Программа коррекционно-развивающих занятий со старшими дошкольниками и младшими школьниками «Капитошка»
рабочая программа по психологии по теме
Среди воспитанников детского дома есть дети, не готовые к началу регулярного школьному обучению, которые, не смотря на свой возраст (7 лет), посещают детский сад. Кроме того, часть детей, обучающихся в начальных классах, испытывают значительные трудности в обучении. Эти проблемы чаще всего связаны с социально-педагогической запущенностью и недостаточным развитием познавательных процессов.
Необходимо отметить также тот факт, что дети этого возраста, поступающие в детский дом, характеризуются повышенным уровнем тревожности, низкой учебной мотивацией и низкой познавательной активностью. У них часто выявляется неадекватная самооценка, низкий уровень развития коммуникативных умений, они конфликтны, недисциплинированны и пр.
Поэтому при работе с неуспевающими недостаточно только ликвидировать пробелы в знаниях.
Для достижения хороших результатов необходимо проводить специальные занятия по повышению самооценки ребёнка. Ведь ничто так не способствует успеху, как уверенность в нём, и ничто так не предвещает неудачу, как заведомое её ожидание.
Трудности же ребёнка в сфере общения – ведущий фактор школьной дезадаптации. Нуждаясь в любви и внимании, они не умеют вести себя таким образом, чтобы с ними общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребёнок занимает по отношению к другим негативную позицию.
Таким образом, необходимо готовить детей к школе и помогать младшим школьникам, испытывающим подобные проблемы – комплексно. То есть, развивая познавательные процессы, корректировать и развивать эмоционально-волевую сферу данных воспитанников.
Для решения этих задач была составлена данная программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapitoshka.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Среди воспитанников детского дома есть дети, не готовые к началу регулярного школьному обучению, которые, не смотря на свой возраст (7 лет), посещают детский сад. Кроме того, часть детей, обучающихся в начальных классах, испытывают значительные трудности в обучении. Эти проблемы чаще всего связаны с социально-педагогической запущенностью и недостаточным развитием познавательных процессов.
Необходимо отметить также тот факт, что дети этого возраста, поступающие в детский дом, характеризуются повышенным уровнем тревожности, низкой учебной мотивацией и низкой познавательной активностью. У них часто выявляется неадекватная самооценка, низкий уровень развития коммуникативных умений, они конфликтны, недисциплинированны и пр.
Поэтому при работе с неуспевающими недостаточно только ликвидировать пробелы в знаниях.
Для достижения хороших результатов необходимо проводить специальные занятия по повышению самооценки ребёнка. Ведь ничто так не способствует успеху, как уверенность в нём, и ничто так не предвещает неудачу, как заведомое её ожидание.
Трудности же ребёнка в сфере общения – ведущий фактор школьной дезадаптации. Нуждаясь в любви и внимании, они не умеют вести себя таким образом, чтобы с ними общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребёнок занимает по отношению к другим негативную позицию.
Таким образом, необходимо готовить детей к школе и помогать младшим школьникам, испытывающим подобные проблемы – комплексно. То есть, развивая познавательные процессы, корректировать и развивать эмоционально-волевую сферу данных воспитанников.
Для решения этих задач была составлена данная программа.
ЦЕЛЬ: Создание условий для успешного обучения, профилактика
школьной дезадаптации воспитанников.
ЗАДАЧИ:
- Развитие интеллектуальной сферы; психических процессов и их произвольности.
- Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей.
- Развитие мотивационно-потребностной сферы воспитанников.
Принципы проведения занятий:
- Индивидуально- личностный подход.
- Целостность процесса психологического воздействия.
- Принцип позитивности.
- Принцип сотрудничества.
- Принцип вариативности.
Занятия адресованы старшим дошкольникам и младшим подросткам. Проводятся как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Особенности организации занятий:
Группа с непостоянным составом, разнополая, возраст участников 7-9 лет, количество участников 5-7 человек.
Занятия продолжительностью 30 минут проводятся 1 раз в неделю.
