«Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»
консультация на тему

Ольга Валерьевна Полынь

«Кто не может взять лаской, тот не возьмёт и строгостью». /А.П. Чехов/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл родительское собрание24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»

Задачи:
• раскрыть перед родителями роль семьи в социально-нравственном воспитании ребёнка;
• осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми;
• выработать тактику сотрудничества с родителями по установлению единых согласованных действий со стороны семьи и детского сада.

Ход и содержание.

Родители расположились за столиками, разбившись на две команды. Воспитатель выполняет роль жюри.

На экране эпиграф  «Кто не может взять лаской, тот не возьмёт и строгостью». /А.П. Чехов/

Воспитатель:
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.

Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады  приветствовать вас на нашей встрече, надеюсь, что мы с пользой и весело проведем время. Многие родители  часто обращаются с вопросами что же делать? Дети не слушаются, огрызаются, в магазин хоть и не бери с собой, дерутся, грубят и прочие вопросы,  Это послужило поводом для поднятия  темы.

Наша с вами встреча будет проходить в виде игры. Вы уже поделились на две команды. За одну минуту вам нужно дать название своей команде и выбрать капитана, который будет представлять вашу команду. Каждая команда  за активность и оригинальность получает в каждом туре кирпичик или кубик.

1 тур
Мир наших увлечений

Перед вами лист бумаги. Каждый участник команды изображает на бумаге символ семейного увлечения, любимого занятия. Это может книга, если вы любите читать с ребенком или любимая игрушка, т.д. (Время выполнения 2 мин.)
Капитан выбирает самые интересные символы и показывает участникам другой команды, которые должны разгадать, что изображено. (От каждой команды по 3-4 символа).

2 тур
«Ассоциации»

Все, что для этого нужно, — услышать задание и постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову. Капитан выбирает человека, который будет записывать ассоциации. Помогает вся команда. Оценивается оригинальность мышления.
Если семья — это постройка, то она …
Если семья — это цвет, то она …
Если семья — это название мультфильма, то она …
Если семья — это настроение, то она …
Если семья – это фрукт, то это…
Если семья – это животное, то это….

Воспитатель: В ходе этого упражнения мы с вами увидели, что у каждого свои ассоциации связанные с таким понятием как Семья! У каждого свое видение и свое представление о семье. Это говорит о том, что все мы разные и уникальные в своих ассоциациях и восприятии.  А сейчас предлагаем посмотреть, как наши дети понимают что такое семья? Просмотр видео

3 тур
Решаем конфликт

Что означает, по вашему мнению, быть толерантным? (За правильный ответ команда тоже может заработать кубик).

Толерантность – это способность мирным путем разрешить проблему, способность встать на место другого человека и понять его, терпимость к чужому мнению, лояльность, широта взглядов.

Предлагаю разрешить конфликт первой команде:
1) Мама говорит сыну: «Миша, играй тише! Почему у тебя опять разбросаны игрушки? А вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол. Я тебя накажу!

Как бы вы решили проблему с позиции толерантности? На обсуждение – 1 минута. (Правильный ответ: «Миша, не шуми, пожалуйста, ведь уже поздно, все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек» Итог: мама удовлетворена. Конфликт исчез, не успев появиться. Причина конфликта – это поведение мамы. Не нужно предъявлять несколько претензий в один момент, ребенку трудно их усвоить и принять к сведению. Ни в коем случае не нужно кричать и унижать ребенка, помнить, что ребенок – это личность, и она требует к себе уважения и понимания.)

2) Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мать в качестве наказания поручает им мыть полы. Права ли она? Как поступили бы вы?
(Правильный ответ: наказание трудом в результате порождает негативное отношение к труду. Никакого проступка дети не совершили. Даже взрослые, когда на улице грязно, приходят в грязной обуви и могут замарать одежду. Что в этом случае делают взрослые? Чистят одежду, моют обувь. Поэтому и мы можем предложить ребенку вместе почистить одежду, тем самым ребенок поймет, как трудно привести в порядок вещь. В следующий раз ребенок постарается быть более аккуратным).

Следующая проблемная ситуация для второй команды:  1) Рома: «Папа, идем кататься на каток! Смотри, Ваня с папой уже там. Ты мне вчера обещал.
Папа: «Ну и что, что обещал. Мне сейчас некогда. Нужно доделать очень важную работу.
Рома: «Ну, пожалуйста…
Папа: «Займись делом!

Какую ошибку допустил папа? (Не сдержал обещание, оттолкнул от себя ребенка) Как решить эту проблему? (Правильный ответ: Роме не так важно пойти на каток, он мог бы пойти один, но для него очень важно, чтобы с ним пошел папа, потому что дети, а особенно мальчики, стремятся во всем быть похожими на своих отцов, гордиться и восхищаться ими. Совет папе: оставить проблему за дверью, пойти на каток с сыном, что поможет отвлечься от проблемы на некоторое время. Тем самым вы не усугубите ситуацию и не создадите еще один конфликт).

2) Галя нехотя ест апельсин. Когда остаётся всего две дольки, мать предлагает:

- Не ешь, если не хочешь. Лучше отдай бабушке, пусть она доест.

- А, - а – ишь, ты какая … Я лучше сама съем. И ест. Морщится, но ест, лишь бы не дать другому.

- Ну, вот и хорошо, что сама съела. Умница! – хвалит мама.

  Как вы расцениваете этот эпизод? Правильно ли поступила мать, называя дочь умницей? Что этим самым она закрепляет у ребёнка? О каких сформировавшихся качествах свидетельствует поступок ребёнка? Присмотритесь к своему ребёнку: умеет ли он делиться тем, что у него есть с близкими, друзьями, сестрами? Проанализируйте свои действия по отношению к ребёнку: не содействуют ли они формированию чувства жадности? Не случается ли, что первый кусок выделяется только ребёнку? Выступления родителей.

