Консультации родителей
методическая разработка на тему
Консультации для родителей детей с РАС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_na_temu.docx | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему: «Обучение через игру»
Цель: обозначить важность игры для детей младшего школьного возраста; выявить основные особенности развития игры у детей с аутизмом; научить родителей основным способам и приёмам игры с ребёнком.
Оборудование: мультимедийная установка для показа слайдов; краски , поролоновые подушечки, игрушки киндер сюрпризы, песок, пластиковая дощечка, платочки, крупы, фасоль, монетки, два пластиковых сосуда, цветные мелки, бумага, ножницы и др.
Ход мероприятия.
I. Вступительное слово.
Сегодня мы поговорим об игре, её значении для ребёнка. Также мы определим, какие особенности игры наблюдаются у детей с аутизмом. (Презентация№1: «Как играть с аутичным ребёнком»)
Разминка для родителей : «Игра – это…».
Что мы знаем об игре ребёнка? Что подразумевает это понятие? Сейчас вы сами обозначите это понятие: Игра – это… ( Разминка для родителей, где они предлагают свои варианты ответов).
Итак, подведём итог:
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
II.Основная часть.
1. Теоретическое обоснование проблемы
1. Игра и её основные функции.
Игра выполняет следующие функции:
- развлекательную;
- коммуникативную;
- диагностическую;
- социализирующую;
- коррекционную;
- функцию самореализации;
- творческую.
В игре, благодаря игровой мотивации, развиваются:
- воображение и фантазия
- коммуникативные способности
- способность к символизации и преобразованию
- функция обобщения
- произвольность поведение (сила воли)
- идеальный план
- умение думать и др.
Роль игры в развитии психики ребенка:
- в игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками;
- учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо";
- в игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо);
- формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности);
- в игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Игра — основной вид деятельности дошкольников, а для наших деток и младшем школьном возрасте. Ведь именно в игре удовлетворяются основные потребности ребенка:
- в движении;
- в общении;
- в познании;
- в самореализации, свободе, самостоятельности;
- в радости, удовольствии;
- потребность быть «как взрослый».
2. Особенности игры аутичного ребёнка.
Особенности игры ребёнка с аутизмом
Аутичные дети любят манипулировать предметами. Через этот этап познания предметного мира проходят в раннем возрасте все дети. Однако в норме на следующем этапе развития ребенка увлеченность миром вещей ослабевает, и на первый план выступают другие ценности, а именно -мир социальных отношений. В норме человек всегда значим для ребенка, с возрастом меняется только стиль и интенсивность общения.В отличие от обычных сверстников аутичные дети надолго "застревают" на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками - привлекательные сенсорные свойства: яркие цвета кубиков, гладкая лакированная поверхность матрешки, звук, с которым неваляшка падает на пол... Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Характерная особенность интереса аутичного ребенка к предметному миру -изменение порогов чувствительности: его привлекают самые разнообразные, порой совсем для этого не подходящие, предметы и материалы - он пробует на вкус зубную пасту и стиральный порошок, жидкие лекарства и средство для мытья посуды, начинает жевать пластилиновую ягодку. При этом у ребенка часто наблюдается страстное желание завладеть каким-либо предметом - мамиными духами и кремами; таблетками, микстурами и витаминами; молотком и т.д. Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением аутичный ребенок часто отказывается, поскольку социальное назначение предмета для него менее важно, нежели его отдельное сенсорное свойство.
Сюжетно-ролевая игра - высшая форма развития игры ребенка. Именно в процессе таких игр маленький ребенок может брать на себя разные роли и проживать разнообразные ситуации из социальной жизни. От того, насколько полноценно развивалась сюжетно-ролевая игра в дошкольном детстве, во многом зависят возможности будущей социализации. В игровом проживании сюжетов из жизни людей ребенок учится договариваться, учитывать желания других, отстаивая в то же время свои интересы, быть гибким во взаимоотношениях и т.д. Именно в сюжетно-ролевой игре приобретает ребенок очень важный и разнообразный социальный опыт. Так как связи с миром у аутичного ребенка нарушены, ему не удается естественное усвоение закономерностей социальной жизни. Развитие сюжетно-ролевой игры, требующей принятия на себя определенной роли и действия в соответствии с ней, затруднено, а часто невозможно без специальной коррекционной работы. Такой ребенок не умеет договориться с другим человеком. Затруднено использование в сюжетно-ролевых играх предметов-заместителей.
