Работа с родителями аутичного ребенка
статья на тему

Кожевникова Ольга Николаевна

В нашей стране все больше семей сталкивается с проблемой аутизма. По статистике каждый сотый ребёнок имеет нарушения аутического спектра. За помощью к специалистам  родители обращаются уже, когда проблемы в развитии и поведении ребёнка очевидны. Это примерно к 3-4 годам. В этом возрасте обычно развивающиеся сверстники уже заводят друзей, очень любопытны, речь представлена в форме логических предложений. Обратившись к специалисту, Вы еще долго, примерно год, будете в ожидании диагноза. Многие семьи диагноз «аутизм» посчитают приговором, ведь аутичные детки по статистике чаще всего появляются в нормальных благополучных семья. И причины этого до сих пор неясны.

Для работы родителей с аутичными детьми разработаны специальные методы и игры .

Предлагаемые игры:

Солнечный зайчик

В солнечный день поймайте зеркалом лучик, постарайтесь привлечь внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стенам, по потолку и т. д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. Тогда не спеша отодвигайте луч в сторону: попробуйте привлечь ребенка к игре – предложите поймать убегающего «зайчика». Если малышу понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света очень эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – как быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать… Ну-ка, заяц, спускайся к нам!». Смех ребенка станет вам самой лучшей наградой. Также можно использовать фонарик или лазерную указку.

Снег идет

Отщипывайте вместе с ребенком небольшие кусочки ваты, подбрасывайте вверх со словами: «Снег идет». Наблюдайте за падением «снега», подуйте на него, чтобы он подольше не падал.

Птицы летят

Подброшенный в воздух журнал или газета издают своеобразный шелестящий звук, к тому же интересно наблюдать за их «полетом». Поиграйте вместе с ребенком в «летящих птиц»: подбрасывайте в воздух газеты или журналы. Можно взять в каждую руку по листу газеты и поноситься по комнате, взмахивая руками, изображая летящую птицу.

При этом дайте ребенку понять, что подобные действия недопустимы в отношении книг, а также новых журналов и газет. Как всегда, объясняйте это на практике: не запрещайте ему эту игру, а выделите ненужные журналы и газеты и положите их в определенном месте – объясните ребенку, что с ними он может поступать по собственному усмотрению.

Огород

На куске плотного картона выложите пластилиновые грядки. Теперь «сажайте овощи», для этого можно использовать крупы – так, горох станет «репкой», а красная фасоль – «картошкой»; разноцветная мозаика превратится в «красные помидорчики» и «зеленые огурчики»; некоторые овощи (например, «морковку») можно попытаться вылепить из пластилина.

Если ребенку понравится эта игра, можно вспомнить о других овощах. Аналогично в лесу вырастут «ягоды и грибы», а на полянке – «цветочки» из мозаики.

Фонтан

Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится «фонтан». Обычно этот эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан получился – ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побудите ребенка повторить действие за вами.

Змейка

Возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения рукой, отходите от ребенка, предлагая ему догнать змею: «Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Дайте ребенку возможность победно наступить на змейку ногой.

Купание кукол

Детки очень любят играться в ванной, особенно с игрушками. Можно искупать кукол.  «А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички – попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Давай их искупаем в тёплой водичке». Купаем кукол, заворачиваем в полотенце.

День Рождения

Поиграйте с ребёком в «День Рождение» его любимой игрушки. В качестве тортика можно использовать зефир, какое-то пирожное. Для большего интереса используйте свечки. Пригласите «гостей». Торжественно вынесите торт, задуйте свечи, поздравьте именинника.

Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. В играх с ритмами используйте стишки, потешки, песенки, сопровождая их движениями.

Приведу  некоторые примеры.

Потешки

– Ладушки, ладушки, где были?

– У бабушки.

– Что ели?

– Кашку.

– Что пили?

– Бражку.

Произносите нараспев и одновременно хлопаете в ладоши (если ребенок пассивен, можно действовать его руками).

Кашку поели, бражку попили,

Шу-у-у, полетели – на головку сели!

Имитируем движения – «едим», «пьем». змахи ладонями, затем опускаем их на голову.

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.

Задавая ритм, ходите и бегаете: шагая широко, говорите низким голосом.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Бег мелким шагом с произнесением текста тонким голосом.

 

Стихотворения (Агния Барто «Игрушки»)

Мишка

Уронили мишку на пол,

Роняем мишку.

Оторвали мишку лапу.

Дергаем мишку за лапку.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Жалеем мишку: прижимаем к себе, гладим.

Надеюсь, эти игры станут для Вас полезны. Такого рода игры не вылечат  ребенка от аутизма, но в любом случае позитивно скажутся на малыше, улучшать настроение, помогут побороть депрессию, наладить социальное взаимодействие. Вы можете сам придумать игры, использую подручные средства, игрушки и бытовые предметы. Главная цель – соблазнить и заинтересовать ребёнка, отвлечь его от уединенности.

 

 Так же в работу нужно включить психолога-педагога с опытом с «особыми» детьми. Такие специалисты помогут Вам правильно подобрать инструменты взаимодействия в быту, на прогулке, на отдыхе.

Специалисты советуют применять семейное чтение. Это поможет привить ребенку навыки социального поведения и становить с ним эмоциональный контакт. Тактильные ощущение способствуют укреплению контакта родителя с ребенком. Поэтому читать лучше, посадив малыша на колени. Причем желательно медленное, поэтапное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение художественных образов литературных героев. Лучше читать и обсуждать книгу не один раз. Это поможет ребенку научиться лучше понимать себя и других, а вновь образованные стереотипы общения снизят тревожность и повысят его уверенность в себе. Если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на первых порах) и говорить ему ласковые слова.

За годы практики специалисты разработали правила поведения родителей с детьми, больными аутизмом. Так называемая шпаргалка, пунктам которой нужно следовать постоянно и в обязательном порядке.

Шпаргалка для взрослых,  или Правила работы с аутичными детьми

1.   Принимать ребенка таким, какой он есть.

2.   Исходить из интересов ребенка.

3.   Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.

4.   Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).

5.   Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.

6.   Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.

7.   Как можно чаще разговаривать с ребенком.

8.   Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.

9.   Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т. п.).

10.              Избегать переутомления ребенка.

Помните: выздоровление Вашего «особого ребёнка»  напрямую зависит от решительности, смелости, настойчивости и терпения их родителей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami_autichnogo_rebenka.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями аутичного ребенка

В нашей стране все больше семей сталкивается с проблемой аутизма. По статистике каждый сотый ребёнок имеет нарушения аутического спектра. За помощью к специалистам  родители обращаются уже, когда проблемы в развитии и поведении ребёнка очевидны. Это примерно к 3-4 годам. В этом возрасте обычно развивающиеся сверстники уже заводят друзей, очень любопытны, речь представлена в форме логических предложений. Обратившись к специалисту, Вы еще долго, примерно год, будете в ожидании диагноза. Многие семьи диагноз «аутизм» посчитают приговором, ведь аутичные детки по статистике чаще всего появляются в нормальных благополучных семья. И причины этого до сих пор неясны.

Для работы родителей с аутичными детьми разработаны специальные методы и игры .

Предлагаемые игры:

Солнечный зайчик

В солнечный день поймайте зеркалом лучик, постарайтесь привлечь внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стенам, по потолку и т. д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. Тогда не спеша отодвигайте луч в сторону: попробуйте привлечь ребенка к игре – предложите поймать убегающего «зайчика». Если малышу понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света очень эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – как быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать… Ну-ка, заяц, спускайся к нам!». Смех ребенка станет вам самой лучшей наградой. Также можно использовать фонарик или лазерную указку.

Снег идет

Отщипывайте вместе с ребенком небольшие кусочки ваты, подбрасывайте вверх со словами: «Снег идет». Наблюдайте за падением «снега», подуйте на него, чтобы он подольше не падал.

Птицы летят

Подброшенный в воздух журнал или газета издают своеобразный шелестящий звук, к тому же интересно наблюдать за их «полетом». Поиграйте вместе с ребенком в «летящих птиц»: подбрасывайте в воздух газеты или журналы. Можно взять в каждую руку по листу газеты и поноситься по комнате, взмахивая руками, изображая летящую птицу.

При этом дайте ребенку понять, что подобные действия недопустимы в отношении книг, а также новых журналов и газет. Как всегда, объясняйте это на практике: не запрещайте ему эту игру, а выделите ненужные журналы и газеты и положите их в определенном месте – объясните ребенку, что с ними он может поступать по собственному усмотрению.

Огород

На куске плотного картона выложите пластилиновые грядки. Теперь «сажайте овощи», для этого можно использовать крупы – так, горох станет «репкой», а красная фасоль – «картошкой»; разноцветная мозаика превратится в «красные помидорчики» и «зеленые огурчики»; некоторые овощи (например, «морковку») можно попытаться вылепить из пластилина.

Если ребенку понравится эта игра, можно вспомнить о других овощах. Аналогично в лесу вырастут «ягоды и грибы», а на полянке – «цветочки» из мозаики.

Фонтан

Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится «фонтан». Обычно этот эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан получился – ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побудите ребенка повторить действие за вами.

Змейка

Возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения рукой, отходите от ребенка, предлагая ему догнать змею: «Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Дайте ребенку возможность победно наступить на змейку ногой.

Купание кукол

Детки очень любят играться в ванной, особенно с игрушками. Можно искупать кукол.  «А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички – попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Давай их искупаем в тёплой водичке». Купаем кукол, заворачиваем в полотенце.

День Рождения

Поиграйте с ребёком в «День Рождение» его любимой игрушки. В качестве тортика можно использовать зефир, какое-то пирожное. Для большего интереса используйте свечки. Пригласите «гостей». Торжественно вынесите торт, задуйте свечи, поздравьте именинника.

Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. В играх с ритмами используйте стишки, потешки, песенки, сопровождая их движениями.

Приведу  некоторые примеры.

Потешки

– Ладушки, ладушки, где были?

– У бабушки.

– Что ели?

– Кашку.

– Что пили?

– Бражку.

Произносите нараспев и одновременно хлопаете в ладоши (если ребенок пассивен, можно действовать его руками).

Кашку поели, бражку попили,

Шу-у-у, полетели – на головку сели!

Имитируем движения – «едим», «пьем». змахи ладонями, затем опускаем их на голову.

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.

Задавая ритм, ходите и бегаете: шагая широко, говорите низким голосом.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Бег мелким шагом с произнесением текста тонким голосом.

 

Стихотворения (Агния Барто «Игрушки»)

Мишка

Уронили мишку на пол,

Роняем мишку.

Оторвали мишку лапу.

Дергаем мишку за лапку.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Жалеем мишку: прижимаем к себе, гладим.

Надеюсь, эти игры станут для Вас полезны. Такого рода игры не вылечат  ребенка от аутизма, но в любом случае позитивно скажутся на малыше, улучшать настроение, помогут побороть депрессию, наладить социальное взаимодействие. Вы можете сам придумать игры, использую подручные средства, игрушки и бытовые предметы. Главная цель – соблазнить и заинтересовать ребёнка, отвлечь его от уединенности.

 

 Так же в работу нужно включить психолога-педагога с опытом с «особыми» детьми. Такие специалисты помогут Вам правильно подобрать инструменты взаимодействия в быту, на прогулке, на отдыхе.

Специалисты советуют применять семейное чтение. Это поможет привить ребенку навыки социального поведения и становить с ним эмоциональный контакт. Тактильные ощущение способствуют укреплению контакта родителя с ребенком. Поэтому читать лучше, посадив малыша на колени. Причем желательно медленное, поэтапное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение художественных образов литературных героев. Лучше читать и обсуждать книгу не один раз. Это поможет ребенку научиться лучше понимать себя и других, а вновь образованные стереотипы общения снизят тревожность и повысят его уверенность в себе. Если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на первых порах) и говорить ему ласковые слова.

За годы практики специалисты разработали правила поведения родителей с детьми, больными аутизмом. Так называемая шпаргалка, пунктам которой нужно следовать постоянно и в обязательном порядке.

Шпаргалка для взрослых,  или Правила работы с аутичными детьми

  1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
  2. Исходить из интересов ребенка.
  3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
  4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
  5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
  6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
  7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
  8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
  9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т. п.).
  10. Избегать переутомления ребенка.

Помните: выздоровление Вашего «особого ребёнка»  напрямую зависит от решительности, смелости, настойчивости и терпения их родителей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Работа с родителями гиперактивного ребенка"

Консультация для педагогов "Работа с родителями гиперактивного ребенка"...

Консультация для педагогов "Работа с родителями аутичного ребёнка"

Работа с родителями аутичного ребенка очень специфична, поскольку поведение такого ребенка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения логики. Его действия иногда приводят в замешательство не толь...

Рекомендации для родителей "Как наладить контакт с аутичным ребенком"

Соблюдение приемлемой для ребенка дистанции общения;2) Проведение излюбленных занятий в условиях, когда он предоставлен сам себе;3) Изучение и запоминание способов обследования предметов;4) Изучение и...

презентация для работы с родителями особого ребенка

презентация "Особые дети обычных родителей"...

Работа с родителями аутичного ребенка

Материлы, полезная информация, пособия...