Коррекционно-развивающая программа по снижению агрессивности у младшего школьника
план-конспект занятия по психологии на тему

Сухорукова Елена Владимировна

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.

Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, — это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_snizheniyu_agressivnosti.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа

по снижению агрессивности у младшего школьника


педагог – психолог МОУ СОШ №103

Сухорукова Е. В.

Волгоград 2014

Коррекционно-развивающая программа

по снижению агрессивности у младшего школьника.

Пояснительная записка

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.

Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, — это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

Из бесед с родителями также можно заключить, что дети теперь стали агрессивнее, чем раньше. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки. В стремлении достичь своей цели они манипулируют родителями.

Коррекционно-развивающая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении коррекционных мероприятий следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению. Наиболее эффективным средством коррекции в младшем школьном возрасте  выступает игровая деятельность, специально организуемая педагогом. Именно это может служить не только целям коррекции, но и дать ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка.

Для предотвращения детской агрессии используются главным образом занятия, позволяющие развивать чувство эмпатии у ребенка, а также создавать чувство защищенности, заботы, положительного, дружелюбного взаимодействия. Не лишним будет и проведение специальных игр на развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.

Цель программы: снижение уровня агрессивности младшего школьника путем снятия эмоционального напряжения, устранения патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других.

Задачи программы:

- устранить у ребенка неконтролируемые чувства гнева и злости;

-научить его контролировать свой агрессию, выражать недовольство в приемлемой форме;

-повысить самооценку ребенка, нормализовать эмоциональное состояние и развить чувство эмпатии;

-закрепить положительные коммуникативные модели поведения: устранить ругательства и драчливость ребенка.

Методы проведения:

1) арт-терапевтические методики;

2) психогимнастические упражнения;

3) беседы;

4) коррекционные упражнения;

6) релаксационные упражнения.

Коррекционная программа состоит из 11 занятий. Продолжительность занятий составляет  30-40 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю  с ребенком младшего школьного возраста (7 лет).

Программа состоит:

Блок  1-

Блок  2-

Структура  занятия:

1.Ритуал приветствия.

Цель: создание  определенного положительного эмоционального фона.

2. Основное  содержание:

Выполнение  развивающих  упражнений, словесные и подвижные игры, беседы, проигрывание проблемных ситуаций, рисование, релаксация, элементы игротерапии, сказкотерапии.

3.Рефлексия  занятия.

Цель: подведение итогов занятия,  обсуждение результатов работы

4.Ритуал прощания.

Цель: создание  ощущения  завершённости.

Этапы  реализации  программы:

I  этап – вводный (первичная диагностика, 1и 2 занятие)

II этап – основной (основные  занятия  - 1 занятий)

III этап – итоговый (итоговое  занятие  и повторная диагностиканостика, оформление сводной таблицы результативности и динамики развития, коррекции эмоционально - личностной сферы)

IV этап-консультативный (рекомендации педагогу и родителям)

Ожидаемыми   результатами   данной   коррекционно-развивающей программы могут  быть: 

качественные показатели:

       Показатели  развития  мотивационно – личностной  сферы:

- повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы,

- формирование адекватной самооценки (повышение уверенности в себе),  

- развитие эмпатии, социализации и позитивного отношения к другим людям,

- устранение вербальной и невербальной агрессии младшего школьника.

количественные показатели:

Количество  проведённых  занятий

Формы  контроля:

Рефлексия  по каждому  занятию.

По итогам  реализации программы  повторная диагностика  и сводные показатели.

Необходимые материалы и технические средства для занятий: бумага, цветные карандаши, цветной пластилин, куклы, игрушки, конструктор детский, емкость с водой, тряпичный мешочек или бумажный пакет.

Тематический план занятий по программе

№ п

Тема занятия

Цель занятия

Содержание занятия

I  этап – вводный

первичная диагностика,

1и 2 занятие

-тест руки Вагнера.

-"Несуществующее животное"

-Методика -«Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов).

-анкета для педагога "Критерии агрессивности ребенка"

II этап – основной 1

Мой гнев

1. Выявление причины гнева

2. Переключение внимания и агрессии

1. Приветствие

2.Упражнение «Стукни кулаком»

2.Игра «мешочек криков»

3.Рисование «Шарж»

4.Упражнение «Гневный листок»

5. Прощание «Подари улыбку»

2

Вежливые хозяева

1. Формирования у ребенка представления об ощущениях жертвы агрессии

1. Приветствие

2.Кукольное представление «Кошкин дом»

3.Ролевая игра «Вежливые хозяева»

4. Прощание «Подари улыбку»

3

Если я злюсь…

1. Обучение самоконтролю и закрепление этих навыков

1. Приветствие

2.Упражнение «Если я злюсь…»

