногда привести в тонус не так и сложно. Птица с подрезанными крыльями не сможет заботится о своем птенце.      

7. Педагог, как оплот спокойствия. Вы тот человек, который никогда не поддается панике (хотя бы внешне) и никогда не играет в «обидки» (это хоть и детский сад, но кто-то должен вести себя по-взрослому.)   Любой вопрос можно решить конструктивно.

Планируемые стратегии работы:

1. Приветственное родительское собрание за неделю до начала учебного года. Оно даст возможность разъяснить родителям многие аспекты, касающиеся пребывания детей в учреждении. А присутствие на таком собрании представителей администрации позволит существенно расширить круг обсуждаемых вопросов. Также подобное собрание позволит «новеньким» родителям познакомиться не только с педагогическим коллективом, но и с родителями детей, которые не первый год посещают учреждение. «Опытная» родительская общественность поможет «новеньким» адаптироваться.

2. Дневник контактов с родителями. Ведение грамотно составленного дневника не отнимет у нас много времени, но позволит не только выполнять обещания, данные родителям, но и подстрахует нас в случае конфликтной ситуации.

3. Ящик с предложениями и пожеланиями. Одна голова хорошо, а две лучше. Новые идеи всегда здорово. Подобный ящик поможет иногда взглянуть на вещи с другой стороны, обратить внимание на то, что никогда не замечал. Возможно, он заставит тебя задуматься и о каком-то своем поведении, тем более думать вообще полезно.

4. Творческие родительские собрания и совместные праздники, которые помогают родителям вспомнить, что несмотря на то, что у их ребенка аутизм, он не перестает быть ребенком.  Да, некоторые действия не ведут к формированию какого-то очень важного навыка, но иногда делать их бывает очень весело.

Вывод: Да, родители любят строить воздушные замки, но если мы будем работать в команде, мы сможем сделать надежный фундамент и поставить на него родительский замок (пусть даже спустив его с небес на землю).      

                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей "Изучение характера отношений между педагогами и родителями"

Анкета для родителей "Изучение характера отношений между педагогами и родителями" . 1. Нравится ли вам наша школа? ДаНе совсемНет2. Доверяете ли вы классному руководителю вашего сына или дочери?...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Проблема оказания эффективной помощи в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время явля­ется актуальной проблемой современной педагогики, медицины, психоло­гии...

ФОРМИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье, где с первых дней рождения ребенка происходит полноценное развитие его личности, его социализация.Родители – главные воспитатели ...

Доклад на методическом объединении по теме "Работа педагога с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья"

В докладе представлены основные формы работы, которыми пользуются специалисты в работе с детьми с нарушениями в развитии и их родителями: консультативно- рекомендательная, лекционно-просветительская; ...

Сборник дидактических игр и упражнений для дошкольников в помощь педагогам и родителям детей с ОВЗ

Наша цель — дать ребенку понять, что мы не мешаем ему играть (как обычно бывает), от нас даже может быть польза. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребен...

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации....