Программа коррекционно-развивающих занятий со старшими дошкольниками и младшими школьниками «Капитошка»
рабочая программа по психологии по теме

Ульянова Надежда Викторовна

 

   Среди воспитанников детского дома есть дети, не готовые к началу регулярного школьному обучению, которые, не смотря на свой возраст (7 лет),  посещают детский сад. Кроме того,  часть детей, обучающихся в начальных классах,  испытывают значительные трудности в обучении. Эти проблемы чаще всего связаны с социально-педагогической запущенностью и недостаточным развитием познавательных процессов.

   Необходимо отметить также тот факт, что дети этого возраста, поступающие в детский дом,  характеризуются повышенным уровнем тревожности, низкой учебной мотивацией и низкой познавательной активностью. У них часто выявляется неадекватная самооценка, низкий уровень развития коммуникативных умений, они конфликтны, недисциплинированны и пр.

  Поэтому при работе с неуспевающими недостаточно только ликвидировать пробелы в знаниях.

    Для достижения хороших результатов необходимо проводить специальные занятия по повышению самооценки ребёнка. Ведь ничто так не способствует успеху, как уверенность в нём, и ничто так не предвещает неудачу, как заведомое её ожидание. 

   Трудности же  ребёнка в сфере общения – ведущий фактор школьной дезадаптации. Нуждаясь в любви и внимании, они не умеют вести себя таким образом, чтобы с ними общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребёнок занимает по отношению к другим негативную позицию.

   Таким образом, необходимо готовить детей к школе и помогать младшим школьникам, испытывающим подобные проблемы  – комплексно. То есть,  развивая познавательные процессы, корректировать и развивать эмоционально-волевую сферу данных воспитанников.

    Для решения этих задач была составлена данная программа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kapitoshka.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

   Среди воспитанников детского дома есть дети, не готовые к началу регулярного школьному обучению, которые, не смотря на свой возраст (7 лет),  посещают детский сад. Кроме того,  часть детей, обучающихся в начальных классах,  испытывают значительные трудности в обучении. Эти проблемы чаще всего связаны с социально-педагогической запущенностью и недостаточным развитием познавательных процессов.

   Необходимо отметить также тот факт, что дети этого возраста, поступающие в детский дом,  характеризуются повышенным уровнем тревожности, низкой учебной мотивацией и низкой познавательной активностью. У них часто выявляется неадекватная самооценка, низкий уровень развития коммуникативных умений, они конфликтны, недисциплинированны и пр.

  Поэтому при работе с неуспевающими недостаточно только ликвидировать пробелы в знаниях.

    Для достижения хороших результатов необходимо проводить специальные занятия по повышению самооценки ребёнка. Ведь ничто так не способствует успеху, как уверенность в нём, и ничто так не предвещает неудачу, как заведомое её ожидание.  

   Трудности же  ребёнка в сфере общения – ведущий фактор школьной дезадаптации. Нуждаясь в любви и внимании, они не умеют вести себя таким образом, чтобы с ними общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребёнок занимает по отношению к другим негативную позицию.

   Таким образом, необходимо готовить детей к школе и помогать младшим школьникам, испытывающим подобные проблемы  – комплексно. То есть,  развивая познавательные процессы, корректировать и развивать эмоционально-волевую сферу данных воспитанников.

    Для решения этих задач была составлена данная программа.

ЦЕЛЬ: Создание условий для  успешного обучения, профилактика    

             школьной дезадаптации воспитанников.

ЗАДАЧИ:

  1. Развитие интеллектуальной сферы; психических процессов и их произвольности.
  2. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей.
  3. Развитие мотивационно-потребностной сферы воспитанников.

               

Принципы проведения занятий:

  1. Индивидуально- личностный подход.
  2. Целостность процесса психологического воздействия.
  3. Принцип позитивности.
  4. Принцип сотрудничества.
  5. Принцип вариативности.

Занятия адресованы старшим дошкольникам и младшим подросткам. Проводятся как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Особенности организации занятий:

Группа с непостоянным составом, разнополая, возраст участников 7-9 лет, количество участников 5-7 человек.

 Занятия продолжительностью 30 минут проводятся 1 раз в неделю.

 Цикл занятий рассчитан на работу в течение учебного года  и состоит из 2-х  параллельно идущих блоков.

  1. Развитие интеллектуальной сферы
  2. Развитие эмоционально-волевой сферы

  Занятия 1-го блока проводятся исключительно в индивидуальной форме, с учётом особенностей конкретного воспитанника и уровнем его развития.

  Допускается вариативность, т.е. на некоторые разделы может быть увеличено количество часов, а по другим уменьшено, в зависимости от потребностей ребёнка.

   Занятия 2-го блока проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме с использованием методов игротерапии.

По окончании цикла занятий предполагается получение следующих результатов:

  • Формирование уровня развития познавательных процессов, соответствующего возрастным нормам.
  • Расширение словарного запаса.
  • Формирование «внутренней позиции школьника»
  • Формирование адекватной самооценки
  • Снижение уровня тревожности.
  • Повышение учебной мотивации.

В начале и конце цикла занятий проводится психодиагностическое исследование.

В начале, с целью выявления уровня развития ребёнка, зоны его ближайшего развития.

По окончании занятий, с целью оценки результативности проведённой работы

Используются  следующие психодиагностические методики:

  • МЭДИС (Методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей. Институт развития одаренности г.Обнинск, 1994 г.)
  • Методика исследования интеллекта Векслера (адаптация детского варианта, 1991 г.)
  • Диагностический комплект «Исследование особенностей развития       познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов»/ авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др., 2001 г.            В том числе:

              -   «Корректурная проба»

              -  «10 слов»

              -  «Простые аналогии»

              -  «Исключение понятий / предметов»

              -  «Составление рассказа»                

                           -  «Складывание разрезных картинок» и т.д.

  • Анкета для оценки уровня школьной мотивации.
  • Изучение самооценки.  «Лесенка» С.Г. Якобсон, В.Г. Щур

1. Интеллектуальная сфера

2.Эмоционально-волевая сфера

Название раздела

Цели, задачи

Содержание

Форма

проведения

Название раздела

Цели, задачи

Содержание

Форма

проведения

Срок

1.1

ВНИМАНИЕ

Развитие свойств внимания: концентрации, объёма, переключения и распределения

Задания:  «Лабиринт», корректурные пробы, «Найди сходства и различия», «Найди 10 отличий», «Расставь точки», «Послушай и воспроизведи», «Найди ошибки»


Игры:

«Дорисуй», «Найди пропавшую игрушку», «Скажи наоборот», «Съедобное – несъедобное», «Запрещённое движение»

Индивидуальная

2.1

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ

Повышение учебной мотивации

Поощрение за успехи, мотивирование на дальнейшую работу. Стимулирование познавательной активности.

 

«Расскажи, почему интересно учиться», «Объясни дошкольнику,  зачем нужно ходить в школу»

Индивидуальная

Сентябрь

1. Интеллектуальная сфера

2.Эмоционально-волевая сфера

Название раздела

Цели, задачи

Содержание

Форма

проведения

Название раздела

Цели, задачи

Содержание

Форма

проведения

Срок

1.2

ВОСПРИЯТИЕ


Развитие зрительного и слухового восприятия, восприятия цвета, формы, звука


Задания:  «Разрезные картинки», «Посмотри и узнай»,

«Определи предмет», «Слуховой диктант»,

«Найди место», «Подбери заплатку», «Определи положение предмета»


Игры: «Звуковые загадки», «Волшебная палитра»




Индивидуальная

2.2

ЭМПАТИЯ


Формирова-

ние доброжела-

тельного отношения к окружающим.


Организация выставки рисунков. Совместный анализ работ.

Чтение и обсуждение поучительных рассказов

(Осеева В. «Синие листья», Ушинский К. «Вместе тесно, а врозь скучно» и пр.)


Психологические игры и упражнения: «Глаза в глаза», «Горячий стул», «Жертва»,  «Сердце доброты» (рисование).

Групповая

Октябрь


1. Интеллектуальная сфера


2.Эмоционально-волевая сфера

Название раздела

Цели, задачи

Содержание

Форма

проведения

Название раздела

Цели, задачи

Содержание

Форма

проведения

Срок

1.3

ПАМЯТЬ


Развитие различных видов памяти: зрительной, слуховой, слухо-моторной. Развитие опосредован-ного запоминания.

Развитие кратковремен-ной и долговремен-ной памяти


Задания:  Опосредованное запоминание, «Недостающие картинки», «Запомни и воспроизведи», «Вспомни и покажи», «Нарисуй по памяти», «Пиктограмма».


Игры:  «Что изменилось?», «Цепочка действий», «Угадай предмет»


Индивидуальная

2.3

САМООЦЕНКА


Формирова-ние адекватной самооценки.


Самоанализ выполненных заданий.


Психологические игры и упражнения: «Самый-самый»,  «Я и мой тёзка», «Автопортрет»

Индивидуальная

Ноябрь


1. Интеллектуальная сфера


2.Эмоционально-волевая сфера

Название раздела

Цели, задачи

Содержание

Форма

проведения

Название раздела

Цели, задачи

Содержание

Форма

проведения

Срок

1.4

РЕЧЬ

Обогащение словарного запаса, активизация речи.

Задания:  «Составь рассказ», «Вставь пропущенное слово», «Назови и покажи», «Перескажи сказку»


Игры:  «Сочиняем сказку», «Съедобное - несъедобное», «Бывает – не бывает»


Чтение и пересказ художествен-ной литературы.

Индивидуальная

2.4

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Знакомство с правилами культуры речи.

Акцентировать внимание на употреблении «вежливых слов» (Здравствуйте, спасибо, пожалуйста, и т.д.)

Чтение и обсуждение поучительных рассказов (Осеева В. «Волшебное слово» и пр.)


Психологические игры и упражнения: «Попроси игрушку» (вербальный и невербальный варианты)

Индивидуальная,

групповая

Декабрь


1. Интеллектуальная сфера


2.Эмоционально-волевая сфера

Название раздела

Цели, задачи

Содержание

Форма

проведения

Название раздела

Цели, задачи

Содержание

Форма

проведения

Срок

1.5

ВООБРАЖЕНИЕ

Развитие креативности, фантазии ребёнка.


Задания:  «Волшебное яйцо», «Нарисуй картину из данного элемента», «Дорисуй картинку», «Волшебный лес», «Закорючки», «Сочиняем сказку»

Индивидуальная

2.5

ТРЕВОЖНОСТЬ

Снижение уровня тревожности.


Беседы, эмоциональная поддержка при выполнении заданий, мотивирование на достижение результата, создание ситуаций успеха.


Психологические игры и упражнения: «Цветок достижений», «Комплименты»,  психогимнастика, рисование спиралеобразными линиями.


Индивидуальная

Январь

1. Интеллектуальная сфера

2.Эмоционально-волевая сфера

Название раздела

Цели, задачи

Содержание

Форма

проведения

Название раздела

Цели, задачи

Содержание

Форма

проведения

Срок

1.6

МЫШЛЕНИЕ

Развитие наглядно-образного, наглядно-действенного мышление. Развитие аналитико-синтетических способностей.

Задания:  «Найди сходства и различия»,  «Группировка предметов»,  «Четвёртый лишний», «Выдели неподходящий предмет», «Установи последовательность событий », «Что за чем? »,  «Выложи фигуру»,  «Разрезные картинки»

Игры:  «Горячо-холодно», «Отгадай загадку»,  «Говори наоборот»

Индивидуальная

2.6

АГРЕССИВНОСТЬ

Снижение агрессивности, раздражительности и конфликтности.

Спокойная обстановка на занятиях, тихие игры, арттерапии, прослушивание музыки, рисование под музыку.


Психологические игры и упражнения: «Бумажные мячики», «Рубка дров», «Доброе животное», «Тух - тиби- дух», «Ласковые лапки»

Индивидуальная

Февраль


1. Интеллектуальная сфера


2.Эмоционально-волевая сфера

Название раздела

Цели, задачи

Содержание

Форма

проведения

Название раздела

Цели, задачи

Содержание

Форма

проведения

Срок

1.7

ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ


Развитие произвольности психических процессов.


