Буклет. Адаптация пятиклассников
консультация на тему

Бицура Виктория Викторовна

успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet._adaptatsiya_pyatiklassnikov.docx78.28 КБ

Предварительный просмотр:

Буклет для родителей

Адаптация пятиклассников

C:\Users\user\Desktop\на сайт\proforientation.jpg

Педагог-психолог

Бицура В.В

Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники.

      Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно:

      им хочется быть:

- активными, умными и независимыми,

- нужными и успешными,

- хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них.

Важно, чтобы у пятиклассников были сформированы умения и навыки, определяющие, успешность адаптации:

  • умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
  • умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
  • умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
  • навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
  • навыки уверенного поведения;
  • навыки совместной (коллективной) деятельности;
  • навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
  • навыки самоподдержки;
  • навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько:

   - хорошо пятиклассник умеет налаживать отношения

  - общаться с одноклассниками и педагогами,

  - соблюдать школьные правила,

  - ориентироваться в новых ситуациях.

Ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. 

Каждый переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическим своеобразием возраста.

Возрастные психологические особенности пятиклассников.

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.

Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.

  1. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь — от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм — первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. 

2) Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание «Другого», похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы.

Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит:

3) Постепенная замена ведущей учебной деятельности  (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения.

4) Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт.

        

Рекомендации родителям:

  1. Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря нате неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  2. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
  3. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),
  4. Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  5. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
  6. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности адаптации пятиклассников к школе.(буклет)

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЯТИКЛАССНИКОВ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ СОВЕТЫ БУДУЩЕМУ ПЯТИКЛАССНИКУ:...

Буклет «Психологическая адаптация пятиклассников»

Буклет «Психологическая адаптация пятиклассников» предназначен для родителей младших подростков. В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям...

Буклет. Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе:

Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе...

Буклет "Адаптация пятиклассников"

В данном буклете собраны как основные качества и проявления, так и рекомендации, в том числе отсылки к видео-материалам через куаркоды....

Буклет Адаптация пятиклассника к школе. Что необходимо знать родителям

Буклет Адаптация пятиклассника к школе. Что необходимо знать родителям...