Взаимодействие учителя и семьи в условиях надомного обучения.
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) по теме

Людмила Леонидовна Чекалина

Выбор данной темы не случаен, так как я много лет являлась учителем надомного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. От взаимодействия педагога и семьи зависит успех всего образовательного процесса в целом. В работе представлены подходы организации надомного обучения, в котором оно представлено как личностно-ориентированаая форма обучения. В статье освещены основные задачи и формы взаимодействия педагога в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Взаимодействие учителя с родителями в условиях надомного обучения.

Л. Л. Чекалина. Учитель специальной (коррекционной) школы

    Без поддержки семьи ребёнок с ОВЗ не в состоянии справиться с нагрузками  школы, тяжело адаптируется в социуме, и может получить серьёзную психологическую травму, приводящую к  одиночеству.  Дети с ОВЗ требуют особого ресурсного обеспечения.

  Планомерная последовательная работа коррекции детско-родительских отношений позволит обучить семьи детей с ОВЗ навыкам общения, значительно улучшит процесс адаптации и повысит эффект образовательного процесса.

Одной из самых значимых проблем, которое решает специальное образование на современном этапе, является гуманизация педагогического процесса. В основе теоретических и практических путей ее реализации лежит поиск оптимальных форм ее существования. Реализация данного подхода на основе личностно-ориентированной модели выбора форм обучения и  воспитания предполагает создание условий, в первую очередь обеспечивающих соматическое и психологическое здоровье ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные,  и относительно легко устранимые,  трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.

Одной из ведущих современных тенденций является рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.  

В силу неблагополучия здоровья или других причин образование возможно получить и вне школы, в том числе и в семье.Практика последних лет показывает, что увеличивается число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в домашних условиях. С усилением этой тенденции острее встаёт вопрос о создании эффективной квалификационной помощи данной категории семей,  т.к. именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии. Поэтому родителям необходима своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в т.ч. социально– психологическая, по преодолению их отчуждённости в обществе и развитию взаимопомощи среди них.

    Домашний учитель ориентирован на личностную модель взаимодействия с ребенком, на его социальную защиту, на оказание педагогической помощи многим категориям учащихся в условиях семьи. Обучение на дому представляет востребованную на сегодняшний день альтернативу, способную скорректировать, а возможно, и компенсировать некоторые недочеты школьного образования. Закон «Об образовании» предусматривает возможность получения среднего образования дома с последующей государственной аттестацией.

    В надомном обучении связь педагога с родителями имеет одно из главных направлений при осуществлении успешного воспитания и обучения детей и ОВЗ.

   Психологическая  работа с родителями детей с ОВЗ необходима для повышения педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей в общество. Для достижения этой цели нужно решить ряд задач:    

- научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком;

- вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии;

- сформировать адекватную самооценку.

Психолого-педагогическая работа с родителями

а) Первичная диагностика ребенка и его семьи. Знакомство с родителями происходит в семье. Предварительное изучение личного дела ученика, его документов, в которых указано полная или неполная семья, родители являются родными или опекунами, многодетная ли семья.  На этом этапе важно создание доверительного отношения, заинтересованности родителей в участии в процессе обучения и воспитания.

б) Более глубокое знакомство с родителями, налаживание тесного контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами и методами работы педагога с ребенком.

в) Далее, на основе диагностических данных, составляется программа сопровождения ребенка, определяется его индивидуальный образовательный маршрут и единая программа воспитания.

г) Составление плана работы с родителями.  Обсуждение сс родителями, как лучше вести себя с ребенком, чтобы не вызывать у него агрессии, как составить расписание, чтобы не переутомлять его. Найти такой подход к ребенку, чтобы он воспринимал учителя должным образом, доверял и принимал его всей душой, а это возможно только при нужной позиции родителей. Перед началом учебного процесса необходимо совместно с родителями оценить рабочее место: расположение стола, размер его, освещение учебной зоны. Определение наличие всех принадлежностей для занятий.