3)  Девочка: - Папа, меня сегодня Нина Петровна похвалила: я запомнила стихотворение быстрее всех! Хочешь, расскажу?

- лучше расскажи о своём поведении, что ты вчера натворила? – строго говорит отец.

  Лицо дочери меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости … А дома девочка делает ещё один «заход».

- Мама, хочешь, расскажу стихотворение? – Это про весну.

- Мне не до весны сейчас, - сказала мама. В следующий раз расскажешь.

  Воспитатель: Сделайте предположение, как в дальнейшем может отразиться невнимание родителей к делам малыша на установление доверительных отношений между ребёнком и родителями.

- Как вы относитесь к делам сына (дочери) , стараетесь ли поддержать его стремление поделиться с вами своими радостями и огорчениями? Поднимите, пожалуйста, руки, кому дети рассказывают выученные стихотворения? Обсуждение проблемы родителями.  Давайте посмотрим как наши дети видят эти ситуации и какой реакции от нас с вами ждут. Просмотр видео

4 тур
Игрушки

Сейчас мы с вами поиграем. Предлагаю папам и мамам пойти в магазин за покупкой игрушки для своего ребенка. От каждой команды выберите по одному человеку, который пойдет за покупкой, он же должен аргументировать свой выбор, с точки зрения развития психики ребенка. На выполнение задания – 1 минута.

Участники отправляются за «покупками». По окончании времени представитель команды обосновывает свой выбор. По желанию могут пойти в магазин еще по одному человеку от команды.

Воспитатель: Все дети развиваются по-разному. Игра сопровождает ребенка – дошкольника на всем пути роста и развития, в ней формируются зачатки учебной деятельности. Игрушки же – это предмет игры, и также имеют значение для психического развития. Вот почему к ее выбору необходимо подходить с ответственностью. Игрушка может вызвать у ребенка самые разные чувства: радость, печаль, страх, агрессию и др. Чем старше становится ребенок, тем очевиднее меняется вид игрушки и предъявляемые к ней требования. Посмотрим какие игрушки ждут от нас  дети. Просмотр видео. Существует множество игрушек и игр. Одни развивают мышление и кругозор детей (игры на умственное развитие), другие – ловкость, силу (подвижные игры, игры-эстафеты), третьи – конструкторские навыки и т.д. Давайте помнить, что игрушка для детей – не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.

Подведение итогов

Воспитатель: Сейчас  «включим» все наше воображение, окунемся в мир детства и приготовимся к полету… на Марс! Представте  на секунду, что возможно нам больше не удастся вернуться на Землю. Взять с собой на Марс можно только самое дорогое, что у вас есть. Но только три вещи: один одушевленный предмет, один неодушевленный и одну памятную вещь. (Желающие от каждой команды высказывают свои мысли). И вот мы оказались на Марсе! Все самое главное вы с собой взяли, осталось построить дом. Из кирпичиков, которые вы сегодня заработали, вы можете построить себе дом, где вам будет уютно и тепло, он будет вашей крепостью, семейным очагом и защитой. Команды соревнуются в постройке дома. Воспитатель подводит итоги и называет команду, набравшую наибольшее количество кубиков/кирпичиков, определяет, чей дом получился выше и добавляет в заключении: Но всё-таки, не важно, чей дом оказался выше, ведь самое главное, что дом – это семья, а семья – это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении.  В каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать на них глаза, а решать их.

Хочется сказать всем большое спасибо за участие в нашем родительском собрании, надеюсь, что наша встреча помогла нам объединиться и сделать еще один шаг навстречу взаимопониманию. Закончить  собрание хочется  стихотворением Ольги Высотской:

«Берегите друг друга»

Берегите друг друга, Добротой согревайте. Берегите друг друга,  Обижать не давайте. Берегите друг друга, Ссоры все позабудьте. И в свободную минуту Рядом друг с другом побудьте.

Список использованной литературы.

1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2004
2. Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. — М., Мозаика-Синтез, 2008
3. Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? — М., 2010
4. Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? -М., 2010.Буре Р.С. Совершенствование процесса нравственного воспитания дощкольников. // Воспитатель ДОУ. — 2008. — №2
5. Шувалова Т.П. Юрина А.Н. Социальная адаптация ребёнка. // Воспитатель ДОУ. — 2008. — №5
6. Чваркова Н.Г. Добро и зло в воспитании нравственных отношений. // Воспитатель ДОУ. — 2008. — №6
7. Ильина С.К. Уроки доброты. // Воспитатель ДОУ. — 2008. — №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль семьи и школы в воспитании ребенка."

Семья - это место, где любовь и жизнь взаимосвязаны, в семейном кругу мы с вами растем.Семья  имеет огромное значение на протяжении всей жизни человека, в ней отражаются все процессы,как положите...

"Роль семьи и школы в воспитании ребенка."

Семья - это место, где любовь и жизнь взаимосвязаны, в семейном кругу мы с вами растем.Семья  имеет огромное значение на протяжении всей жизни человека, в ней отражаются все процессы,как положите...

Роль бабушек и дедушек в воспитании ребенка в семье

Семья -это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние н...

Роль семейного воспитания. Роль отца и матери в воспитании ребенка.

Семья начинается с детей.Семья как естественная среда воспитания ребенка.Материнская любовь. Чтобы любить и быть любимым.Отец – опора и защита.Если нет отца.Сын и дочь. Образ мужского и женского повед...

Доклад на тему "Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании ребенка"

Доклад на родительском собрании  раскрывает тему "Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании"...