Цикл занятий рассчитан на работу в течение учебного года и состоит из 2-х параллельно идущих блоков.
- Развитие интеллектуальной сферы
- Развитие эмоционально-волевой сферы
Занятия 1-го блока проводятся исключительно в индивидуальной форме, с учётом особенностей конкретного воспитанника и уровнем его развития.
Допускается вариативность, т.е. на некоторые разделы может быть увеличено количество часов, а по другим уменьшено, в зависимости от потребностей ребёнка.
Занятия 2-го блока проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме с использованием методов игротерапии.
По окончании цикла занятий предполагается получение следующих результатов:
- Формирование уровня развития познавательных процессов, соответствующего возрастным нормам.
- Расширение словарного запаса.
- Формирование «внутренней позиции школьника»
- Формирование адекватной самооценки
- Снижение уровня тревожности.
- Повышение учебной мотивации.
В начале и конце цикла занятий проводится психодиагностическое исследование.
В начале, с целью выявления уровня развития ребёнка, зоны его ближайшего развития.
По окончании занятий, с целью оценки результативности проведённой работы
Используются следующие психодиагностические методики:
- МЭДИС (Методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей. Институт развития одаренности г.Обнинск, 1994 г.)
- Методика исследования интеллекта Векслера (адаптация детского варианта, 1991 г.)
- Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов»/ авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др., 2001 г. В том числе:
- «Корректурная проба»
- «10 слов»
- «Простые аналогии»
- «Исключение понятий / предметов»
- «Составление рассказа»
- «Складывание разрезных картинок» и т.д.
- Анкета для оценки уровня школьной мотивации.
- Изучение самооценки. «Лесенка» С.Г. Якобсон, В.Г. Щур
1. Интеллектуальная сфера | 2.Эмоционально-волевая сфера | |||||||||
№ | Название раздела | Цели, задачи | Содержание | Форма проведения | № | Название раздела | Цели, задачи | Содержание | Форма проведения | Срок |
1.1 | ВНИМАНИЕ | Развитие свойств внимания: концентрации, объёма, переключения и распределения | Задания: «Лабиринт», корректурные пробы, «Найди сходства и различия», «Найди 10 отличий», «Расставь точки», «Послушай и воспроизведи», «Найди ошибки» Игры: «Дорисуй», «Найди пропавшую игрушку», «Скажи наоборот», «Съедобное – несъедобное», «Запрещённое движение» | Индивидуальная | 2.1 | УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ | Повышение учебной мотивации | Поощрение за успехи, мотивирование на дальнейшую работу. Стимулирование познавательной активности. «Расскажи, почему интересно учиться», «Объясни дошкольнику, зачем нужно ходить в школу» | Индивидуальная | Сентябрь |
1. Интеллектуальная сфера | 2.Эмоционально-волевая сфера | |||||||||
№ | Название раздела | Цели, задачи | Содержание | Форма проведения | № | Название раздела | Цели, задачи | Содержание | Форма проведения | Срок |
1.2 | ВОСПРИЯТИЕ | Развитие зрительного и слухового восприятия, восприятия цвета, формы, звука | Задания: «Разрезные картинки», «Посмотри и узнай», «Определи предмет», «Слуховой диктант», «Найди место», «Подбери заплатку», «Определи положение предмета» Игры: «Звуковые загадки», «Волшебная палитра» | Индивидуальная | 2.2 | ЭМПАТИЯ | Формирова- ние доброжела- тельного отношения к окружающим. | Организация выставки рисунков. Совместный анализ работ. Чтение и обсуждение поучительных рассказов (Осеева В. «Синие листья», Ушинский К. «Вместе тесно, а врозь скучно» и пр.) Психологические игры и упражнения: «Глаза в глаза», «Горячий стул», «Жертва», «Сердце доброты» (рисование). | Групповая | Октябрь |
1. Интеллектуальная сфера | 2.Эмоционально-волевая сфера | |||||||||
