Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия, разработанного для подготовительной коррекционной группы. Тема: Коррекция психических процессов и развитие речи в рамках изучения лексической темы «Дикие животные»
план-конспект по теме

Данное индивидуальное коррекционно-развивающее занятие предназначено для проведения в подготовительной коррекционной группе для детей с различной  речевой и интеллектуальной патологией. Оно позволяет развивать нарушенные или несформированные психические процессы (внимание, восприятие, память) и, в том числе, корригировать некоторые стороны речи ребенка. Разнообразные задания и и нтересный наглядный  материал стимулируют интерес ребенка в ходе всего занятия и добиться хороших результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_korrekcionno.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия, разработанного для  подготовительной

коррекционной группы.

Тема: Коррекция психических процессов и развитие речи в рамках изучения лексической темы «Дикие животные»

Цель: развитие нарушенных психических процессов, в т.ч. коррекция  всех сторон речи.

Задачи: 1)  продолжать учить выполнять 2-3-х ступенчатую инструкцию педагога, продолжать учить ориентироваться в заданиях педагога, учить грамотно строить ответы на вопросы педагога, используя в речи простые распространённые предложения, ориентируясь на формулировку вопроса, организовывать своё рабочее место, работать с наглядностью по теме;

               2)  коррегировать зрительную память посредством коррекционно-развивающего упражнения «Что изменилось?», «Чего не хватает?», кратковременное и долговременное запоминание, пространственную ориентировку на плоскости посредством работы с таблицей «Дикие  животные», коррегировать фонематическое внимание, слух, восприятие на основе работы над составлением схемы слова, определением позиции звука в слове, развивать речевое дыхание посредством дыхательных упражнений, коррегировать общую, мелкую, артикуляционную моторику посредством работы с мозаикой, выполнения логоритмического, динамического, пальчикового упражнений, коррегировать зрение с помощью упражнения для глаз и игры «Лабиринт», коррегировать лексико-грамматическую, звукопроизносительную стороны речи посредством игры «Лабиринт», таблицы «Дикие животные», работы с чистоговоркой, работать над расширением и активизацией словарного запаса, развитием связной устной речи, коррегировать темп, ритм, чёткость, мелодику речи посредством работы над чистоговоркой, коррегировать звукопроизношение, автоматизировать звук л в чистоговорке, в словах;

                3)  воспитание учебной мотивации, познавательного интереса.

Оборудование: предметные картинки «Дикие животные», папка «Артикуляционные упражнения в стихах и картинках», чистоговорки, пособие «Лабиринт», мозаика с синими, красными, зелёными фишками, картина «Самолёт-пароход», звуковой молоточек, звуковая линейка, таблица «Дикие животные».

Ход занятия:

(1) Организационный момент занятия.

- правильная посадка: повторение правил;

- повторение правил работы на занятии;

- организация рабочего места.

(2) Зрительное и дыхательные упражнения.

1) вдох через левую ноздрю – смотрим наверх доски, выдох через правую ноздрю – смотрим на ноготь большого пальца.

2) вдох – рука на диафрагме, плечи поднимаем – через нос; выдох – через открытый рот: произносим непрерывно гласные звуки (а-о-у-ы), плечи вниз.

(3) Основная часть занятия.

1) Сообщение темы и задач занятия.

2) Коррекционно-развивающее упражнение на развитие зрительной памяти.

«Что изменилось?» (предъявляется предметная картинка с изображением волка, затем предлагается отыскать ее среди десяти – двенадцати других картинок: заяц, белка, еж, лось, медведь, лиса, олень, барсук, рысь, крот.

- Кто это?

- Посмотри на картинки и найди среди них ту, которую я тебе показывала (волк).

- «Что изменилось?» (меняю картинки местами);

- «Чего не хватает?» ( убираю 2 картинки).

3) Коррекция пространственной ориентировки на листе бумаги (на плоскости), повторение пространственных предлогов и наречий:            

Работа с таблицей «Дикие животные».

- Назови животных.

- Кто находится в левом верхнем углу?

- Кто находится в правом нижнем углу?

- Кто находится между…?

- Кто находится над…?

- Кто находится под…?

- Где находится белка?

- Где находится медведь?

- А кого здесь не хватает?

- Кто здесь лишний? Почему ты так решил?

4) Логоритмическое упражнение «Зайцы».

Скачет зайка косой («2пальца»)

Под высокой сосной («локоть – ладонь»)

Под другою сосной («локоть – ладонь»)

Скачет зайка второй («два пальца»)

5) Коррекционно- развивающая игра «Лабиринт».

 

К.                                                                1

К.                                                                2

К.                 3

- Проследи глазами от картинки с изображением животного к цифре.

- Картинка с изображением какого животного соответствует ц. 1?

- Картинка с изображением какого животного соответствует ц. 3?

- А кокой цифре соответствует картинка с изображением волка?

- А теперь вспомни и назови слова по порядку (первое слово: белка, второе слово: волк, третье слово: лиса).

- игра в игре «Один – много»:

Белка – белки

Волк – волки

Лиса – лисы

6) Коррекция фонематической стороны речи, фонематического недоразвития:

Звуковой, слоговой анализ слова «волки».

- выкладывается схема из фишек синего, зеленого, красного цветов на мозаичной решетке (коррекция мелкой моторики) по следам анализа;

- «звуковое чтение»;

- слоговой анализ (шаги, хлопки, «дольки»).

- ударный – безударный гласные;

- деление слова.

7)Динамическая пауза «Волк и зайцы».

Серый волк по лесу рыщет

Он трусишек-заек ищет.

(«волк» - «зайчик»)

8) Артикуляционное упражнение с опорой на папку-пособие «Артикуляционные упражнения в стихах и картинках».

«Заборчик», «Трубочка», «Окошко», «Лопатка», «Маляр», «Чистим зубки».

9) Упражнение на отработку правильного артикуляционного уклада «Пароход гудит – самолёт летит».

10) Автоматизация звука [л] в чистоговорке.

(Коррекция  темпа, ритма, внятности, мелодики речи. Развитие фонематического слуха.)

Волк на лужайке,

Задрожали зайки.

- Сопряжённое с логопедом проговаривание чистоговорки в разном темпе, с разными интонациями , с отстукиванием темпа ладонью:

  1. Растягиваем гласные, медленно;
  2. Проговариваем по слогам;
  3. Проговариваем целыми словами медленно, быстрее, быстрее, быстро.
  4. Проговариваем с вопросительной, восклицательной, повествовательной интонациями.

- Самостоятельное проговаривание чистоговорки в заданном темпе (темп задаёт педагог).

- Определение слов, в которых есть звуки [л],[ль].

- Определение в этих словах позиции данных звуков(работа со звуковой линейкой).

(4) Подведение итогов занятия.

- Что мы делали на занятии? - Что тебе больше всего понравилось?

- Вспомни, какая картинка соответствовала цифре 3 в игре «Лабиринт»?

(коррекция долговременного запоминания)

(5) Оценивание работы воспитанника на занятии.

  Поощрение.(отстукивание темпа, заданного логопедом)