Главные вкладки

    Программа «Психологическое просвещение родителей с целью снижения психоэмоционального напряжения младших школьников в период проведения итоговой аттестации»
    методическая разработка по психологии

    Гурьева Марина Владимировна

    В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. По данным Минздрава России, лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Вместе с тем, в последние годы идет интенсификация учебного процесса в образовательных учреждениях, которая ведет к снижению их работоспособности,  дисгармоничному физическому развитию учащихся (дефицит массы тела или, напротив, лишний вес, снижение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем).

    Углубленное изучение предметов (повышенный объем образовательной нагрузки в условиях дефицита учебного времени) вызывает у школьников значительное психоэмоциональное напряжение, в то время как продолжительность сна, объем двигательной активности и время пребывания на свежем воздухе резко сокращаются. Все это в комплексе снижает общую неспецифическую резистентность растущего организма, приводит к формированию различных функциональных расстройств, ускоряет переход таких нарушений в хронические заболевания. Определенный уровень тревожности необходим для успеха деятельности. Всем известно, как не­большое волнение повышает результативность. Однако, если тревожность ста­новится чрезмерной, она резко препятствует успешности, тормозит деятель­ность, ухудшает ее результативность.

    В связи с этим, перед педагогами, школьными психологами и родителями встает задача своевременного понижения, снятия уровня психоэмоционального напряжения, которое, к сожалению, обязательно сопутствует учебному процессу в школе. Учитывая то, что уже в начальных классах младшие школьники участвуют в итоговой аттестации, которой предшествует длительная подготовка, что при психологической неготовности родителей и детей может привести к неврозам и ослаблению общего состояния детского здоровья.

    Учитывая вышесказанное, актуальной становится заблаговременная подготовка родителей и школьников к периоду сдачи итоговой аттестации, что поможет снизить уровень психоэмоционального напряжения до оптимального, используя специальную просветительскую программу для работы с родителями младших школьников в период прохождения итоговой аттестации.

    Коррекционно-развивающую направленность данной программы обеспечивает подбор игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной стабильности, повышение самооценки и уверенности, расширение и обогащение навыков снижения тревожности, предотвращающих повышение психоэмоционального напряжения детей и родителей.

    По видам различают ситуативную и личностную тревожность. Ситуативная тревожность проявляется в конкретной ситуации и связана с оценкой слож­ности и значимости деятельности, а также реальной и ожидаемой оценкой. Личностная тревожность - устойчивое образование и характеризует особый тип реакций индивида в самых разнообразных ситуациях. Человек с личност­ной тревожностью будет проявлять ее во многих сферах, особенно там, где необходимо преодолевать трудности (реальные или мнимые). Всякая новая, необычная, соревновательная, оценочная ситуация вызывает тревожность, которая, как правило, оказывает деструктивное влияние на поведение и достиже­ния.

    Наиболее благоприятным для человека является сочетание невысокой тревожности с уверенностью и хорошей результативностью при признании и положительной оценке такой результативности другими людьми. В таких ситуа­циях человек чувствует себя комфортно, готов на дальнейшие достижения. Повышенная тревожность в сочетании с неуверенностью, сопровождаемая низ­кой результативностью и отрицательными оценками других, переживается бо­лезненно, особенно в детском возрасте. Преодоление повышенной тревожнос­ти выступает в качестве актуальной задачи психокоррекционной работы. Чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта в жёстких условиях современного общества, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями – эти и другие факторы оказывают влияние на формирование тревожности как устойчивой личностной черты.

