Консультация для родителей "Особенности адаптации ребенка с ОВЗ к дошкольному учреждению"
консультация на тему

Банникова Вера Викторовна

Поступление ребенка в дошкольное учреждение вызывает у родителей переживания, волнения, опасения за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения со сверстниками. Эти волнения и тревоги вполне закономерны, так как поступление в дошкольное учреждение - это сложный период в жизни ребенка, особенно если это ребенок с ограниченными возможностями здоровья. В рамках данной консультации рассматриваются вопросы подготовки ребенка с ОВЗ к поступлению в дошкольное учреждение и даны рекомендации родителям, что надо делать, чтобы адаптация прошла успешно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Особенности адаптации детей с ОВЗ к условиям

дошкольного учреждения».

                                                   

                                                             Воспитатель:Банникова В.В.

   Воспитывать и обучать ребенка с ОВЗ нужно с самых ранних лет.

Родители детей с ОВЗ часто ограждают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском саду за ним не будет должного ухода. Но именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка с ОВЗ, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром. Ведь учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует.

   Включение детей с особенностями в развитии в жизнь детского сообщества, гибкое сочетание различных видов и форм занятий, четкое выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка приводит к более быстрой и легкой адаптации и нормализации детей в детском саду, формированию у них социальных навыков. Имея возможность общаться с детьми группы, осваивать нормы поведения и взаимодействия, копировать и отрабатывать образцы разрешения конфликтов, решения возникающих проблем, дети с особенностями в развитии приобретают неоценимый социальный опыт, который станет основой их успешной адаптации в социум.

    Одним из важнейших факторов решения проблем адаптации малыша с ОВЗ к условиям ДОУ является грамотная и ответственная позиция родителей ребенка, помогающих своему малышу плавно "влиться" в детский коллектив.

Адаптация к дошкольному учреждению -сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.

Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка,  невротические симптоматика и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции. Как правило, таким детям не хватает самостоятельности, уверенности в собственных силах.

Конечно же, успешная адаптация детей с ОВЗ возможна при сотрудничестве родителей и педагогов.

Вот несколько простых советов для вас, уважаемые родители.

Ваш ребёнок пошел в детский сад. Надеемся, что Вы готовились к этому событию –приучали малыша к новому режиму дня, учили общаться со сверстниками на игровых площадках, приучали самостоятельному выполнению культурно-гигиенических процедур,

Чтобы облегчить своему малышу привыкание к новым условиям,

к новым людям необходимо следующее:

- побольше общайтесь с педагогами группы об особенностях вашего ребенка, его нуждах и потребностях.

-старайтесь дома, в выходные, придерживаться основных моментов режима дня дошкольного учреждения (сон, прием пищи, прогулки и т. д.). Кроме того, в будние дни лучше, если малыш будет просыпаться за час до того времени, когда вы планируете выходить из дома.

-формируйте у ребёнка культурно-гигиенические навыки: приучайте мыть руки, ходить в туалет не тогда, когда уже «очень хочется», а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.

-чтобы в детском саду было меньше проблем с питанием максимально приблизьте меню Вашего ребенка к меню детского сада, устраните «кусочничество» между едой. Если у ребёнка проблемы с аппетитом стоит поговорить с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе.

-чтобы избежать проблем в общении со сверстниками, учите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, просить разрешения играть с чужими игрушками.

-в первое время, когда ребёнок привыкает к саду и с трудом расстается с мамой, если есть возможность, пусть первое время ребенка отводят в сад другие взрослые, например папа или бабушка.

-ребёнок с ОВЗ –особый ребёнок, он требует больше внимания и заботы, но не стоит лишать его самостоятельности –всё делать за него, приучайте к самостоятельности и в будущем ребенку будет легче приспособиться к взрослой жизни.

-формируйте у ребёнка положительный настрой к детскому саду

–рассказывайте истории из собственного опыта, обращайте внимание на положительные моменты посещения детского сада

И перестаньте сами волноваться. Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений.

   

Одним из  эффективных методов, снижающих адаптационный стресс у детей является «Акваметод».

Вода –основа всего живого на Земле. Она является главной составляющей оболочкой земного шара -океанов, морей, рек, озёр.

Невозможно переоценить физиологическое и гигиеническое значение воды и её роль в нормальном течении сложнейших физиологических процессов в человеческом организме

Игры с водой давно вошли в практику детских садов. Но в период адаптации, когда дети предельно напряженны, она приобретают особую важность. И не надо бояться, что ребенок намочит одежду, это можно предусмотреть, в конце концов, переоденьте его. Дайте малышу пластмассовые бутылочки с водой, баночки и пусть он переливает воду. Это очень успокаивает. Для игр с водой можно организовать такой уголок прямо в квартире.

