"Как повысить роль семьи в музыкальном обучении ?"
методическая разработка на тему

Жирнова Маргарита Юрьевна

Как организовать учебный процесс , чтобы родители ваших  учеников стали не пассивными наблюдателями, а активными помошниками в таком важном деле , как воспитание и обучение детей ? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_semi.doc49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №3 «Младость» г.о Самара

Методическая работа

«Как повысить роль семьи в музыкальном обучении?»

педагога дополнительного образования (фортепиано)

Жирновой Маргариты Юрьевны

г. Самара 2017г.

                 

                                                   

                                                          «Музыка – могучий источник мысли.

Без музыкального воспитания невозможно

                                             полноценное умственное развитие»  

         (Василий Александрович Сухомлинский)

В условиях современного общества возрастает значение музыкального воспитания. Музыка не только отражает духовную жизнь человека, но и является могучим фактором воспитания будущего человека. Специальные исследования ученых показывают, что музыкальные занятия на фортепиано сильно влияют на общее развитие ребенка : на психику, физиологию. Музыка оказывает комплексное воздействие на человека.

Когда ребенок поступает в музыкальную школу, ни он сам, ни родители не представляют всей сложности связанной с процессом обучения игре на инструменте. Одного желания ребенка для учебы мало. Необходим родительский контроль. Родители часто не понимают , что им придется учиться вместе со своими детьми , что бы оказывать помощь ребенку, особенно на начальном этапе.  Иногда родители детей далеки от музыкального искусства, часто бывают не информированы, не понимают значения музыкальных занятий для ребенка; приводят детей в музыкальную школу для того , чтобы дети хоть чем-то занимались.   Часто родители проявляют равнодушие к увлечению детей музыкой, как к второстепенному делу, даже не скрывая это от детей, задают не корректные вопросы : «А что ваша музыка дает?» , «Нам что, школу бросить?», когда педагог говорит об обязательной ежедневной самоподготовке ученика. Иногда приходится слушать сознательный отказ родителей от помощи детям , мотивированный нежеланием участвовать в родительском контроле из-за того, что  «они ничего не знают», «в музыкальной школе никогда не учились», «ничего не понимают» , «и вообще они работают»….  Даже, когда приглашаешь некоторых родителей на  урок, они считают это необязательным и обременительным для себя; неохотно приходят , и на уроке не следят за процессом обучения, а просматривают интересующую их информацию в телефоне…. К счастью, не все родители такие.

У детей, обучающихся в музыкальной школе ,естественно возникают различные проблемы и трудности, которые нужно преодолеть, и для этого нужна помощь не только педагогов, но и родителей. Иногда дети воспринимают обучение в музыкальной школе как игру и считают, что они очень скоро заиграют, не понимают ,что это долгая работа , требующая от детей терпения и усидчивости. Именно родители должны поддержать и проконтролировать ребенка, проявить твердость , заставить его заниматься регулярно. Пианист и педагог Г. Нейгауз говорил : «Хорошие родители важнее хороших педагогов». Детям свойственно лениться и задача родителей приобщать их к музыке и не пускать все на самотек.

          Как ответить на вопрос родителей «Для чего нужно учиться в музыкальной школе?», «Что дает ребенку музыкальная школа? ». Музыка развивает эмоциональность детей ,чувство ритма, музыкальный слух. Игра на музыкальном инструменте развивает координацию и мелкую моторику рук (это сказывается положительно на развитии мозга ), формируется усидчивость, расширяется кругозор. Обучение в музыкальной школе развивает коммуникативность и эстетический вкус , пространственное мышление. Занятия музыкой развивают интеллектуально. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину, сближают детей и родителей.  

        Как организовать образовательный процесс , чтобы родители ваших учеников стали не пассивными наблюдателями , а активными вашими помощниками в таком важном деле,  как воспитание и обучение детей ?

        Работа с родителями - это  очень сложный процесс, основанный на самоотдаче педагога. Педагогу приходиться работать не только с детьми, но и с их родителями, которых, бывает , очень тяжело в чем-либо убедить , часто из-за их постоянной занятости. Нужна очень большая, кропотливая работа педагога: и как педагога , и как психолога, оратора,  и просто человека . Не наладив ее, вы не получите тот результат , на который рассчитываете.

Конечно,  этот процесс очень трудоемкий и долгий. Родителей надо также,  как и детей , завоевывать : их внимание, их расположение к вам. Родители должны поверить вам, а они поверят, если увидят вашу искреннюю любовь к детям, вашу заботу , ваше внимание, вашу сердечность, ваше неравнодушие,    стремление помочь вырастить детей настоящими людьми, не обязательно музыкантами, но людьми ценящими и понимающими прекрасное, любящими музыку.