    Ситуация проверки знаний школьников в период итоговой аттестации является стрессовой для многих детей, не имеющих еще достаточного жизненного опыта.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_gurevoy_mv_shkola_no376.doc152.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

    Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

    Пушкинского района Санкт-Петербурга

    _______________________________________________________________________

    СОГЛАСОВАНО

    Заведующий кафедрой психологии

    АППО СПб

    Доктор  психологических наук,

    профессор  С.М, Шингаев ______________

    « ____» ________________ 2019                                              

                                                                       

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор ГБОУ средняя школа № 376

    Московского района Санкт-Петербурга

    М.А. Дмитриенко___________________

    « _____» _____________ 2019

    Протокол Методического объединения

    педагогов-психологов Пушкинского р-на СПб

    № ___ от « _____» ____________ 2019

    Протокол Педагогического совета ГБОУ

    № ___ от « _____» ____________ 2019

    Программа

    «Психологическое просвещение родителей с целью снижения психоэмоционального напряжения младших школьников в период проведения итоговой аттестации»

                                                       Составитель:

                                                                 педагог-психолог ГБОУ

                                                                 средняя школа № 376

                                                       Московского района Санкт-Петербурга

                                                       Гурьева М.В.

    Санкт- Петербург

    2019

    Содержание

    1.

    Пояснительная записка.

    3

    2.

    Актуальность

    3

    3.

    Цели и задачи

    5

    4.

    Структура и продолжительность программы…

    6

    5.

    Содержание разделов программ

    6

    6.

    Работа в группе с родителями младших школьников…..

    6

    7.

    Групповая работа с младшими школьниками.

    8

    8.

    Работа в объединенной группе младших школьников и их родителей.

    9

    9.

    Литература.

    10

    10.

    Приложение 1.

    11

    11.

    Приложение 2.

    13

    12.

    Приложение 3.

    17

    13.

    Приложение 4.

    18

         

    1. Пояснительная записка.

                1.1. Актуальность программы.

    В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. По данным Минздрава России, лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Вместе с тем, в последние годы идет интенсификация учебного процесса в образовательных учреждениях, которая ведет к снижению их работоспособности,  дисгармоничному физическому развитию учащихся (дефицит массы тела или, напротив, лишний вес, снижение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем).

    Углубленное изучение предметов (повышенный объем образовательной нагрузки в условиях дефицита учебного времени) вызывает у школьников значительное психоэмоциональное напряжение, в то время как продолжительность сна, объем двигательной активности и время пребывания на свежем воздухе резко сокращаются. Все это в комплексе снижает общую неспецифическую резистентность растущего организма, приводит к формированию различных функциональных расстройств, ускоряет переход таких нарушений в хронические заболевания. Определенный уровень тревожности необходим для успеха деятельности. Всем известно, как небольшое волнение повышает результативность. Однако, если тревожность становится чрезмерной, она резко препятствует успешности, тормозит деятельность, ухудшает ее результативность.

    В связи с этим, перед педагогами, школьными психологами и родителями встает задача своевременного понижения, снятия уровня психоэмоционального напряжения, которое, к сожалению, обязательно сопутствует учебному процессу в школе. Учитывая то, что уже в начальных классах младшие школьники участвуют в итоговой аттестации, которой предшествует длительная подготовка, что при психологической неготовности родителей и детей может привести к неврозам и ослаблению общего состояния детского здоровья.

    Учитывая вышесказанное, актуальной становится заблаговременная подготовка родителей и школьников к периоду сдачи итоговой аттестации, что поможет снизить уровень психоэмоционального напряжения до оптимального, используя специальную просветительскую программу для работы с родителями младших школьников в период прохождения итоговой аттестации.

    Коррекционно-развивающую направленность данной программы обеспечивает подбор игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной стабильности, повышение самооценки и уверенности, расширение и обогащение навыков снижения тревожности, предотвращающих повышение психоэмоционального напряжения детей и родителей.

    По видам различают ситуативную и личностную тревожность. Ситуативная тревожность проявляется в конкретной ситуации и связана с оценкой сложности и значимости деятельности, а также реальной и ожидаемой оценкой. Личностная тревожность - устойчивое образование и характеризует особый тип реакций индивида в самых разнообразных ситуациях. Человек с личностной тревожностью будет проявлять ее во многих сферах, особенно там, где необходимо преодолевать трудности (реальные или мнимые). Всякая новая, необычная, соревновательная, оценочная ситуация вызывает тревожность, которая, как правило, оказывает деструктивное влияние на поведение и достижения.