Игры и упражнения акваметода..

«Веселые кораблики».

Цель игры: Создание радостного настроения, снятие психоэмоционального и

физического напряжения у детей с ОВЗ.

-дети запускают в воду разные предметы -лодочки, щепочки, кораблики; наблюдают за ними, делают «волны», «ветер», отправляют в плавание мелкие игрушки.

«Нырки»

-дети погружают в таз или ванночку мелкие мячи, резиновые

надувные игрушки разжимают пальцы и игрушки выпрыгивают из воды.

«Ловкие пальчики»

-дети мочат в воде поролоновые губки разного цвета и

формы и отжимают их, переливают воду из одной ёмкости в другую.

«Бульбочки»

-дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за

пузырьками воздуха, булькают разными бутылочками,

погружая их в воду и наполняя водой, наблюдают, в каких случаях получается больше «бульбочек».

Игра «Достань ракушку» («Достань камешек»).

Цель: развитие внимания, координация движений.

Содержание: на дно ёмкости с водой взрослый выкладывает несколько

камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает оченькрасивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек или ракушка опускается на дно (глубина не больше 15-20 см, и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других.

Игра «Что как плавает».

Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.

Материал: для игры –экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов (пластмассовый кораблик, резиновая уточка, камешек, бумажная лодочка, скорлупка грецкого орехаи т. д.).

Содержание: взрослый предлагает ребёнку опустить все предметы в воду:

«Какой красивый кораблик! Готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает комментировать действия.

Во время игр вы обязательно должны похвалить малыша за правильное выполнение задания, поддержать или помочь, ни в коем случае не укорять ребенка за то, что он пролил

воду, намочил одежду. Игры с водой должны приносить детям радость.

Памятка для родителей.

Как помочь Вашему ребенку

быстрее привыкнуть к детскому саду

1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду. Он чувствует ваши переживания.

2. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.

3. До начала посещения, приблизьте режим дня ребенка к режиму дошкольного учреждения. Посещая садик, в выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.

4. Обязательно придумайте ритуал прощания: чмокнуть в щечку, помахать рукой, стукнуться ладошками и т. д.

5. По возможности приводить малыша в детский сад должен кто

-то один: мама, папа, дедушка или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.

6. Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Он имеет право на такую реакцию. Лучше еще раз напомните, что вы его любите и обязательно придете.

7. Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как пообещали.

 8. Не пугайте, не наказывайте детским садом Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным

9. Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу.

10. Не скупитесь на похвалу. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.

11 Расскажите воспитателям своей группы об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения приемлемы для вашего ребенка.

12.Дайте ребенку в детский сад его любимую игрушку, которая поможет отвлечь ребенка от расставания с вами, а также обеспечит психологический комфорт вашему малышу в группе.

Радуйтесь прекрасным минутам общения со своим малышом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.

В декабре 2012г. я закончила обучение на курсах повышения квалификации " Ранняя медико-психолого- педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии." Это моя выпускная работа....

Консультация для педагогов "Методика проведения утренней гимнастики в дошкольном учреждении."

Методика проведения утренней гимнастики в дошкольном учреждении....

Исследовательская работа на тему "Сравнительная характеристика адаптации детей к школе при посещении и непосещении дошкольного учреждения

Для традиционной системы российского образования характерна преемственность. Обычно каждый ребенок посещает детский сад, затем дошкольное учреждение, после чего поступает в первый класс школы. Однако ...

Ранний возраст: обеспечение психологической безопасности и эффективной адаптации для ребенка раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.

В представленных материалах изложены основы по формированию психологического здоровья детей с раннего возраста, обеспечению психологической безопасности и адаптации детей раннего возраста к условиям д...

Протокол родительского собрания «Возрастные особенности детей. Адаптация детей к дошкольному учреждению»

Ваш малыш пришёл в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребёнок вступил в неё радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций....

Консультация для воспитателей по оформлению музыкального уголка в дошкольном учреждении.

Рекомендации воспитателям групп всех возрастов , по оснащению музыкальных уголков в группах дошкольного образования....

Опыт работы «Особенности адаптации дошкольников в разновозрастной группе дошкольного учреждения»

Oдна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении, проблема адаптации детей.Проблемы адаптации детей раскрываются в трудах А.А.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.П.Усовой, Д. Б. Эльконина и д.р.Ад...