Консультация для родителей."Мордовский фольклор как средство развития детей" (в рамках проектной деятельности "Традиции и обычаи мордовского народа")
консультация

Кудряшова Юлия

Мордовский фольклор как средство развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mordovskiy_folklor.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознаётся современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое  начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть   утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.

Начинать знакомство с фольклором лучше  с раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал.

Неиссякаемый источник традиционной народной культуры   даёт возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения школьников, помогает решить задачи нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения. Ознакомление с традициями  мордовского фольклора должно подаваться в доступной для учащихся форме, должны учитываться возрастные особенности детей, поэтому рационально использовать, так называемый, «Детский фольклор», изобилующий играми, сказками, потешками, дразнилками и другими малыми фольклорными жанрами. 

Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве сохранились особенные черты народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством рук человеческих. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №89 комбинированного вида»




Консультация для родителей:

Для чего нужно приобщать детей к народной культуре?

Подготовила: воспитатель

 Кудряшова Ю.В.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №89 комбинированного вида»




Консультация для родителей:

"Воспитание дошкольников на основе мордовской национальной культуры"

Подготовила: воспитатель

 Кудряшова Ю.В.


В настоящее время очень остро встал вопрос о сохранении и возрождении культурного наследия, поэтому современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа, края.
Дошкольный период является самым благоприятным для погружения ребенка в истоки национальной культуры, традиции, национальные особенности своей национальной среды.
Одной из главных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед  родителями и воспитателем, является воспитание чувства гордости, и любви к Родине.
Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа.
Как жили мордва?
Как отдыхали и работали?

Как они соблюдали обычаи?
Чем украшали свой быт?
Какие праздники отмечали?
Что передавали своим детям, внукам и правнукам?
Как сохранить мордовские игры, обычаи и традиции мордовского народа?
Знакомство с:
мордовским фольклором;
мордовской литературой;
родной природой;
мордовским искусством;
мордовским народным творчеством;
мордовскими народными играми.
Если знакомить детей, начиная с дошкольного возраста, с культурой, произведениями устного народного творчества, речью, не только русского, но и мордовского народа, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей страны.
Большая работа  по воспитанию детей на основе мордовской национальной культуры проводится в ДОУ.
Самые первые занятия мы посвящаем  мордовской матрешке. Перед собой ставим следующие цели: познакомить с историей создания матрешек, особенностями росписи, приобщать к декоративно- прикладному творчеству, пониманию истоков народного искусства.
В нашем детском саду организован музей  « Изба старины. В  музее выставлены подлинные предметы быта наших предков. Именно здесь впервые дети увидели национальный костюм, старинную посуду, предметы труда, украшения.

Все эти предметы старины вызывают у воспитанников неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков.
Дети не только видят все эти предметы, но и узнают их названия на мордовском языке, могут сами попробовать пользоваться ими.
В работе с дошкольниками широко использую неповторимый игровой фольклор. Ведь испокон веков в играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления народа о честности, смелости, мужестве. Участие детей в народных играх позволяет через игровое общение усвоить культуру народа, обогатить словарный запас.
Родители могут вместе с детьми посетить краеведческий музей им.И.Д. Воронина, музей им. С. Эрьзи.
Родителям совместно с детьми сделать куклы из соломы, ниток, тряпочек и другого подручного материала. Одежду кукол  можно украсить элементами национального узора.
Регулярно в нашем саду проходят выставки декоративно-прикладного и изобразительного искусства, в создании которых также активное участие принимают родители.
Возрождение культурного наследия нашей республики невозможно представить без знания символики своей малой Родины. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с гимном, флагом и гербом Мордовии. Что мы и делаем на занятиях.
И как итог работы мы постоянно проводим национальные праздники, где дети могут близко соприкоснуться с обрядами, традициями, которые проводили наши предки. Понять смысл и значение национального праздника.
Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции нашего народа, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою  Родину, свой народ и все что связано с Мордовской культурой.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №89 комбинированного вида»




Консультация для родителей:

«Мордовский народный орнамент» 

Подготовила: воспитатель

Добкина Н.Х.


Мордовское народное декоративно – прикладное искусство своей праздничностью, конкретным содержанием, отражающим флору и фауну родной местности, ритмичностью построения образов близко ребёнку – дошкольнику. Знакомство с мордовским орнаментом нужно начинать с первоначальных представлений об узоре, как об орнаментальном образе. При рассматривании изделий мордовского прикладного искусства вызвать у ребёнка интерес к данному предмету. 

Мордовское декоративно – прикладное искусство занимает достойное место среди культур других народов, постоянное общение с которым является первым шагом в освоении ребёнком богатств своей национальной культуры, подготовке к пониманию других форм культуры, воспитании любви к родному и близкому, развитии уважения и гордости к своему народу и осознании себя его частичкой, что способствует его художественному развитию, нравственному становлению и развитию творческой активности. Кроме того, через призму истории, жизни и быта предков ребёнок познаёт себя, наш мир сегодня, развивает в себе потребность художественных впечатлений, счастливое чувство восхищения перед явлениями прекрасного. 

Рассмотрим понятие орнамент и виды мордовского узора, которые доступны детскому восприятию и воспроизведению в декоративной деятельности.

Орнамент всегда связан с формой, масштабом, материалом изделия, его практическим назначением и художественно образным смыслом. В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, в которую он возник в народном творчестве. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента мотивы, формы, расположение на украшаемой поверхности. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

1. Орнамент может состоять из повторяющихся элементов-мотивов, которые являются основой. Определенное сочетание мотивов создает художественный образ.

