Вопросы обеспечения информационной безопасности детства являются одной из ключевых проблем детства в современной России.
занимательные факты на тему

БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Вопросы обеспечения информационной безопасности детства являются одной из ключевых проблем детства в современной России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы обеспечения информационной безопасности детства являются одной из ключевых проблем детства в современной России.

По различным данным в России каждый день заходит более 80% всех детей, но при этом более 90% процентов сталкивалась с различными проблемами в сети. Можно отметить несколько показательных сведений о российских детях в сети:

  1. средний возраст начала самостоятельной работы в Сети - 7 лет и сегодня наблюдается тенденция кснижению возраста до 5 лет;
  2. более 50% процентов детей просматривают сайты с нежелательным контентом;
  3. более 35% детей посещают порносайты;
  4. более 60% посещает интернет с развлекательными целями либо для игр.

С каждым годом негативные последствия посещения сети уменьшаются за счет блокировки и не попущения детей до нежелательного и запрещенного контента, активной просветительской работы с детьми и их родителями и увеличения количества пользователей услуг «Родительского контроля» и расширений антивирусных программ.

Так формирование законодательного пространства в части обеспечения информационной безопасности детей началось в 2010 году – с момента принятия Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", последние изменения которого были внесены в мае 2017 года.

В законе понятие информационная безопасность детей определено как состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

  1. побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
  2. способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  3. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  4. отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
  5. оправдывающая противоправное поведение;
  6. содержащая нецензурную брань;
  7. содержащая информацию порнографического характера;
  8. о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Оборот такой информации не допускается среди детей в местах, доступных для детей, без применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от такой информации.

Особая категория информация, к которой доступ ограничен для определенных возрастных категорий:

  1. представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
  2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
  3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
  4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Распространение вышеуказанных категорий информации допускается среди детей определенных возрастных групп при соблюдении обладателем информации установленного законом порядка доступа детей к информации (в частности, при условии, что в информационной продукции содержится идея торжества добра над злом, сострадание к жертве насилия, осуждение насилия, а изображение и описание насилия, жестокости, антиобщественных действий носит ненатуралистический, кратковременный или эпизодический характер и т.п.).

Законом также была закреплена обязанность классификации информации по пяти возрастным категориям:

  1. информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
  2. информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
  3. информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
  4. информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
  5. информационная продукция, запрещенная для детей.

 

Вопросы информационной безопасности детей в дальнейшем были отмечены в качестве приоритета государственной политики детства уже в "Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", подписанной указом Президента Российской Федерации в 2012 году.

Так во введении документа была отмечена актуальность проблемы:

Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией. По сведениям МВД России, число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, увеличилось почти на треть, а количество самих интернет-материалов - в 25 раз. Значительное число сайтов, посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время.

Непосредственно обеспечение защиты детей в качестве государственной задачи нашло отражение в разделе «III. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей»:

Обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

А также в соответствующем подразделе были определены меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства:

  1. Создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах.
  2. Создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.
  3. Внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей.
  4. Создание общественных механизмов экспертизы интернет-контента для детей.
  5. Создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети "Интернет". 

В 2014 году в Совете Федерации прошли парламентские слушания на тему "Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет" 14 марта 2014 года, главными итогами которых стали:

  1. Решение о ежегодном проведении Единого урока по безопасности в сети «Интернет» в образовательных организациях России в октябре;
  2. Направлении письма Минобрнауки России от 28.04.2014 N ДЛ-115/03 "О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет" в субъекты Российской Федерации.

Методические рекомендации были направлены на создание в образовательных организациях
системы ограничения доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования. Рекомендации содержали рекомендации как технического характера, так и организационного и административного характера.

Так учреждениям рекомендовалось:

  1. Обеспечить защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, посредством использования СКФ, а также путем осуществления педагогами визуального контроля работы детей в сети Интернет;
  2. Оказать организационную и методическую поддержку работникам образовательной организации, в том числе путем их направления на повышение квалификации по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, распространяемой посредством сети Интернет;
  3. Оказать содействие проведению автоматизированного мониторинга использования в образовательных организациях СКФ и мониторинга организационно-административных мероприятий;
  4. Провести образовательные и консультационные мероприятия с родителями обучающихся с целью объяснения правил, рисков предоставления детям средств связи с выходом в сеть Интернет, в частности, при посещении образовательного учреждения;
  5. Внести отдельное положение в договор об оказании образовательных услуг, предусматривающего запрет использования личных средств связи с выходом в сеть Интернет или согласие родителей о снятии ответственности с руководителя образовательной организации в случае предоставления своему ребенку данного устройства при посещении образовательного учреждения.

Также органам власти и муниципалитетам рекомендовалось обеспечить повышение квалификации работников образовательных организаций и муниципальных органов управления образованием по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, распространяемой посредством сети "Интернет".

Следующим важным фактором стало принятие согласно плану мероприятий Национальной стратегии действий в интересах детей Концепции информационной безопасности детей, которая была принята Правительством Российской Федерации 2 декабря 2015 года.

Вопросы организации информационной безопасности в образовательных организациях нашел свое отражение в тексте Концепции:

Процесс перехода Российской Федерации к постиндустриальному обществу сопровождается последовательной компьютеризацией общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, иных учреждений для несовершеннолетних, включая детские и юношеские библиотеки. В связи с этим целесообразно предусмотреть внедрение эффективных современных технических и программных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, обеспечение соблюдения установленных правил гигиены и безопасности при пользовании компьютерной техникой. Для этого необходимо формирование механизма эффективного использования средств, выделяемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на компьютеризацию школ и детских библиотек. Вместе с этим необходимо обеспечить в детских и юношеских библиотеках (с сохранением осуществляемых ими в настоящее время функций) медиабезопасность детей, создавая для этого соответствующие технические и организационные условия, а также правовые механизмы.

Начало формы

Конец формы

Повышение информационной грамотности детей определялась как задача государства и общественных организаций:

Необходима также организация последовательных и регулярных мероприятий государства и общественных организаций, направленных на повышение уровня медиаграмотности детей, которые должны с раннего возраста приобретать навыки безопасного существования в современном информационном пространстве

Работа с взрослым населением также была отмечена в качестве приоритета:

Перспективными являются также разработка и внедрение специальных образовательных и просветительских программ, содержащих информацию об информационных угрозах, о правилах безопасного пользования детьми сетью "Интернет", средствах защиты несовершеннолетних от доступа к информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, предназначенных для родителей, работников системы образования, детских и юношеских библиотек и других специалистов, занятых обучением и воспитанием несовершеннолетних, организацией их досуга.