Родители , как и дети, бывают разными; и совсем «перевоспитать» вы их не сможете , но помочь убедить их  в важности обучения музыке – это ваша первостепенная задача.

В своем общении с родителями я, так же как и многие из педагогов, использую разные формы работы: беседы, консультации, приглашения родителей на уроки , открытые показательные уроки, совместные посещения филармонических концертов и обсуждение услышанного. Провожу различные тематические классные концерты, посвященные праздничным датам ; музыкальные гостиные , вечера отдыха , конкурсы «На лучшее исполнение музыкальных произведений» . Родители выступают в роли жюри, готовят призы.

Подбираю литературу по проблемам, волнующим родителей, и предоставляю ее для прочтения на родительских собраниях, а так же при индивидуальной беседе с родителями.   Родительские собрания провожу в форме лекций , дискуссий . Одной из целей стоящей перед педагогом является необходимость осуществления «психолого-педагогической поддержки» семьи и повышение педагогической компетенции родителей». Провожу родительские собрания, посвященные успеваемости и посещаемости обучающимися учебных занятий. Из -за частого непонимания родителями специфики учебной деятельности, я приглашаю членов семьи занимающегося ребенка на открытые занятия. В процессе работы родители знакомятся с методикой преподавания,  а так же с моими  требованиями. Родители видят значимость музыкальных занятий для ребенка. Родители вместе с детьми участвуют в изготовлении для домашней работы методического материала для изучения музыкальной грамоты, а так же для повторения пройденных произведений («Шкатулка с секретами», «Сундучок со сказками», «Волшебный фонарик»), куда помещаем карточки с иллюстрациями или рисунками полюбившихся  произведений.                      

Какие же существуют недостатки в работе педагогов с родителями?

Необходимо больше проводить тематических родительских собраний, посвященных успеваемости и посещаемости обучающихся учебных занятий,  так же собраний, посвященных ликвидации родительской «безграмотности» и повышению педагогической компетенции родителей.

Большое значение имеет посещение ребенка на дому, где педагог знакомится с семьей ученика, с условиями проживания, с домашней атмосферой,  а так же с условиями для домашней самоподготовки.

Необходима организация сетевого взаимодействия с родителями. На сайте школы разместить различные памятки для родителей, где будут располагаться советы родителям по организации домашних занятий детей, интересные статьи о важности обучения музыке всех детей:

  1. Статья пианистки и преподавателя игры на фортепиано из  США   Melody Ouyang (Мелодия Оуян) «Я не хочу играть на пианино», которая разработала свою методику фортепианной педагогики для разных возрастов и разных уровней, а так же советы по самостоятельной работе дома для обучающихся и их родителей.
  2. Статья Кирнарской Д.К. «Десять причин, что бы отдать ребенка в музыкальную школу»
  3. Статья Габбасовой А.А. «Отсутствие мотивации к обучению- 10 ошибок родителей »

Так же на сайте школы можно поместить различные памятки для обучающихся   по работе над домашним заданием и особенностями самоподготовки ученика.

Для успешного продвижения юного музыканта необходимо не  только посещение всех занятий , активная работа педагога и ученика на уроке , но и планомерная , вдумчивая домашняя работа обучающегося,  а так же мотивация со стороны родителей, организация домашних занятий, их регулярность и контроль за их выполнением.  

       

Список использованной литературы:

  1. Габбасова А.А «Отсутствие мотивации к обучению -10 ошибок родителей»

  1. Интернет ресурс: http://www.b17.ru

  1. Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре» М.1961

  1. Кирнарская Д.К. «10 причин, чтобы отдать ребенка в музыкальную школу»

  1. Михелис В.А. «Первые уроки юного пианиста» М. 1962

  1. Мелодия Оуен «Я не хочу играть на пианино»

  1. Петрушин В.И. Музыкальная психология М. 1997

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».

Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...

методическая разработка "О роли репертуара в процессе обучения игре на музыкальном инструменте"

Методическая разработка "О роли репертуара в процессе обучения игре на музыкальном инструменте" рекомендована преподавателям (по классу специальность) школ искусств или музыкальных школ...

Роль ансамблевого музицирования в реализации принципов развивающего музыкального обучения

В работе рассматривается ансамблевое музицирование как сроедство всестороннего развития учащихся...

Роль семьи в музыкальном воспитании ребенка

Роль семьи в музыкальном воспитании ребенка...

Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения

Методическая разработка, посвященная проблеме роли ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения.  Игра в ансамбле  является прекрасным средством воспитания...

Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».

Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов шко...