    Наиболее благоприятным для человека является сочетание невысокой тревожности с уверенностью и хорошей результативностью при признании и положительной оценке такой результативности другими людьми. В таких ситуациях человек чувствует себя комфортно, готов на дальнейшие достижения. Повышенная тревожность в сочетании с неуверенностью, сопровождаемая низкой результативностью и отрицательными оценками других, переживается болезненно, особенно в детском возрасте. Преодоление повышенной тревожности выступает в качестве актуальной задачи психокоррекционной работы. Чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта в жёстких условиях современного общества, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями – эти и другие факторы оказывают влияние на формирование тревожности как устойчивой личностной черты.

    Ситуация проверки знаний школьников в период итоговой аттестации является стрессовой для многих детей, не имеющих еще достаточного жизненного опыта.

    1.2. Цели, задачи и принципы программы.

    Цель: снижение психоэмоционального напряжения родителей(опекунов) младших школьников в период подготовки к итоговой аттестации и младших школьников до уровня «нормы» соответствующего возраста, создание благоприятного психоэмоционального климата в семье.

    Задачи программы:

    • психологическое просвещение родителей о возрастных особенностях развития младших школьников, о внутренних противоречиях личности данной возрастной категории.
    • теоретическое просвещение родителей о таких понятиях, как психоэмоциональное напряжение, стресс, стратегии поведения, свойства личности.
    • обучение родителей навыкам самопомощи и помощи своим близким при тревоге, в стрессовых ситуациях.
    • повышение уверенности младших школьников и их родителей
    • повышение самооценки младших школьников и их родителей
    • развитие у младших школьников умений и навыков психофизической саморегуляции (снятие мышечного и эмоционального напряжения) и навыков владения собой (самоконтроля) в стрессовых ситуациях;
    • формирование коммуникативных компетенций детей и родителей: умений и навыков конструктивно строить общение, избегать эмоциональных конфликтов;

    Принципы:

    Гуманизма - веры в возможности ребенка, субъектного, позитивного;

    Системного подхода - предполагает понимание человека как целостной системы;

    Реальности - предполагает, прежде всего учет реальных возможностей родителя и ребенка и ситуации;

    Деятельностного подхода - предполагает коррекционно-развивающую работу в зависимости от индивидуальных особенностей родителя и ребенка, целей работы;

    Индивидуально-дифференцированного подхода- предполагает изменения форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей родителя, ребенка, целей работы и позиции специалиста.

    1.3. Структура и продолжительность программы.

    Программа состоит из 12 встреч, 16 акад.часов, рассчитана на 2,5 - 3 месяца. Рекомендованная периодичность занятий 1 раз в неделю для каждой группы, оптимально программу начинать в январе, Работа проводится тремя блоками: 4 занятия с родителями, 4 занятия с детьми, 4 совместных занятия с детьми и родителями.

    Предложенная программа включает в себя: тренинги, игры и упражнения, которые рассчитаны на младших школьников в возрасте 9-11 лет, соответствуют специфике развития детей данной категории, а также на родителей (опекунов) детей данной категории.

    Группа может состоять от 7 до 12 человек, а также упражнения программы могут использоваться в индивидуальных занятиях по снижению психоэмоционального напряжения.

    Занятия рекомендовано проводить в пространстве сенсорной комнаты.

    Противопоказания: недостаточное количество участников группы;

    психические расстройства у детей, приводящие к дезорганизации группы.

    Каждое занятие необходимо начинать с ритуала начала занятия (приветствие, разминка, настрой) и заканчивать подведением итогов (резюмирование, шеринг, рефлексия), в специально отведенное на это время(5-15мин). Объём и содержание занятий могут быть уточнены с учетом реальных возможностей их выполнения на конкретной практике с сохранением общей направленности на коррекционную психологическую работу.

