Консультирование родителей по проблемам связанными с детьми
статья по теме

Александрова Светлана Геннадьевна

В современном обществе огромное количество семей испытывают трудности во взаимоотношениях. Как результат этих трудностей – большое количество разводов, возрастающее число семей с одним родителем, брошенные дети, жестокое обращение с детьми. Для преодоления этих трудностей существует семейное консультирование. Работа практического психолога в сфере семейного консультирования направлена на оказание оперативной помощи семье в решении психологических проблем: взаимоотношения с детьми, проблемы в семейных отношениях, кризисные периоды семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultirovanie_roditeley_po_problemam_statya.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Александрова Светлана Геннадьевна,

                                                                                        директор и педагог-психолог  МОУ

 ППМС центра «Доверие» Волжского

                                                               района Республики Марий Эл

Консультирование родителей по проблемам связанным с детьми

В современном обществе огромное количество семей испытывают трудности во взаимоотношениях. Как результат этих трудностей – большое количество разводов, возрастающее число семей с одним родителем, брошенные дети, жестокое обращение с детьми. Для преодоления этих трудностей существует семейное консультирование. Работа практического психолога в сфере семейного консультирования направлена на оказание оперативной помощи семье в решении психологических проблем: взаимоотношения с детьми, проблемы в семейных отношениях, кризисные периоды семьи.

Существуют семьи здоровые (функциональные) и проблемные (дисфункциональные). В здоровой семье удовлетворяются все потребности (физиологические, потребность в безопасности, межличностные, эмоциональные). Это достигается уважением друг к другу, сходством интересов и ценностей, терпимостью друг к другу у всех членов семьи, соблюдением иерархических отношений, гибкостью при решении возникающих проблем.

Проблемная семья не позволяет личностно расти каждому из своих членов. Представители проблемных семей испытывают недостаток эмоционального тепла, чувство стыда за кого-либо из своих членов, необходимость создания семейных мифов и чаще всего это созависимые семьи. Нарушение эмоциональных контактов, их недостаточность или конфликтность – один из наиболее распространенных источников психологического неблагополучия детей, невротизации и отклонений в личностном развитии.

Консультирование родителей по проблемам, связанным с детьми, - это оказание оперативной помощи семье (клиенту) в решении психологических  проблем, Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.

 

Младенческий и ранний возраст

Специалистами МОУ ППМС центра «Доверие» проводилась диагностика в дошкольных образовательных учреждениях. Было обследовано 58 детей раннего возраста (1,5-2 лет). Результаты диагностики показали, что у 37 детей (64%) слабо развита мелкая моторика; 28 детей (49%) имеют задержку речевого развития.

Проблемы, связанные с детьми  раннего возраста

1. Задержка психоречевого развития (ЗПРР). Причиной может быть ослабленное нервно-психическое или соматическое здоровье. Возможны слабовыраженные органические нарушения нервной системы: церебрастения, остаточные симптомы родовых травм, последствия ранних инфекционных явлений.

Рекомендации: психодиагностика, консультация для родителей, работа психиатра и невропатолога, дефектолога, логопеда. Из диагностических процедур: провести углубленную диагностику ребенка по карте обследования ребенка для 1-3 лет.

2. Наличие конкретной симптоматики (страх, заикание, энурез) связано с психотравмой (например, ребенка испугала собака) или с характером взаимоотношений в семье (например, энурез как протестная реакция при появлении младшего брата или сестры, которому родители уделяют много внимания, жестокость отца).

Рекомендации: семейное консультирование у психолога, лечение у врача-психиатра.

Дошкольный возраст

Как показывают современные исследования в области возрастной психологии, на протяжении дошкольного периода у ребенка интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности (например, игра, общение со взрослыми и сверстниками). Сензитивный период для развития воображения и образных форм мышления. В этом возрасте приходится специально заботиться о развитии тех психологических качеств, которые обеспечат ребенку успешное вхождение в школьную жизнь.  В личностной сфере формируется самооценка, элементы волевой регуляции поведения.

В процессе консультирования часто приходится сталкиваться с ошибочными представлениями родителей о задачах умственного воспитания ребенка-дошкольника. Наиболее распространенное из них – это переоценка роли знаний и навыков школьного типа (умения читать, писать, считать) и недооценка более общих способностей, о которых мы говорили выше.

Проблемы, связанные с дошкольниками

1. Задержка умственного или общего психического и личностного развития (инфантилизм). Причиной могут быть ослабленное нервно-психическое здоровье, остаточные симптомы родовых травм, последствия ранних инфекционных заболеваний.

Рекомендации: психодиагностика, психокоррекция, консультация узких специалистов: (лор, невропатолог, хирург, педиатр, окулист) консультация и работа психолога, психиатра, дефектолога, логопеда.

2. Задержка речевого развития. Основными причинами общего недоразвития речи можно считать – это проблема двуязычия, различные внутриутробные патологии; родовые травмы и асфиксия во время родов; инфекционные заболевания в первые годы жизни ребёнка; наследственные факторы; неблагоприятные социально-бытовые условия.

Рекомендации: психодиагностика, психокоррекция, консультации психолога, психиатра, дефектолога, логопеда.

Решение проблемы

Создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в воспитании и обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Открытие логопунктов и логогрупп, деятельность психолого-медико-педагогического (ПМП) консилиума в   дошкольных образовательных учреждениях и сотрудничество с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК)  МОУ ППМС центра «Доверие».

В Муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Волжского района в 2010 году  было 3 логопункта и 7 логогрупп и в них обучалось 167 детей;  в 2011 году - 4 логопункта и 6 логогрупп, детей в них – 170;  в 2012  году стало 5 логопунктов, 6 логогрупп,  в них  193 ребенка.

