Развиваем познавательные процессы
консультация на тему

Марченко Ольга Викторовна

В помощь родителям по развитию познавательных процессов у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavat._protsessy.docx63.68 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители! Для успешного овладения различным обучающим  материалом необходимо в домашних условиях развивать у детей познавательные процессы: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие. Предлагаемый примерный комплекс поможет ребёнку в будущем стать хорошим учеником. Упражнения можно придумывать самостоятельно на основе предложенных.

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

  • Упражнение «Буквы»

(развивает, концентрацию, сосредоточенность и переключение внимания)

Возьмите старый журнал, книгу и т.п. Дайте ребёнку инструкцию:  «В течение 2 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» и маленькие и заглавные (можно указать любую букву)». Затем, последующие 2 минуты зачёркивать две любые буквы, например «О» и «С». Следующие 2 минуты опять букву «А». Каждый раз буквы должны меняться.

   По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачёркивается, вторая подчёркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п. Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.

По итогам работы подсчитывается количество пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания — четыре и меньше пропусков. Больше четырех пропусков — слабая концентрация.

  • Упражнение  «Не собьюсь»

(концентрация, распределение  внимания)

Считать вслух от 1 до 15, но не называть числа, включающие, например тройку. Вместо этого числа необходимо говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять…»

  • Упражнение  «Наблюдательность»

(развиваются связи внимания и зрительная память)

Ребёнку предлагается по памяти подробно описать двор детского сада, путь из дома в детский сад и т.п. - то, что они видели много раз.

  • Упражнение «Найди отличия»

Подобные упражнения можно найти в детских журналах. Две, на первый взгляд одинаковые картинки, необходимо найти, чем они отличаются.

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

  • Упражнение «Вопросы к тексту»

Прочитать любой текст ребёнку и составить к нему 5 вопросов. (в том числе простых и сложных).

  • Упражнение «Сокращение рассказа»

(развитие организованности и повышение чёткости, умения отвлекаться от мелочей)

Ребёнку необходимо вслух прочитать рассказ (либо взрослому зачитать). Затем, содержание текста необходимо передать  сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа должно сохраниться, второстепенные  моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

  • Упражнение «Говори наоборот»

(развитие мышления, воображения)

Например: Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, трус – храбрец.

  • Упражнение «Узнай и нарисуй»

Ребёнку предложить дорисовать незаконченное изображение разных предметов. Например, взрослый начинает рисовать домик, лодку, машину и т.п., но прерывает рисование. Ребёнок должен догадаться и дорисовать рисунок.

  • «Кроссворд»

Разгадывать кроссворды любой сложности.

  • Упражнение «Лабиринт»

Проходить лабиринты любой сложности за определённое количество времени.

  • Упражнение «Склеенные слова»

(если умеет читать)

Предложить ребёнку текст, содержащий «склеенные слова», задача ребёнка отделить слова друг от друга вертикальной чертой.

        Например:

  • Туфликорзиначасы.
  • Ковёрпонисамолётперчаткисекундамальчик
  • Песнякроватьсанкимедведьчерепаха.

  • Упражнение «Логические задачи»

Например:

  1. Лиза, Ира и Наташа жили в разных домах. Дом № 1 – высокий каменный; дом № 2 – высокий деревянный, дом № 3 – невысокий каменный. У кого какой дом, если у Иры и Наташи высокий, а у Наташи и Лизы – каменный?
  2. Два мальчика любили ходить в кино, а два – в театр. Их звали Сеня, Митя, Рома, Максим. Кто куда любил ходить, если Сеня с Митей и Митя с Ромой отдыхали по-разному, а Митя любил ходить в кино?
  3. Нина, Вера, Света и Лена сажали разные плодовые деревья: яблони, орешник, сливы, вишни. У Веры вишнёвых деревьев не было. У Светы не было яблонь и вишен, а у Лены не было сливовых деревьев. Кто какие деревья сажал?

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ

  • Упражнение

«Развиваем наблюдательность"

В течение 15 минут назвать как можно больше предметов, группируя их по следующим признакам: форме, цвету, сделанные из одного материала, начинающиеся с одной буквы и т.п.

  • Упражнение «Срисовывание по клеточкам»

Предложить ребёнку внимательно посмотреть на любую изображённую фигуру, состоящую  из линий и нарисовать точно такую же фигуру по клеточкам. По окончании проговорить с ребёнком, как он это рисовал.

  • Упражнение «Что в свёртке»

Завернуть 5 – 6 предметов необычной формы в бумагу. Предложить ребёнку ощупать свёрток и догадаться, что там находиться.

  • Упражнение «Сравни по длине, ширине, высоте»

Предложить ребёнку рассмотреть изображение предметов различных по высоте, ширине, длине и т.п. Затем ребёнку необходимо показать и назвать самое длинное, короткое (узкое, низкое). Положить картинки (или игрушку) на самое длинное (широкое, высокое и т.д.) изображение.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

  • Упражнение «Солисты»

Ребёнку необходимо исполнить песенки-распевки, представляющие собой усложняющие ряды гласных звуков:

ОА; УА; ИА; УИ;

ИАО; АИО; УАЯ; УОИ;

ИАОУ; УОАИ; АОИУ; ИАУО; ОИАУ;

ИАОУЭ; ОЭИАУ; УОАИЭ; ЭИОАУ; АУОАИЭ и т.д.

  • Упражнение «Запомни и повтори»

Ребёнку необходимо внимательно прослушать и повторить сочетание букв:

МЫ – ПЫ – НЫ – ФЫ

ПЫ – ПИ – ПЫ – ПИ

                Произносить слова, близкие по звучанию:

Выше – Вишня

Дима – Дым

Лыжи – Лижет

Рысь – Рис

Взяли – Залы

Лиса – Лысый

                Произносить слова, различающиеся одним звуком:

Нить – Ныть

Оси – Осы

Мыл – Мил

Поли – Полы

Был – Бил

Мишка – Мышка

Сыр – Сир

Дзынь – Динь

Обязательно читать книги каждый день!

F:\1288079926_120912364_1____D__1288079926.jpg

РАЗВИВАЕМ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

ПРОЦЕССЫ

ПАМЯТКА ДЛЯ МАМ И ПАП

Педагог-психолог

МБДОУ  № 5 «Звёздочка» г. Охи

Марченко О.В.

Всегда можно встретиться

пн,ср,пт   8.00 – 15.00

вт, чт   11.00 – 18.00


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развивать познавательную активность учащихся

В реферате отражены некоторые моменты, позволяющие активизировать познавательную активность учащихся на уроках технологии....

Эссе;; Как развивать познавательную активность учащихся на уроках технологии".

Беда  школы -потеря многими учащимися интереса к  учению. Почему это происходит......

Как развивать восприятие, познавательные процессы и речь ребёнка с особыми образовательными потребностями

Материал предоставляет собой   описание  развивающих игр с подробным алгоритмом действий и речевого сопровождения взрослых. Игры рассчитаны на дошкольников  с умеренной умственной отста...

Статья "Развиваем познавательную активность"

Стаья написана в рамках участия во Всероссийской научно-практической конференции "Компетентностный подход:современные аспекты развития образования". В ней описанароль учителя в развитии позн...

как развивать познавательный интерес на уроках химии в условиях ФГОС

Доклад на школьном МО учителей кафедры естественно-научных дисципалин от 20.03.2018г....

Доклад: «Использование ИКТ в воспитательном процессе, как средства коррекции познавательных процессов на занятиях по краеведению»

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией.Необходимость использования компьютерных технологий в воспитании очевидна и неоспорима. Воспитательный  ...

Развиваем познавательные процессы ребенка, играя дома

Проблема познавательного развития ребенка очень актуальна на сегодняшний день. Ведь  развитие умственных способностей имеет особое значение для дальнейшего развития ребенка, а самое главное для п...