    1. Содержание разделов программы:

    2.1. Работа в группе с родителями младших школьников.

    занятия

    Кол-во

    акад. часов

    Форма

    проведения основной части

    занятия

    Упражнения,

    Игры, методики, анкеты

    Примечания

     (раздат. материал, творч. работы и т.д.)

    1

    1

    диагностика тревожности (нач.),

    мини-лекция

    Упр-ние «Знакомство», «Дыхание» или психогимнастика;

    Анкета на определение уровня тревожности

    Брошюры: «Возрастные особенности развития младших школьников»; «О психоэмоциональном напряжении и способах его снижения»;

    «Типичные родительские ошибки в период подготовки к итоговой аттестации» (см. Приложения 1, 2, 3)

    2

    1

    беседа-дискуссия

    «Дыхание» или психогимнастика;

    «Мозговой штурм» (Чем помочь своему ребенку?)

    Памятка «Помощь родителей школьнику в период подготовки к итоговой аттестации»

    3

    1

    Занятие с элементами тренинга

    «Дыхание» или психогимнастика;

    Упр. «Моя тревога»

    («Мой страх»);

    «Я-супергерой!»

    Рисунок-карикатура

    4

    1-1,5

    Совместное творческое моделирование

    «Дыхание» или психогимнастика;

    ресурсные упражнения «Цветок», «Внутренний луч»

    Коллаж «Сад моей мечты»

    Используемые методики для диагностики:

    - Анкета для родителей «Личностная шкала проявления тревоги» (Д.Тейлор, в обработке Т.А. Немчинова) или тест «Самооценка психических состояний» по Айзенку (1я шкала-тревожность);

    - Анкета для родителей «Анкета по выявлению тревожного ребенка»;

    - Опросник «Диагностика профессиональной и родительской тревожности», шкала Б;

    2.2. Групповая работа с младшими школьниками

    занятия

    Кол-во

    Часов(акад.)

    Форма

    проведения

    Упр-ния,

    игры

    Примечания

     (раздат. материал, творч. работы и т.д.)

    1

    1

    диагностика тревожности (нач.),

    беседа

    «Мое имя»

    «Дыхание» или психогимнастика;

     Рисунок «Я боюсь…» (моя тревога)

    2

    1

    Ситуативная игра

    «Дыхание» или психогимнастика;

    Психотерапевтическая сказка (на выбор под группу);

    Упр. «Разные роли»

    Сказка (профилактика тревожности) на выбор для самост. чтения дома

    3

    1

    Игровая

    «Дыхание» или психогимнастика;

    игра «Похвалил себя-похвали меня»;

    упр. «Эмоции»; «Зеркало»; «Мой страх»

    Рисунок-карикатура «Мои страхи» (моя тревога)

    4

    1-1,5

    Совместное творческое моделирование

    «Дыхание» или психогимнастика;

    Упр. «Самый красивый цветок»

    Коллаж «Сад моей мечты»

    Используемые методики для диагностики:

    - «Проективная методика диагностики школьной тревожности» А.М. Прихожан;

    - «Тест школьной тревожности Филипса»

    - Проективные методики «Рисунок человека», «Человек под дождем», «Дерево», «Лесенка» (по выбору ведущего).

    2.3. Работа в объединенной группе младших школьников и их родителей

    занятия

    Кол-во

    часов(акад.)

    Форма

    проведения

    Упр-ния,

    игры

    Примечания

     (раздат. материал, творч. работы и т.д.)

