Программа по просвещению родителей Материнская нежность
рабочая программа

Тюлюш (Ондар) Аржаана Орлановна

Для работы с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_s_roditelyami_materinskaya_nezhnost.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ак-Дашская средняя общеобразовательная школа»

«Одобрено»

педсоветом школы

Протокол № __

от «___» _______ 20 __ г

«Согласовано»

ЗД по ВР

________/Сарыглар Н.Д./

от «__» _______ 20 __ г

«Утверждаю»

директор школы:

________  /Ооржак В.Д./

от «__» ______ 20 _ г

Программа по просвещению родителей

«Материнская нежность»

                 

 Составитель программы:

Тюлюш  Аржаана Орлановна,

                                                                                          педагог-психолог

с. Ак-Даш -2018 г

Пояснительная  записка

     

 Семья - основной фактор социализации личности ребенка.  В статье 52  Закона РФ  « Об образовании» говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Невозможно  переоценить  значение семьи  для  ребенка.

   Семья – это близкое и духовное единство людей, где уважение и любовь друг к другу выражаются в словах и поступках. Семья  отвечает  за  биологическое  наследие, за  наполненный   чувствами  микроклимат, в  котором происходит  воспитание  ребенка,  за  его  психологическое  благополучие. В  настоящем  бурное  быстротечное время  родители  не  успевают  вести  контроль   за  своими  детьми.  Малыши  посещают  детские  сады, школьники занимаются в школах,  родители  работают. Особенно в нашем отделенном от центра кожууне родители мало выделяют внимания детям.  В кожууне  нет специальных досуговых, игровых мест, где семья вместе с ребенком  провести полезно  свое время.  Во время совместной деятельности  семья и ребенок проявляет друг другу любовь.

  А  любовь и ласка  необходима  ребенку в раннем  детстве. Я  являюсь психологом школы и всего села.  Ребенок и любовь семьи, взаимопонимание, доверие, уважение друг к другу для меня имеет актуальное значение. Поэтому   необходим  системный  подход  в работе психолога  и  программные  формы  работы  по  поддержке  семьи.

                                                    Цели:

а) пробудить интерес родителей  к психологической помощи семье.

б) создать атмосферу  доброжелательности, взаимопонимания и взаимоуважения и  правилу поведения семьи.

тематический  план.

б) психодиагностике  семейных  отношений.

Задачи  программы:

  1.  Помочь  молодым супругам  умению разбираться в вопросах воспитания своих детей и умению правильно построить психологический климат семьи.  
  2. Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
  3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
  4. Продолжение  национальных  традицией в воспитании.

   

Содержание, формы и методы работы с родителями.

Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

  1. повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
  2. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально технической базы);
  3. участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями.

Традиционные

Нетрадиционные

Родительские собрания

Общеклассные и общешкольные конференции

Индивидуальные конференции психолога

Посещение на дому

Родительские тренинги

Дискуссии

Психологические разминки

Круглые столы

Устные журналы

Практикум

Родительские вечера

Родительские чтения

Родительские ринги

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

ФОРМЫ ПСИХОЛОГО_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

  • Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
  • Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции - анализ явлений, ситуаций).
  • Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье - вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

  • Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
  • Открытые уроки (цель - ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
  • Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

  • особенности здоровья ребенка;
  • его увлечения, интересы;
  • предпочтения в общении в семье;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивации учения;
  • моральные ценности семьи.

  • Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

• Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

  • Общешкольные родительские собрания - проводятся два раза в год.

Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

  • Классные родительские собрания - проводятся четыре-пять раз в год.
  • Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

  • Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
  • Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
  • Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
  • Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Примерная тематика консультаций для родителей:

  • Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
  • Плохая память ребенка. Как ее развить?
  • Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
  • Наказания детей. Какими им быть?
  • Тревожность детей. К чему она может привести?
  • Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
  • Грубость и непонимание в семье.
  • Талантливый ребенок в семье.
  • Друзья детей - друзья или враги?
  • Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Родительские чтения - очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книг}', родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник- общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:

  • Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.
  • Первые книжки ребенка.
  • Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
  • Друзья моего ребенка.
  • Праздники нашей семьи.
  • «Можно» и «нельзя»'в нашей семье.
  • День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
  • Песни, которые пели и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

  • Родительский тренинг - это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания. как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

  • Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель - сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

♦  Педагогам и родителям на заметку

Если:

  • ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  • ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
  • ребенка хвалят, он учится быть благородным;
  • ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
  • ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
  • ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
  • ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;'
  • ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
  • ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
  • ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

Мероприятия с родителями

Содержание работы

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

1

Клуб «Семейное воспитание»

Октябрь

Тематический вечер

Классные руководители

ЗД по ВР

Социальный педагог

Педагог-психолог

Инспектор ПДН

2

Детско-родительский тренинг «Заботливый родитель»

Ноябрь

Тренинг

Классные руководители

ЗД по ВР

Социальный педагог

Педагог-психолог

Инспектор ПДН

3

Вечер «Новогодние посиделки». Мандалотерапия

Декабрь

Тематический вечер

Классные руководители

ЗД по ВР

Социальный педагог

Педагог-психолог

Инспектор ПДН

4

Клуб «Здорово, что мы сегодня собрались»

Январь

Тематический вечер

Классные руководители

ЗД по ВР

Социальный педагог

Педагог-психолог

Инспектор ПДН

5

Конкурс «Лучший папа»

Февраль

Конкурс

Классные руководители

ЗД по ВР

Социальный педагог

Педагог-психолог

Инспектор ПДН

6

Клуб «Дуновение весны»

Март

Тематический вечер

Классные руководители

ЗД по ВР

Социальный педагог

Педагог-психолог

Инспектор ПДН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа педагогического просвещения родителей

Воспитательные функции образовательного учреждения и СЕМЬИ различны, но только их слаженное взаимодействие может обеспечить эффективность воспитательной работы.Программа педагогического просвещения ро...

Памятка для родителей. Материнский капитал.

Материнский капитал: как получить сертификат?...

ПРОГРАММА по правовому воспитанию учащихся и правовому просвещению родителей «Твои права»

Цель программы: - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры    школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности;- развитие правового самопознания;- опти...

Программа «Психологическое просвещение родителей с целью снижения психоэмоционального напряжения младших школьников в период проведения итоговой аттестации»

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. По данным Минздрава России, лишь 14% де...

План- конспект открытого воспитательского занятия Открытка «Материнская нежность»

Зрительный ряд: изображения птицы, обнимающего птенцаМузыкальный ряд: мелодия Ф.Шуберта «Аве Мария»Литературный ряд: стихотворение АхтаЕвой «Главное имя твое – м...

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В НОВОЙ ГРУППЕ ДОУ

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В НОВОЙ ГРУППЕ ДОУ «Мы вместе» составлена с учётом основной общеобразовательной программой МАДОУ ...

Программа родительского просвещения «Родители и ребёнок»

Данная программа способствует укреплению сотрудничества семьи и образовательной организации в воспитании детей,  а так же формированию ответственного отношения родителей (законных представителей)...