Календарно - тематическое планирование. Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по развитию познавательных процессов младших школьников.
методическая разработка по психологии по теме

Бахтина Софья Эдуардовна

Целью данной коррекционно-развивающей программы является развитие психических познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.

     Задачи программы состоят в следующем: создать комфортные коррекционно-развивающие условия для младших школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей детей; способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у младших школьников; создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование. Индивидуальная коррекционно – развивающая программа по развитию познавательных процессов младших школьников.

Разработала:

 педагог – психолог Бахтина С. Э.

2013 г.

      Целью данной коррекционно-развивающей программы является развитие психических познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.

     Задачи программы состоят в следующем: создать комфортные коррекционно-развивающие условия для младших школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей детей; способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у младших школьников; создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.

    Форма проведения программы: индивидуальные (подгрупповые) занятия по 30 - 40 минут один раз в неделю.  

    Средства проведения: детская игра, элементы психогимнастики, беседа, изотерапия, направленные на повышение сплоченности группы, развитие памяти, мышления, внимания, внутренней активности детей, развитие навыков общения.

    Осуществление данной программы предполагает следующие этапы:

- ориентировочный (знакомство, создание положительного эмоционального фона, проведение диагностики, консультирование педагогов и родителей);

- основной (проведение коррекционно-развивающих занятий);

- заключительный (повторная диагностика, подведение итогов, разработка рекомендаций для педагогов и родителей).

№ п/п

Тема занятия

Развивающие задачи

Основные содержательные аспекты занятия

1

        

«Давай познакомимся»

Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям. Адаптация ребенка к новым формам взаимодействия.

Представление психологом себя и нового курса занятий. Правила знакомства, процедура знакомства с человеком и с группой людей.

2

«Смешной и грустный Человек. Рассеянный»

Развитие произвольного внимания и восприятия.

 Формирование мотивационной направленности на действие контроля.

Значение внимания в жизни человека.

 Как внимание помогает учиться. Способы развития и тренировки внимания.

3

Что такое память?

Раскрыть понятие памяти и её роли в жизни человека, познакомить с видами памяти.

Развиваем память.

Тренируем память.

Задания и упражнения на развитие видов памяти.

4

«Секреты нашей памяти»

Расширение объема и развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. Формирование произвольного восприятия и воспроизведения.

Информация о возможностях челове- ческой памяти. Анализ трудностей запоминания и воспроизведения. Приемы развития зрительной и слуховой памяти. Мотивация на запоминание.

5

Что такое мышление?

Раскрыть понятие «мышление», его виды.

Задания и упражнения на развитие видов мышления.

Конспект занятия.

6

Тренируем мышление.

Задания и упражнения на развитие видов мышления.

Конспект занятия.

7

«Развиваем мышление»

Развитие аналитического мышления. Развитие понятийного и образного обобщения.

Анализ, сравнение и обобщение объектов в форме парного сотрудничества. Взаимная помощь и контроль.

8-9

Что такое восприятие? Виды восприятий.

Закрепить понятия «восприятие», «ощущение»; раскрыть приёмы восприятия величины, цвета, формы, восприятия, пространства, движения, времени.

Конспект занятия.

10

«Как мы воспринимаем информацию»

Развитие целостности и осознанности восприятия.

 Развитие произвольного внимания. Формирование мотивационной направленности на действия внимания и восприятия.

 Диагностика особенностей восприятия.

Особенности восприятия человеком предметов окружающего мира, Диагностика целостности восприятия. Развитие внимания и восприятия в играх и упражнениях.

11-12

Развиваем пространственные ориентации.

Задания и упражнения на развитие пространственных ориентации.

Конспект занятия.

13-14

Развитие временных отношений.

Задания и упражнения на развитие временных отношений.

Конспект занятия.

15

Развитие наблюдательности.

Задания и упражнения на развитие наблюдательности.

Конспект занятия.

16

Развиваем связи правого и левого полушария и мелкую моторику рук.

Задания и упражнения на развитие связи левого и правого полушария с помощью пальчиковых игр.

Конспект занятия.

17-18

Что такое внимание? Виды и свойства внимания.

Раскрыть понятие «внимание», его виды (произвольное-непроизвольное», «внешнее и внутреннее), свойства (концентрация, распределение, переключение)

Конспект занятия.

19

«Учимся отвечать на вопросы»

Формирование умения строить суждения как ответ на вопрос. Развитие умения ориентироваться в тексте для ответа на вопрос

Как можно ответить на поставленный вопрос {верно—неверно, полно- кратко, точно—неточно). Упражнение в построении суждений для ответа

20-21

«Развиваем память»

Обучение приемам логического, ассоциативного и образного запоминания.

Как запомнить больше и лучше. Связи между запоминаемым. Логическая цепочка запоминаемого. Образы при запоминании.

22

«Образ и мысль»

Развитие мышления и речи на основе

 образов.

Построение последовательного ряда сюжетных картин. Создание образа на основе отдельных понятий и его логическая вербализация.

23-24

        

«Думаем играя»

Развитие аналитической наблюдательности и произвольного внимания.

 Формирование умения строить суждения на основе наблюдений.

Кого называют наблюдательным человеком.

 Почему важно уметь наблюдать. Установление причинно-следственных отношений на основе житейских наблюдений

25-26

«Необычное в обычном»

Развитие функции анализа и аналитического сравнения. Формирование умения строить суждения на основе наблюдений.

Анализ и сравнение признаков раз личных предметов. Поиск недостающих признаков. Что можно и что нельзя сравнивать. Упражнения по аналитическому сравнению.

27

«Как Колобок превращается в Кубик»

Анализ существенных и несущественных признаков. Сравнение предметов

Выделение «главных» и «неглавных» признаков объекта. Поиск существенных признаков. Синтезирование объекта по его признакам

28-29

«Общее в различном»

Развитие обобщения на наглядно- образном и вербальном уровне. Обучение приемам групповой (парной) работы

Выделение существенных признаков в различных объектах для обобщения в новое понятие

Итоговая диагностика познавательной деятельности. Проверка эффективности программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Развитию связной речи» для школ VIII вида.

Программа предназначена для работы с учащимися специальной коррекционной школы VIII вида. Данная программа учитывает концептуальное положение общей и специальной (коррекционной) педагогики. Она ...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа на развитие внимания, памяти, мышления

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа на развитие внимания, памяти, мышления...

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Цели программы-  Развитие и коррекция  познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти);- формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции...

Планирование индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности по развитию ориентировки в пространстве

Дети с тяжелыми нарушениями речи  затрудняются дифференцировать понятия «справа» и «слева», а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле. Пространственные...

Городская педагогическая конференция (секция специалистов по психологии, социологии, логопедии) Тема выступления: Использование коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у младших школьников «Путешествие в страну Размышляндию»

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление...

Календарно - тематическое планирование индивидуальной коррекционной работы для учащегося 2 класса. ЗПР (В.7.2) по коррекции смешанная дисграфия

Календарно - тематическое планирование индивидуальной  коррекционной работы для учащегося 2 класса. ЗПР (В.7.2) по коррекции смешанная дисграфия (дисграфия на почве недоразвития языкового ан...

Календарно – тематическое планирование к рабочей программе учителя-дефектолога групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности "Мир вокруг нас"

Календарно – тематическое планирование к рабочей программе учителя-дефектолога групповых коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной деятельности "Мир вокруг нас" с обу...