Артикуляционная гимнастика со стихами
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Упражнения для губ:
- УЛЫБОЧКА
Нужно растянуть сомкнутые губы в улыбке. Зубы не видны. Напряжение должно чувствоваться в углах рта.
Губки наши улыбнулись,
Сильно-сильно растянулись.
2. ТРУБОЧКА
Собранные в трубочку губы вытягиваем вперед. Губы не округлены, а сомкнуты.
В трубочку тянулись губы,
Будто мы гудели в трубы.
- УЛЫБОЧКА-ТРУБОЧКА
Эта зарядка представляет собой чередование упражнений. В каждом положении нужно задержать губы на несколько секунд.
Улыбочка и трубочка.
Растянулись – в дудочку.
- ЗАБОРЧИК
Зубы сомкнуты, губы растянуты в улыбке так, чтобы обнажить зубы.
Язык задумал убежать –
Нам нужно крепко зубки сжать.
Упражнения для языка:
- ЛОПАТОЧКА
Рот открыт, расслабленный, широкий язычок лежит на нижней губе. Сильно высовывать язык не нужно. На губу кладем самый кончик. Если язычок «не хочет» расслабляться и лежать спокойно, можно пошлепать его верхней губой, произнося пя-пя-пя. Или слегка похлопать чайной ложечкой (палочкой от мороженого) – язычок расслабится.
Широкий, как лопатка, лежит наш язычок.
Он дремлет сладко-сладко, улегся – и молчок.
- ИГОЛОЧКА
Рот открыт, язычок узкий, напряженный, острый, как иголка, вытянут вперед. Как будто хочет кого-нибудь уколоть.
Язычок наш колкий
Будто бы иголка.
- ЛОПАТОЧКА — ИГОЛОЧКА
Эта зарядка представляет собой чередование упражнений. Язык меняет положение, не прячась в рот. Рот открыт.
Широкий и острый, как будто игла.
Поспал и напрягся – ну просто стрела.
- ЧАСИКИ
Рот приоткрыт, губы слегка растянуты в улыбке. Кончик узкого языка попеременно касается то одного, то другого угла рта. Упражнение проводится под слова «тик» – к одному уголку, «так» — к другому. Не допускайте, чтобы ребенок выполнял это упражнение быстро, без команды – в каждом уголке нужно задержать язык на несколько мгновений. Проводить языком по губам не нужно. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась – работает только язык. Для этого попросите ребенка открыть рот сильнее.
Ходят часики «тик-так»,
Язычок умеет так.
- КАЧЕЛИ
Рот широко открыт. Язык ставим то за верхние, то за нижние резцы. (можно выполнять под счет) Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась – работает только язык. Для этого попросите ребенка открыть рот сильнее.
Мы уселись на качели,
Вверх и вниз мы полетели.
- ВАРЕНЬЕ
Спросите ребенка, какое варенье (или что-нибудь другое вкусненькое) он «будет есть»? После этого ребенок имитирует жевательные движения. Взрослый говорит, что у малыша вареньем выпачканы губы и их нужно облизать. Рот открыт, движения по губам, начиная с одного уголка — облизываем нижнюю губу до другого уголка и возвращаемся к началу упражнений по верхней губе. Следим, чтобы губы не соединялись, а движения не были слишком быстрыми.
! движения не только из стороны в сторону, но и сверху вниз
Ели мы варенье – губки теперь сладкие,
Мы оближем губки, и будет все в порядке.
- ЧИСТИМ ЗУБЫ
Рот открыт, делаем движения из стороны в сторону по внутренней стороне нижних зубов между клыками, как будто чистим зубки. Затем повторяем те же упражнения с верхними зубами. Следим, чтобы челюсть не двигалась.
Чистить зубки нам нужно всегда,
Чтобы не спряталась там еда.
- КОНФЕТКА
Рот закрыт, проводим языком по кругу между губами и зубами, как будто «катаем» во рту конфетку.
Мы конфетку покатаем,
И она совсем растает.
- ФУТБОЛ
Рот закрыт, язычком упираемся в одну щеку (язычок выглядит, как круглый мячик), затем в другую. Можно попробовать взрослому «ловить» мячик, дотрагиваться до него пальчиком – ребенок быстро упирает язычок в другую щечку.
Язычок в футбол играет,
Щечку сильно так толкает.
- СЧИТАЕМ ЗУБЫ
Рот открыт, считаем зубки, по очереди дотрагиваясь до зубов, начиная с самого дальнего зуба с одной стороны нижней челюсти до другой. Затем повторяем те же действия на верхней челюсти. Следим, чтобы рот не закрывался.
Зубки мы считаем,
На каждый наступаем.
- ЧАШЕЧКА
Широким языком «прячем» верхнюю губу. Затем, открыв рот и не опуская язык, убираем его в ротик. Кончик и боковые края подняты, не касаясь неба. Удерживаем, затем опускаем.
Язычок мы поднимаем,
В чашку сок мы наливаем.
- МАЛЯР
Объясните ребенку, кто такой маляр. Спросите малыша, каким цветом он будет «красить потолочек». После этого широко открываем рот, делаем движения от мягкого неба к резцам. Движения должны быть не быстрые, но очень сильные! Следим, чтобы потолочек «был покрашен» хорошенько.
Потолочек красим в цвет,
Язычку преграды нет.
- ЛОШАДКА
Широкий, распластанный язык присасываем к твердому небу (потолочку) и отрываем со звуком, похожим на стук копыт лошадки. Повторяем несколько раз без остановок.
Скачет резво язычок,
Как лошадка — скок-поскок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка артикуляционно-пальчиковой гимнастики в стихах с применением Су-Джок терапии
Для логопедов ДОУ...
презентация "Артикуляционная гимнастика в стихах"
Артикуляционные упражнения сопровождаются стишками, что способствует поддержанию интереса ребенка к гимнастике....
Артикуляционная гимнастика в стихах для свистящих звуков
В материале содержится картинный материал и стихи для артикуляционной гимнастики для группы свистящих звуков...
Артикуляционная гимнастика в стихах для группы шипящих звуков
В данном материале представлены стихи и картинки к упражнениям артикуляционной гимнастики для группы шипящих звуков...
Артикуляционная гимнастика в стихах для звуков Л и ль
В материале представлены стихи и картинки к упражнениям артикуляционной гимнастики...
Артикуляционная гимнастика в стихах для звуков Р и Рь
В материале представлены стихи и картинки к артикуляционным упражнениям для звуков Р и Рь...
Артикуляционная гимнастика в стихах.
Для чего нужна артикуляционная гимнастика. Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата. Для выработки полно...