На данный момент федеральными органами исполнительной власти формируется план реализации данной Концепции до 2020 года, которая должна быть представлена до конца 2017 года.

Требования ФГОС в части обеспечения информационной безопасности детей

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в части результатов освоения основной образовательной программы также подчеркивает важность обучения детей навыкам и знаниям обучающихся в сфере информационной безопасности.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции) и развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) при получении основного общего образования должна обеспечивать формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и сети Интернет.

В свою очередь условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности.

Математика

В предметных результатах освоения основной образовательной программы по предметам «Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика» ФГОС в пункте №14 закрепляет следующее положение:
Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права

Конечно же, соответствующие метапредметные результаты и предметные умения отражены в дисциплине «Информатика»:

  1. требование формирования навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;
  2. умения использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  3. понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете и т.п.

угрозы

Рассмотрим основные виды информационных угроз, с которыми сталкиваются как дети, так и взрослые.

Компьютерные вирусы

Компьютерный вирус – это разновидность компьютерных программ, отличительной чертой которой является способность к размножению.

В дополнение к этому, вирусы могут повредить или уничтожить все файлы и данные, подконтрольные пользователю, от имени которого была запущена заражённая программа, а также повредить или даже уничтожить операционную систему со всеми файлами в целом. В большинстве случаев распространяются вирусы через интернет.

Методы защиты от вредоносных программ:

  1. Используйте современные операционные системы, имеющие серьёзный уровень защиты от вредоносных программ;
  2. Постоянно устанавливайте пачти (цифровые заплатки, которые автоматически устанавливаются с целью доработки программы) и другие обновления своей операционной системы. Скачивайте их только с официального сайта разработчика ОС.
  3. Если существует режим автоматического обновления, включите его;
  4. Работайте на своем компьютере под правами пользователя, а не администратора. Это не позволит большинству вредоносных программ инсталлироваться на твоем персональном компьютере;
  5. Используйте антивирусные программные продукты известных производителей, с автоматическим обновлением баз;
  6. Ограничьте физический доступ к компьютеру для посторонних лиц;
  7. Используйте внешние носители информации, такие как флешка, диск или файл из интернета, только из проверенных источников;
  8. Не открывайте компьютерные файлы, полученные из ненадёжных источников.

Сети WI-FI

Wi-Fi - это не вид передачи данных, не технология, а всего лишь бренд, марка. Еще в 1991 году нидерландская компания зарегистрировала бренд WECA, что обозначало словосочетание Wireless Fidelity, который переводится как «беспроводная точность».

До нашего времени дошла другая аббревиатура, которая является такой же технологией. Это аббревиатура Wi-Fi. Такое название было дано с намеком на стандарт высший звуковой техники Hi-Fi, что в переводе означает «высокая точность».

Многие эксперты считают, что общедоступные Wi-Fi сети не являются безопасными.

Советы по безопасности работе в общедоступных сетях Wi-fi:

  1. Не передавайте свою личную информацию через общедоступные Wi-Fi сети. Работая в них, желательно не вводить пароли доступа, логины и какие-то персональные данные;
  2. Используйте и обновляйте антивирусные программы и брандмауэр. Тем самым Вы обезопасите себя от закачки вируса на твое устройство;
    При использовании Wi-Fi отключите функцию «Общий доступ к файлам и принтерам».
  3. Данная функция закрыта по умолчанию, однако, некоторые пользователи активируют её для удобства использования в работе;
  4. Не используйте публичный WI-FI для передачи личных данных, например, для выхода в социальные сети или в электронную почту;
  5. Используйте только защищенное соединение через HTTPS, а не НТТР, т. е. при наборе веб-адреса вводите именно «https://»;
  6. В мобильном телефоне отключите функцию «Подключение к Wi-Fi автоматически». Не допускайте автоматического подключения устройства к сетям Wi-Fi без вашего согласия.

Социальные сети

Социальные сети активно входят в нашу жизнь, многие люди работают и живут там постоянно, а в Facebook уже зарегистрирован миллиард человек, что является одной седьмой всех жителей планеты.

Многие пользователи не понимают, что информация, размещенная ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, в том числе необязательно с благими намерениями.

Основные советы по безопасности в социальных сетях:

  1. Ограничьте список друзей. У вас в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей;
  2. Защищайте свою частную жизнь. Не указывайте пароли, телефоны, адреса, дату рождения и другую личную информацию;
  3. Если Вы говорите с людьми, которых не знаете, то не используйте свое реальное имя и другую личную информации: имя, место жительства и другие данные;
  4. Избегайте размещения фотографий в интернете, где Вы изображены на местности, по которой можно определить ваше местоположение;
  5. При регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли, состоящие из букв и цифр и с количеством знаков не менее 8;
  6. Для социальной сети, почты и других сайтов необходимо использовать разные пароли. Тогда если Вас взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не во все сразу.

лектронные деньги

Электронные деньги — это очень удобный способ платежей, однако существуют мошенники, которые хотят получить эти деньги.

Электронные деньги появились совсем недавно и именно из-за этого во многих государствах до сих пор не прописано про них в законах.

В России же они функционируют и о них уже прописано в законе, где их разделяют на несколько видов – анонимные и не анонимные. Разница в том, что анонимные - это те, в которых разрешается проводить операции без идентификации пользователя, а в неанонимных идентификации пользователя является обязательной.

Также следует различать электронные фиатные деньги (равны государственным валютам) и электронные нефиатные деньги (не равны государственным валютам).

Основные советы по безопасной работе с электронными деньгами:

  1. Привяжите к счету мобильный телефон. Это самый удобный и быстрый способ восстановить доступ к счету. Привязанный телефон поможет, если забудете свой платежный пароль или зайдете на сайт с незнакомого устройства;
  2. Используйте одноразовые пароли. После перехода на усиленную авторизацию Вам уже не будет угрожать опасность кражи или перехвата платежного пароля;
  3. Выберите сложный пароль. Преступникам будет непросто угадать сложный пароль.
  4. Надежные пароли — это пароли, которые содержат не менее 8 знаков и включают в себя строчные и прописные буквы, цифры и несколько символов, такие как знак доллара, фунта, восклицательный знак и т. п. Например, $tR0ng!;;
  5. Не вводите свои личные данные на сайтах, которым не доверяете.