Школьный возраст

1. Проблемы, связанные с умственным развитием, неуспеваемость, трудности в понимании учебного материала.

Рекомендации: психодиагностика, консультации для родителей и педагогов, наблюдение психиатра, дефектологов (логопеда, олигофренопедагога), сопровождение ПМПК МОУ ППМС центра «Доверие»

2. Нарушение в сфере общения со сверстниками. Практика консультирования подтверждает раннее деление на «популярных» и «отверженных». Особенно тяжелые последствия несет положение отвергаемого. Возникает стойкое негативное отношение к общению, пассивность, высокая тревожность, конфликтность, агрессивность.

Рекомендации: консультирование родителей и педагогов, психокоррекция, тренинговые занятия по программам: «Обучение жизненно важным навыкам», «В погоне за идеалом», «Жизнь в радость».

Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех существенно влияет на мотивацию учения.

Проблемы, связанные с родителями

1.Незнание родителями возрастных норм развития. Неверные воспитательные установки и представления. Широко распространена установка на  послушного ребенка и стремление добиваться постоянного превосходства своего ребенка над другими, что приводит к завышению требований, предъявляемых детям, при этом недооценивается значение личностных форм общения и игровой деятельности.

Рекомендации: информирование, просвещение. Нужно учитывать, что часто воспитательные установки отражают проблемы родителей, их личностные черты, следовательно, консультирование или психотерапия родителей. Посещение занятий клуба родителей «Доверие»

2.Психологические проблемы самих родителей. Авторитарность, эгоцентризм, негибкость поведения, недостаточная зрелость, тревожность. Работают механизмы проекции.

Рекомендации: консультирование родителей, семейная терапия. Посещение занятий клуба родителей «Доверие».

Техники коррекции семейных психологических  проблем:

  1. Беседа. Наиболее традиционная форма семейного консультирования – беседа. В нашем Центре начинающие психологи применяют, именно, данную форму работы с семьей, но у нас стало традицией: на методическом объединении психологов мы проводим обучающие семинары по темам: «Что такое активное слушание и правила активного слушания», «Приемы эффективного общения».
  2. «Активное слушание» или «помогающее слушание». Данная техника  самая распространенная и эффективная, когда у клиента эмоциональная проблема,  т.е., когда клиент рассержен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал. (Чувства обозначили, состояние клиента стало более спокойное). И только после этого, когда клиент успокоится, можно начинать  прояснять проблему, с которой пришел клиент, именно его проблему, а не мужа и не детей. По прояснению проблемы, с которой столкнулся клиент,  есть методы, которые помогают клиенту самому описать проблему, которую он может решить. Важно, чтобы клиент сам уточнял психологическую проблему. В этом помогут  проективные рисуночные тесты, работа с субличностями, а еще метод: «Превращения проблемы в цель».

Дальнейшие этапы работы – работа над изменением модели поведения. Составление позитивного намерения

Какие психологические проблемы, возникающие в семьях,  приходится нам решать?

  1. На первом месте – проблемы в развитии и обучении – 25%.
  2. Агрессивность одного из членов семьи -10%.
  3. Зависимость от психоактивных веществ (ПАВ) -10%.
  4. Страхи-10%.
  5. Изгои среди сверстников- 8 %.
  6. Бродяжничество и воровство – 7%.
  7. Посттравматические ситуации – 5%.
  8. Эмоциональная выгораемость у педагогов -5%.
  9. Одиночество – 3%.
  10. Попытка суицида – 3%.
  11. Боль утраты близких – 3%.

Выделяется целый ряд критериев, свидетельствующих о том, что цели психологического консультирования достигнуты.  

Основные из них:

1. Удовлетворённость клиента. В частности, удовлетворённость не стоит понимать только таким образом, что клиенту должно стать лучше, чем было до консультации. Удовлетворённость клиента – один из критериев того, что помощь была оказана эффективно, однако многое определяется характером проблемы клиента. Например, в нашем  случае с сыном, мама перестала обвинять окружающих, научилась с уважением относиться к себе и близким, узнала  о  «языке любви» и стала применять  в семье.  Мальчик стал ходить в школу, мама совместно с классным руководителем составили программу помощи в учебе сыну.

2. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Завершая свое выступление, хочется еще раз подчеркнуть: семейное консультирование привлекает психологов  именно тем, что возможности успешных стратегий работы в этой области кажутся неисчерпаемыми. Конечно, тому, кто только начинает свой профессиональный путь, лучше ориентироваться на опыт и мнение коллег, но, "встав на ноги", каждый рано или поздно будет двигаться своим путем, следуя к одной цели — по мере сил помогать другим в решении их проблем. Наверное, это и есть самое важное и привлекательное в нашей профессии!

Список литературы:

1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирования. – М.: 1999.

2. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1 и 2. –М.: Генезис, 2004.

3. Малкина – Пых И. Г. семейная терапия. – М.: Экмо, 2008.

4. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. М.: Смысл, 2000.

5. Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями. М.: Смысл, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Экологические проблемы, связанные с добычей и переработкой нефти»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Бирюсинск...

Проблемы жестокого обращения родителей или иных взрослых с детьми

В настоящее время бичом во всём мире стало жестокое обращение родителей и иных взрослых с детьми. Защита детей от жестокости, предупреждение преступлений против них является важной. социально значимой...

Проект программы психологического консультирования по проблемам, связанным с суицидальным поведением учащихся

Проблема суицидального поведения является актуальной проблемой школы, так как имеется несколько учащихся, совершивших попытку суицида. Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойс...

Консультирование родителей "Законы для родителей"

Выдержки из закона 273-ФЗ "Об образовании в РФ" .Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители).Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся .Статья 44. Права,...