Азбука общения с подростками
презентация к уроку (7, 8, 9, 10 класс) по теме

Шестак Ксения Викторовна

Подростковая пора — сложная и короткая. Чтобы пройти ее «без жертв и разрушений», нужно знать ее особенности. Когда ребенок становится подростком, ему меньше всего хочется говорить с родителями по душам или выслушивать нежности. Но значит ли это, что забота ему больше не нужна? Подростку, также как и маленькому ребенку, необходимо чувствовать заботу и внимание родителей. А переходный возраст -это самый подходящий момент для того, чтобы начать выстраивание других, взрослых отношений. Именно они станут основой для общения в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon azbuka_obshcheniya_s_podrostkami.ppt1.58 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Бывает, что подростки и родители не могут провести вместе и 15 минут без того, чтобы не поссориться. Кино, Интернет, игры, друзья - все это важнее вас и гораздо интереснее. А это значит, что нужно искать моменты для общения.

Слайд 3

Вы вряд ли уговорите 15-летнюю дочь провести тихий семейный ужин в компании родителей - ей не интересно обсуждать взрослые проблемы, а когда вы пытаетесь узнать что-то о ее собственной жизни, она воспринимает это в штыки. Но попробуйте поговорить с дочерью, когда вы готовите ужин. Попросите ее помочь, например, нарезать овощи для салата или сделать начинку для пирога. Когда кажется, что главная задача - это приготовление еды, а разговор - просто развлечение, подростку будет гораздо проще говорить с вами откровенно. Точно так же мальчик скорее разговорится с отцом во время рыбалки, копаясь в гараже или ремонтируя что-то по дому.

Слайд 4

Те вопросы, которые мы обычно задаем подростку, чаще всего не вызывают ничего, кроме раздражения и желания защищаться. И, чтобы заново наладить контакт с собственным ребенком, вам придется проявить фантазию. Не задавайте прямых вопросов. Как прошел день? - Нормально. На этом разговор закончится, развернутого ответа вы, скорее всего, не получите. Психологи советуют вот какой прием: чтобы ребенок захотел с вами беседовать, его нужно заинтересовать. Как это сделать? Примерно так же, как вы попытаетесь привлечь внимание нового знакомого на вечеринке. Начните с общих вопросов о том, что ребенка интересует. Комментируйте его ответы, давая возможность подростку продолжить рассказ.

Слайд 5

В машине вы с ребенком сидите не лицом к лицу, а рядом - плечо к плечу. И это тоже снимает определенные психологические барьеры. Когда вы смотрите подростку в глаза, он может чувствовать себя неуютно, и в результате откровенного разговора не получится. Когда же вы следите за дорогой, ребенок не чувствует тотального контроля и расслабляется. А кроме того, автомобиль - это нейтральная территория. Если вы заходите в комнату к ребенку, усаживаетесь и пытаетесь поговорить по душам, это часто воспринимается как вторжение в личное пространство подростка. В машине этого можно не опасаться.

Слайд 6

Учитывайте распорядок дня ребенка, его привычки и биологический ритм. Например, если ваш сын - сова и любит допоздна засиживаться за компьютером, попробуйте тоже не ложиться спать. И, когда он придет на кухню, чтобы подкрепиться (а он обязательно это сделает), вы сможете не только накормить его бутербродами, но и поговорить по душам.

Слайд 7

Общайтесь виртуально. Взрослые могут искренне верить в то, что нет ничего лучше разговора по душам, когда вы смотрите друг другу в глаза, но у подростков на этот счет собственное мнение. И, чтобы вас услышали, придется осваивать виртуальные способы связи. Пишите эсэмэски, осваивайте электронную почту, а также Живой журнал и чаты. Вполне может оказаться, что на некоторые темы ребенок стесняется говорить, но писать о них вам он может.

Слайд 8

Если дети играют в музыкальной группе, приходите на их концерты, если занимаются спортом, болейте за них на соревнованиях. Не отвергайте книжки, которые они читают - ведь по большому счету, если хотя бы что-то читают, это уже хорошо. Смотрите кино, которым интересуется ваш ребенок, - так вы хотя бы будете понимать, какие проблемы его волнуют. Узнайте как можно больше о компьютерных играх, которыми он увлекается. Послушайте любимую музыку, какой бы странной она вам ни казалась. У любой популярной группы можно найти одну-две композиции, которые вам нравятся. Вы увидите, как удивится и обрадуется ваш ребенок тому, что вы искренне разделяете его интересы.