Электронная почта

Электронная почта — это технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений, которые распределяются в компьютерной сети.

Обычно электронный почтовый ящик выглядит следующим образом: имя_пользователя@имя_домена.

Кроме передачи простого текста, имеется возможность передавать файлы.

Основные советы по безопасной работе с электронной почтой:

  1. Надо выбрать правильный почтовый сервис. В интернете есть огромный выбор бесплатных почтовых сервисов, однако лучше доверять тем, кого знаете и кто первый в рейтинге;
  2. Не указывайте в личной почте личную информацию. Например, лучше выбрать «музыкальный_фанат@» или «рок2013» вместо «тема13»;
    Используйте двухэтапную авторизацию. Это когда помимо пароля нужно вводить код, присылаемый по SMS;
  3. Выберите сложный пароль. Для каждого почтового ящика должен быть свой надежный, устойчивый к взлому пароль;
  4. Если есть возможность написать самому свой личный вопрос, используйте эту возможность;
  5. Используйте несколько почтовых ящиков. Первый для частной переписки с адресатами, которым Вы доверяете. Этот электронный адрес не надо использовать при регистрации на форумах и сайтах;
  6. Не открывайте файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от ваших друзей или коллег;
  7. После окончания работы на почтовом сервисе перед закрытием вкладки с сайтом не забудьте нажать на «Выйти».

Кибербуллинг или виртуальное издевательство

Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.

Основные советы по борьбе с кибербуллингом:

  1. Не бросаться в бой. Если отвечать оскорблениями на оскорбления, то только еще больше можно разжечь конфликт;
  2. Управляйте своей киберрепутацией;
  3. Анонимность в сети мнимая. Существуют способы выяснить, кто стоит за анонимным аккаунтом;
  4. Игнорируйте единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать. Обычно агрессия прекращается на начальной стадии;
  5. Бан агрессора. В программах обмена мгновенными сообщениями, в социальных сетях есть возможность блокировки отправки сообщений с определенных адресов;

Мобильный телефон

Современные смартфоны и планшеты содержат в себе вполне взрослый функционал, и теперь они могут конкурировать со стационарными компьютерами. Однако, средств защиты для подобных устройств пока очень мало.

Тестирование и поиск уязвимостей в них происходит не так интенсивно, как для ПК, то же самое касается и мобильных приложений.

Современные мобильные браузеры уже практически догнали настольные аналоги, однако расширение функционала влечет за собой большую сложность и меньшую защищенность.

Далеко не все производители выпускают обновления, закрывающие критические уязвимости для своих устройств.

Основные советы для безопасности мобильного телефона:

  1. Ничего не является по-настоящему бесплатным. Будьте осторожны, ведь когда предлагают бесплатный контент, в нем могут быть скрыты какие-то платные услуги;
  2. Необходимо обновлять операционную систему смартфона;
  3. Используйте антивирусные программы для мобильных телефонов;
    Не загружайте приложения от неизвестного источника, ведь они могут содержать вредоносное программное обеспечение;
  4. Периодически проверяйте какие платные услуги активированы на номере;
  5. Давайте свой номер мобильного телефона только людям, которых Вы знаете и кому доверяете;
  6. Bluetooth должен быть выключен, когда Вы им не пользуетесь.

Фишинг или кража личных данных

Обычной кражей денег и документов сегодня уже никого не удивишь, но с развитием интернет-технологий злоумышленники переместились в интернет, и продолжают заниматься «любимым» делом.

Так появилась новая угроза: интернет-мошенничества или фишинг, главная цель которого состоит в получении конфиденциальных данных пользователей — логинов и паролей. На английском языке phishing читается как фишинг (от fishing — рыбная ловля, password — пароль).

Основные советы по борьбе с фишингом:

  1. Следите за своим аккаунтом. Если Вы подозреваете, что ваша анкета была взломана, то необходимо заблокировать ее и сообщить администраторам ресурса об этом как можно скорее;
  2. Используйте безопасные веб-сайты, в том числе, интернет-магазинов и поисковых систем;
  3. Используйте сложные и разные пароли;
  4. Если Вас взломали, то необходимо предупредить всех своих знакомых, которые добавлены у Вас в друзьях, о том, что Вас взломали и, возможно, от вашего имени будет рассылаться спам и ссылки на фишинговые сайты;
  5. Установите надежный пароль (PIN) на мобильный телефон;
  6. Отключите сохранение пароля в браузере;
  7. Не открывайте файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от друзей или коллег.

История информатизации российского образования

 

Считается, что информатизация образования и повышение цифровых навыков педагогов как проблематика возникла только в ходе первого десятилетия нашего века, однако, данная тема имеет более долгую историю.

В середине XX в. технический прогресс создавал необходимость обновления образования с повышением его эффективности через совершенствование механизмов и методик обучения. Цели обучения также изменились – с обучения грамоте возникла потребность в развитии творческого потенциала, познавательной активности и самостоятельности обучаемых.

Решить эту проблему должен был инновационный подход – информатизация образования.

Родоначальником отечественной информатизации образования является учитель математики московской школы №444 Семён Исаакович Шварцбурд, который в 1959 впервые в мире начал учить старшеклассников вычислительной математике и программированию на регулярной основе.

А официальная история информатизации отечественного образования началась в началась в 1985 году, когда было принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 28.03.1985 № 271 «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс».

Постановление включало такие мероприятия как:
1. о введении информатики во все школы;
2. о появлении программ обучения педагогов по предмету «Информатика»;
3. о направлении в школы различных компьютеров как советского производства, так и зарубежного

В то же время создается Российский фонд компьютерных учебных программ (РОСФОКОМП) при Институте информатизации образования. Надо отметить, что именно данный фонд стал первый государственным учреждением, который занимался регистрацией как это принято сейчас называть программного обеспечения (ПО) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для учреждений образования.

Именно тогда для реализации информатизации появился такой знакомый в наше время термин как "компьютерная грамотность". Термин означал владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, а также понимание основных идей информатики и роли информационных технологий в развитии общества.