    1

    2

    Занятие с элементами тренинга

    «Наша семья»,

    «Твое имя…»; «Дыхание»

     или психогимнастика;

    «Моя семья»

    «Насос»;

    Рисунок «Мы (моя семья) в группе»

    2

    2

    Тренинг «Снижение тревожности»

    «Дыхание» или психогимнастика;

    «Воздушный шарик», «Штанга», «Сосулька», «Воздушный шарик»,  «Соломинка»; релакс-упражнения

    Лепка «Страх превратился …»

    3

    2

    Занятие с элементами тренинга

    «Дыхание» или психогимнастика;

    «Неоконченные предложения»

     «Комплименты»

    «Никто не знает, что мы…»

    4

    2

    Совместное творческое моделирование;

    диагностика тревожности (итоговая)

    «Дыхание»;

    «Лучшие пожелания соседу справа…»

    Коллаж «Мы-сила!»

    Литература:

    1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие, М - Академический проект, 2000.
    2. Битяева М.Психолого-педагогическое сопровождениешкольников на этапе перехода из начального в среднее звено, Управление школой, № 40, 2002.
    3. Емельяенова Е.В. Психологические проблемы современных подростков и их решение в тренинге. М. 2016.
    4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000.
    5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн. 1,М.: ВладосПресс, 2008.
    6. Рогов Е.И. Эмоции и воля: Азбука психологии, изд. Владос, М., 2001.
    7. Чистякова М.И. Психогимнастика, под редакцией М.И.Буянова, 2-е изд., 2007.
    8. Хухлаева О. Хочу быть успешным. Методическое пособие для школьных психологов, учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня.

                                                                                                                              Приложение 1

    «Возрастные особенности развития младших школьников»

    Новообразования психического и физического развития

     Ведущей является учебная деятельность.

    Изменяется уклад жизни младшего школьника, появляются новые обязанности, новыми становятся отношения ребенка с окружающими, расширяется сфера общения. Новое положение ребенка в обществе - позиция ученика - характеризуется появлением обязательной, общественно значимой, общественно контролируемой деятельности - учебной.

    В биологическом отношении младший школьный возраст - это период второго округления: замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению; идет интенсивное развитие мышечной системы (с развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма); значительно возрастает сила мышц; все ткани детского организма находятся в состоянии роста.

    Совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры; вес мозга увеличивается в среднем до 1400 г. и почти достигает веса мозга взрослого человека. Быстро развивается психика ребенка: изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения (процесс торможения становится более сильным, но по прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы); повышается точность работы органов чувств (по сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80%).

    Восприятие отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время ``созерцательной любознательностью''); малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия; к концу младшего школьного возраста восприятие усложняется и углубляется, становится более дифференцированным, приобретает организованный характер.

    Внимание непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему, произвольное внимание развивается вместе с мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности. Распространенный недостаток внимания - рассеянность (внимание, сила концентрации которого мала). Причины рассеянности: переутомление; физиологические причины (например, хронические заболевания носоглотки, когда нарушается дыхание и снабжение головного мозга кислородом); недостаточная умственная активность учащегося на уроке; быстрая смена новых впечатлений; негибкое внимание, связанное с типом темперамента (флегматик, меланхолик).

    Мышление развивается от наглядно-образного к абстрактно-логическому. По словам Л. С.  Выготского, ребенок вступает в школьный возраст с относительно слабой функцией интеллекта (гораздо лучше развиты функции восприятия и памяти). Мышление развивается во взаимосвязи с речью. Речь: словарный запас четвероклассников насчитывает примерно 3500-4000 слов, в процессе школьного обучения учащиеся приобретают умения устно и письменно излагать свои мысли.

    Память: пластичность мозга младшего школьника позволяет ему осуществлять дословное запоминание (дошкольник, например, из 15 предложений запоминает 3-4, а младший школьник - 6-8); память имеет преимущественно наглядно-образный характер (безошибочно запоминается интересный, конкретный, яркий материал); однако учащиеся не умеют распорядиться своей памятью, подчинить ее задачам обучения.

    Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с учителями и одноклассниками, учения и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного); развиваются элементы социальных чувств (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.); предпосылками формирования высокоморальной личности являются внушаемость учащихся, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет учителя.