Слайд 9

Попробуйте заинтересовать ребенка тем, что нравится вам. На первый взгляд может показаться, что рукоделие не слишком понравится девочке-подростку, но, если вы подберете для нее красивые бусины и шнурки, научите делать браслеты и серьги, это совсем другое дело. Но даже если ребенку не понравится ваше хобби, не расстраивайтесь. В любом случае подростку полезно знать, что сфера маминых интересов не ограничивается приготовлением ужина и проверкой уроков.

Слайд 10

Не забывайте, что родительское одобрение подросткам нужно не меньше, чем малышам. Это значит, что иногда стоит просто понаблюдать за тем, чем занимается ребенок, и похвалить его. Он с утра до ночи не расстается со скейтом? Попросите его продемонстрировать достижения и от души похвалите.

Слайд 11

Чаще всего подростки отказываются идти на контакт с родителями из-за опасения, что их не поймут, осудят или будут ругать. А потому, если ваша 13-летняя дочь говорит, что с кем-то встречается, не паникуйте раньше. Встречаться в вашем представлении может быть совсем не то же самое, что имеет в виду ваша дочка. Главное, что стоит осознать родителям: подросток - это не проблема, которая требует решения, а человек, который нуждается в том, чтобы его понимали. Поэтому не горячитесь и для начала выясните, что на самом деле происходит. С другой стороны, если ребенок рассказывает о катастрофе, которая с ним приключилась (это может быть неудачная стрижка, несчастная любовь или вероломная подруга), не высмеивайте его, а отнеситесь к проблеме с должным вниманием. В будущем это даст ребенку уверенность в том, что к вам можно обратиться и с более сложными вопросами.

Слайд 12

Если ребенок находится в подавленном состоянии долгое время, у него возникают проблемы с учебой, в отношениях с семьей и друзьями. Появляется депрессивное состояние, которое меняет характер его поведения и здоровье. Основной причиной депрессии психологи называют полную безучастность родителей и других взрослых в подростковых проблемах, семейные трудности (чаще всего проблемы родителей - развод). Если депрессию не лечить, ситуация может ухудшиться и будет препятствовать ребенку получить максимум от жизни. Помните, что глубокая депрессия в этом возрасте наиболее опасна, так как является основной причиной большинства подростковых самоубийств.

Слайд 13

Не задавайте бесконечных вопросов, иначе ребенок почувствует себя подозреваемым. Не подпевайте песням, которые слушает подросток, особенно в присутствии его друзей. Не передразнивайте ребенка и не проявляйте сарказма. Не говорите, когда можно слушать. Не оставляйте подростка без поддержки, когда ему трудно. Не вычеркивайте друзей подростка из планов на выходные, даже если вам очень хочется просто побыть в кругу семьи. Не используйте телефон и компьютер для того, чтобы шпионить за ребенком и выведывать тайны, которыми он не готов поделиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-профилактическая игра «Азбука общения»

Цель игры - гармонизация межличностных отношений через создание ситуации взаимодействия в группе, выработку моделей эффективного общения в ней, развитие у школьников позитивных личностных качест...

Азбука общения.

Об основных правилах общения....

Тренинг: «Азбука общения. Вербальные средства общения в работе педагога».

Цель: 1.     Познакомить педагогов с эффективными техниками речевого общения.2.     Дать информацию о типах людей в НЛП, предложить  тактически...

Азбука общения

Использовала для открытого классного часа в 7 классе...

Программа развития навыков конструктивного общения (для подростков) "Уроки общения"

Программа развития навыков конструктивного общения  (для подростков)...

Памятка для подростков "Азбука общения"

Памятка может использоваться как дополнительный материал для классных часов и в коррекционной работе. В памятке понятно и доступно изложены главные принципы культуры общения...

Рабочая программа «Азбука общения» социально-педагогической направленности «Азбука общения»

Рабочая программа  социально-педагогической направленности "Азбука общения", для учащихся ОВЗ с тяжелой умственной отсталостью....