История информатизации российского образования

 

Уже в 1990 году была разработана и опубликована концепция информатизации образования, которая обозначила цель информатизации – подготовить человека к полноценной жизни в условиях информационного общества.

В документе также были определены четыре наиболее важные задачи:

  • Подготовка специалистов для профессиональной деятельности в информационной среде общества, владеющих новыми информационными технологиями.
  • Формирование в обществе новой информационной культуры.
  • Фундаментализация образования за счет его существенно большей информационной ориентации и изучения фундаментальных основ информатики.
  • Формирование у людей нового информационного мировоззрения.

В связи с определенными политическим событиям, принятие Программы было отложена до 1993 года, сама она изменилась как содержательно, так и по времени ее действия – Программа была рассчитана всего на два года, с 1994 по 1995 год.

В соответствии с этой Концепцией работы по информатизации образования проводились по двум основным направлениям:

  • Информатизация процесса обучения и воспитания;
  • Информатизация научных исследований в высшей школе.

Для реализации Концепции предполагалось проведение исследований, организация методического сопровождения процесса внедрения и проведение мониторингов.

Локомотивом данного процесса должны были стать региональные центры новых информационных технологий, который были созданы на базе высших учебных заведений практически во всех регионах уже России.

Эффект от реализации Концепции и работы в данном направлении был представлен на Международном Конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика», который прошел в Москве 1-5 июля 1996 г. Отметим для исторической справки, что согласно рекомендациям этого же мероприятия в Москве в 1998 году был создан Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.

История информатизации российского образования

 

В августе 1996 года было создано единое Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, которое объединило Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию. Новое Министерство уже имело определенный практический опыт по данному вопросу, в том числе негативный, а на международный опыт, развиваясь от российского самостоятельно выдвигал новые практики.

Именно поэтому в 1996 году Министерством было принято решение о разработке новой единой Концепции информатизации сферы образования России, которая после широкого общественного обсуждения в педагогическом сообществе была принята в 1998 году.

Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации была презентована

5 мая 1998 года на пленарном заседании секции № 8 "Информационные технологии в образовании и науке" в рамках Первого международного конгресса-выставки "Образование - 98", прошедшая в Москве 4-7 мая 1998 г.

Одним из основных направлений стало создание и развитие системы дистанционного образования, однако, уже из-за экономической ситуации реализация данной Концепции была отложена до 2000 года.

Однако, на местах разрабатываются и начинают реализовываться региональные и даже локальные программы информатизации образования. Вопросы финансирования было отдано на откуп самих разработчиков и осуществлялось из различных источников: местные бюджеты, внебюджетные средства организаций, поддержка со стороны различных фондов и т. д.

История информатизации российского образования

 

После дефолта и появление у федерального центра сил и средств начинается и реализация Концепции, регулирование и финансирование.

Тогда Постановлением Правительства РФ №498 от 23.5.95 в 2000 г. были организованы два совета (межведомственный по открытому образованию и по дистанционному обучению в сфере профессионального образования). А в 2001 году во исполнение поручения Президента от 1 сентября 2000 году № Пр-1769 и Постановления Правительства РФ № 224 от 23.3.01 Минобразованием России определены основные мероприятия проекта "Компьютеризация сельских школ - 2001". Появляются конкурсные процедуры, позволяющие закупать технику регионам для школ.

Тогда же Минобразованием России подготовлена и утверждена Постановлением Правительства РФ № 630 от 28.8.01 ФЦП "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 - 2005 годы" (РЕОИС).

В ней предусматриваются обеспечение учреждений современными аппаратно-программными средствами, развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступ к информационным ресурсам и гарантийное обслуживание техники, повышение соответствующей квалификации работников образования, разработка электронных обучающих средств, позволяющих дистанционно учащимся и педагогам обучаться, а лучшим педагогам - обучать.

А также были определены основные векторы развития:

  • Подготовка кадров для информационного общества.
  • Развитие электронных образовательных ресурсов (ОЭР).
  • Компьютеризация и коммуникационное обеспечение образования.
  • Поддержка региональных программ информатизации.
  • Развитие информационно-коммуникационных технологий управления образованием.

А 10 января 2003 Президент РФ утвердил ФЗ №11-ФЗ о поправках по дистанционной образовательной технологии, а Минобразование России утвердило методику по организации дистанционного обучения в учреждениях профессионального образования и лицензионные нормативы. Именно тогда официально в России появилось дистанционное обучение.

История информатизации российского образования

 

При выполнении показателей программ начался пересмотр и реформа образования – Россия в 2002 году присоединилась к Болонскому соглашению. Информатизация должна была стать главным средством реформы образования, которое должно было происходить за счет:

  • Оснащение образовательных учреждений современными средствами информатики и использование их в качестве нового педагогического инструмента, позволяющих существенным образом повысить эффективность образовательного процесса;
  • Использование современных средств информатики, информационных телекоммуникаций и баз данных для информационной поддержки образовательного процесса, обеспечения возможности удаленного доступа педагогов и учащихся к научной и учебно-методической информации;
  • Развитие и все более широкое распространение дистанционного образования.

Данные процессы были положены за основы в программы «Научное, научно-методическое обеспечение развития технологий информационного общества и индустрии образования на 2003-2004 гг., «Создание системы открытого образования (СОО) на 2003-2004 гг.» и специализированной ФЦП "Электронная Россия на 2002-2010".

В 2005 году был принят президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Образование», который по направлению "Внедрение современных образовательных технологий" включал:

  • разработка и размещение в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов;
  • подключение школ к сети Интернет;
  • приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования;
  • оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием.

История информатизации российского образования

 

Для продолжения уже недействующих программ и обновления концепции информатизации в 2005 году Правительством была принята ФЦП «Развития образования на 2006-2010 годы» (ФЦПРО). Информатизация рассматривалась также как решение по созданию качественного образования и скорее продолжала действия государства в данном направлении.

Например, в рамках ФЦП было заложено:

  • создание электронных образовательных ресурсов нового поколения и применение новых технологий в образовании – так был создан Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР), который стал координатором (ЭОР) нового поколения;
  • подготовка кадров для информационного сообщества;
  • компьютеризация и коммуникационное обеспечение, развитие информационных систем управления образованием.