Задания:  «Графический диктант», «Лабиринт», «Узор», «Рисование по точкам»


Игры: Конструирование по образцу, по схеме.

«Море волнуется раз»

Индивидуальная

2.7

ВОЛЯ


Развитие произвольности поведения


Акцентировать внимание на том, чтоб доделывать задания до конца, даже если не хочется или не получается.


Положительное стимулирование самостоятельности и самоконтроля.


«Работа по плану», «Составляем расписание»






Индивидуальная

Март

1. Интеллектуальная сфера

2.Эмоционально-волевая сфера

Название раздела

Цели, задачи

Содержание

Форма

проведения

Название раздела

Цели, задачи

Содержание

Форма

проведения

Срок

1.8

ТОНКАЯ МОТОРИКА


Развитие тонкой моторики руки


Задания:   «Трудные виражи», «Обведи по контуру», «Вырезание из бумаги», «Узор»


Игры: «Бусы», «Сортировка», Аппликация, Разукраши-вание, Мозаика.

Индивидуальная

2.8

СОТРУДНИЧЕСТВО


Развитие взаимо-помощи, способности к компромиссам.


Организация групповых игр, использование считалок, игры по правилам.

Стимулирование взаимопомощи на занятиях.


Психологические игры и упражнения: «Дракон», «Слепой и поводырь», «Передай по кругу»,


Групповая

Апрель

Используемая литература:

  1. Ветрова А.В. Уроки психологического здоровья - М.:Сфера, 2002
  2. Гудзовская А.А., Сураева Г.З. Я ЕСТЬ! Или САМООПРЕДЕЛЕНИЕ – Самара, 1998
  3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Издательство «Речь», «ТЦ Сфера», 2002
  5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. –М.: Новая школа, 2005
  6. Школьный психолог
  7. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы

               

   

   

 Программа

коррекционно-развивающих занятий

со старшими дошкольниками и младшими школьниками

«Капитошка»

Педагог-психолог: Ульянова Н.В.

ГКОУ ВО  «МЕЛЕХОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»

2012 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Колокола России" тематическое занятие для старших дошкольников

Колокола РоссииТематическое занятие для детейстаршего дошкольного возрастаЗадачи: Приобщать детей к истокам русской народной культуры.Познакомить с историей происхождения колоколов.Развивать инт...

Фронтальное групповое занятие для старших дошкольников с ФФНР "Своя игра"

Обобщающее занятие в группе детей с ФФНР. Повторяется лексический материал по основным программным темам, закрепляются навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов, автоматизируются поставленные на и...

Разработка дополнительной общеобразовательной развивающей программы для старших дошкольников и младших школьников, являющейся пропедевтическим блоком программы по основам информационных технологий

Рассматривается возможность успешного использования в образовательной деятельности основ информационных технологий для старших дошкольников и младших школьников. Разработка программы опирается на шест...

Познавательно-речевое занятие для старших дошкольников "Летняя мозаика"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14372481","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"128","style":"width: 480px; height: 128px;","width":"480"}}]]Занятие обобщает знания...

Использование игровых приемов в работе логопеда по предупреждению школьной дезадаптации у старших дошкольников и младших школьников с ОВЗ

Организация обучения через игру является стимулятором интеллектуального, речевого и эмоционально-волевого развития ребенка. Старшие дошкольники и младшие школьники с ограниченными возможностями здоров...

Методическая разработка занятия для старших дошкольников или учащихся 1-го класса «Путешествие на корабле «Dragonfly» («Стрекоза»)

Пояснительная запискаВо многих странах, таких как Германия, Австрия, Польша, Швейцария, Англия и др. уже с 2002 года проводятся занятия, на которых детей и подростков пытаются увлечь наукой, развить и...

Развитие речевой коммуникации старшего дошкольника и младшего школьника

laquo;Школьное обучениеникогда не начинаетсяс пустого места, а всегдаопирается на определённуюстадию развития,проделанную ребёнком»...