Фонетическая зарядка для дошколят
консультация

Серкова Анна Евгеньевна

Материал будет интересен как родителям, так и педагогам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фонетическая зарядка для дошколят. Консультация для педагогов компенсирующего детского сада.

Для формирования правильного артикуляционного уклада у детей 2-4 лет с задержкой речевого развития немаловажное значение имеет фонетическая зарядка, которая используется для развития звуко-произносительных навыков, просодической стороны речи детей.

Фонетические упражнения являются хорошим стимулом в общении с малышами, как в детском саду на занятиях с логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, так и дома с родителями.

С помощью фонетических игровых упражнений легко наладить контакт с молчаливым ребенком, достичь необходимых результатов в речевом развитии, создать комфортную эмоциональную среду. Занятия фонетической зарядкой помогут сформировать фонетически правильную речь малышей.

Предлагаемый практический материал может быть использован на речевых занятиях с детьми, начиная с трехлетнего возраста, занятиях по подготовке к обучению грамоте со старшими дошкольниками, коррекционно-речевых занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. 
-А-

1. Воздух в носик набирайся,

“А” теплее выдувайся.

2. Мишеньку качай,

“А” ему напевай!

А – А – А – А.

3. А – красивый звук какой

Ну- ка шире рот открой.

(В игре используется игрушка “мишка”. Звук “А” произносим мягко, спокойно на длительном фонационном выдохе).

-Э-

1. Мишка песню напевает,

Мишка ротик открывает.

Шире ротик открывай

И Мишутке подпевай:

Э – Э – Э – Э.

2. Мишка улыбается

И не напрягается

Улыбнись, “Э” протяни,

Подбородок опусти.

(В игре используется игрушка из кукольного театра - “Мишка”, с опускающейся нижней челюстью).

3. - Как поет козленок: МЭ – МЭ,

А барашек как поёт – БЭ – БЭ.

 

-И-

1. Посмотрите, как Петрушка

Тянет ротик прямо к ушкам

И скажите: И – И – И – И,

Ротик к ушкам растяни.

(В игре используется игрушка “Петрушка”).

2. “Песенка Ослика”

И – А, И – А!

Ослик так поет всегда.

3. И – И – И – И!

Эй, лошадка,

Нас вези.

И быстрее ты скачи.

(В игре используется игрушка “Лошадка”).

 

-О-

1. Шарик губками возьми,

“О” тихонько протяни!

(В зависимости от возраста детей берут шарики разных размеров (например теннисные). Использование шарика помогает округлению губ и выдвижению губ вперёд).

2. Курочка поёт

КО – КО – КО,

Не ходите далеко.

(В игре используется игрушка “Курочка”).

3. “Котик испугался”

Котик маленький гулял

И собачку увидал.

Ой! Ой! Ой! Ой!

Испугался котик мой.

(В игре используются игрушки “Собачка” и “Котик”).

4. Заболела куколка,

Надо ей поспать.

Заболела куколка,

Начала стонать.

О – О – О – О.

(В игре используется игрушка “Кукла”).

5. Покачайте головой: Ой – Ой – Ой!

Покрутите головой – влево, вправо, вниз: Ой, Ой!

-У-

1. “Куколка заболела”.

Плачет Уленька “Уа”!

Моя куколка больна.

(В игре используется игрушка “Кукла”).

 

2. “Паровоз мчится”.

Загудел паровоз - У! У! У!

И ребяток повёз: У! У! У!

3. “В лесу”.

Заблудились мы в лесу

И кричим: АУ! АУ!

4. “Позовём утят”

Ути – Ути – Ути!

5. “Позовём голубей”: гули – гули – гули.

-Ы-

1. “Гудок парохода”: Ы – Ы – Ы.

2. “Капризничаем”: ГЫ – ГЫ – ГЫ.

3. “Позовём цыплят”: ЦЫП – ЦЫП – ЦЫП.

-Ф-

1. Ротик к ушкам растяни,

Губку мягко прикуси,

Длинный ветерок пусти!

Ф-ф-ф на выдох говори.

2. Ручки вверх поднимай,

Тихо носиком вдыхай,

Ручки вниз опускай,

Ф – Ф – как ветер напевай.

3. “Ёжик фыркает”:

Ежик по лесу бежал,

И грибочек увидал.

И от радости фырчал:

Ф – Ф – Ф – Ф.

 

-В-

1. Сильный ветер налетел,

Голосок у нас запел.

Ручку к шейке прижимай,

Голосочек подключай.

В – В – В – В.

2. Начинает вьюга выть,

В – В – В – ребятам говорить.

-П-

1. Открывает рыбка рот,

Да не слышно, что поёт.

П – П – П – П.

(беззвучно размыкают, а затем плотно, но без напряжения, смыкают губы).

2. Воздух в носик надувайся,

П-п-п-п сквозь губы прорывайся!

3. “Сосание из бутылочки”: П – П – П – П.

4. “Поцелуй мамы”: П – П – П – П.

5. “Телефон не отвечает”: ПИП – ПИ – П.

-Б-

1. “Б” легко произнеси,

Голосок свой подключи!

2. Баю – баюшки – баю,

Баю Любоньку мою!

3. “Машина сигналит”

Ехала машина,

И всем кричала.

- “Уйдите с дороги,

- Сигналю для начала”.

БИ – БИ – БИП.

-Т-

1. Губы улыбаются,

И не напрягаются.