№ | Название раздела | Цели, задачи | Содержание | Форма проведения | № | Название раздела | Цели, задачи | Содержание | Форма проведения | Срок |
1.3 | ПАМЯТЬ | Развитие различных видов памяти: зрительной, слуховой, слухо-моторной. Развитие опосредован-ного запоминания. Развитие кратковремен-ной и долговремен-ной памяти | Задания: Опосредованное запоминание, «Недостающие картинки», «Запомни и воспроизведи», «Вспомни и покажи», «Нарисуй по памяти», «Пиктограмма». Игры: «Что изменилось?», «Цепочка действий», «Угадай предмет» | Индивидуальная | 2.3 | САМООЦЕНКА | Формирова-ние адекватной самооценки. | Самоанализ выполненных заданий. Психологические игры и упражнения: «Самый-самый», «Я и мой тёзка», «Автопортрет» | Индивидуальная | Ноябрь |
1. Интеллектуальная сфера | 2.Эмоционально-волевая сфера | |||||||||
№ | Название раздела | Цели, задачи | Содержание | Форма проведения | № | Название раздела | Цели, задачи | Содержание | Форма проведения | Срок |
1.4 | РЕЧЬ | Обогащение словарного запаса, активизация речи. | Задания: «Составь рассказ», «Вставь пропущенное слово», «Назови и покажи», «Перескажи сказку» Игры: «Сочиняем сказку», «Съедобное - несъедобное», «Бывает – не бывает» Чтение и пересказ художествен-ной литературы. | Индивидуальная | 2.4 | КУЛЬТУРА РЕЧИ | Знакомство с правилами культуры речи. | Акцентировать внимание на употреблении «вежливых слов» (Здравствуйте, спасибо, пожалуйста, и т.д.) Чтение и обсуждение поучительных рассказов (Осеева В. «Волшебное слово» и пр.) Психологические игры и упражнения: «Попроси игрушку» (вербальный и невербальный варианты) | Индивидуальная, групповая | Декабрь |
1. Интеллектуальная сфера | 2.Эмоционально-волевая сфера | |||||||||
№ | Название раздела | Цели, задачи | Содержание | Форма проведения | № | Название раздела | Цели, задачи | Содержание | Форма проведения | Срок |
1.5 | ВООБРАЖЕНИЕ | Развитие креативности, фантазии ребёнка. | Задания: «Волшебное яйцо», «Нарисуй картину из данного элемента», «Дорисуй картинку», «Волшебный лес», «Закорючки», «Сочиняем сказку» | Индивидуальная | 2.5 | ТРЕВОЖНОСТЬ | Снижение уровня тревожности. | Беседы, эмоциональная поддержка при выполнении заданий, мотивирование на достижение результата, создание ситуаций успеха. Психологические игры и упражнения: «Цветок достижений», «Комплименты», психогимнастика, рисование спиралеобразными линиями. | Индивидуальная | Январь |
1. Интеллектуальная сфера | 2.Эмоционально-волевая сфера | |||||||||
№ | Название раздела | Цели, задачи | Содержание | Форма проведения | № | Название раздела | Цели, задачи | Содержание | Форма проведения | Срок |
1.6 | МЫШЛЕНИЕ | Развитие наглядно-образного, наглядно-действенного мышление. Развитие аналитико-синтетических способностей. | Задания: «Найди сходства и различия», «Группировка предметов», «Четвёртый лишний», «Выдели неподходящий предмет», «Установи последовательность событий », «Что за чем? », «Выложи фигуру», «Разрезные картинки» Игры: «Горячо-холодно», «Отгадай загадку», «Говори наоборот» | Индивидуальная | 2.6 | АГРЕССИВНОСТЬ | Снижение агрессивности, раздражительности и конфликтности. | Спокойная обстановка на занятиях, тихие игры, арттерапии, прослушивание музыки, рисование под музыку. Психологические игры и упражнения: «Бумажные мячики», «Рубка дров», «Доброе животное», «Тух - тиби- дух», «Ласковые лапки» | Индивидуальная | Февраль |
1. Интеллектуальная сфера | 2.Эмоционально-волевая сфера | |||||||||
№ | Название раздела | Цели, задачи | Содержание | Форма проведения | № | Название раздела | Цели, задачи | Содержание | Форма проведения | Срок |
1.7 | ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ | Развитие произвольности психических процессов. | Задания: «Графический диктант», «Лабиринт», «Узор», «Рисование по точкам» Игры: Конструирование по образцу, по схеме. «Море волнуется раз» | Индивидуальная | 2.7 | ВОЛЯ | Развитие произвольности поведения | Акцентировать внимание на том, чтоб доделывать задания до конца, даже если не хочется или не получается. Положительное стимулирование самостоятельности и самоконтроля. «Работа по плану», «Составляем расписание» | Индивидуальная | Март |
1. Интеллектуальная сфера | 2.Эмоционально-волевая сфера | |||||||||
№ | Название раздела | Цели, задачи | Содержание | Форма проведения | № | Название раздела | Цели, задачи | Содержание | Форма проведения | Срок |
1.8 | ТОНКАЯ МОТОРИКА | Развитие тонкой моторики руки | Задания: «Трудные виражи», «Обведи по контуру», «Вырезание из бумаги», «Узор» Игры: «Бусы», «Сортировка», Аппликация, Разукраши-вание, Мозаика. | Индивидуальная | 2.8 | СОТРУДНИЧЕСТВО | Развитие взаимо-помощи, способности к компромиссам. | Организация групповых игр, использование считалок, игры по правилам. Стимулирование взаимопомощи на занятиях. Психологические игры и упражнения: «Дракон», «Слепой и поводырь», «Передай по кругу», | Групповая | Апрель |
Используемая литература:
- Ветрова А.В. Уроки психологического здоровья - М.:Сфера, 2002
- Гудзовская А.А., Сураева Г.З. Я ЕСТЬ! Или САМООПРЕДЕЛЕНИЕ – Самара, 1998
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Издательство «Речь», «ТЦ Сфера», 2002
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. –М.: Новая школа, 2005
- Школьный психолог
- Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы
Программа
коррекционно-развивающих занятий
со старшими дошкольниками и младшими школьниками
«Капитошка»
Педагог-психолог: Ульянова Н.В.
ГКОУ ВО «МЕЛЕХОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»
2012 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Колокола России" тематическое занятие для старших дошкольников
Колокола РоссииТематическое занятие для детейстаршего дошкольного возрастаЗадачи: Приобщать детей к истокам русской народной культуры.Познакомить с историей происхождения колоколов.Развивать инт...
Фронтальное групповое занятие для старших дошкольников с ФФНР "Своя игра"
Обобщающее занятие в группе детей с ФФНР. Повторяется лексический материал по основным программным темам, закрепляются навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов, автоматизируются поставленные на и...
Разработка дополнительной общеобразовательной развивающей программы для старших дошкольников и младших школьников, являющейся пропедевтическим блоком программы по основам информационных технологий
Рассматривается возможность успешного использования в образовательной деятельности основ информационных технологий для старших дошкольников и младших школьников. Разработка программы опирается на шест...
Познавательно-речевое занятие для старших дошкольников "Летняя мозаика"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14372481","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"128","style":"width: 480px; height: 128px;","width":"480"}}]]Занятие обобщает знания...
Использование игровых приемов в работе логопеда по предупреждению школьной дезадаптации у старших дошкольников и младших школьников с ОВЗ
Организация обучения через игру является стимулятором интеллектуального, речевого и эмоционально-волевого развития ребенка. Старшие дошкольники и младшие школьники с ограниченными возможностями здоров...
Методическая разработка занятия для старших дошкольников или учащихся 1-го класса «Путешествие на корабле «Dragonfly» («Стрекоза»)
Пояснительная запискаВо многих странах, таких как Германия, Австрия, Польша, Швейцария, Англия и др. уже с 2002 года проводятся занятия, на которых детей и подростков пытаются увлечь наукой, развить и...
Развитие речевой коммуникации старшего дошкольника и младшего школьника
laquo;Школьное обучениеникогда не начинаетсяс пустого места, а всегдаопирается на определённуюстадию развития,проделанную ребёнком»...