«Развитие фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями»
консультация на тему

Тудолюбова Анна Николаевна

 УПРАЖНЕНИЯ  ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f_v.docx15.64 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА

ЖИЗНИ

В возрасте четырех – пяти в звукопроизношении возможно смешение, то есть, произнесение не на своих местах некоторых звуков. Чаще всего смешиваются в речи детей свистящие и шипящие, так как на определенном этапе свистящие служили заменителями шипящих. У некоторых детей бывают трудности с различением глухих и звонких П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, В-Ф или твердых и мягких Л-ЛЬ, Т-ТЬ, Д-ДЬ, Н-НЬ. Чтобы не смешивать в произношении близкие по артикуляции звуки, надо уметь различать их на слух.

Развитие фонематического восприятия необходимо проводить по каждой смешиваемой паре звуков, соблюдая следующую последовательность: различение изолированных звуков, различение в слогах, затем в словах и предложениях. Взрослый произносит в произвольном порядке звуки, подлежащие различению, а ребенок поднимает руку, когда услышит один из звуков, и не делает этого, когда услышит другой звук (о сопутствующих действиях нужно заранее договориться). При этом  непременным условием должно быть закрывание рта говорящего экраном, чтобы ребенок по артикуляции не определял, какой произносится звук. Так же  проводится различение звуков в слогах.

Различение в словах удобнее проводить с использованием картинок, изображающих предметы, названия которых отличаются только одним звуком (коза-коса, лак-рак). Перед ребенком кладут сразу две картинки и просят показать, где рак, где лак. Указывать на картинки нужно не по очереди, чтобы исключить угадывание.

Игра «Найди, где спрятались предметы»

Цель: развитие фонематического восприятия, мышления, зрительного внимания.

Ход игры. Ребенку предлагаются сюжетная картинка, на которой скрытно изображены различные предметы. Среди них есть такие, названия которых отличаются одним звуком, например мышка-мишка. Ребенка просят: «Найди мишку. Найди мышку».

Игра «Путаница»

Цель: развить умение различать в предложениях слова,  отличающиеся одной фонемой.

Ход игры. Взрослый сообщает ребенку, что в предложениях, которые он будет читать, есть ошибки; малыш должен исправить ошибки, правильно расставив слова. За каждое исправленное предложение ребенку дают фишку. Выиграет тот, кто больше получит фишек.

Дерево спилили палкой.

Сбили шишку с ели пилкой.

Цветет душистая лапа.

У кошки мягкая липа.

В океане плавает кот.

На печке нежится кит.

Широка наша рука.

У меня сильно болит река.

В норке прячется мишка.

Малину кушает мышка.

Игра «Отгадай загадки»

Цель: научить подбирать слова, отличающиеся одним звуком, развивать слуховое внимание.

Опрятный, лучший ученик

В меня кладет свои тетрадки.

Но П на Б заменишь вмиг –

И репку я тащу из грядки.

(Папка-бабка)

Из меня является листок,

Сильно набухаю я весною.

Замени, попробуй, П на Б –

И меня наполнишь ты водою.

(Почка-бочка)

С Т я – знак препинания,

С Д – любимица мамина.

(Точка-дочка)

Я плюшевый, игрушечный

Любимец малышей.

Смени на С ты букву Ш

И суп в меня налей.

(Мишка-миска)

1. Игра “Звук спрятался”

Цель: вычленение звука из слова (в конце слова, в середине, в начале):

-ударного гласного; например, задание: подними руку, когда услышишь в конце слова звук О: дрова, молоко, звезда, окно, письмо

-любого глухого согласного или непарного согласного по глухости-звонкости.

 Игра “Кто больше придумает слов”

Цель: придумывание слова на заданный звук. Например, задание: “Придумай слово, которое начинается на звук У”

Игра “Цепочка слов”

Цель: конечный звук (буква) предыдущего слова должен быть началом последующего. Варианты: 1. любые слова; 2. слова, ограниченные темой (города, цветы, имена, одушевленные существительные и т.п.)

Игра «Рассели слова по домикам (по вагончикам)».

 Каждый домик (или вагончик) с разным количеством окошечек: у первого (вагончика) только одно окно, у второго – два окна, у третьего – три и т.п. Инструкция: назови слово и подумай, в каком домике оно будет “жить”. Например, слово “бегемот: бе-ге-мот” живет в третьем домике, т.к. в слове три слога, а слово “слон” живет в первом домике. Аналогично слова-пассажиры могут быть распределены по вагончикам для путешествия.

Игра «Четвертый лишний»

Цель:  определение  а)“лишнего” звука в ряду других звуков, например: [п], [п], [б], [п] (лишний звук - [б]); [а], [н], [о], [у] (лишний звук [н]) и т.п.;

б) определение “лишнего” слова из ряда слов, например: щипцы, щенок, шапка, щавель (слово шапка лишнее, т.к. в этом слове нет звука [щ]). Искомые звуки могут быть в начале слова, в середине или в конце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

В статье  описаны особенности формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста...

педагогический опыт "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Раскрыта значимость своевременного развития фонематического восприятия у детей с ОНР. Представлен план работы по развитию фонематического восприятия у детей данной категории;подобран  практически...

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время  наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на...

Консультация для воспитателей: «Игровые приемы используемые для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

Представленные игры и упражнения способствуют развитию и поддержанию интереса детей,  активизации внимания и памяти, повышению работоспособности и познавательной активности, а также...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

·        Создать систему логопедических  игр для развития фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.·...

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы компенсирующего вида для детей с ОНР

Многолетний опыт работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи подсказывает, что фонематического восприятие необходимо формировать последовательно, поэтапно.У детей с общим недоразвитием речи при ...