В 2010 году была запущена новая государственная программа «Информационное общество», реализация которой рассчитана до 2020 года. Например, среди необходимых действий в сфере образования для развития информационного общества в России указаны такие мероприятия, как:

  • Увеличение скорости доступа учреждений образования к сети Интернет.
  • Обучение преподавательского состава использованию информационных технологий.
  • Внедрение в школах отечественного программного обеспечения с правом на его использование, копирование, изменение его исходных текстов и распространение (далее - свободное программное обеспечение).
  • Оснащение рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся на дому, современной компьютерной техникой и подключением к сети Интернет.
  • Обеспечить эффективное использование обучаемыми и обучающими информационных образовательных ресурсов не только России, но и мирового сообщества.

В области непосредственно образования также был запущен важный проект - Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утверждённая Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 4 февраля 2010 года.

История информатизации российского образования

 

Наша новая школа закрепляла информатизацию в качестве ключевого направления развития общего образования – образовательные организации должны были поддерживать практику использования современных информационных образовательных технологий в образовательном процессе для воспитания человека, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Для этого школа должна иметь современную инфраструктуру - медиатеки и библиотеки, высокотехнологичное учебное оборудование, широкополосный Интернет, учебники и интерактивные учебные пособия и т.д.

Дистанционное образование также было указано в качестве приоритета государственной политики в области образования:

«Ученикам будет предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том числе в рамках дополнительного образования. Это особенно важно для малокомплектных школ, для удалённых школ, в целом для российской провинции» - раздел «6. Расширение самостоятельности школ».

Вместе с документами стратегического планирования претерпело изменение и законодательство. В 2012 году был принят новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором вопросы дистанционного обучения выделены в специальную статью №16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

На основе положения закона в 2014 году было принято Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2125-р "Об утверждении Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам", которое выразилось в создании государственной системе сбора и хранении информации об обучающихся — АИС «Контингент».

В дальнейшем была принята Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, среди различных результатов которой должно стать внедрение образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в различных социокультурных условиях, в том числе для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети- инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья).

Последним фундаментальным документов в данной сфере стал Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который был утверждён Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 25 октября 2016 года.

Цель проекта - создать к 2018 году условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы до 11 млн. человек к концу 2025 года.

Проект рассчитан в первую очередь на развитие дистанционного образования студентов и включает такие направления работ, как создание государственных сервисов и интеграционных решений, нормативно-правовое обеспечение развития онлайн-обучения и создание системы оценки качества онлайн-курсов.

Государственные требования к цифровой компетентности педагога

 

Государство предъявляло требования не только к системе образования, но к самим педагогам – требования к ИКТ-компетентности учителей зафиксированы на уровне государственных квалификационных требований.

Еще в приказе Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 N 593"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" термин «Информационная компетентность» была прописана в качестве одной из основных составляющих компетентности как руководителей, так и педагогических работников:

Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

В дальнейшем уже в приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" подчеркивается положение о необходимости формирования навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями:

Так в разделе «Необходимые умения» учителя и воспитателя владение ИКТ-компетентностями указывается как:

  • общепользовательская ИКТ-компетентность;общепедагогическая ИКТ-компетентность;
  • предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

Государственные требования к цифровой компетентности педагога

 

ФГОС также предъявляет требования в этой части. Так информационно-методическим условием реализации основной образовательной программы общего образования являются современная информационно-образовательная среда, которая включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность должна обеспечивать:

  • информационно-методическую поддержку образовательной деятельности;
  • планирование образовательной деятельности и её ресурсного обеспечения;
  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности;
  • мониторинг здоровья обучающихся;
  • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;дистанционное взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность, с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников организации, осуществляющей образовательную деятельность в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Что такое "ИКТ-компетентность" и зачем она нужна педагогу?

 

Как мы уже с Вами прочитали в профессиональном стандарте закреплено определение что такое ИКТ компетентность педагога.

Обратим внимание на разницу термина ИКТ- компетентность и таких терминов, как «Компьютерная грамотность», информационная культура, информационно-коммуникационная (ИКТ) компетентность и информационная грамотность.

ИКТ- компетентность, включает все вышеуказанные термины. Так грамотность в данной сфере это знание о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей. ИКТ-компетентность — это уже эффективное применение и использование информационных инструментов в педагогической деятельности.

Однако, есть и другие трактовки данного термина:

  • В.Ф. Бурмакина: «ИКТ-компетентность – уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной, образовательной и иной деятельности»
  • А.А. Елизаров: «ИКТ-компетентность – это совокупность знаний, умений и опыта деятельности, причём именно наличие такого опыта является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций»№
  • О.Н. Шилова и М.Б. Лебедева «ИКТ-компетентность – это способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий»;
  • Л.Н.Горбунова и А.М. Семибратов: «ИКТ-компетентность – это готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности"».

Профессиональный стандарт указывает на следующее содержание данной компетентности:

  • общепользовательская ИКТ-компетентность;
  • общепедагогическая ИКТ-компетентность (это общие направления использования информационных технологий в процессах обучения и воспитания);
  • предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающие особенности учебных предметов (физики, математики, биологии, литературы, иностранного языка, истории и др.).

Что такое "ИКТ-компетентность" и зачем она нужна педагогу?

 

Рассмотрим содержание компетентности более подробно:

Общепользовательский компонент

  • Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.
  • Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).
  • Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.
  • Клавиатурный ввод.
  • Аудио-видео-текстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).
  • Навыки поиска в Интернете и базах данных.
  • Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.

Что такое "ИКТ-компетентность" и зачем она нужна педагогу?

 

Общепедагогический компонент

Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:

  • Планирования и объективного анализа образовательного процесса.
  • Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).
  • Организации образовательного процесса:
  • выдача заданий учащимся,
  • проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в соответствии с заданной системой критериев,
  • составление и аннотирование портфолио учащихся и собственного,
  • дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором
  • организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования
  • ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве,
  • следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата),
  • используют предоставленные им инструменты информационной деятельности.
  • Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.
  • Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде.
  • Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий.
  • Визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и других диаграмм, видео монтажа.
  • Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.
  • Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.
  • Учет общественного информационного пространства, в частности, молодежного.
  • Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся.
  • Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья.

Что такое "ИКТ-компетентность" и зачем она нужна педагогу?

