Планирование индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности по развитию ориентировки в пространстве
учебно-методический материал

Лаптева Инна Алексеевна

Дети с тяжелыми нарушениями речи  затрудняются дифференцировать понятия «справа» и «слева», а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле. Пространственные нарушения проявляются и при рисовании, и при письме. Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. С трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

Объем зрительной памяти детей с общим недоразвитием речи практически не отличается от нормы. Исключение касается возможности продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми с дизартрией. Это связано с выраженными нарушениями восприятия формы, слабостью пространственных представлений. С понижением уровня речевого развития понижается уровень слуховой памяти. Дети с недоразвитием речи имеют ряд особенностей мышления. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем мире, о свойствах и функциях предметов, возникают трудности в установлении предметно-следственных связей. Проблемную ситуацию оценивают поверхностно. Им характерны недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость воображения. У детей с тяжёлыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжёлыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

Коррекционно-развивающая деятельность направлена на выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся данной категории с учётом особенностей психофизического развития и их индивидуальных возможностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности по развитию ориентировки в пространстве

Сроки реализации

Содержание работы

Средства реализации

октябрь

1.Совершенствовать опыт моторной ориентировки в пространстве с учетом основных направлений.

2. Расширять представления о пространственных отношениях

3. Учить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию

4. Учить детей ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине)

Д.и. «Найди пакет», «Найди флажок»

Д.и. «Катина квартира», «Поможем кукле расставить мебель», «Что где стоит»

Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади Юра

«Составь такой же узор», «Расставь игрушки как у меня и расскажи как ты их поставил»

ноябрь

1. Совершенствовать опыт моторной ориентировки в пространстве с учетом основных направлений.

2. Формировать знания о правилах дорожного движения

3. Учить составлять план расстановки мебели в кукольной комнате, пользуясь заместителями предметов

Д.и. «Разведчики» (до 5 направлений сразу), игры в жмурки «Накорми лошадку», «Стук-стук в барабан»

Д.и. «Улица»

Д.и. «Маша купила новую мебель»

декабрь

1.Расширять представления о пространственных отношениях (слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между)

2. Расширять опыт ориентировки на плоскости по основным пространственным направлениям

3. Учить читать план-схему кукольной комнаты

Д.и. «Что где находится?», «Лисьи прятки»

Д.и. «Подбери парные карточки»

Д.и. «Куда спрятался жучок?», «Где Маша?», «Расставь мебель в кукольном уголке так, как нарисовано на карте»

январь

1. Учить ориентироваться на плоскости листа. Познакомить с промежуточными направлениями.

2. Учить ориентироваться от другого человека, от разных предметов.

3. Учить составлять план группы

Д.и. «Расскажи про свой узор»

Задание: встать справа или слева от Тани, впер6еди или позади ее;

- занять определенное пространственное положение по отношению к указанному предмету;

- охарактеризовать свое место в пространстве относительно того или иного предмета;

- расположить определенным образом один или несколько предметов относительно указанного ориентира.

Назовите каждый предмет изображенный на карте-схеме. Покажите и назовите предмет в комнате, а потом найдите его на карте-схеме.

февраль

1. Закрепить умение читать карту-схему группы

 Учить соотносить элементы плана и пространства

2. Формировать знания о правилах дорожного движения

3. Учить передвигаться в заданном направлении по ориентирам.

Д.и. «Перевозка груза»

Д.и. «Чье это место?», «Поменяйтесь местами»

Д.и. «На улице»

«Запомни ориентир и нарисуй на карте», «Найди по ориентирам игрушку»

март

1. Учить располагать предметы в реальном пространстве по схеме; словесно обозначать расположение предметов в пространстве соответствующими терминами: справа, слева, впереди, посередине, сзади, вверху, внизу

2. Совершенствовать умение детей передвигаться в заданном направлении по ориентирам и без них

3. Упражнять в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе

Д.и. «Разложи предметы как на схеме», «Скажи, что где находится»

Д.и. «Найди предмет по указанным ориентирам», «Помоги найти дорогу белочке»

Д.и. «Добавь слово»

апрель

1. Учить передвигаться в заданном пространстве ориентируясь по стрелке

2. Совершенствовать умение детей ориентироваться на листе бумаги

3. Учить составлять план участка.

Д.и. «Стрелки», «Казаки-разбойники»

Графический диктант

Изучают условные знаки, которыми на карте-схеме обозначаются предметы (деревья, кусты, игровое и спортивное оборудование, расцветку обозначений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия, разработанного для подготовительной коррекционной группы. Тема: Коррекция психических процессов и развитие речи в рамках изучения лексической темы «Дикие животные»

Данное индивидуальное коррекционно-развивающее занятие предназначено для проведения в подготовительной коррекционной группе для детей с различной  речевой и интеллектуальной патологией. Оно позво...

Особенности активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по ознакомлению с окружающим в условиях детского дома-интерната

Данная статья посвещена особенностям активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-разви...

Календарно - тематическое планирование. Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по развитию познавательных процессов младших школьников.

Целью данной коррекционно-развивающей программы является развитие психических познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.     Задачи программы состоят в...

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Развитию связной речи» для школ VIII вида.

Программа предназначена для работы с учащимися специальной коррекционной школы VIII вида. Данная программа учитывает концептуальное положение общей и специальной (коррекционной) педагогики. Она ...

Открытое индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения в старшей группе

Открытое индивидуальные, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с использованием современных педагогических технологий....

Аннотация к рабочей программе учителя-дефектолога индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию простых стереотипов продуктивной деятельности "Я - ученик"

Аннотация к рабочей программе учителя-дефектолога индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию простых стереотипов продуктивной деятельности "Я  - ученик" с обучающимся с...