3.Упражнение «Спектакль»

4.Упражнение «Счет до десяти»

5.Игра «Зайчики»

6. Прощание «Подари улыбку»

4

Верь в себя

1. Развитие положительной самооценки

2. Формирование у ребенка уверенности в себе

1. Приветствие

2.Беседа «Вера в себя»

3.Рисование «Автопортрет»

4.Рассказ «Мой лучший поступок»

5. Прощание «Подари улыбку»

5

Ты любим

1. Формирование эмоциональной комфортности и спокойствия у ребенка

1. Приветствие

2.Рисование «Моя семья»

3.Упражнение «Я хороший»

4.Лепка «Солнце»

5. Прощание «Подари улыбку»

6

Люби других

1. Развитие положительного отношения к близким и окружающим

1. Приветствие

2.Конструирование «Подарок другу»

3.Игра «Глаза в глаза»

4.Игра «Море»

5. Прощание «Подари улыбку»

7

Бежим от злости

1. Релаксация

2. Обучение техники снятия физического напряжения

1. Приветствие

2.Гимнастика

3.Игра «Дрова»

4.Игра «подушки»

5.Игровой массаж

6. Прощание «Подари улыбку»

8

Помощь

1. Развитие чувства эмпатии

2. Социализация ребенка

1. Приветствие

2.Беседа «Помощь»

3.Лепка «Старичок»

4.Игра «Доктор или медсестра»

5. Прощание «Подари улыбку»

9

Знаток чувств

1. Развитие чувства эмпатии

1. Приветствие

2.Игра «Знаток чувств»

3.Игра «Угадай чувство»

4.Игра «Актер»

5.Рисование «Мое чувство»

6.Прощание «Подари улыбку»

10

Словарик хороших слов

1. Закрепление коммуникативных навыков и положительных моделей поведения

1. Приветствие

2.Игра «Словарик хороших слов»

3Игра «Поводырь»

4.Игра «диспетчер»

5. .Прощание «Подари улыбку»

11

Итоговое

1. Закрепление полученных навыков

1. Приветствие

2.Беседа «Что я понял?»

3.Ролевая игра «Ночлег»

4.Обсуждение игры

5. .Прощание «Подари улыбку»

III этап – итоговый

Повторная диагностика, оформление сводной

таблицы результативности

 и динамики развития, коррекции эмоционально- личностной сферы.

-тест руки Вагнера.

-анкета для педагога "Критерии агрессивности ребенка"

-Методика «Градусник»

IV этап

консультативный

Рекомендации педагогу и родителям.

Используемая литература:

1. Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция/А.А. Александров. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.

2. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – М.: Спб, Питер, 2001. – 377 с.

3. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. «Генезис» 2009 

4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов/ Н.Л. Кряжева. – Ярославль, Академия развития, 1997. – 160 с.

5. Ломтева Т. Большие игры маленьких детей. От 0 до 14 лет /Т. Ломтева. – М.: Дрофа-Плюс, 2005. – 272 с.

6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми/Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М., 2000. – 304 с.

7. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике/И.П. Подласый. – М.: Владос, 200/. – 352 с.

8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в двух томах. Том 2/Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1996. – 529 с.

9. Хухлаева О.В. Тропинска к своему Я. Начальная школа/О.В. Хухлаева. – М.: Генезаис, 2008. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих занятий со старшими дошкольниками и младшими школьниками «Капитошка»

 Среди воспитанников детского дома есть дети, не готовые к началу регулярного школьному обучению, которые, не смотря на свой возраст (7 лет),  посещают детский сад. Кроме того, ...

Календарно - тематическое планирование. Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по развитию познавательных процессов младших школьников.

Целью данной коррекционно-развивающей программы является развитие психических познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.     Задачи программы состоят в...

Коррекционно-развивающая программа по профилактике агрессивности младших школьников.

Известно, что в младшем школьном возрасте характерно повышение тревожности, неуверенности, страхов. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны конфликты с окружаю...

Программа коррекционно-развивающих занятий по связной речи для младших школьников с ОВЗ

В разработанной программе коррекции дисфункции связной речи, представлена система логопедических занятий, построенная на принципах дидактики с использованием нетрадиционных приемов и методов...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по снижению тревожности у подростков.

   Данная  программа адресована подросткам (6-11 класс), учащихся  в  МБОУ СОШ №5 г. Охи им. А.В. Беляева, имеющих высокий уровень тревожности. Рабочая программа состав...

Рабочая программа логопедической коррекционно-развивающей работы «Преодоление речевых нарушений у младших школьников с ФНР» на уровень начального общего образования 1 класс

Программа логопедической коррекционно-развивающей работы «Преодоление речевых нарушений у младших школьников с ФНР» на уровень начального общего образования является структурным компоненто...