 

Предметно-педагогический компонент

  • После формулировки элемента компетентности в скобках указаны предметы и группы предметов, в которых этот элемент используется.
  • Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
  • Получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления экспериментальных данных (естественные и математические науки, география).
  • Обработка числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
  • Геолокация. Ввод информации в геоинформационные системы. Распознавание объектов на картах и космических снимках, совмещение карт и снимков (география, экология, экономика, биология).
  • Использование цифровых определителей, их дополнение (биология).
  • Знание качественных информационных источников своего предмета, включая:
  • Литературные тексты и экранизации, o исторические документы, включая исторические карты .
  • Представление информации в родословных деревьях и на линиях времени (история, обществознание).
  • Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения (музыка).
  • Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования (искусство, технология, литература).
  • Конструирование виртуальных и реальных устройств с цифровым управлением (технология, информатика).
  • Поддержка учителем реализации всех элементов предметно-педагогического компонента предмета в работе учащихся.

Что такое "ИКТ-компетентность" и зачем она нужна педагогу?

 

Сегодня вместо ИКТ-компактности все больше говорят о цифровой грамотности педагогических работников.

Так цифровая грамотность – это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета
Основные аспекты цифровой грамотности это:

 

  • цифровое потребление (активное использование мобильного и стационарного интернета, интернет-СМИ, социальных сетей, госуслуг, телемедицины и облачных технологий).
  • цифровые компетенции (навыки и умения поиска информации, использования цифровых устройств, функционала социальных сетей, проведение финансовых операций и интернет-покупок и производство мультимедийного контента.
  • цифровая безопасность (обеспечение собственной защиты персональных данных, использование надежных паролей, легального контента и хранения информации.

Канадский центр цифровой и медиаграмотности сформулировал критерии достижения цифровой грамотности:

  • медиаграмотность: критическое отношение к массмедиа;
  • информационная грамотность: навыки поиска нужной информации и инструментов работы с ней, умение быстро освоить эти инструменты;
  • коммуникативная компетентность: навыки общения с другими пользователями;
  • креативная компетентность: навыки производства информации в ее разнообразных формах и форматах.

Основные аспекты использования ИКТ в деятельности педагога

 

Многие не знают, что именно такая структура компетентности и все формулировки взяты из Рекомендации ЮНЕСКО «Структура ИКТ-компетентности учителей», 2011г.

Рекомендации ЮНЕСКО подчеркивают, что современному учителю недостаточно быть технологически грамотным и уметь формировать соответствующие технологические умения и навыки у своих учеников. Современный учитель должен быть способен помочь учащимся использовать ИКТ для того, чтобы успешно сотрудничать, решать возникающие задачи, осваивать навыки учения и в итоге стать полноценными гражданами и работниками.

В структуре компетенций ЮНЕСКО выделяются 6 аспектов (сторон) работы преподавателя:

  • понимание роли ИКТ в образовании;
  • учебная программа и оценивание;
  • педагогические практики;
  • технические и программные средства ИКТ;
  • организация и управление образовательным процессом;
  • профессиональное развитие.

С каждым из выделенных аспектов связывается три подхода к информатизации образовательного учреждения, которые обусловлены с соответствующими стадиями профессионального развития педагогов, осваивающих работу в ИКТ-насыщенной образовательной среде:

  • «Применение ИКТ» – требует от учителей способности помогать учащимся пользоваться ИКТ для повышения эффективности учебной работы.
  • «Освоение знаний» – требует от учителей способности помогать учащимся в глубоком освоении содержания учебных предметов, применении полученных знаний для решения комплексных задач, которые встречаются в реальном мире.
  • «Производство знаний» – требует от учителей способности помогать учащимся, будущим гражданам и работникам, производить новые знания, которые необходимы для гармоничного развития и процветания общества.

Применение ИКТ

Освоение знаний

Производство знаний

Понимание роли ИКТ в образовании

Знакомство с образовательной политикой

Понимание образовательной политики

Инициализация инноваций

Учебная программа и оценивание

Базовые знания

Применение знаний

Умения жителя общества знаний

Педагогические практики

Использование ИКТ

Решение комплексных задач

Способность к самообразованию

Технические и программные средства Икт

Базовые инструменты

Сложные инструменты

Распространяющие технологии

Организация и управление образовательным процессом

Традиционные формы учебной работы

Группы сотрудничества

Обучающаяся организация

Профессиональное развитие

Компьютерная грамотность

Помощь и наставничество

Учитель как мастер учения

 

В документе ЮНЕСКО описывается содержание каждой ячейки таблицы, а также приводятся примеры контента модулей для каждого подхода.

Рекомендации также содержат информацию об этапах обучения, каждым из которых должен овладеть учитель для более эффективного использования ИКТ непосредственно в учебных классах в процессе обучения:

  • Цель первого этапа «Развитие технологической грамотности» заключается в предоставлении учащимся возможности использовать ИКТ для более эффективного освоения знаний в процессе обучения.
  • Цель второго этапа «Освоение знаний» дать учащимся возможность приобрести более глубокие знания по школьным предметам для применения их в дальнейшем для решения сложных проблем современного мира.
  • Цель третьего этапа «Создание или производство знаний» способствовать обеспечению возможности для учащимся, как будущей рабочей силе, получить навыки для воспроизводства знаний, необходимых для творческого подхода к решения проблем современного быстро меняющегося мира.

Основные аспекты использования ИКТ в деятельности педагога

 

В рекомендациях также представлена модель оценки уровня информатизации каждой школы.

Так в модели выделены четыре подхода к процессу информатизации школы, которые нередко выступают как последовательные этапы этого процесса, а именно:

  • зарождение (emerging);
  • внедрение (applying);
  • распространение (infusing);
  • трансформация (transforming).

Зарождение характерно для школ, которые приступают к освоению ИКТ, когда внятной продуманной программы информатизации нет ни в самой школе, ни на верхних уровнях управления образованием. В подобной ситуации, например, оказались многие отечественные сельские школы, получившие компьютеры в рамках президентской программы. В таких школах педагоги осваивают ИКТ, не меняя принципов организации образовательного процесса.

Внедрение характерно для школ, где педагоги понимают важность ИКТ для решения задач образовательной подготовки школьников. В таких школах учителя и администраторы применяют компьютеры при решении традиционно стоящих перед ними задач. Они используют ИКТ для подготовки документов, раздаточных материалов и презентаций. Школьники осваивают компьютер в рамках специальных учебных занятий. Вместе с тем традиционная организация учебного процесса остается практически неизменной.