В дверку постучим с тобой:

ТОЙ – ТОЙ – ТОЙ.

2. Строим домик для бельчат,

Молоточки стучат:

Т – Т – Т; Т – Т – Т.

3. “Испорченный барабан”:

ТЫ – ТЫ – ТЫ.

 

4. “Обожгли язычок”: Т – Т – Т.

-Д-

1. Мы построить дом хотим,

Работу язычкам дадим.

Молоточки мы возьмём,

Дружно гвоздики забьём,

Д – легко произнесём.

2. Строим домик для зайчат,

Молоточки стучат:

Т – Д; Т – Д; Т – Д; Т – Д.

3. “Замёрзли дети”: Д – Д – Д.

4. “Барабан барабанит”: Д – Д – Д; Д – Д – Д.

-С-

1. Кран откройся!

Нос, умойся!

Нос, умойся!

Воды не бойся!

С – С – С – С.

Тоненькая струйка льётся,

Тихо песенка поётся

С’ – С’ – С’.

2. Ручеёк в лесу поёт

И детей играть зовёт!

Губы к ушкам растяните.

С’ – С’ – тихонько говорите

И за ручейком бегите!

(Бег “змейкой”, имитируя движения ручейка, произнося звук [С’]).

3. Ручеёк бежал, в реку он попал

И рекою стал …

Река шире ручейка,

Вот такие берега.

Да и песенка другая,

Вот она какая –

“С – С – С”

За рекою мы пойдём,

Песенку её споём!

С – С – С – С.

4. Кто же так поёт –

СА – СА – СА?

Это к нам летит оса.

ОС – ОС – ОС –

Превращаю деток в ос!

В поле летите,

“С” говорите.

(Дети изображают полёт ос).

-З-

1. Вот большой комар летит

И сердито он звенит:

З – З – З.

Большой комар улетел,

Но кто – то, снова зазвенел!

Маленький звенит теплее,

Он, наверное, добрее!

З’ – З’ – З’.

З – З – З – я к вам лечу,

Очень я играть хочу.

Я не буду вас кусать,

В прятки будем мы играть!

-Ц-

1. Будем тихо мы сидеть,

“ТС” тихонько будем петь.

2. Успокой, Буратино, расшумевшихся кукол.

Ц – Ц – Ц – Ц.

Красивая и правильная речь – залог успехов и удач вашего ребёнка в будущем, плюс одно из основных условий успешного обучения.

Перечисленные варианты фонетических упражнений, конечно же, не исчерпывают всего многообразия фонетических игр и заданий. Немного фантазии и ваш ребенок будет развиваться играя.

Литература

  1. Косыгина В.Н. Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика для самых маленьких.Изд. Карапуз.2007.
  2. Репина З.А. , Буйко. Уроки логопедии. Екатеринбург. Литур.2001.

Репина З.А. , Доросинекая А.В. Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста. Екатеринбург. Литур.2001.

Желаем успехов!



Предварительный просмотр:

Как учить запоминать стихотворение. Рекомендации для родителей.

Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить и пересказать.

При выборе стихотворного материала надо, прежде всего, обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям .При заучивании стихотворных текстов можно пользоваться общими методическими рекомендациями, но вносить определенные поправки с учетом речевых особенностей ребенка:

Каждое новое стихотворение взрослый прочитывает дважды.

После этого отдельно читается каждая строчка стихотворения, а ребенок повторяет.

Далее задаются вопросы по содержанию стихотворения, что помогает ребенку уяснить основную мысль.

После этого выясняется, какие слова ребенку непонятны и в доступной форме объясняется их значение.

Заучивание стихов помогает развивать у ребенка чувство ритма. Поэтому можно при заучивании стиха отхлопывать или отстукивать его ритм, сохраняя выразительность чтения.

При заучивании стихотворения хорошо использовать и некоторые игровые приемы.

Читать по ролям. Такое чтение близко к игре-драматизации и воспринимается детьми с большим интересом. Сопровождать чтение стихотворения игрой.

Рекомендуется подбирать к знакомым ребенку стихам соответствующие картинки. Картинки выкладываются, а взрослый читает одно из знакомых стихотворений.

В целях повторения и лучшего запоминания выученных стихов можно предложить такой прием работы. Выставляются несколько картинок или игрушек. Ребенок должен вспомнить про каждую из них стихотворение.

Желаем успеха!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетические зарядки.

Фонетические зарядки по китайскому языку для учеников начальной школы. Фонетические зарядки для систематического использования на уроках китайского языка, они способствуют развитию слухопроизносительн...

Фонетическая зарядка на уроках английского языка

Для отработки фонетических звуков и для  закрепления грамматических правил в своей работе я  постоянно использую пословицы,поговорки, загадки и небольшие стихотворения. Дни недели:We d...

фонетические зарядки

Хорошие и интересные фонетические зарядки, направленные на отработку звуков и буквосочетаний....

Фонетические зарядки

Обучение учащихся правильному произношению звуков осуществляется в различных организационных формах, как фронтальных, так и индивидуальных.  Одним из видов этой работы являются  фонетические...

Стихи для фонетической зарядки

Здесь представлены стихи для отработки звуков на фонетическую зарядку....

Статья "Воспитательные возможности фонетической зарядки"

Данная статья содержит памятку по проведению фонетической зарядки в коррекционной школе для детей с нарушением слуха. В ней отражены задачи фонетических зарядок, содержание, виды работ, методы и ...