                                                                                                                                Приложение 2

    «О психоэмоциональном напряжении и способах его снижения»

    В психологии психоэмоциональное напряжение рассматривается как психическое явление достаточно сложное по структуре, отражающее взаимодействие человека с жизненной средой. Психологи выделяют три степени психоэмоционального напряжения.

    Состояние активного бодрствования (I степень нервно-психического напряжения по Немчину) — состояние покоя, не включенности в сложную деятельность для достижения цели, без эмоциональной окраски.

    Психоэмоциональное напряжение (II степень нервно-психического напряжения) появляется тогда, когда повышается уровень мотивации, появляется значимая цель и существенная информация; повышается сложность и эффективность деятельности, но человек справляется с поставленной задачей. Состояние нервно-психического напряжения II степени (психоэмоционального напряжения) характеризуется повышением качества и эффективности деятельности.

    Состояние психоэмоциональной напряженности (или состояние нервно-психического напряжения III степени) появляется, когда ситуация становится личностно значимой, при резком увеличении мотивации, повышении степени ответственности (например, ситуация экзамена, публичного выступления, сложной хирургической операции). В психической сфере наблюдается отвлекаемость внимания, затруднения в извлечении информации из памяти, снижается скорость и точность реагирования, уменьшается эффективность деятельности. Это и есть состояние эмоционального напряжения, при котором появляются различные формы отрицательного эмоционального реагирования: волнение, тревога, ожидание неудачи, провала. Продолжительные или часто повторяющиеся эти состояния приводят к психоэмоциональному стрессу, происходит дезорганизация психической деятельности.

    Для окружающих подростка взрослых важно не упустить момент, когда нервное напряжение 2 степени (положительное) переходит в не желательную 3 степень, состояние, которое  уже представляет опасность для неустойчивой психики ребенка. Индикатором этих чувств является настроение ребенка. Устойчивое положительное настроение свидетельствует об успешной адаптации ребенка к социально-гигиенической среде образовательного учреждения и его позитивном психическом состоянии. Частая же смена настроения или устойчивое отрицательное настроение говорят об обратном.

    Выявлен еще целый ряд признаков серьезного психоэмоционального напряжения, помимо подавленного настроения, на которые следует обращать внимание именно родителям:

     1. Плохой сон. Подросток с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

     2. Усталость после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.

     3. Подросток становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.

     4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, поиск постоянного одобрения, поддержки взрослых.

     5. Состояние психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

     6. Изменения аппетита: то постоянно жует, «заедает», то у него отмечается стойкая потеря аппетита.

     7. Признаками стрессового состояния подростка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, тики, ночное недержание мочи.

     8. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.

     9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.

    Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что подросток находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.

    К величайшему сожалению, продолжительные или часто повторяющиеся состояния высокой тревожности, психоэмоциональной напряженности приводят к психоэмоциональному стрессу, депрессивным состояниям, происходит дезорганизация психической деятельности.

    Практические рекомендации в помощь родителям:

    -  учите ребёнка решать проблемы, а не избегать их.

    - воспитывайте у ребёнка привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и тревогах, сомнениях, страхах.

    - объединяйтесь с ребёнком в каком-то деле, пусть и незначительном (вместе ремонтируем, рыбачим, поем, танцуем, творим и т.д). Для ребёнка важна солидарность, сопричастность со взрослым.

    - поддержите, если в какой-то ситуации ребенок оказался слабым физически и морально, помогите ему пережить неудачу, подскажите возможные пути решения возникшей проблемы. Ирония неуместна, т.к. ребенком может ощущаться как унижение, пренебрежение.

    - постоянные нотации, указания, нравоучения раздражают и обижают детей.