Распространение характерно для школ, где педагоги выявляют пути повышения эффективности своей работы за счет использования ИКТ. В этих школах начинается интеграция учебных дисциплин. Перед учащимися ставятся задачи, которые требуют применения полученных знаний в реальных условиях. Материалы для учебного процесса берутся не только из учебников и хрестоматий, но и из других источников (включая средства массовой информации и Интернет). Школьники используют средства ИКТ, которые облегчают их учебную работу, помогают продемонстрировать полноценность и практическую применимость приобретаемых знаний. Гибкая организация учебного процесса позволяет полнее учитывать индивидуальные особенности школьников, их интересы и учебные стили. Учащиеся берут на себя ответственность за ход и результаты учебной работы, ее оценку. Школа полнее вовлекает в свою работу местное сообщество, превращая окружение в составную часть образовательной среды .

Трансформация характерна для школ, где творчески используют ИКТ для переосмысления (трансформации) образовательной среды. Использование ИКТ становится повседневным делом, что повышает эффективность работы всех субъектов образовательного процесса. Акцент делается на развертывании индивидуальной деятельности ученика, на решении школьниками практических задач с использованием материалов из различных учебных предметов и средств ИКТ.

Основные аспекты использования ИКТ в деятельности педагога

 

Каждый из перечисленных подходов (или этапов) к процессу информатизации школы можно описать с помощью отдельных характеристик ее работы. В Модели UNESCO выделяется восемь таких характеристик:

  • инициаторы (vision);
  • образовательная концепция (learning pedagogy);
  • планирование (development plans and policies);
  • оборудование и ресурсы (facilities and resources);
  • место в учебном плане (understanding of curriculum);
  • ИКТ-подготовка работников школы (professional development for staff);
  • связь с общественностью (community);
  • оценка (assessment).

Характеристика «Инициаторы» описывает формирование представлений о желаемом будущем и целях, как отдельных педагогов, так и школы в целом. По мере развития процесса информатизации миссия школы в области ИКТ формулируется все более отчетливо. Это помогает членам педагогического коллектива представить образ желаемого будущего для своей школы и создает основу для принятия соответствующих управленческих решений.

Характеристика «Образовательная концепция фиксирует способы организации образовательного процесса, типичные взаимодействия между учащимися и педагогами, что в значительной степени предопределяет процесс внедрения ИКТ. При традиционном дидактическом подходе учитель считает себя основным носителем содержания в своей предметной области. Его задача – донести это содержание до учеников. Поэтому он использует ИКТ, прежде всего, для «доставки» учебного материала. Напротив, образовательная концепция, ориентированная в первую очередь на нужды учащихся (learner-centered philosophy), исходит из того, что содержание учения поступает к ним из многих источников. Понятно, что при таком подходе ИКТ и цифровые образовательные ресурсы рассматриваются, прежде всего, как инструмент учебной работы школьников.

Характеристика «Планирование» фиксирует способ превращения общих представлений о желаемом будущем и целей в практические планы информатизации школы в соответствии с принятой образовательной концепцией.

Характеристика «Оборудование и ресурсы» описывает условия использования ИКТ для формирования учебной среды в школе. К оборудованию относятся такие инфраструктурные элементы, как электроснабжение, мебель, каналы связи для доступа Интернет и пр. Недостаточно эргономичная мебель, например, может не только снизить эффективность использования ИКТ, но и повредить здоровью учащихся. К ресурсам относятся все технологические устройства (системные блоки, мониторы, периферийные устройства и т.п.), а также программные средства, цифровые образовательные ресурсы, аудио- и видеозаписи, различная документация (включая бумажные справочники, технические руководства и пр.).

Основные аспекты использования ИКТ в деятельности педагога

 

Характеристика «Место в учебном плане» показывает, насколько интенсивно ИКТ включены в систематическую учебную работу. В зависимости от принятого школой подхода к процессу информатизации (или этапа развертывания этой работы) место ИКТ в учебном плане может существенно меняться.

Характеристика «ИКТ-подготовка работников школы» фиксирует меняющиеся акценты в содержании профессиональной подготовки педагогов. Спектр этих изменений включает в себя начальное знакомства с ИКТ, формирование технологической грамотности и педагогической ИКТ-компетентности педагогов, а также овладение новыми педагогическими технологиями, которые непосредственно не связаны с ИКТ, но стали возможны в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды.

Характеристика «Связь с общественностью» описывает вовлеченность местного сообщества в работу школы. В процессе информатизации школы эта вовлеченность меняется, в том числе и качественно. На начальных этапах (Зарождение и Внедрение) связи школы и сообщества традиционны: школа эпизодически ищет помощи в покупке нового оборудования, его ремонте и т.п. На последующих этапах (Распространение и Трансформация) образовательная среда все больше выходит за пределы школьного здания. Школа вовлекает в свою работу не только отдельных родителей, но и все местное сообщество (предприятия, культурные и религиозные организации и т.п.), превращаясь в его образовательный ресурс, в один из центров общественной жизни.

Характеристика «Оценка» фиксирует изменение оценки работы школы и оценки достижений учащихся. Обе оценки тесно переплетаются. Что касается оценки достижений учащихся, то в процессе информатизации школы происходит смена не только инструментов, но и методов измерения. Так, работа с карандашом и бумагой заменяется работой на компьютере. Учителя переходят от констатирующего оценивания к формирующему, от формальных методов (тесты успешности) к аутентичным (оценивание результатов проектной работы учащихся, формирование портфолио). Оценка, выставляемая учителем, все более замещается самооценкой и оценками, которые дают учащемуся другие члены учебного сообщества.

Основные аспекты использования ИКТ в деятельности педагога

 

 

Зарождение

Внедрение

Распространение

Трансформация

Инициаторы

Отдельные энтузиасты, которые используют ИКТ для решения частных задач.

Преподаватели информатики и отдельные энтузиасты.

Многие учителя-предметники, использующие ИКТ в своих предметных областях при поддержке администрации.

Ведущая роль руководства школы, поддержка педагогического коллектива, активность сетевого сообщества.

Образовательная концепция

Доминирует традиционный дидактический подход.

Доминирует традиционный дидактический подход. Информатика изучается как отдельный предмет.

Традиционный дидактический подход перестает доминировать. Возникает ориентация на нужды учащихся, групповую работу и сотрудничество.