2. Орнамент может быть повторяющимся (раппортным) и замкнутым (в круге, в квадрате).

3. Орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным).

Существуют следующие виды орнаментов:

1. Геометрический (состоит из кругов, точек, линий, ромбов, звезд, линий).

2. Растительный (составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток).

3. Зооморфный (изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных).

4. Антропоморфный (в качестве мотивов используют мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека).

Мордовские узоры пополнялись и видоизменялись благодаря общению мордовского народа с соседними народами. Со временем образовалась знаковая система присущая только мордовскому орнаменту, мордовской вышивке.

Мордовские узоры, которыми украшали одежду, тесно связаны с религией мордовского народа. Поэтому в орнаменте мордовской вышивке можно увидеть цветущие ветви деревьев, яркое солнце дарящее своё тепло земле и людям, зверей и птиц, полноводные реки, зелёные леса, бескрайние покрытые цветами луга, созревшие сочные плоды которыми так щедро делится мордовская земля.

В мордовской вышивке преобладающими мотивами являются геометрические, но встречаются еще и две категории мотивов: изображения птиц и деревьев. Основными среди мордовских узоров являются: ромбы, квадраты, треугольники, зигзаги, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звёзды, вытянутые шестигранники, S-овидные фигуры. 1) Квадрат или чаще всего ромб является главным элементом орнамента вышивки. Это универсальный символ, который имеет несколько значений, и самое важное из них изобилия, плодородия.

2) Зигзаг. Можно считать символом воды. Издревле человек почитал водные источники: родники, реки, озера, моря. У многих народов мира распространены мифы о том, что все в мире произошло из воды, которая является первоосновой всего сущего. В мордовских мифах вода (Иневедь, то есть большая, великая вода) также является первичным элементом мироздания, она соответствует началу мира. По представлениям мордвы, Великая вода была и своеобразной преградой, отделяющей мир живых от потустороннего мира, где обитают умершие и сверхъестественные существа.

3) Восьмиконечная звезда. Символизировала солнце. В мифах и обрядах мордовского народа явственно видны остатки былого религиозного восприятия огня, то есть отношение к нему, как к чему-то сверхъестественному, особым образом влияющему на жизнь человека. В древности люди считали пламя порождением небесного светила, вероятно, из-за того, что они вначале научились пользоваться именно «небесным» огнем, возникшим в результате удара молнии. Кроме того, между пламенем костра и солнцем было много общего. Они оказывали благоприятное воздействие (согревали, освещали), но так же могли обжечь, сжечь дома, посевы, а молния (порождение огня небесного) убить человека или животное. 

4) Роговидные узоры. Символизировали деревья и траву. В заклинаниях и молитвах мордвы часто упоминались божества дерева Чувтонь-ава и Чувтонь-паз, под ними подразумевались покровители живого дерева. К ним обращались знахарки при исцелении больных. Скорее всего, подобные представления возникли на основе первичного обожествления самих деревьев, которые у многих народов служили символами плодородия, здоровья и богатства. В мифологии мордвы подобное почитание деревьев выразилось в образе так называемого мирового дерева или древа жизни, в качестве которого выступают яблоня, дуб или береза. Оно описывается как самое большое дерево леса, отличающееся своей высотой, толщиной, ветвистостью и пышностью.

5) S-овидные фигуры. Символизировали водоплавающих птиц и конские голова.

Все мордовские узоры настолько тесно переплетаются между собой что один и тот же узор можно отнести к двум или нескольким символам.

Народный костюм сложился в глубокой древности в крестьянской среде, тогда же был наделен знаковыми чертами. Традиционная национальная мордовская одежда формировалась по двум направлениям, соответствовавшим культурам эрьзи и мокши.

Особый интерес представляет женская одежда, в ней более устойчивы традиционные черты. В узорах мордовских вышивок прослеживается символика, восходящая к древним верованиям народа.

Основной частью женской одежды у мокши являлась рубаха – панар. Шилась она из домотканого посконного холста. Такая рубаха требовала множество дополнительных деталей, которые помогали женщине предать необходимый силуэт одежде это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная фибула – сюлгам в ансамбле с ожерельями, гайтанами, нагрудниками.

Так, например, мокшанский костюм имел много форм набедренных украшений. Это небольшие парные украшения из бус, жетонов, шерсти и шелка – килькшт, пояс, пояс вакс. В костюме мокшанки до начала 20 века поясной набор включал пару боковых полотенец – кескаруця, украшенных вышивкой и лентами. Традиционным элементом женского костюма являлся передник –сапоня. Его носили женщины всех возрастов в будни и праздники. Их носили поверх рубахи. Праздничные передники отличались яркостью, расцветками.

Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Мордовии. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Бисероплетение как средство развития детей

Бисероплетение для детей - возможность раскрыть свой творческий потенциал....

Самоанализ инновационного проекта« Мордовский фольклор — потешки в развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»

В рамках реализации инновации ДОУ по теме : « Мордовский фольклор — потешки в развитие речи у детей младшего дошкольного возраста», мною, Хлучиной Н. В, были проведены следующие меро...

Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики».

Каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Почему же так важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику? Пальчиковые игры-упражнения  необходимы детям с само...

Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей»

Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей»...

Консультация для родителей "Роль книги в речевом развитии детей»

          Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она знакомит с окружающ...

Консультация для родителей "Дидактическая игра как средство развития речевого творчества дошкольников"

Консультация для родителей "Дидактическая игра как средство развития речевого творчества дошкольников"...