    Хорошей профилактикой психоэмоционального напряжения могут быть развитые родителями личные ресурсы ребенка, такие как:

    - Хорошие навыки общения, умение общаться со сверстниками и взрослыми;

    - Уверенность в себе, своих силах, убежденность в способности достижения жизненных целей;

    - Умение искать и обращаться за помощью при возникновении трудностей, например, в школе;

    - Стремление советоваться с взрослыми при принятии важных решений;

    - Открытость к мнению и опыту других людей;

    - Открытость ко всему новому, способность усваивать новые знания;

     - Привычка (желание) участвовать в общественной жизни (например, в спортивных соревнованиях, школьных событиях, клубах, обществах и т.д.);

    - Уверенность в поддержке со стороны близких людей (друзей, родителей)

      Помните, что каждый ребёнок (подросток) - особенный. У каждого ребёнка есть определённые способности. Помогите ему поверить в себя, найти то, что у него получается, иными словами повышаем позитивную самооценку! Позитивная самооценка как личный ресурс подростка, развитый в семье родителями, защищает (детей)подростков от психологического стресса и подавленности, а также помогает им лучше справляться со стрессовыми ситуациями в жизни.

    Для повышения самооценки ребенка(подростка):

    - Старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще вашему ребенку. Ощущение успешности, достижения в чем-то, в том числе прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.

    - Воздерживайтесь от постоянного давления на ребенка, от предъявления чрезмерных требований в отношении еще лучших результатов в учебе, в жизни и т.д.

    - Родителям недостаточно только говорить или думать, что они любят своих детей, нужно действительно любить и верить. Существует большое различие между тем, когда ты чувствуешь, что тебя любят, и тем, когда тебе только часто повторяют, что тебя любят.

    - Детей важно принимать такими, какие они есть. Более того, их нужно любить такими, какие они есть. Они должны чувствовать, что их любят не за хорошее поведение и успехи, а потому, что они дети своих родителей.

    - Поддерживайте самостоятельные устремления ребенка. Не судите его слишком строго, стремитесь поменьше оценивать. Самостоятельность и собственные умения — эти строительный материал для повышения самооценки.

    - Поощряйте занятия спортом, успешность среди друзей, так как самооценка во многом зависит от физического развития, навыков общения среди сверстников.

                                                                                                                                Приложение 3

    «Типичные родительские ошибки в период подготовки к итоговой аттестации»

    1. Ошибочное отношение взрослых в семье к итоговой аттестации как к непосильному испытанию, которое можно пройти только ценой больших жертв: времени, сил, и что самое страшное - здоровья. Подобная установка родителей часто создает дополнительные проблемы у ребенка.

    2. Очень часто родители используют запугивание последствиями, которые грозят при получении низкой оценки и чрезмерное «закручивание гаек», не понимая, что таким образом только способствуют нарастанию психоэмоционального напряжения, стресса у ребенка.

    3. Еще одна весьма распространенная родительская ошибка – это сравнивание своего ребенка с более успешными сверстниками, старшими братьями и сестрами, подчеркивание их успехов, положительных качеств. На самом деле, все это редко приводит к желанию победить соперника или «взять с него пример», чаще всего такие действия снижают самооценку ребенка и могут создать конфликтную ситуацию в семье.

    4. Излишняя суета, опека, тотальный контроль и требование интенсивной подготовки, нарушающие привычный режим дня, режим труда и отдыха, в основном, вызывают раздражение и протест. Родителей часто возмущает желание ребенка прогуляться, отвлечься, пойти в кино или просто поваляться на диване, слушая музыку.

    5. Безусловно, усиливает волнение и страх перед итоговой аттестацией подчеркивание ответственности, которая лежит на плечах ребенка, - перед школой, учителями, родителями. 