Воспитание критически мыслящего гражданина, способного ответственно принимать решения. Мультимедийная учебная среда, учитывающая учебные стили, учебное сотрудничество, развивающее обучение (experiential learning).

Планирование

Отсутствует или носит фрагментарный характер. Расходы на ИКТ не планируются.

Носит ограниченный характер. Им занимаются специалисты по ИКТ. Решения принимаются централизованно, их цель –

поставка технических и программных средств. Автоматизируется существующая практика.

Ориентировано на использование ИКТ для развития отдельных учебных предметов. Используется подход «Разрешается». Бюджет всех мероприятий включает подготовку учителей-предметников.

Внедрение ИКТ является составной частью плана развития школы. В разработку этого плана вовлекаются учителя и школьники. Используется подход «Включая». Финансирование ИКТ является составной частью бюджета школы. Повышение квалификации в области ИКТ – составная часть всех программ повышения квалификации.

Оборудование

и ресурсы

Типичное рабочее место: компьютер и принтер. Оснащены отдельные рабочие места у администраторов и в отдельных классах. Используются игры и офисные приложения (текстовый процессор, электронные таблицы, презентационная графика, базы данных).

Компьютерные классы (лаборатории) для обучения информатике. Кроме компьютеров и принтеров, имеется и другая периферия. Ограниченный доступ в Интернет. Используются офисные приложения и программные средства для обучения ИКТ.

Компьютерные лаборатории и/или компьютеры в классах. Объединение компьютеров в сеть (Интранет). Использование Интернет. Насыщенные ресурсами учебные центры. Развитая периферия, которая включает цифровые камеры, сканеры, видео- и аудиомагнитофоны, портативные компьютеры, датчики для компьютерных лабораторий. Средства для видеоконференций. Офисные и предметно-ориентированные программные средства.  Цифровые учебные материалы по отдельным предметам. Авторские средства для создания видео-, аудио- и мультимедиаматериалов.

Школа как целое обеспечивает учение с использованием ИКТ, включая доступ к технологическим ресурсам и цифровым учебным материалам. Акцент на построении вариативных учебных сред. Широкий набор устройств для эффективной работы школьников с различными учебными стилями. Проведение «мозговых штурмов», групповая работа, конференции, учебное сотрудничество. Дистанционное обучение. Учебные материалы наWEB. Программное обеспечение для поддержки самостоятельной работы школьников.

Место в учебном плане

Овладение ИКТ-грамотностью и знакомство с программным обеспечением зависит от желания учителей.

ИКТ применяются в отдельных учебных предметах. Используются изолированные ЦОР, надуманные (возможные лишь в учебной ситуации) задания.

Освоение ИКТ связано с изучением различных учебных предметов. Для поддержки учебной работы используются виртуальные учебные среды (VLE), материалы из реальной жизни (практическое обучение), учебные образовательные проекты, связанные с решением конкретных проблем. Вся учебная работа происходит в ИКТ-насыщенной учебной среде

Работа с различными средами, включая виртуальные, непосредственно разворачивающиеся в реальном времени и микромиры. ИКТ является признанным педагогически средством. Учебный процесс развертывается параллельно в учебных классах и в Интернет (WEB).

ИКТ-подготовка работников

школы

Подготовка на основе личной заинтересованности.

Разовые мероприятия по обучению работников школы компьютерной грамотности.

Формирование профессиональных навыков с ориентацией на учебные дисциплины и их интеграцию на основе использования ИКТ.

ИКТ-подготовка по индивидуальным планам, которые составлены с учетом интересов педагогов; в ходе новаторской и творческой работы; в рамках учебных сообществ педагогов и школьников; с использованием самоконтроля.

Связь с общественностью

Случайная, по мере возникновения проблем. Поставка средств ИКТ (отдельные пожертвования).

Поиск грантов и подарков на развитие ИКТ в школе. Вовлечение в эту работу родителей.

Эпизодическую взаимопомощь (по запросу) оказывают предметно ориентированные учебные сообщества. Общение с помощью Интранет и Интернет.

Широкое образовательное сообщество (глобальное и местное, реальное и виртуальное) включает родителей, членов семей, предпринимателей, производственные предприятия, религиозные организации, университеты, профессиональные учебные заведения, общественные организации. Школа превращается в образовательный центр, который доступен физически и виртуально.

Оценка

Акцент на наличие оборудования и на исполнении бюджета.

Контролирующая оценка знаний, умений и навыков школьников проводится в рамках отдельных предметов учителями-предметниками. При оценке используются карандаш и бумага.

Контролирующая оценка знаний, умений и навыков школьников проводится в рамках отдельных предметов учителями-предметниками.

При оценке используются, в том числе, средства автоматизированного контроля.

Интегрированная оценка достижений школьников носит формирующий характер (содержит рекомендации для дальнейшей работы) и включает результаты обучения и воспитания. При оценке, наряду с другими средствами, используются средства мультимедиа для демонстрации достижений и портфолио. Процесс оценки основан на ответственности учащихся.

Непрерывная интегрированная оценка учебной работы школьников в рамках VLE рассматривает развитие учащегося как становящейся личности. При оценке используются, в том числе, результаты текущей практической работы (проекты) и подготавливаются рекомендации для дальнейшей работы учащихся над собой. В процесс оценки вовлекается сообщество учащихся.

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение информационной безопасности детей и подростков

Проблема сохранения физического, психического и нравственного здоровья ребенка в современном информационном мире. Необходимость повышения воспитательного потенциала семьи в решении данной проблемы. Ос...

Презентация работы по теме "Обеспечение информационной безопасности обучающихся в образовательной среде ОО

Презентация работы по теме "Обеспечение информационной безопасности обучающихся в образовательной среде ОО "...

Роль родителей в обеспечении информационной безопасности

Роль родителей в обеспечении информационной безопасности школьника...

Доклад-выступление «Обеспечение информационной безопасности детей» на педсовете от 09.04.2019

Дети и подростки — активные пользователи Интернета. Но при этом и наиболее уязвимые в социальном, информационном, экономическом, личном и многих других сферах при работе в информационном поле.Ка...

Круглый стол «проблема обеспечения информационной безопасности школьников в современной социальной ситуации развития»

Методическая разработка "круглого стола", направленного на обсуждение проблемы обеспечения психологической безопасности современного школьника всеми участниками образовательного процесса...