Родительское собрание " Обогащение речи дошкольников при помощи игровых приемов"
консультация на тему

Хазикова Оксана Валерьевна

Материал собрания знакомит родителей с играми, в которые можно поиграть в семейном кругу для обогащения речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit_sobran_v_podgot_gruppe.docx39.42 КБ

Предварительный просмотр:

                        Родительское собрание

                          в подготовительной к школе группе

« Обогащение речи дошкольников при помощи игровых приемов»

Образная, богатая синонимами , дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык , подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом  и пускают процесс развития речи на самотек.

Часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Многие дети на пороге школы испытывают серьезные трудности в речи: они не могут что то объяснить , доказать, правильно построить предложение, рассуждения их порой бессвязные.

Что помогает развивать речь ребенка? Самым важным, самым главным средством развития речи, конечно же, является общение ребенка со взрослыми и со сверстниками. Ведь дети перенимают опыт речевого общения у нас, взрослых. Говорите с ним неторопливо, спокойно, делитесь своими впечатлениями, спрашивайте о его друзьях, поступках, делах, интересах.

К моменту поступления в школу  речь ребенка должна быть четкой, выразительной, грамотной, понятной, с правильным звукопроизношением.

А что же получается на самом деле? Развитие речи детей оставляет желать лучшего. На пороге школы у многих детей есть проблемы:

- неправильное звукопроизношение

- бедный словарный запас

- преобладание простых, коротких предложений

- несвязность, сбивчивость, невыразительность речи

- присутствие слов – паразитов( это, ну, вот, как там и др.)

Речь ребенка – это показатель его интеллектуального развития, средство общения с другими людьми. Что же делать, чтобы речь детей развивалась в норме?

В детском саду развитию речи уделяют много внимания : это и совместная деятельность с детьми по развитию речи, это и игры по развитию речи, логопедическая работа, индивидуальная работа  и т. д. А дома? Чаще всего у многих родителей нет достаточного времени пообщаться с ребенком, позаниматься с ним, поиграть.

А у других просто нет опыта, знаний, чтобы грамотно и толково заниматься с дошкольником. Сегодня полки магазинов пестрят специальной литературой для развития речи детей, дидактическими пособиями для развития речи.

И сегодня я хотела бы вам предложить некоторые варианты игр, в которые вы можете поиграть с ребенком дома в свободное время для того, чтобы обогатить его речь.

                                 « Подбери слово»

- Какой бывает дом? ( высокий, низкий, большой, красивый, деревянный)

- Что делает повар? ( варит, солит, готовит, наливает)

- Про что можно сказать? ( Какое слово подходит к этим словам ?_) :

Зеленая, кудрявая, стройная ( береза)

Идут, отстают, спешат ( часы)

Часы, человек, дождь, кошка ( идут)

                          « Доскажи словечко»

Ребенок добавляет к заданному слогу другие слоги, чтобы получилось слово : СА – МОВАР, СА – МОЛЕТ, СА – МОКАТ , СА – ХАР .

                           « Скажи наоборот»

Ребенок начинает осваивать антонимы : большой – маленький, широкий – узкий, горячий – холодный. и т. п.

                            « Словесная цепочка»

Ребенок также учится подбирать слова. Взрослый называет исходное слово, например « кошка» , и спрашивает:

- Какая бывает кошка? ( пушистая, ласковая и т. д.)

                            « Что из чего сделано? «

Ребенок учится преобразовывать прилагательные от существительных.

- Как назвать одним словом стакан, если он сделан из стекла? ( стеклянный)

- Сок из яблок? ( яблочный? )

Морс из клюквы ? ( клюквенный)

- Ворота из железа ? ( железные)

                           « Я знаю пять названий…»

Взрослый перечисляет 5 названий чего – либо. Например, « Я знаю пять названий птиц : сорока, галка, воробей, синица, снегирь, скворец». Затем названия птиц перечисляет ребенок. Аналогично с посудой, животными, мебелью и т д.

В такие словесные игры можно играть с ребенком по дороге в д/с, вечером дома , во время прогулки.

Многие дети в группе неправильно произносят звуки. Упражняйте детей в звукопроизношении, учите слышать звуки, различать похожие.

                        « Цепочка слов»

Взрослый произносит первое слово так, чтобы ребенок услышал последний звук, с этого звука ребенок называет свое слово: ветер – ракета – арбуз и т. д.

Учите детей составлять загадки. Это дает возможность совершенствовать словарный запас.

                        Игра « Закрой глаза – открой рот»

Загадку можно научить составлять , используя элементарное описание предмета.

Покажите, как это можно сделать: предмет стеклянный, в него наливают жидкость, у него есть ручка, из него наливают жидкость в стакан. Что это? (кувшин)

Далее попросите описать предмет, не называя его.

Многие дети не всегда четко и внятно могут произносить слова, фразы. Вот тут и приходит на помощь скороговорка. Выучите с ребенком несколько скороговорок. Произносите их по очереди, вместе, сначала медленно, потом убыстряя темп.

 Удачи !

                

                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Хорошая речь - залог успешного школьного обучения"

Основные компоненты устной формы речи, их влияние на школьную успешность....

родительское собрание "Развитие речи детей 6-7 лет. Предупреждение нарушений письменной речи"

Материал собрания для родителей первоклассников по развитию речи и предупреждению нарушений....

Родительское собрание по теме «Что необходимо: помощь или контроль родителей, при выполнении домашнего задания?»

Задачи: 1.Проконсультировать родителей по вопросам:               - цели и задачи домашних заданий по различным предметам...

Родительское собрание по теме "Домашние задания: помощь или контроль".

Цель: актуализировать проблему качественного выполнения домашних заданий для успешной учебной деятельности.Задачи-- проанализировать качество выполнения учащимися домашних заданий; определить роль род...

Тема родительского собрания в 9 классе «Психологическая помощь ребенку для успешной подготовки к ГИА»

Тема родительского собрания в 9 классе«Психологическая помощь ребенку для успешной подготовки к ГИА»...

План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников посредством театрально - игровой деятельности"

План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников посредством театрально - игровой деятельности"...