д) Непосредственная работа с родителями:                                                                                   - беседы;                                                                                                                                            - уроки с участием родителей;                                                                                                        - формирование у родителей адекватной оценки возможностей ребенка;                                 - изменение родительских установок и позиций;                                                                         - обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования.

Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.

    На этих занятиях решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей, при этом осуществляется личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств каждого из родителей, необходимых для сотрудничества со своим ребенком. При проведении занятий необходимо учитывать состояние родителей. На первых занятиях они не всегда готовы воспринимать объяснение педагога, потому можно попросить родителя фиксировать весь ход занятия, в то время как педагог самостоятельно проводит его. Повтор заданий, копирование действий педагога и их последовательность, иногда перенимая его поведение, интонацию – первоначальные требования от родителей. На последующих занятиях педагог просит показать и рассказать, как выполняли задание самостоятельно, что получилось, что с трудом, а что вообще не получилось. Такое совместное участие на уроках стимулирует, вдохновляет родителей. Таким образом, родители на подобных уроках осваивают новые формы и методы общения с ребенком, учатся содержательному взаимодействию. Родители приводят в соответствие возможности ребенка и свои требования к нему.

  Учить родителей общаться со своими детьми. Ведь человек для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей, но и в общении с близкими, любящими его людьми. Через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребёнка.   

   Обязательным условием социализации ребенка это его умение контактировать с другими людьми. И только вовлечение родителей в этот процесс дает положительный результат. На протяжении года в школе проводятся различные мероприятия: праздники, экскурсии, спортивные соревнования, Дни Здоровья. Педагог сообщает заранее родителям о проведении мероприятий, настраивает ребенка на праздник, вызывает желание посетить его и участвовать в нем.  Заинтересовать родителе, чтобы и они приняли участие в мероприятиях вместе со своим ребенком. Детско-родительские отношения выстраивать таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и научаются относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.                                                      

Особенности организации образовательного процесса при надомной форме обучения.

 Организация образовательного процесса в условиях надомного обучения имеет свои особенности. Это, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ, которые могут быть увеличены по сравнению со сроками их освоения в специальном (коррекционном) учреждении. Во-вторых, это вариативность организации занятий с учеником. Основная часть занятий проводится на дому, часть – в школе и реабилитационном центре. Занятия в учреждениях могут проводиться комбинированно: сочетание индивидуальной и групповой работы.  Выбор вариантов проведения уроков зависит от особенностей психофизического развития и эмоционально-волевой сферы ребенка, от его возможностей, сложности структуры дефекта, от характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии, государственной службы медико-социальной экспертизы, от возможности доставки ученика в учреждение и отсутствие противопоказаний для занятий в классе. В- третьих, это гибкость моделирования учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана. При этом вариативная часть его позволяет учитывать интересы обучающегося, его потребности и возможности. Выбор учебного плана осуществляется на основании всех рекомендаций совместно с родителями. Кроме того, возможно изменение учебного плана, как в сторону уменьшения недельных часов, так и в сторону их увеличения, что связано с особенностями развития обучающегося, характером протекания заболевания. Еще одной особенностью организации образовательного процесса надомного обучения является обязательное включение в этот процесс родителей ученика. Эта особенность реализуется через согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания,  в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, должен решаться исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, формирование у родителей адекватной оценки возможностей ребенка.  Обязательным условием при этом является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования.

Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, можно добиться положительных результатов в подготовке ребенка к жизни – социализировать его в обществе.

.

Литература

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06
  2. Андреева, Т.В. Семейная психология (Текст): Учебное пособие / Т.В.Андреева - СПб: Речь, 2004.-244с.
  3. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования (Текст): Учебное пособие/ О.А.Карабанова – М.: Гардарики, 2005.-320с.
  4. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. (Текст)/ И.М. Марковская – СПб: Речь, 2005.-150с.
  5. Осипова, А.А. Общая психокоррекция (Текст):Учебное пособие/ А.А.Осипова- М.: Сфера,2002.-510с.
  6. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры, практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 160с.
  7. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 336с.