Артикуляционная гимнастика со стихами
методическая разработка на тему

Минеева Юлия Александровна

Для логопедов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artik._gimnast._so_stihami_.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для губ:

  1. УЛЫБОЧКА

 Нужно растянуть сомкнутые губы в улыбке. Зубы не видны. Напряжение должно чувствоваться в углах рта.

Губки наши улыбнулись,
Сильно-сильно растянулись.

2. ТРУБОЧКА

Собранные в трубочку губы вытягиваем вперед. Губы не округлены, а сомкнуты.

В трубочку тянулись губы,
Будто мы гудели в трубы.

  1. УЛЫБОЧКА-ТРУБОЧКА

Эта зарядка представляет собой чередование упражнений. В каждом положении нужно задержать губы на несколько секунд.

Улыбочка и трубочка.
Растянулись – в дудочку
.

  1. ЗАБОРЧИК

Зубы сомкнуты, губы растянуты в улыбке так, чтобы обнажить зубы.

Язык задумал убежать –
Нам нужно крепко зубки сжать
.

Упражнения для языка:

  1. ЛОПАТОЧКА

Рот открыт, расслабленный, широкий язычок лежит на нижней губе. Сильно высовывать язык не нужно. На губу кладем самый кончик. Если язычок «не хочет» расслабляться и лежать спокойно, можно пошлепать его верхней губой, произнося пя-пя-пя. Или слегка похлопать чайной ложечкой (палочкой от мороженого) – язычок расслабится.

Широкий, как лопатка, лежит наш язычок.
Он дремлет сладко-сладко, улегся – и молчок
.

  1. ИГОЛОЧКА

Рот открыт, язычок узкий, напряженный, острый, как иголка, вытянут вперед. Как будто хочет кого-нибудь уколоть.

Язычок наш колкий
Будто бы иголка.

  1. ЛОПАТОЧКА — ИГОЛОЧКА

Эта зарядка представляет собой чередование упражнений. Язык меняет положение, не прячась в рот. Рот открыт.

Широкий и острый, как будто игла.
Поспал и напрягся – ну просто стрела.

  1. ЧАСИКИ

Рот приоткрыт, губы слегка растянуты в улыбке. Кончик узкого языка попеременно касается то одного, то другого угла рта. Упражнение проводится под слова «тик» – к одному уголку, «так» — к другому. Не допускайте, чтобы ребенок выполнял это упражнение быстро, без команды – в каждом уголке нужно задержать язык на несколько мгновений. Проводить языком по губам не нужно. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась – работает только язык. Для этого попросите ребенка открыть рот сильнее.

Ходят часики «тик-так»,
Язычок умеет так.

  1. КАЧЕЛИ

Рот широко открыт. Язык ставим то за верхние, то за нижние резцы. (можно выполнять под счет)  Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась – работает только язык. Для этого попросите ребенка открыть рот сильнее.

Мы уселись на качели,
Вверх и вниз мы полетели.

  1. ВАРЕНЬЕ

Спросите ребенка, какое варенье (или что-нибудь другое вкусненькое) он «будет есть»? После этого ребенок имитирует жевательные движения. Взрослый говорит, что у малыша вареньем выпачканы губы и их нужно облизать. Рот открыт, движения по губам, начиная с одного уголка — облизываем нижнюю губу до другого уголка и возвращаемся к началу упражнений по верхней губе. Следим, чтобы губы не соединялись, а движения не были слишком быстрыми.

!        движения не только из стороны в сторону, но и сверху вниз

Ели  мы  варенье – губки теперь сладкие,
Мы оближем губки, и будет все в порядке
.

  1. ЧИСТИМ ЗУБЫ

Рот открыт, делаем движения из стороны в сторону по внутренней стороне нижних зубов между клыками, как будто чистим зубки. Затем повторяем те же упражнения с верхними зубами. Следим, чтобы челюсть не двигалась.

Чистить зубки нам нужно всегда,
Чтобы  не спряталась там еда.

  1. КОНФЕТКА

Рот закрыт, проводим языком по кругу между губами и зубами, как будто «катаем» во рту конфетку.

Мы конфетку покатаем,
И она совсем растает.

  1. ФУТБОЛ

Рот закрыт, язычком упираемся в одну щеку (язычок выглядит, как круглый мячик), затем в другую. Можно попробовать взрослому «ловить» мячик, дотрагиваться до него пальчиком – ребенок быстро упирает язычок в другую щечку.

Язычок в футбол играет,
Щечку сильно так толкает.

  1. СЧИТАЕМ ЗУБЫ

Рот открыт, считаем зубки, по очереди дотрагиваясь до зубов, начиная с самого дальнего зуба с одной стороны нижней челюсти до другой. Затем повторяем те же действия на верхней челюсти. Следим, чтобы рот не закрывался.

Зубки мы считаем,
На каждый наступаем.

  1. ЧАШЕЧКА

Широким языком «прячем» верхнюю губу. Затем, открыв рот и не опуская язык, убираем его в ротик. Кончик и боковые края подняты, не касаясь неба. Удерживаем, затем опускаем.

Язычок  мы поднимаем,
В  чашку сок мы наливаем.

  1. МАЛЯР

Объясните ребенку, кто такой маляр. Спросите малыша, каким цветом он будет «красить потолочек». После этого широко открываем рот, делаем  движения от мягкого неба к резцам. Движения должны быть не быстрые, но очень сильные! Следим, чтобы потолочек «был покрашен» хорошенько.

Потолочек  красим  в  цвет,
Язычку  преграды  нет.

  1. ЛОШАДКА

Широкий, распластанный язык присасываем к твердому небу (потолочку) и отрываем со звуком, похожим на стук копыт лошадки. Повторяем несколько раз без остановок.

Скачет резво язычок,
Как лошадка — скок-поскок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Артикуляционная гимнастика в стихах"

Артикуляционные упражнения сопровождаются стишками, что способствует поддержанию интереса ребенка к гимнастике....

Артикуляционная гимнастика в стихах для свистящих звуков

В материале содержится картинный материал и стихи для артикуляционной гимнастики для группы свистящих звуков...

Артикуляционная гимнастика в стихах для группы шипящих звуков

В данном материале представлены стихи и картинки к упражнениям артикуляционной гимнастики для группы шипящих звуков...

Артикуляционная гимнастика в стихах для звуков Л и ль

В материале представлены стихи и картинки к упражнениям артикуляционной гимнастики...

Артикуляционная гимнастика в стихах для звуков Р и Рь

В материале представлены стихи и картинки к артикуляционным упражнениям для звуков Р и Рь...

Артикуляционная гимнастика в стихах.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика. Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата. Для выработки полно...