Основной особенностью является стереотипность игры у детей с аутизмом.
2.1 Практическая часть.
- · Проведение с родителями ролевой игры «Моя игра с ребёнком».
Цель игры: выявить умение взрослого взаимодействовать с ребёнком во время его включения в стереотипную игру.
В роли ребёнка выступает педагог. Родитель играет сам себя. Создаётся ситуация, когда ребёнок, играя, не подпускает к себе взрослого, проявляя при этом активный протест и негативизм, а также нежелание сотрудничать совместно. После игры анализируем поведение родителя в данной ситуации, его поступки, методы воздействия на ребёнка, и, правильные ли пути воздействия выбраны при этом.
3. Основные виды игр с ребёнком.
Основные виды игр с ребёнком, и их задачи.
- Стереотипная игра ребенка - основа взаимодействия с ним; также она дает возможность переключения, если поведение ребенка выходит из-под контроля.
- · Сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций и создают возможность установления контакта с ребенком (игры с водой, свечами, тенями, льдом, пластилином, крупами, ритмом, звуками и т.д.);
- Терапевтические игры позволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи и в целом являются первым шагом ребенка к контролю над собственным поведением;
- Психодрама - способ борьбы со страхами и избавления от них.
- Совместное рисование дает замечательные возможности для проявления аутичным ребенком активности, для развития его представлений об окружающем.
Для всех видов игр характерны общие закономерности:
- повторяемость;
- путь "от ребенка": недопустимо навязывать ребенку игру, это бесполезно и даже вредно; игра достигнет своей цели лишь в случае, если ребенок сам захотел в нее поиграть;
- · каждая игра требует развития внутри себя - введения новых элементов сюжета и действующих лиц, использование различных приемов и методов.
3.1 Практическая часть.
- · Проведение творческого практикума «Играем дома».
Каждому родителю педагоги дают два предмета, с помощью которых он должен придумать сенсорную игру, в которую можно играть с его ребёнком. Для обдумывания игры даётся несколько минут.
Предлагаемые предметы для придумывания игр:
- Краски , поролоновые подушечки, игрушки киндер сюрпризы;
- Песок, пластиковая дощечка, платочки;
- Крупы, фасоленки, монетки, два пластиковых сосуда;
- Цветные мелки, бумага, ножницы и т.д.
В конце проведённого мероприятия подводятся итоги.
Вместе с родителями просмотр презентации №2 «Играем весело», в которой приведены примеры игр, в домашних условиях).
III. Итог родительского собрания.
Обращаем внимание родителей на то, что с ребёнком играть важно и нужно, даже не смотря на его безразличие. Игра – основной вид взаимодействия с ребёнком в дошкольном и младшем школьном возрасте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическая консультация "Родители и дети. Правила общения".
Разработка родительского собрания....
Консультация родителей "Как говорит ваш ребенок"
Речь ребенка зависит и от родителей... Но как часто родители привыкают слышать речь ребенка и не обращать внимание на ее нарушения! Тест и советы для родителей....
Консультация « Родителям – о безопасности дорожного движения»
Безопасность жизни наших детей – главная и первостепенная задача окружающих взрослых. ...
Консультация «Родитель и подросток: как себя вести?»
Итак, в данной крнсультации пойдет речь о том, как правильно вести себя с ребенком-подростком...
КОНСУЛЬТАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ. ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ЗАДАНИЮ ЛОГОПЕДА
Для постоянных занятий с малышом нужно время и силы. Но каждый родитель понимает: от правильной речи зависит будущее ребенка, его самооценка, успехи в школьной учебе и многое другое....
КОНСУЛЬТАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, КРИЗИС, АГРЕССИВНЫЙ, МЕДЛИТЕЛЬНЫЙ, ФАНТАЗЕР, УТОМЛЯЕМЫЙ, ТРЕВОЖНЫЙ, СО СТРАХАМИ РЕБЁНОК, АДАПТАЦИЯ
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15079201","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"108","width":"480"}}]]...
Консультации родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Консультации родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью...