Уклад жизни семьи, как один из главных факторов воспитания по А. С. Макаренко. Опыт использования наследия А.С. Макаренко в работе с семьей.
статья

Батурина Оксана Геннадиевна

Данная статья основана на опыте  использования идей и работ величайшего педагога Антона Семеновича Макаренко в работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uklad_zhizni_semi.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Уклад жизни семьи, как один из главных факторов воспитания по А. С. Макаренко. Опыт использования наследия А.С. Макаренко в работе с семьей.

Батурина О. Г., учитель английского

языка, методист, ГБОУ «СПЛ»

В рамках данной статьи мы рассматриваем достаточно актуальную и значимую тему современной педагогики – работа с семьей и семейное воспитание.

Детская жизнь, по Макаренко, - органическая часть всей нашей жизни. Дети, в какой-то мере, отражение и подобие нас. В современном обществе, среди информационного изобилия, окружающего каждого человека, независимо от уровня и направления его образования, каждый интересующийся родитель легко может найти разнообразные книги, сайты и статьи в интернете, посвященные воспитанию детей.  Причем, большинство из этих материалов полностью противоречат друг другу в методиках и принципах, давая родителям возможность выбрать те самые «постулаты», которые ими приемлемы и понятны. Родители изначально знают, что они хотят воспитать в детях, и ищут «рецепты» на просторах интернета или среди обилия не всегда качественных печатных изданий. Отсюда едкие насмешки и анекдоты о домашнем воспитании. Стремясь воспитать «идеал», мы, порой, забываем истину, отображенную в пословицах многих народов: африканская «У полосатого питона и детеныш в полоску», английская «Каков отец, таков и сын», русская «Яблоко от яблони недалеко падает». И как бы скептически мы не относились к ним, утверждая обратное, жизнь доказывает истину: «Как ребенка не воспитывай, он все равно будет такой, как его родители (опекуны, воспитатели, люди, с которыми ребенок проводит большую часть своего времени). В «Советах родителям» Антона Семеновича Макаренко читаем: «…детей учат поступкам так же, как их учат ходить, кушать». Вспомните, как мы учим детей ходить: мы берем их за ручки и ведем, как мы учим детей мыть руки: мы берем их ручки в свои и моем. А теперь бытовой пример этического воспитания. В автобусе едут мама с малышом, каждый сидит на отдельном месте, по мере движения автобус наполняется людьми, и, в первом варианте, мама берет малыша на руки или, если ребенок постарше, поднимает ехать стоя, объясняя, что на этом месте еще кто-нибудь сядет, во втором – встает сама, оставляя ребенка сидеть. И если ситуация второго варианта повториться еще раза два, то какой бы этот ребенок не вырос интеллигентный и образованный, ему и в голову не придёт уступить кому-либо место, этого не будет в его навыках, хотя слышать об этом он может много раз от воспитателей, учителей, самой мамы. Дети, сами по себе «не знают, ка нужно поступать согласно моральной норме», если не видят это в поступках окружающих их людей. «Умение жертвовать своими интересами ради других и общих, забота и нежность относительно малых и старых, рыцарское отношение к женщине, отсутствие лжи, верности другу…ничего этого ребенок не поймет, если его не учить, а если и поймет, то будет только самоучкой»- пишет Макаренко в статье «Вопросы этики»

Достаточно малое количество людей может с уверенностью утверждать, что преуспели в воспитании детей. Хорошо или плохо идет воспитание родители измеряют относительно себя: если ребенок хорошо к ним относится, значит воспитание идет правильно. Когда дети грубят родителям, не слушаются, и вообще – воспитывали одно, а вышло другое, родители начинают поиски секрета и всесильных средств, успокаивая себя тем, что все остальное довольно качественно и приемлемо. Между тем, Антон Семенович Макаренко пишет: «…отношение к родителям, это столь мощный рычаг воспитания, что когда в этой области неблагополучно, то почти всегда неблагополучно и в других». Приведу в пример одну семью, интеллигентную и обеспеченную (папа - преуспевающий адвокат, мама – талантливый художник). К дочери, достаточно позднему ребенку, отношение любящее и осознанное, но, поддаваясь одному из новомодных веяний, родители позволяли дочери называть себя просто по имени, разговаривать командным тоном и игнорировать свои просьбы, переводя это все в шутку. Результат весьма плачевный: девочка умная и развитая, занимающаяся музыкой и танцами, изучавшая английский с 3-х лет, к пятому классу потеряла интерес к учебе. Причина – обида и непонимание, почему к ней так относятся учителя и сверстники. Девочка даже не замечала ставший привычным свой надменный и грубый тон, которым она разговаривала практически со всеми окружающими. В итоге – коррекционная работа и с девочкой, и с ее родителями. Еще один пример, мать, воспитавшая дочку сама, столкнулась с тем, что 18-летняя дочь, впитавшая волевой характер матери, стала игнорировать ее поручения, свои обязанности по дому, грубить матери. Решение было достаточно жестким: девочка была выселена в отдельную комнату и лишена финансовой поддержки. Результат был крайне положителен – дочь притихла, сразу научилась вежливо разговаривать не только с матерью, но и всеми окружающими. Что же пишет на эту тему А. С. Макаренко: «Необходимо воспитывать привычку выполнять распоряжения родителей. Это не только делает легким воспитание, но и сберегает нервы ребенка, уменьшает всякий риск нелепых поступков, предупреждает капризы и сохраняет массу детской энергии, которая в другом случае с большим вредом для детей тратится на упрямство, капризы, своеволие и пр.»

Хочется затронуть еще одну животрепещущую тему: умение или неумение детей обманывать. Бытует мнение, что дети никогда не врут, но, имея многолетнюю практику работы с детьми, а в частности с дошкольниками, могу смело утверждать, что дети врут много и часто: чтобы не ругали, чтобы похвалили и просто, чтобы получилась интересная история. За пояснениями данного вопроса обратимся к Макаренко. А. С. Макаренко пишет, что «ребенок не владеет выражением глаз, в детских глазах видимо, ясно читаются мысли и намерения». Далее читаем: «Иногда видишь, как ребенок, разговаривая с родителями, играет глазами, и видно не только детское лукавство, но и простое намерение «надуть». Отсюда делаем вывод: родители должны не только знать, но и уметь видеть своих детей: мимику, движения, выражение глаз. Особенно, выражение глаз. Тогда дети не смогут прокрутить и использовать родителей, и выражение «ребенок не умеет врать» станет истиной.

Невозможно не задеть еще одну актуальную тему – трудовое воспитание. Антон Семенович считал труд «основанием для человеческой жизни». В своей статье «Воспитание в труде» он писал, что «в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». Воспитание трудовых навыков и умений у ребенка – это его будущий жизненный уровень, его благосостояние. Приведем в пример независимый эксперимент. Двум абсолютно разным людям дали поручение покрасить дверь. Один из них, преуспевающий бизнесмен, тщательно выкрасил дверь с двух сторон, и, когда ему не хватило краски, он купил ее за свои деньги. Работа была выполнена быстро и аккуратно. Второй, обыкновенный рабочий, с уровнем достатка ниже среднего, красил дверь долго и только с лицевой стороны, по принципу «и так сойдет». Приведу пример из жизни. В семье моих знакомых – четверо детей, старшему – 7 лет, младшему – полгода. Папа все время на работе, бабушки и дедушки живут далеко. Трудовое воспитание в этой семье – необходимость. Я очень удивилась, когда увидела, что старший ребенок моет посуду. Но обратила внимание, что делает он это легко, как бы «про между прочим». В другой семье – две девочки. Мама очень любит готовить, печь, и девочки с очень раннего возраста находятся на кухне рядом с мамой, выполняя ее несложные поручения. Результат – к 10 годам девочки умеют самостоятельно готовить кушать и делают это с удовольствием. Еще один пример, отрицательный. Поздний ребенок в семье, окружен чрезмерной заботой родителей. В 14 лет поехал в «Артек», как отличник учебы. Спрашиваю: «Ну как в Артеке?»

- Не понравилось.

- Почему?

- Я голодал. Нам давали нечищеные апельсины, и я не мог их есть.

Если родители не одумаются, очень сомневаюсь, что жизнь мальчика сложится удачно.

Заканчивая выступление, хочется добавить, что воспитание детей, а особенно единственных и долгожданных детей в семье – очень сложная работа. Это формирование отношений между детьми и родителями, то умение отпустить ребенка и «не жить его жизнью», это ответственность за будущее ребенка и его умение состояться в социуме как личность. Это труд, который требует уважения.

Макаренко А. С.: «Воспитание требует предельной простоты и искренности, отсутствие какой бы то ни было позы, искусственности, лжи».

Спасибо за внимание.

Литература:

  1. Макаренко А. С. Избранные произведения: в 3-х т./Н. Д. Ярмаченко – К.: Рад. школа, 1983.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Внеклассная работа по физвоспитанию –главный фактор школьной спортивной жизни"

При многообразии используемых средств и методов, форм организации занятий внеклассная работа способствует более полному и качественному решению основных задач физического воспитания школьников, осущес...

Дифференцированный подход в процессе физического воспитания учащихся как один из главных факторов организации личностно-ориентированного воспитательного процесса.

Материал может быть полезен молодым учителям, а также при подготовке выступления по соответствующей тематике на заседании МО или педагогическом совете....

«Духовно-нравственное развитие обучающихся как главный фактор педагогического взаимодействия школы и семьи»

Вопрос взаимоотношения семьи и школы во все времена был актуальным, но новизна современной ситуации в том, что значительная часть современных родителей пытается разобраться в сущности подходов к обуче...

Работа с одарёнными детьми как один из главных факторов подготовки конкурентоспособного выпускника

Работа с одарёнными детьми как один из главных факторов подготовки конкурентоспособного выпускника...

Статья ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ, КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье представлен практический материал для работы с родителями по формированию навыков взаимодействия с детьми...

Практика «Становление укладов жизни школ как факторов духовно-нравственного развития обучающихся и обновление практик воспитания»

Педагогическая практика – часть образовательной практики, включающая в себя систему действий педагога (педагогической команды), направленная на достижение запланированного образовательного резул...