                                                                                                                 Приложение 4

    Упражнения:                                                                                        

    «Знакомство», «Наша семья»

    Приветствие группы ведущим. Участники кидают друг другу мячик, сначала называют свое имя и свои хорошие качества, затем перекидывают мяч другому участнику, который называет имя и качества кинувшего ему мяч, затем свое и свои качества, далее бросает мяч следующему и тд. Подобно в упр. «Наша семья»

    «Имя превратилось»

    Участники представляют себе Страну имен, в которой все имена превратились в животных (растения). Придумывают, в какое животное (растение) могло бы превратиться их собственное имя.

    «Дыхание». Рассказывается о том, что используя различные дыхательные техники, можно помочь себе расслабиться, либо взбодриться, либо успокоиться и тд. А именно, о значении ритмического дыхания, предлагаются способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд. Повторить упражнение несколько раз. Порекомендовать детям, потренироваться дома.

    Упражнение на релаксацию и дыхание: “Воздушный шарик”

    Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Упражнение можно повторить 3 раза.

    «Рисование своего страха» (тревоги, радости и других эмоций) - в зависимости от направленности занятия. Психолог предлагает ребятам нарисовать свои страхи и неприятности, а затем либо порвать рисунки и выбросить в корзину для мусора (тем самым как бы избавляясь от неприятных переживаний), либо видоизменить рисунок в карикатуру на страх, на тревогу, сделать смешным. Обсудить, пошутить, посмеяться.

    Упражнение на повышение самооценки «Лучшие пожелания» или «Лучший подарок»: Пожелания друг другу чего-либо хорошего, доброго, с улыбкой глядя на собеседника. Пожелания должны быть конкретно описанные. Аналогичное задание к упражнению «Лучший подарок».

    Упражнения: Психогимнастика М.И. Чистяковой, например,

    Штанга.

    Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным. “А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы”. Упражнение можно выполнить несколько раз.

    Насос и мяч”

    Цель: расслабить максимальное количество мышц тела. “Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком “с”. С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук “с”, он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго “с” выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком “ш”. Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. ” Затем играющие меняются ролями.

    «Неоконченные предложения».

    Цель: развитие рефлексии.

    Детям предлагаются плакаты: «Я люблю», «Меня любят…», « забочусь…», «Обо мне заботятся…», «Я верю…», «В меня верят…». Они поочередно устно заканчивают написанные на них предложения.

    Игра в кругу «Комплименты».

    Цель игры: Повышение самооценки. Ребята узнают много приятного от окружающих, смогут взглянуть на себя «глазами других детей». Предложить ребятам поочередно сделать комплимент своему товарищу.

    «Похвалил себя-похвали меня»

    Цель: повысить самооценку и значимость ребенка в коллективе.

    Учасники, сидя в кругу, получают задание закончить фразу: «Никто не знает, что я могу (умею) хорошо, быстро, красиво и тд…...», после того, как все высказались, начинаем второй круг о соседе, сказав о нем что то хорошее, например «Я думаю, что (имя) отлично…..»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План подготовки и проведения итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов в МБОУ «Алешковичская СОШ» на 2012-2013 учебный год.

    План подготовки и проведения итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов в МБОУ  «Алешковичская СОШ» на 2012-2013 учебный год....

    Контрольно – измерительные материалы по русскому языку за курс 6 класса для проведения итоговой аттестации

    Контрольно – измерительные материалы  по русскому языку за курс 6 класса  для проведения итоговой аттестации....

    Коррекционно-развивающая программа по снижению агрессивности у младшего школьника

    Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...

    Психологические рекомендации родителям "Как помочь школьникам подготовиться к сдаче итоговой аттестации"

    Очевидно, что в подготовке учеников к экзамену огромную роль играют родители. Именно родители во многом ориентируют их на выбор предмета, который дети сдают, внушают уверенность в своих с...

    Лекция для родителей и специалистов «Методы и приемы снижения психоэмоционального напряжения»

    В презентации рассмотрены методы и приемы снижения психоэмоционального напряжения...

    педагогический проект«Психологическая коррекция нарушений межличностных отношений со сверстниками у младших школьников с ОВЗ»

    Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстн...