Даёшь «режим развития» в работе с родителями!
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Крылосова Елена Леонидовна

Даёшь «режим развития» в работе с родителями- тема выступления на ШМО классных руководителей. Для тех педагогов, кто хочет активизировать сотрудничество с главными участниками образовательного процесса в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shmo_klassn.ruk_._2017.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Еловская средняя общеобразовательная школа»

ШМО классных руководителей

Крылосова Е.Л., классный

руководитель 5 Б класса

Даёшь «режим развития» в работе с родителями!

От того, как проходят школьные годы, кто собирает утром ребенка в школу, помогает ему с домашними заданиями, повторяет с ним по дороге в школу учебный материал, спешит на собрания и мероприятия в школу с работы, организует школьные походы и поездки - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний школьник (в моём случае - пятиклассник).

Признаю приоритет семейного воспитания, строю воспитательную систему с детьми и их родителями на двух ключевых принципах - «сотрудничество» и «взаимодействие»: трудимся СОвместно, действуем ВЗАИМНО ради детей.

Воспитательные функции школы и семьи различны, но их нужно соединить для получения взаимодействия. В этом важная и основная функция классного руководителя. Роль института семьи в формировании личности не заменит никто и ничто, будь «ты семи пядей во лбу» и самой высшей категории. ТОЛЬКО в семье происходит социализация, формируется мировоззрение воспитанника. Непросто бывает классному руководителю создать триединство «родители-дети-школа»:

1. любое мероприятие – через сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать; и через взаимодействие, то есть с помощью общения.

Например, дело класса «Новый год». Сначала на равных разговор- что хотим, анкетируем , обрабатываем, доносим информацию о результатах до детей и до родителей. С родителями через общение договариваемся, что раз дети хотят побольше конкурсов с призами – создаём его, обговариваем ответственных и сумму. С ответственным классом работаем над сценарием по принципу КТД- сбор идей и предложений, определение тематики и формы проведения. Далее – снова выход на детей, разговор на равных, согласны ли с предложенными домашними заданиями, выслушиваем предложения, делаем ВСЕХ соучастниками. Обучение детей организации и проведению праздников на большую аудиторию –дело непростое, но очень важное, они преодолевают очень много языковых, возрастных комплексов, получают опыт профессий артистов, сценаристов, ведущих, аниматоров и т.п. После праздника – анализ, что удалось, что не получилось, на что обратим внимание в следующий раз. Разговор с родителями – есть ли вопросы, обсуждение, чем более открыта ТЕМА – тем больше ДОВЕРИЯ.

2. в любом школьном деле - создаём условия для участия родителей.

Например, работа родительского комитета. Настраиваем на открытый диалог в любое удобное время- через соцсети, используя электронную почту. Работа родительского комитета по разработанному родителями плану, ответственность за его выполнение, отчёт перед родителями, открытость в общении с родителями – привлечение любых членов семьи к реализации запланированного – это всё плюсы. С 1 сентября по сегодняшний день нам удалось вовлечь в мероприятия всех мам, всех пап, 70 % бабушек и 40 % дедушек. Этому способствует и интерактивный характер мероприятий: нет – отрепетированным представлениям, да- интерактиву: любое мероприятие продумывается с точки зрения возраста предполагаемых участников, их возрастных предпочтений, любимых занятий. Поэтому начало любого праздника, время встречи гостей- семейные любимые настольные игры, характер любого мероприятия – диалогический , где каждый в любой момент имеет возможность подключиться к диалогу, дать совет, наставление, рассказать о себе и передать опыт, конкурсы только познавательного плана, НЕ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО. Каждый конкурс – должен чему-то учить, и это проговаривается. Так на Осенних посиделках родители пришли с бабушками и дедушками, и дети увидели диалог поколений, когда бабушки рассказывали о родителях, как о детях, а родители выражали благодарность своим мамам. Именно на посиделках экспромтом звучали стихи из уст бабушек, и это было трогательно невероятно. А ко Дню Матери дети предварительно очень готовились, записывая стену признаний по аналогии с онлайн - проектом, учились держать в тайне, разжигая интерес мам. Поэтому при 100 % явке мам, дети ещё удивили и самостоятельно приготовленными содержательными и интересными конкурсами, которые мы тщательно прорабатывали индивидуально, исходя их интеллектуального развития мам, их интересов, увлечений.

3. между педагогами и родителями - установление партнерских, доверительных, уважительных отношений, родителям - психолого-педагогическую поддержку в воспитании их детей и повышение компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья;

Здесь важная роль хорошо подготовленных, спланированных и полезных с воспитательной точки зрения педагогических гостиных для родителей отдельного класса или на параллель. К подготовке гостиных привлекаем родителей по – максимуму, исходя из их интеллектуальных возможностей и потребностей. Прекрасно зарекомендовала себя Чуп Н.А. как практикующий психолог с удивительно интересными лекциями, интересными сочли родители и выступления самих родителей: Носкова Е.А. «Интеллект-карты для повышения учёбы и мотивации в учёбе», Трубина Н.А. «Причины неуспеваемости детей. Как помочь.»

Для решения ежедневных проблемных вопросов – только индивидуальная беседа с родителем: выверенная речь- беседа в электронном виде, смс либо по телефону…чтобы не обидеть, подсказать, предложить пути выхода из сложившейся ситуации. Всё это требует от классного руководителя умений дипломата, психолога, играть «роль жилетки» и «вежливого кнута», чтобы с одной стороны, лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а с другой стороны - просто поучиться у некоторых родителей.

Обучение родителей обращаться в школу по любым волнующим вопросам- дело непростое. Часто родители комплексуют, боятся побеспокоить, думают, что их вопросы не важные. Здесь выручают «открытость внутрь» и «открытость наружу».

«Открытость внутрь» – это вовлечение родителей в образовательный процесс учреждения- родители должны хоть на 30% немножко стать педагогами, знать что такое «учебный план», знать труд педагога изнутри, то есть попробовать провести какое – нибудь занятие, дело. И родители, и члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в классе, внести свой неоценимый вклад в образовательную и воспитательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Умение классного руководителя- провести тщательный социальный анализ состава семьи (мы делаем социальный паспорт класса), что в свою очередь помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей: одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход», поездку, другие могут помочь с проведением классных часов.   

«Открытость наружу» - означает, что классный коллектив открыт влияниям микро- и макросоциума, сотрудничает с расположенными на его территории социальными институтами (экскурсии в музей, на предприятия, выставки), вовлекает родителей к участию в конкурсах от школьного до международного уровней.

Идеи для интерактива с родителями:

использование видеозаписей наблюдений деятельности класса на уроке или мероприятии

информационные видеогазеты (представление интересных моментов жизнедеятельности класса за определённый период)

совместная работа родителей с детьми по заполнению Листа учёта индивидуальных достижений в рамках внутриклассного конкурса «Лучшее портфолио четрерти»

день открытых дверей (родители ходят на уроки и проводят классный час последним уроком

всевозможные акции, праздники, мероприятия как на уровне ОУ, так и муниципальном

мастер-классы  от пятиклассников (например, как я готовился к защите проекта), от родителей (например, А мы в семье делаем так! (тема любая)

собрания в форме деловых игр, конкурсов с демонстрацией своих успехов в отдельных областях, практикумов с обучением от специалистов,  тематических консультаций (вопросы собираются заранее), выставки детских работ по разным предметам (с демонстрацией родителям важных разделов освоенной программы и успехов детей по освоению школьных дисциплин)

От классного руководителя сегодня зависит мобильность взаимодействия и интерактива с родителями, так как сегодняшний бешеный ритм общества сказывается и на социальном составе родителей (одиночки, семейные пары, безработные, очень обеспеченные, малообеспеченные и т. д.), и на образовательных потребностях и воспитательных запросах родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы с родителями по развитию речи детей раннего возраста.

Материал выступления на КМО для воспитателей групп раннего возраста+презентация...

Режим и гигиена работы пианиста (отрывок)

Доклад на тему: "Режим и гигиена работы пианистра". На успешности работы пианиста  отражаются ее мера, степень напряжения, методика и обстановка, в которой она протекает. Отражаются они и на сост...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ»

В выступлении ставится задача рассмотреть  возможные формы работы с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ...

Модель перевода образовательной организации в эффективный режим развития, основанная на использовании современных подходов к оцениванию образовательных результатов обучающихся

Статья - Инновационная модель перевода образовательной организации в эффективный режим развития, основанная на использовании новых подходов к оцениванию образовательных результатов обучающихся...

Программа перевода школы в эффективный режим развития

Программа содержит комплекс мероприятий по переводу школы в эффективный режим развития...